Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности Модельной конвенции ООН об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и на капитал (UN Model Tax Convention).




С середины 60-х гг. с появлением большого числа новых освободившихся государств вопросам международных налоговых соглашений стало уделяться все большее внимание и на глобальном уровне — в ООН и ее функциональных организациях. Объяснялось это тем, что Типовые конвенции, ранее разработанные различными организациями, учитывали лишь интересы промышленно развитых государств и ориентировались на отношения между ними. Это было признано и Налоговым комитетом ОЭСР, который в 1965 г. указал, что традиционные налоговые конвенции не предназначались для развивающихся стран. И действительно, развивающимся странам как странам — импортерам капитала оказывается чрезвычайно трудно защищать свои интересы в рамках рекомендуемых Типовых конвенций ОЭСР.

Учитывая это обстоятельство, в 1968 г. Генеральным секретарем ООН в соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1273 (XVIII) от 4 августа 1967 г. была образована группа экспертов с заданием подготовить рекомендации о заключении налоговых соглашений между промышленно развитыми и развивающимися странами. В декабре 1979 г. на восьмой пленарной сессии Группы была принята Типовая конвенция ООН, являющаяся официальным рекомендательным документом ООН для урегулирования налоговых отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. Текст этой Конвенции, а также рекомендации и комментарии экспертов распространены между государствами — членами ООН в 1980 г.

В дальнейшем Типовая конвенция ООН стала широко использоваться как модель для налоговых соглашений, заключаемых между развитыми и развивающимися странами, а также для отношений между развивающимися странами (с обеих сторон). Внесены некоторые поправки и в текст Типовой конвенции ОЭСР 1977 г. В целом сейчас по модели Типовой конвенции ООН заключено более 450 налоговых соглашений.

Кроме того, интенсивное изучение налоговых вопросов ведется в Комиссии ООН по транснациональным корпорациям и в других подразделениях ООН в связи с разработкой принципов нового экономического порядка в международных отношениях.

Особые характеристики ТП ООН
1) компромисс между принципом источника и принципом резиденции, хотя, как отмечалось выше, в ней придается более важное значение принципу источника, чем это имеет место в Типовой конвенции ОЭСР.

 

2)Типовая конвенция Организации Объединенных Наций предназначается не в качестве предписания, а в целях предоставления директивным органам различных стран необходимой информации для того, чтобы понять последствия различных подходов для конкретной ситуации в их странах. положения Типовой конвенции сами по себе не имеют исковой силы. Ее положения не являются обязательными и не должны истолковываться как официальные рекомендации Организации Объединенных Наций. Напротив, Типовая конвенция Организации Объединенных Наций призвана облегчить переговоры, толкование и практическое применение двусторонних
налоговых договоров, которые основаны на ее положениях.


3)Типовая конвенция Организации Объединенных Наций стремится к сбалансированности в своем подходе. Как следствие соблюдения принципа налогообложения у источника статьи Типовой конвенции строятся на признании страной источника того, что: а) налогообложение доходов от иностранного капитала будет осуществляться с учетом расходов, связанных с получением дохода от прибыли, с тем чтобы налогообложение доходов осуществлялось на базе нетто; b) налогообложение не должно быть слишком высоким, чтобы не препятствовать инвестициям; и с) оно будет учитывать надлежащее разделение поступлений со страной, предоставляющей капитал.

 

4) Кроме того, в Типовой конвенции Организации Объединенных Наций воплощена идея о том, что для страны постоянного местопребывания было бы целесообразным расширить меры по освобождению от двойного налогообложения путем либо зачета налога, уплаченного за рубежом, либо освобождения, как это предусмотрено в Типовой конвенции ОЭСР.


5)При использовании Типовой конвенции Организации Объединенных Наций в качестве справочного документа любая страна должна учитывать важную взаимосвязь между договорами и внутренним правом, характер которой может различаться в зависимости от страны. Как правило, положения налоговых договоров имеют преимущественную силу над положениями внутреннего права в случае конфликта между этими положениями. В более конкретном плане налоговые договоры определяют, какое из Договаривающихся государств будет обладать юрисдикцией
для налогообложения той или иной статьи дохода и на каких условиях и при каких ограничениях оно может это сделать. В результате страны, желающие начать переговоры о заключении двустороннего налогового договора, должны тщательно проанализировать применимые положения
своего внутреннего налогового законодательства для оценки изменений, которые могут потребоваться в случае применения такого договора. Они также в рамках подготовки и согласования договоров должны обсудить соответствующие внутренние законы потенциальных партнеров по договору.


6)Можно также отметить, что в свою очередь внутреннее налоговое законодательство влияет на содержание двусторонних налоговых договоров. Эти законы являются важной причиной для многих различий между договорами, поскольку страны в структуре заключаемых ими договоров стремятся сохранить свои права на внутреннее налогообложение. Такие внутренние законы, а также отражающая их договорная практика служат основой для политических позиций, которые можно
найти в различных типовых конвенциях. И напротив, если страны не настаивают на включении определенных прав на налогообложение в национальное законодательство и не видят такой возможности, то они, как правило, не стремятся к сохранению возможности осуществления таких прав на налогообложение в соответствии с заключаемыми ими договорами. В случае изменения политики позднее могут быть приняты внутренние законы об осуществлении данных прав на налогообложение, однако такие законы будут иметь силу только в той части, в которой они
соответствуют договорным отношениям.

 

Модельные налоговые конвенции отдельных государств. Основные положения модельной конвенции Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №352 от 28 мая 1992 года и Постановление Правительства РФ №84 от 24 февраля 2010 года).

 

к основным источникам международного налогового права следует отнести как национальное законодательство в налоговой сфере, регулирующее область внешнеэкономической деятельности (например, НК РФ, устанавливающий порядок налогообложения внешнеэкономических сделок хозяйствующих субъектов), так и международные соглашения по налоговым вопросам.

 

В ст. 15 п. 4 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 НК РФ. Там сказано, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

 

Первые международные налоговые соглашения (МНС) были заключены почти 140 лет назад между Бельгией и Францией (1843) и Бельгией и Голландией (1845) по вопросам административной помощи и обмена налоговой информацией. С 1920-х гг. началось широкое развитие международного сотрудничества по вопросам устранения двойного налогообложения и борьбы против уклонения от уплаты налогов.

 

Если в 1899—1919 гг. было подписано 24 международных налоговых соглашения, то в 1919—1939 гг. число таких соглашений достигло 256. В настоящее время у ряда стран, в том числе и у России, заключено более чем 100 налоговых соглашений.

 

Отправной точкой начала переговоров по заключению двусторонних налоговых конвенций служат модельные налоговые конвенции, представляющие собой международно-правовые акты рекомендательного характера. Они разрабатываются международными организациями, в рамках которых проводится определенная работа по гармонизации национальных налоговых систем на предмет избежания двойного юридического налогообложения.

 

Имеются также типовые конвенции, разработанные на уровне региональных организаций. Это Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций, Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами — членами Андской группы и т.п. Заключаются различные многосторонние налоговые соглашения: между странами Бенилюкса; Нордическая конвенция между Данией, Финляндией, Швецией, Норвегией и Исландией; Ломейская конвенция, регулирующая некоторые налоговые вопросы взаимоотношений между ЕЭС и развивающимися странами.

 

Преимуществом налоговых соглашений, как для заключивших их правительств, так и для налогоплательщиков, является, в частности, то, что они125: •

 

устанавливают четкие правила исключения двойного юридического налогообложения или же устраняют его последствия, что гарантирует репатриацию прибыли из зарубежной юрисдикции без обременительного налогообложения в стране-источнике; •

 

определяют термины, толкование которых зачастую отсутствует в национальном законодательстве договаривающихся государств, что содействует гармонизации национальных правовых систем благодаря применению норм международного налогового права; •

 

превалируя в большинстве случаев над национальным законодательством, способствуют улучшению инвестиционного климата страны, стимулируют международное движение факторов производства, гарантируют стабильность налогового режима и простоту толкований условий налогообложения для субъектов ВЭД; •

 

предотвращают злоупотребления в области уклонения от уплаты налогов и избежание налоговой ответственности; •

 

оказывают определенное психологическое воздействие на национальные налоговые администрации, декларируя способы решения проблем в сфере международного налогообложения, создавая условия для тесного сотрудничества налоговых органов договаривающихся государств.

 

Россия, не являясь членом ОЭСР, при заключении двусторонних соглашений использует, как правило, модель данной организации, рассмотренную выше. Налоговые соглашения России с развитыми странами мира заключены на основе МНК ОЭСР, в то время как конвенции с развивающимися и некоторыми из стран Центральной и Восточной Европы основаны на МНК ООН. Как уже было сказано, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международного законодательства над внутренним законодательством России.

 

Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 N 84(ред. от 26.04.2014)"О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить в качестве основы для переговоров представленное Министерством финансов Российской Федерации согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (прилагается).

2. Установить, что переговоры с уполномоченными органами иностранных государств о заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество на основе Типового соглашения, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, проводятся Министерством финансов Российской Федерации с участием Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. По достижении договоренности предложения о подписании указанных соглашений в установленном порядке представляются в Правительство Российской Федерации.

3. Расходы (в рублях и иностранной валюте), связанные с командированием делегации Российской Федерации, производить за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете направляющим федеральным органам исполнительной власти.

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества".


Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение

Статья 2. Налоги, к которым применяется Соглашение

Статья 3. Общие определения

Статья 4. Резидент

Статья 5. Постоянное представительство

Статья 6. Доходы от недвижимого имущества

Статья 7. Прибыль от предпринимательской деятельности

Статья 8. Прибыль от международных перевозок

Статья 9. Ассоциированные предприятия

Статья 10. Дивиденды

Статья 11. Проценты

Статья 12. Доходы от авторских прав и лицензий

Статья 13. Доходы от отчуждения имущества

Статья 14. Доходы от работы по найму

Статья 15. Гонорары директоров

Статья 16. Доходы артистов и спортсменов

Статья 17. Доходы от государственной службы

Статья 18. Пенсии

Статья 19. Доходы преподавателей и исследователей

Статья 20. Доходы студентов и стажеров

Статья 21. Другие доходы

Статья 22. Имущество

Статья 23. Устранение двойного налогообложения

Статья 24. Недискриминация

Статья 25. Взаимосогласительная процедура

Статья 26. Обмен информацией

Статья 27. Содействие во взыскании налогов

Статья 28. Доходы сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений

Статья 29. Ограничение льгот

Статья 30. Вступление в силу

Статья 31. Прекращение действия


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...