Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая философия Аристотеля.




Учение Аристотеля о 4 причинах.

Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия. В «Метафизике» он превращается в закон бытия. Это «наиболее достоверное из всех положений» гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле» => вещь не может быть тем же самым и не тем же самым, существовать и не существовать одновременно и в том же самом смысле. Введя закон исключенного третьего, Аристотель заменяет диалектику формальной логикой.

Учение Аристотеля о 4 причинах бытия базируется на критике учения Платона об идея и на разборе ошибок философов-досократиков в определении причин сущего.

Виды причин:

1. Сущность и суть самого предмета бытия (почему вещь такова, какова она есть) – (формальная)

2. Материя и лежащий в основе субстрат(материальная)

3. Откуда начало движения (действующая)

4. То ради чего существует вещь(финальная)

Материальная причина - то, из чего вещь происходит и во что она разрушается. Материя по Аристотелю – то, что служит «материалом» для образования вещи, то, во что воплощается форма. Аристотель утверждает, что материя и форма могут переходить друг в друга (кирпич – форма глины. Кирпич в стене дома – материя дома). Материя не может служить объяснением изменения вещей, превращения одних в другие. Для этого Аристотель вводит причину движения. Формальная причина - суть бытия - познается путем определения, ибо она говорит нам что есть данный объект. Целевая причина- это то, ради чего существует и возникает какая-то вещь.

В мире может действовать одна причина или совокупность причин.

Соответственно, причины коррелируют со структурой вещи. Вещь – совокупность материи, формы, действующей причины, объясняющей изменение вещи, и целевой причины, объясняющей предназначение вещи.

Уже в первой книге «Метафизики» говорится, что к числу причин и начал (принципов), по общему согласию, следует отнести божество. Если в отношении материи и формы он выступает как «форма форм», то применительно к изменению – как «перводвигатель» или «неподвижный двигатель». Неподвижный – потому, что всякое движение конечно и логически требует конца. В то же время бог – «мышление мышления», и блаженство божества состоит в блаженном созерцании. Отсюда отожествление Аристотелем первой философии с теологией.

Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум, ибо и действующая, и целевая причины могут быть подведены под понятие «формы». Тогда остаются материя и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна => Может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первична форма – она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. Т.о, Аристотель говорит о примате формальной причины над прочими. (Критика: Стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны, вечны и всеобщи, как идеи у Платона)

 

Первая философия Аристотеля.

Первая философия («метафизика», т.е. «следующая за физикой», по Андронику Родосскому) - самый важный раздел теоретического знания, исследующий сущее как таковое, в его целостности.

Основные вопросы 1Ф – вопрос относительно начала и причины всех вещей; видов и родов сущего; об отношении сущего и единичного; отношения единого и многого;

1Ф описывается в «Метафизике» как «высшая теоретическая наука», мах точная, мах далекая от эмпирики и исследующая мах трудные вопросы.

1Ф отличает свобода от практических нужд и поэтому она является господином, но не рабом на чьей-либо службе. Аристотель здесь продолжает традицию философии как "свободной науки". 1Ф Аристотель сопоставляет с софистикой и диалектикой, подчеркивая ее фундаментальный характер и обозначая внешне схожие, но не родственные ей науки.

Учения в рамках 1Ф:

1. учение о 4 причинах бытия (формальной, целевой, движущей, материальной).

2. учение о сущем. Существующее = единичное. Закон противоречия как закон сущности.

3. учение о родах сущего (сущее как случайно данное; сущее как истина и как ложь; сущее как предмет категориального высказывания; сущее в возможности и сущее в действительности), ни один из которых не может являться главным предметом 1Ф =>

4. учение о видах сущности (суть бытия; общее; род; субстрат). Объектом 1Ф явл материя и форма, составляющие субстрат. Субстрат – сущность чувственно постигаемых вещей.

5. Ноология. Концепция актуального (вечно, божественного, бессмертного) и потенциального (смертного, зменчивого человеческого ума)

6. Учение о перводвигателе – вершина 1Ф. Перводвигатель (Нус, Ум) - философский бог Аристотеля. Деятельность ума - мышление, причем ум мыслит самого себя, те самый лучший объект.

4(1) Учение Аррристотеля о сущности

1Ф Аристотеля занимается первыми причинами и началами всего сущего. Само слово "сущее" может трактоваться по-разному. Аристотель приводит следующие его значения:

1)сущее как случайно данное

2)сущее как истина и как ложь

3)сущее как предмет категориального высказывания

4)сущее в возможности и сущее в действительности

Что же служит предметом ПФ? Случайно данное не может быть предметом науки. Истина и ложь стоят в зависимости от нашего мышления, истина и ложь происходят из нашего мышления, а не содержаться в вещах, поэтому не могут быть предметом ПФ. Качественные и количественные хар-ки сущего(№3) не могут существовать без самого предмета, то есть сущности. А сущность есть нечто существующее первичным образом, самостоятельно и отдельно, первична по отношению к другим понятиям, втч категориальным.

Т.о вопрос что такое сущее на самом деле есть вопрос что такое сущность. Обычно сущностями называются тела, объекты, пифагорейцы же считают ими числа. а Платон идеи. По Аристотелю о сущностях говориться в четырех значениях:

-суть бытия

-общее

-род

-субстрат

Под субстратом понимается то, о чем сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом (форма, материя, их синтез). Так, элементами сущности являются форма и материя, а могут ли они сами быть сущностями? Материя - это то, что останется, если отнять у вещи качества(По Аристотелю), своего рода фундамент вещи. Но сама по себе материя непознаваема и не способа к отдельному существованию. Поэтому скорее форма и составное целое из материи и формы могут быть названы сущностями.

Сущностью не может быть ни всеобщее, ни род, сущность - в отдельных объектах.

Затем Аристотель исследует суть бытия. С логической точки зрения суть бытия для каждой вещи есть то, в качестве чего эта вещь обозначается сама по себе. Суть бытия может быть только у отдельно существующей вещи. Выражается суть бытия логическим определением, следовательно в полном смысле слова может быть только у сущностей. Кроме того суть бытия находится только в видах рода. Единичная вещь и суть ее бытия близки, иначе бы познание не было возможным, но всегда остается некий недоступный познанию зазор, так как мы не можем дать логическое определение материи.

Но у некоторых вещей суть и наличное бытие все же совпадает. У Аристотеля суть бытия является формой. Форма не появляется, не исчезает, но может привноситься в вещь. У Ар-я форма существует только в рамках вещи.

"сущность, это - форма, находящаяся в другом"(с)

Отсюда следуют важные выводы для познания. Индивид. вещи не могут быть объектами познания. Познание, определение и док-во относятся только к вещам необходимым. Но в реальности есть лишь индивид. вещи, поэтому, чтобы познать их нам следует отделить форму от материи.

В своем учении о сущности Аристотель не дает готовых ответов, а скорее указывает направление поиска, понимая что не в силах решить вопрос о соотношении общего и единичного, бытия и познания.

Вслед за анализом сущности Аристотель разбирает понятия возможности и действительности. Бытие мыслится Аристотелем как переход от возможности к ее осуществлению, те к действительности. В отличии от предыдущих философов(мегарцы), он настаивает на разделении возможности и действительности. Возможность по Аристотелю не является абстрактной, это всегда возможность чего-либо. А о том, чем мы можем судить на деле явл-ся действительностью. У Аристотеля действительность предшествует возможности, как с тчк зрения сущности, так и логически. (из одной действ-ти как бы вытекает возможность другой, например сущ-ие человека). В понятиях возможности и действительности форма есть действительность, а материя - возможность(пример - человек, ребенок).

Когда мы рассматриваем деятельность в аспекте осуществления цели, мы говорим об осуществлении("энтелехии"). Сама цель является действительностью, ради которой нечто переходит от возможности к действительности. Переход возможен только для временных вещей, вечное же только действительно.

Относительно блага лучше сфера действительного, в сфере возможного могут оказаться и противоположности(болезнь, здоровье).

В сфере возможного действуют противоположные определения. В ней не действует закон противоречия, которому подчиняется действительность. Так Аристотель переходит к проблеме возникновения.(происх-ие бытия из небытия). Элейцы -нет небытия, нет возникновения и изменения, атомисты небытие как пустота. У

Аристотеля же не существует возникновения из небытия в бытие, но есть переход из сущего в возможности к сущему в действительности.

Высшие начала познания относятся к сущему, а вопросы, связанные с ним обсуждает ПФ. Ее предметом должны быть наиболее достоверные из этих начал, а самое достоверное то, которое утверждает, что одно и то же не может вместе и быть и не быть чем-то.

Философия занимается аксиомами и сущностью. Одна из основополагающих аксиом(начал),

именуемая законом непротиворечивости, наиболее достоверное из всех начал:"Невозможно, чтобы дно и то же и одном и том же смысле было присуще одному". Это начало и других аксиом, к нему восходят все доказательства. О нем писал еще Платон.

Но Аристотель замечает, что есть мыслители, которые отрицают закон противоречия, оправдявая это тем, что его невозможно доказать логическим путем. Однако Аристотель настаивает на том, что их точку зрения можно опровергнуть и привести их к истинным понятиям.

Если аксиома о непротиворечии устраняется, то устраняется и всякая сущность, ибо отношении ко всему существующему можно говорить только о случайной данности. Но этого не может быть, ибо в ней бы все вещи представляли собою одно и то же. Аристотель пишет о том, что для некоторых аксиом не стоит искать доказательство. Единственный путь для тех, кто не принимает первого аристотелевского начала и упраздняет его, "испытать на себе" его действие. Так, Аристотель прибегает к доказательству от противного.

Отрицая з-н непротиворечия, по Аристотелю, люди уничтожают сущность и суть бытия, делая мир случайным и отрицая бытие в собственном смысле.

Философ также рассматривает з-н непротиворечи относительно протагоровского тезиса о том, что истинно всякое представление("сколько людей, столько и мнений"). Исходя из взглядов Протагора, оказывается возможной истинность двух противоположных мнений, нарушается таким образом з- непротиворечия. Но Аристотель опровергает тезис протагора логическими средствами, а также указывает на парадоксальные последствия теории всеобщего изменения, на базе которой может быть опровергнут его закон. Сложность возникает лишь с чувственными представлениями, но Аристотель утверждает, что они отождествляются со знанием и поэтому выходит путаница. Поэтому случай надо разбирать для каждого конкретного человека ву конкретных условиях и тогда з-н непротворечивости соблюдается.

 

5(1). Физика Аристотеля.

Физика – наука о природе.

Виды движения:

· Изменение качества

· Рост

· Уничтожение и появление

· Перемещение

Физикс – рождение, появление.

Движение: совершенное, несовершенное.

Круговое(имеет в себе начало и конец), небесные светила

Прямолинейное(все ост – неправильн).

 

1)Определение природы в физике.

Аристотель противопоставляет физику математике и метафизике, ведь она в отличие от них, изучает подвижные предметы, которые в отличие от метафизических сущностей не могут существовать отдельно от материи. Физика имеет дело с бытием, которое способно к движению. Аристотель называл физику второй философией, ставив ее после метафизики.

Слово природа динамично(фюсис). Аристотель называет 6 его значений, причем 3 из них его:

1)возникновение рождающихся вещей

2) то основное в составе рождающийся вещи, из чего вещь рождается

3) источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей

4) материя

5) форма

6) сущность

Из всего Аристотель отдает предпочтение последнему, ведь та же материя для него является природой лишь в той мере, в которой она определяется через сущность. А 5ое и 6ое значения вообще совпадают. Но природа – не все сущности, а прежде всего естественные, не созданные человеком вещи,(имеющие начало движения в себе как в таковом).

В «Физике» Аристотель проводит грань между естественными и искусственными вещами. Природа – причина движения и покоя. В каком-то смысле - противоречие с его теорией вечного перводвигателя. Но здесь акцент на том, что искусственные вещи имеют причину в деятельности чела, а природные – нет.

В «Физике» он колеблется в трактовке проблемы природы: с одной стороны она есть первая материя, лежащая в основе всех тел, но с другой стороны она есть форма и вид, согласно понятию. Природа двояка: она есть и форма, и материя. Но в физике Аристотель ближе к мысли, что природа это материя.

Аристотель рассматривает природу органициски: это единый живой организм, где «все возникает ради другого». В природе господствует целевая причина.

 

2)Учение о движении и его видах.концепция бесконечности.

Движение в самом общем виде можно определить как изменение. Однако в основе общего определения лежит телеология. Движение вообще определяется Аристотелем через его дюнамис, энергию и энтелехию.

Движение Аристотель рассматривает сквозь призму своих категорий. Движение есть в категориях количества, качества и места. В физике подробно рассматриваются лишь место и время.

Аристотель различает актуальную и потенциальную бесконечность, тк он ввел понятия потенциальности и актуальности. Представление о бесконечности существовало и до Аристотеля, но лишь он развил его должным образом.

Аристотель находит 5 источников представления о бесконечности: время, разделение величин, неиссякаемость творящей природы, само понятие границы, толкающее ее за пределы, мышление, которое неостановимо.

Бесконечность, по Аристотелю, нельзя ни признать, ни опровергнуть. Аристотель отрицает актуальную Бесконечность, под которой он понимает бесконечное чувственно воспринимаемое тело и величину.(например бесконечность Вселенной в пространстве).

Но он признает потенциальную бесконечность(например бесконечно малые).Аристотель понимает бесконечность как процесс.(мог бы основать дифференциальное исчисление).

«То, вне чего всегда есть что-нибудь, то и есть бесконечное».(ар, 3 книга, 6гл).

3)Учение об элементах.

Аристотель начинает рассматривать природу с вопроса об ее началах и элементах. Аристотель идет по пути разложения сложного на простое, природы на элементы. Начал больше одного, тк. Иначе единое и неизменное сущее. А природа – подвижна. Те элеаты вообще по Аристотелю исключали возможность знания о природе.

Но число начал и не бесконечно, иначе они будут непостижимы. Следовательно их должно быть ограниченное количество, но больше одного. Аристотель обращается к предыдущей греческой натурфилософии, где такими началами стали противоположности.
Это кажется ему разумным, тк свойство начал в том, что они не из чего не выводятся, а противоположности как раз обладают таким свойством. Но нужно еще и нечто, что будет воздействовать на эти противоположности. Таким образом, всего начал получается три. С их помощью Аристотель дает объяснение процессу возникновения и уничтожения.

Мир состоит из пяти стихий, «элементов». Физика Аристотеля качественная. Повторяя постулаты античных философов, он сводит многообразие веществ к 4ем элементам, которые он выводит из активных веществ(холодное и теплое) и пассивных(сухое и влажное). Земля – сочетание холодного с сухим. огонь – теплого с сухим, воздух – теплого с влажным, вода – холодного с влажным. Эти элементы переходят друг в друга через общее качество, если оно есть.

Элементы существуют лишь в подлунном мире, мире постоянной изменчивости.

Все небесные тела Аристотель строит из пятого элемента – из некого эфира, который заполняет все пространство. В небе существует лишь 1 вид движения – равномерное непрерывное круговое.

+ Время (прошл, наст, буд).

Учение о познании.

В "Метафизике" Аристотель пишет о том, что все люди стремятся к знанию, так как об этом свидетельствует наша привязанность к чувственным восприятиям. Аристотель описывает в первой книге восхождение от чувственного восприятия к познанию прицепов.

У некоторых животных есть не только чувственное познание, но и память, те сохранение воспринятых образов. Так создается опыт. Из него появляются искусство и наука. Искусство превосходит опыт тем, что оно направлено на общее в вещах, оно познает причину. Владеющий искусством, способен обучать. По Аристотелю теоретические дисциплины выше практических, а выше всего познание принципов, те мудрость.

Аристотель соотносит способность к познанию и обучению с наличием чувственных органов.

Искусство и опыт схожи, но это ни одно и то же. Опыт - знание индивидуальных вещей, а искусство - знание общего. Поскольку наука знает общее и имеет понятие и в отличие от опыта выходит за пределы чувств, она выше и божественнее опыта. В науке познаются причины, причем в наиболее общей познаются первые причины. Такую науку Аристотель называл мудростью, поскольку она в некотором смысле "знает все", так как знает причины явлений.

Мудр тот, кто знает причины явлений, а не только сами явления. Признак мудрости -способность обучать. Аристотель сетует на то, что практические искусства у людей всегда более в почете, нежели теоретические.

степень мудрости человека:

1)чувственно восприятие

2)опыт

3)человек, сведущий в искусстве

Так Аристотель сопоставляет способы познания и степень мудрости человека.

Первонауку Аристотель называет мудростью. В представлениях обычных людей мудр тот, кто "знает все", но не знает ничего о каждом отдельно взятом предмете. Мудр тот, кто более точен в науке и способен научать. А из наук наиболее мудрая та, что " избирается ради ее самой в целях познания", та которая играет руководящую роль.

Это, по мнению философа, наука о первоначалах (философия. метафизика) или мудрость. Знание "обо всем" есть знание наиболее общей форме, что довольно трудно. Мудрость по Аристотелю это - "знание ради знания".

Философия занимается рассмотрением первых начал и причин. Мудрость имеет теоретический характер, тк она не имеет практических задач.

Мудрость по Аристотелю божественна. Исходя из удивления, мудрость в конечном счете приходит к удивлению, противоположному исходному.

Традиционно мудрость воспринимается как высшая недостижимая цель философии, особенно у Платона. Аристотель в некоторой мер следуют этой традиции, называя мудрость "божественной". а также отмечая ее теоретический характер. Кроме того, Аристотель подхватывает сократовскую в некотором смысле традицию удивления философа.

"Я знаю, что я ничего не знаю" у Сократа и "Но тот, кто испытывает недоумение и изумление, считает себя незнающим" у Аристотеля.

+

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...