Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплин и виды занятий




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.В.ОД.2 АНАТОМИЯ

 

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки Физическая культура

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения заочная

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден 04.12.2015 № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Физическая культура), утвержденного Ученым советом ФГБОУ «АГГПУ» (от 15 марта 2016 г., протокол № 11/1).

 

 

Распределение по семестрам

 

Номер семестра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем час/з.е. в том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
Устано-вочная 72/2       -   - -
  36/1   -   -   - Экзамен
Всего 108/3       -   - Экзамен

 

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельдисциплины: формирование систематизированных знаний в области анатомии человека (строение и закономерности формирования тела человека с позиций современной функциональной анатомии и с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого; влияние физической культуры и спорта на структуры тела).

Задачи дисциплины:

– изучить анатомическое и морфологическое строение тела человека;

– рассмотреть топографию и строение систем и отдельных органов человека;

– сформировать теоретическую базу для дальнейшего изучения физиологии человека и других дисциплин биологического цикла.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Анатомия» относится к обязательным дисциплинам вариативной части (Б3.В.ОД.2).

Для освоения дисциплины «Анатомия» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения курсов «Физиология физического воспитания и спорта», «Биомеханика» и для последующего прохождения педагогической практики.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общепрофессиональных компетенций:

- способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2).

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

– анатомию тела человека с учетом возрастно-половых особенностей (уровни структурной организации;

– строение, топография и функции органов и функциональных систем; основы проекционной анатомии;

– основы анализа положений и движений тела с позиций влияния на него внешних и внутренних сил;

– специфику влияния на анатомические структуры тела систематических занятий физической культурой и спортом;

уметь:

– четко и обоснованно формулировать сведения об анатомических особенностях тела в возрастно-половом аспекте и с учетом влияния специфических спортивных нагрузок; профессионально выражать позиции анатомического анализа положений и движений тела;

– уметь объяснить и показать основные ориентиры и проекции, оси, линии, плоскости, возможности движения в подвижных соединениях частей тела;

владеть:

– навыками определения типа телосложения, анатомического анализа положений и движений тела; оценки морфологических показателей физического развития;

– способностью предвидеть и по возможности снижать негативные влияния различных видов спорта на анатомические структуры (кости, связки, мышцы и т.д.), специфические спортивные травмы и их последствия.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Устано-вочная    
Аудиторные занятия (всего)        
В том числе:        
Лекции (Л)        
Практические занятия (ПЗ)        
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе:        
Выполнение домашних заданий        
Подготовка к тестированию        
Подготовка к практическим занятиям        
Вид промежуточной аттестации: экзамен   экзамен  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы        
       

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов (модулей) дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Анатомия как наука. Опорно-двигательный аппарат   Анатомия как наука. Опорно-двигательный аппарат.(Л) Содержание: Определение анатомии. Классификация анатомических наук. Скелет как часть ОДА. Кость как орган. Строение и классификация костей. Соединение костей. Скелет головы (череп). Осевой и добавочный скелет. Мышцы туловища и шеи. Мышцы головы. Мимическая и жевательная мускулатура. Мышцы верхней конечности. Мышцы нижней конечности. Дыхательные мышцы.
  Нервная система. Анализаторы   Нервная система.(Л) Содержание: Серое и белое вещество мозга, центральный и периферический отделы нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. Отделы головного мозга. Ретикулярная формация. Добавочный мозг, продолговатый мозг. Задний мозг. Общая морфология моста, ножек и четверохолмия. Промежуточный мозг. Общая морфология зрительных бугров, подбугорной и надбугорной областей. Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий, их доли, основные борозды и извилины. Кора, ее микроскопическое строение. Основные анатомические особенности автономной нервной системы. Симпатический отдел. Симпатический ствол: симпатические узлы и нервы. Парасимпатический отдел, его центральные нейроны, пути выхода парасимпатических волокон на периферию, их узлы и области иннервации. Орган зрения, слуха, равновесия, кожа.
  Сердечно-сосудистая и дыхательная системы.   Сердечно-сосудистая и дыхательная системы.(П) Содержание: Значение сосудистой системы. Деление сосудистой системы на кровеносную и лимфатическую. Круги кровообращения. Капилляры, вены и артерии. Строение сердца: стенки, полости, клапаны. Сосуды малого круга кровообращения. Ветви дуги аорты, грудная и брюшная аорты. Система верхней и нижней полых вен. Носовая полость. Гортань, ее хрящи, суставы, связки, мышцы, полость. Гортань как орган голосообразования. Трахея и бронхи. Легкие: топография, доли, поверхности, корень легкого, ворота легкого. Ацинус – структурно-функциональная единица легкого. Плевральная полость. Средостение.
  Мочеполовая система   Мочеполовая система. (Самостоятельное изучение) Содержание: Почки. Нефрон – структурно-функциональная единица. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал и сфинктеры. Мужские половые органы. Яички. Семявыносящий проток, семенной канатик. Предстательная железа и семенные пузырьки. Мочеполовой канал и пещеристые тела. Женские половые органы. Эмбриогенез. Яичники, маточные трубы, матка, их связки. Влагалище.
  Спланхнология. Пищеварительная система.   Спланхнология. Пищеварительная система.(П) Содержание: Общая характеристика внутренних органов. Органы пищеварения. Строение стенок пищеварительного тракта. Ротовая полость, органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Желудок. Тонкий и толстый кишечник. Поджелудочная железа. Печень.
  Органы внутренней секреции Органы внутренней секреции.(Самостоятельное изучение) Содержание: Общая характеристика эндокринных желез. Шишковидное тело. Гипофиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Эндокринная часть поджелудочной железы. Надпочечник. Хромаффинная система. Внутрисекреторная часть половых желез. Роль эндокринных желез в регуляции мышечной деятельности.
  Анатомический анализ положений и движений тела человека   Анатомический анализ положений и движений тела человека.(П) Содержание: Основные принципы анатомического анализа положений и движений тела (характеристика положений тела; общий центр тяжести и его роль в механической устойчивости тела; общая классификация движений). Анатомическая характеристика положений тела (положение тела при нижней опоре: вертикальная симметрическая стойка, упор лежа; положение тела при верхней опоре: вис на выпрямленных руках, вис на согнутых руках, упор на параллельных брусьях. Анатомическая характеристика циклических движений (ходьба; специальные виды ходьбы; ходьба пригибным шагом, спортивная ходьба, ходьба вверх по лестнице; бег). Анатомическая характеристика ациклических движений (прыжок в длину с места; метание копья). Анатомическая характеристика вращательных движений (сальто назад, подъем разгибом на перекладине).

Примечание: (Л) – лекция, (П) – практическое занятие.

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. СРС Использование интерактивных форм и технологий Всего  
  Анатомия как наука. Опорно-двигательный аппарат   - -   Лекция-презентация  
  Нервная система. Анализаторы   - -      
  Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. -   -      
  Мочеполовая система - - -      
  Спланхнология. Пищеварительная система. -   -      
  Органы внутренней секреции - - -      
  Анатомический анализ положений и движений тела человека         Групповая дискуссия  
  Всего            

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...