Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение природы в «физике»




Написал 2 книги о теории души – «о душе». Начинает с рассуждение о том, что есть ум. Бог есть мышление, мыслящее самого себя.

Первая книга вводит понятие о душе. «энтелехия органического тела». Энтелехия – осуществление цели. Если бы искусственно создать органич.тело, оно сразу бы воодушевилось (в средневековье так и будут считать –homonculus).

Все части частей органичны-значит, есть душа. Душа – это внутренняя организованность движущегося тела.

Психология Аристотеля(а ему принадлежит первый в истории науки психологический трактат “О душе”, так что Аристотеля можно считать и родоначальником психологии) занимает в мировоззрении этого великого мыслителя в сущности центральное место, поскольку душа, по представлению Стагирита, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом.

Определение души. В трактате “О душе” Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных. Он говорит, что “душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в, возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела”; что “душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью”; что “душа же есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя”.

Виды души. “Лестнице живых существ” соответствует у Аристотеля и “лестница душ”. В “Истории животных” сказано, что “всегда одни имеют больше жизни и движения по сравнению с другими на очень малую величину. И то же самое в отношении жизненных действий, ибо у растений, кажется, нет иного дела, кроме как производить другие, равным образом и у некоторых животных, кроме порождения, нельзя найти другого дела, поэтому такого рода действия общи всем. Когда же привходит ощущение, жизнь их получает различие и в отношении совокупления вследствие наслаждения, и в отношении родов и вскармливания детей. Одни просто, как растения, в известные времена года производят свойственное им размножение, другие заботятся и о пище для детей; когда же вскармливание закончено, они отделяются и не имеют уже с ними никакого общения; некоторые же, более разумные и обладающие памятью, больше и более общественным образом занимаются потомками”. Для нас в этом рассуждении нет ничего психологического, разве только упоминание об ощущениях. Но Аристотель понимает душу очень широко, и для него жизнь, движение (в смысле самодвижения), размножение, ощущение, не говоря уже о памяти и разумности, — все это — дело души. Там, где есть жизнь, там есть и душа. “Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, — говорит Аристотель,—что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни”, а “нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста” (там же). Поэтому наделены жизнью и одушевлены и растения, которые обладают лишь движением в смысле питания, упадка и роста, и бог, который обладает лишь умом. “И жизнь без сомнения присуща ему, — говорится в “Метафизике” о боге, — ибо деятельность разума есть жизнь”. Все, что между растениями и богом, — а это животные и человек — обладает многими способностями. По сравнению с растением животное обладает еще и способностью ощущения. Она отличает животное от растения. Но как без растительной способности не может быть способности к ощущению, так и без способности осязания не может быть никакого другого чувства, ибо осязание—основа всех других ощущений. “Животное впервые появляется благодаря ощущению”. При этом, чтобы быть животным, достаточно обладать по крайней мере чувством осязания. А кому присуще ощущение, тому присуща также способность испытывать удовольствие и печаль, приятное и тягостное, а кому это присуще, тому присуще желание: ведь желание есть стремление к приятному. Пример желаний — голод и жажда. Наконец, совсем немного существ обладают способностью рассуждения и размышления. При этим тем смертным существам, которым присуща способность рассуждения, присущи также и все остальные способности, т. е. питание и воспроизведение (растение), ощущение и способность перемещения (животное).

Бывает 3 вида души:

· Растительная (обеспечивает самосохранение, питание, рост организма)

· Животная (энтелехия некоторых функций биол.организма). Движение, питание более высокого уровня.

· Разумная (бывает только у человека). Чел-к вмещает в себя все 3 души. У Бога души нет- абстолютная простота, высшая сущность.

Разумная душа в отл. От растительной сложена из возможности (потенции) и действительности. След-но никогда не умирает. Потенция переходит в действительность, актуализируется. Актуальный разум- Бог, мышление, истинно мыслящее все. Активный разум, который озаряет все вечными неизменными ценностями. Но не без желания самого человека (он сам должен захотеть принять знание). Ум Бога связан с человеком только через науку. Когда мы умираем, ум никуда не девается. Он бессмертен. НО, душа не бессмертна.

 

8(1). Ноология Аристотеля.

Сущетсвует 2 разума – актуальный (бессмертный, божественный) и потенциальный (смертного чел-ка).

Нус – перводвигатель.

Учение о перводвигателе и конечной цели всего сущего

Теория вечного и неподвижного перводвигателя является вершиной ПФ Аристотеля. Философ говорит, что существует два рода сущностей, воспринимаемых чувствами: вечные(планеты и звезды) и изменяющиеся. Сущности находятся в вечном движении, ибо время есть свойство движения. Если движение было всегда, то оно должно быть круговым, считает Аристотель.

Движение является переходом от возможности к действительности(благодаря уже существующей действительности). Т. обр., если есть вечное круговое движение(небесных сфер), то должна существовать и вечная действительность или деятельность, которая является причиной этого движения. Так как она вечен, то у нее нет материи, нет и изменений(они существуют только у материального). Поскольку материя вносит начало возможности, нематериальный бог – читсая действительность и осуществленность, высшая реальность. Сама она не движется, иначе у нее должна быть в свою очередь причина дв-ия, а у той своя и так до бесконечности. Она не может быть одновременно движущейся и движущей, т. е. быть для самой себя причиной движения, поскольку в таком случае надо различать в ней причину движения и причинное, и говорить уже об одной ее части. Следовательно, причина круговой деятельности, будучи причиной движения, сама остается неподвижна.

В Качестве движущей причины им выводится бог- перводвигатель, который сам остается неподвижен. Бог «движет как предмет желанья и предмет мысли: они движут сами, не находясь в движении»(12 кн), бог движет и как «предмет любви».

Но в таком случае он движет как целевая причина, те движущая причина оказывается целевой.

Высшим в Аристотелевской иерархии знания является ум, именно он и является самой простой и данной в реальной деятельности сущностью, первой, самой прекрасной и лучшей.

Эта сущность движет как объект эротического стремления, как совершенство, к которому стремится более низкое. Здесь невольно напрашивается аналогия с платоновскими представлениями об идеальном. И хотя Аристотель критикует платоновскую теорию идей все в той же "Метафизике", однако его учение о форме как о сущности вещи, о целевой причине, стоящей выше материальной, его учение о материи, превращающее последнюю в чистую возможность изменения, и наконец, учение об уме, как наилучшей сущности, свидетельствует о том, что Аристотель так и остается платоником и продолжает линию своего учителя.

Бог аристотеля – бог философа. Отсылка – к Ксенофану, чей бог неантропоморфичен, не мифологичен. Правда в отличие от Ксенофановского бога, бог Аристотеля не совпадает с миром, он обособлен от него. Жизнь его бога – это чистое мышление, собственно бог и есть чистый человеческий разум, самодовлеющий, само на себе замкнутое мышление.В боге предмет мысли и мысль о предмете совпадают, тк он мысли самое себя.

Вечная деятельность неподвижного начала - высший уровень аристотелевского бытия. Эта деятельность и есть мышление, т.к. совершенное мышление самодостаточно. И высшая деятельность, приводящая в движение космос, есть деятельность мышления. У самого лучшего мышления может быть только самый лучший объект, и потому оно мыслит самое себя. Это мышление и есть жизнь первоначала, нам удается иногда подняться до такой деятельности. а ему она присуща по природе, происходит необходимым образом и всегда.

9(1). Гилеморфизм Аристотеля.

Гилеморфизм и теология в "Метафизике"

Гелиоморфизм – все состоит из формы и материи. Все причины сводятся к форме. Форма активна, а материя пассивна. Форма – сущность, усия. Форма форм – Бог, это «чистая форма».

Первая сущность – единый предмет, неповторимый, индивидуальный.

Вторая сущность – понятие об индивиде в рамках вида.

Индивид:

-неисчерпаем

-единичное сочетание

-бесконечное кол-во признаков

Неповторимым делает материя.

Первая материя – чистая возможность без действительности.(о ней нельзя что-то сказать).

Возможность – «дюнамис»(потенция), те материя без формы.

Оформленная материя – энергия(осуществление)

Переход от возможности к действительности- энтелехия.(осуществление возможности).

Все целесообразно, те энтелехеально. К этому приводят рассуждения Аристотеля о перводвигателе. У движения должна быть причина.

Перводвигатель неподвижен. Бог – чистая действительность, все осуществлено.(чистая форма, первая цель, перводвигатель, первая сущность, чистое мышление, первопричина).

Бог:

· Самодостаточен

· Абсолютная простота

· Все осуществлено

· Един

· Единственен

· Мышление, которое мыслит самое себя

· Живой

· Вне времени

· Чистый акт

Как движет, если сам неподвижен? Телеология. Высшая цель природы – совершенство, по обр. и подобию Бога.

Физика – наука о природе.

Виды движения:

· Изменение качества

· Рост

· Уничтожение и появление

· Перемещение

Физикс – рождение, появление.

Движение: совершенное, несовершенное.

Круговое(имеет в себе начало и конец), небесные светила

Прямолинейное(все ост – неправильн).

 

1) Материя и форма, их свойства, их соотношение. "Первая материя" и "чистая форма". Иерархия форм. Чистая форма как чистое мышление и действительность

Основной вопрос ПФ - это вопрос о сущности, и в рамках этого вопроса Аристотель устанавливает причины, начала и элементы сущностей. Одни сущности признаются всеми, другие - нет. Общепринятые физические(вода, земля), далее - математические вещи, идеи.

Аристотель утверждает, что сущностью у чувственных вещей следует считать субстрат, основной носитель свойств вещи в трех его значениях:

-форма(или как пишет Аристотель существо)

-материя

-материя+форма

Поскольку составное целое есть нечто вторичное, т.к. оно является суммой двух этих компонентов, необходимо рассмотреть М и Ф на предмет - могут ли они быть сущностями. Материя, по Аристотелю, это то, что остается от вещи, если отнять все его качества. Материя лежит в основе всех определений вещи, она как фундамент этой вещи. Материи свойственна полная неопределенность, она сама по себе непознаваема и не способна к отдельному существованию. Материя – основе всех родов изменений. Форма и составное целое из М и Ф могут быть названы сущностями.

Единичная вещь - составное из формы и материи. У Аристотеля суть бытия является формой. Ф не возникает и не уничтожается, она привносится в тот или иной субстрат. Например, форма круга привносится в медь и получается медный шар. Но, в отличии от Платона, эта форма не существуют отдельно от вещи, она существует только в том целом,которым явл-я единичная вещь.

Что касается формальной сущности вещей, то Аристотель видит ее в видовых отличиях вещи.

Для чувственных вещей определения могут быть трех родов: либо они относятся к материи вещей(бытию возможности), либо к форме вещей(бытию действительности), либо к вещи в целом.

Одно и то же имя может обозначать и вещь, являющуюся единым целым формы и материи, форму вещи. Но сущность вещи всегда определяется ее формой.

Форма - не просто соединение материальных элементов. Ее отношение к возникновению и уничтожению не такое, как у остальных вещей. В определенном смысле можно говорить и о вечности форм, но только в том смысле, что она является природой, которая отражает единую истинную сущность вещи.

Определение предполагает вещь как нечто сложное и различает в ней материю и форму.

Равным образом проступает необходимость мыслить форму как особый принцип, проведя сопоставление между сущностью и числом.

Форму никто не создает и не производит, но вносит в ней определенный материал и в рез-те получается вещь.

У всех вещей есть первая материя, общая для всех, и специальная, отдельная для каждой вещи. Таким образом, у одной вещи может быть несколько материй. С др. стороны, из одной и той же материи, в зависимости от движущей причины, могут получится различные вещи. Если же одни и те же вещи получаются из разных материй, то у них одна движущая причина. Вечные вещи либо не имеют материи, либо имеют только для пространственного движения.

Суть бытия вещи – ее форма, или ее первая сущность(морфэ). Аристотель отождествляет вещь с ее сущностью., с сутью бытия вещи. Форма – минимально общее начало, которое присуще самостоятельно существующим вещам непосредственно.(это общее почти сливается с единичным).Форма по Аристотелю находится посредине между отдельным и родовым. Форма – не качество, не количество, не отношение, а то что составляет суть вещи, без чего ее нет. Форм столько, сколько низших родов, далее не распадающихся ни на какие другие виды.

Для Аристотеля мышление и бытие тождественны, значит то как мы мыслим предмет, говорит и о том, каков предмет в действительности.

 

10 (1). Этика Аристотеля.

1) Типология благ.

Этика относится Аристотеля к разряду практических наук, ее цель не просто знание, но совершение поступков. Но она не такая точная наука, как физика или математика. Предметом этики является Благо. К своей цели и к благу направлено искусство, при этом одни искусства подчинены другим, а значит есть некая иерархия искусств, а следовательно их целей и благ.

Наивысшее благо желанно нам само по себе. А тк для Аристотеля наивысшее искусство политическое, то наивысшее благо – это благо государства и народа. Это высшее практическое благо, достижению которого подчинены все остальные. Благо полиса важнее блага отдельного чела.

В этом Аристотель приближается к Платону, он так же считает, что высшее благо не в материальных или чувственных удовольствиях, но в духовном удовлетворении, которое возникает от чувства выполненного долга, в данном случае перед государством.

Говоря о Благе, Аристотель вспоминает и платоновское учение о Благе. Платоновской общей идеи блага существовать не может, тк благо определяется в различных категориях(качества, количества, отношения). Кроме того если бы была лишь общая идея блага, то о ней не могло бы быть науки. Аристотель пишет о том, что существуют лишь конкретные науки, изучающие действия блага в разных сферах жизни. Благо достижимо в чем-то конкретном, но не вообще, как это было у Платона. Даже если допустить существование подобного блага вообще, то он будет недостижим в практической деятельности. Главное же для Аристотеля то, что общее абстрактное благо не несет в себе никакой практической пользы:

«И в то же время невозможно себе представить, какая польза будет ткачу или плотнику для их искусства, если они знают это самое благо»(1 книга, 1097, стр47).

Благо для человека заключено в некой деятельности, присущей человеку как таковому.

В этой же главе(первой) он говорит и о счастье, и об образах жизни.

Существуют три основных образа жизни:

1)Люди наиболее грубые и пошлые стремятся к удовольствиям

2)достойные и деятельные стремятся к почету. Это лучше, чему удовольствия, но не совершенное благо, ибо люди зависят от чужого мнения.

3)созерцательная жизнь.

Основное определение счастья по Аристотелю:это деятельность души согласно ее добродетели, а если добродетелей несколько, то сообразно наиболее совершенной из них., причем за всю человеческую жизнь. Следовательно, дети и животные не могут быть счастливы, тк не обладают суждением. Счастье – есть некая деятельность души. Деятельность эта, согласно добродетели, противоположна грубым и внешним удовольствиям, но не удовольствию как таковому. Это удовольствие природное, естественное. Но для прекрасных поступков, отмечает философ, нужны и некоторые средства. «Ибо едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий и бездетный». Беды могут уменьшить счастье чела, но не заставить его совершать дурные дела.

 

3)Добродетель как середина между крайностями, как приобретаемое свойство.

Понятие счастья связано с понятием добродетели. Свою этику философ основывает на делении человеческой души на три части.

Душа состоит из 3 частей.

· Самая низшая – растительная, она не имеет никакого отношения к добродетели.

· Часть, обладающая суждением

· Часть вожделеющая.

Две последние ответственны за добродетельную жизнь. В соответствии с ними добродетели подразделяются на:

· Мыслительные(мудрость, сообразительность, рассудительность)

· Нрава и характера(щедрость, благоразумие)

Мыслительные приобретаются научением, нравственные – благодаря привычке. Добродетельным можно стать лишь совершая соответствующие поступки. Природа добродетели в золотой середины. Аристотель анализирует две добродетели – мудрость и благоразумие очень подробно. Он приходит к заключению, что мужество это нечто среднее между трусостью и смелостью. Причем высшее мужество- достойно умереть. Аристотель пишет о том, что каждая из крайностей и середина противоположны друг другу. Но существуют и такие свойства, у которых не может быть середины, они плохи изначально(воровство).

Аристотель различает дианоэтические добродетели, связанные с деятельностью разума, и этические, представляющие собой добродетели душевного склада, характера. Но все они НЕ даны нам от природы, хотя мы можем приобрести их своими действиями.

Добродетель – создает правильную цель, а рассудительность – средства к ней.

У разумной души имеются свои, дианоэтические добродетели – мудрость, разумность, благоразумие, пороки же – противоположные им состояния. Этические – добродетели воли, характера, к ним относятся мужество, умеренность, щедрость, правдивость итп.

Нравственная добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность. Нравственный поступок должен быть сознательным, преднамеренным и его совершения- ради самое себя, а так же уверенным и устойчивым. Добродетель – нравственный устой души, в силу которого мы хорошо или плохо владеем своими страстями.

Аристотель признает абсолютное нравственное начало, но не в смысле идеала, а как нечто имманентное реальному миру. Аристотель, подчеркивая специфику нравственности, сравнивает искусство и добродетель. Совершенство производимых объектов лежит в их самих, чего нельзя сказать о добродетельных поступках. Поступок является добродетельным, если он положителен как по внешнему результату, так и по внутреннему мотиву. Добро должно совершаться ради самого добра, и в этом Аристотель категоричен. Всякая «побочная» польза поступка для совершающего его, может сделать поступок менее нравственным.

Основной этический вопрос о смысле жизни и цели всех стремлений человека решен Аристотелеи евдемонически, те высшее благо – счастье.

4)Проблема свободы. Созерцательная деятельность как высшее счастье.

 

Важнейший вопрос «Никомаховой этики» о произвольном и непроизвольном. Непроизвольным(насильственным) является поступок, источник которого находится вне совершающего действия, при этом сам деятель никак не способствует поступку. Смешанный поступок – человек совершает что-либо под давлением обстоятельств. В случае неведения цели поступок – непроизвольный. Произвольные действия – «те, принцип которых, находится в самом действующем лице и которые совершаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу».(3 книга, 2 гл).

Внутри произвольного Аристотель выделяет сферу сознательного выбора(произвольное шире, чем сознательное).

Сознательный выбор(этический):

· Присущ существам, обладающим рассуждением

· Никогда не связан с невозможным

· Имеет дело не с целью, а со средствами

· Отличен от мнения(мнение может быть о вечном и невозможном, а выбор- нет).

· Уже по объему того, что произвольно является предваряющим решением

Решения можно принимать только о том, что от нас зависит. Так нельзя принимать решения например о космических законах. Добродетель и порок зависит от нас и нельзя быть хорошими и плохими против своей воли. Человек сам создает свой нрав. Мысль о том, что человек создает себя сам Аристотель развивает в своем учении о нравственности как о приобретенном качестве души. Добродетель не дается от приороды.

Помимо нравственных добродетелей, Аристотель анализирует так же и мыслительные, принадлежащие той части души, которая обладает разумом. В этой части души также происходит разделение на научную и познающую, и на рассуждающую и просчитывающую.Первая направлена на вечное, вторая на изменяющееся. Обе части стремятся к истине, но научная часть нацелена на истину как таковую, а а рассуждающая – на истину, предполагающую поступки.

Душа постигает истину благодаря: искусству, науке, рассудительности, мудрости и уму. (последние три принадлежат высшей части души).

Счастье – это не нечто данное, а деятельность заслуживающая избрания сама по себе, как таковое, те такая, которую ищут ради нее самой. Счастье не развлечение. Тк наивысшая часть души – ум, то счастье это умное созерцание. Созерцательная деятельность, в отличие от других поступков, не может быть ничем прервана, она доставляет наивысшее удовольствие, она самодостаточна. Только ее любят ради нее самой, ведь даже добродетельные поступки могут приносить пользу. Созерцание скорее не человеческая, но божественная деятельность.

Второй, более низкий вид счастливой жизни – жизнь согласно рассудительности и нравственным добродетелям.

 

 

11 (1). Политика Аристтотеля.

Политическое учение Аристотеля изложено главным образом в «Политике», которая логически продолжает этические сочинения Аристотеля. Но Политика уже по смыслу, нежели «этика», она фокусирует внимание главным образом на темах практического разума, политической практичности и рассудительности.

1)Учение Аристотеля о социальной структуре общества.

Аристотелевское определение государства: «форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством(3,1)», политическое устройство же – «порядок, который лежит в основании распределения государственных властей»(4,1).

Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Государство состоит из множества разнообразных частей. Но истинным фундаментом государства у Аристотеля становится понятие «гражданина». Представление о гражданине вирируется в различных политических системах. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует с управлении и судопроизводстве, называя это «абсолютным понятием гражданина». Кроме того граждане несут военную службу и служат богам. Таким образом, основные функции гражданина: воинская, административная, судейская, жреческая.

Рабы и женщины гражданами быть не могут, они выключены из жизни государства. «у них отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию» - пишет Аристотель.

Помимо Государства, существуют и другие формы общежития людей, это семья и селение. По мнению Аристотеля, они исторически предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как цель, энтелехия. А человек соответственно энтелехиально гражданин, именно поэтому»человек существо политическое»(этика, политика).

«Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, н что человек по природе своей есть существо политическое»

Прообразом государства становиться модель семьи с ее внутренней структурой и возникающими внутри властными отношениями(власть господина над рабами, мужа над женой итд). Несколько смей образуют селение, а несколько селений, в свою очередь приводят к образованию государства.

«Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общежития: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа»(ар)

Хотя государство все же появляется в силу необходимости объединения людей, это объединение создается под влиянием внешних условий. Власть в государстве на подобие патриархальной, это наследство власти главы семейства. Так Аристотель выстраивает одну из первых теорий происхождения государства.

Структуру общества Аристотель начинает с рассмотрения наименьшей ячейки – семьи. Каждая семья состоит из тех элементов: «мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети» и соответственно трех отношений – господского, брачного и отцовского.

Существует два типа власти: господская и политическая. Аристотель проводит аналогию с живым существом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над вашими стремлениями - как государственный муж». Власть мужа над женой подобна власти политического деятеля, а над детьми подобна власти царя(обе –над свободными людьми).

В душе существуют 2 части - властвующая и подчиняющаяся, им соответствуют определенные виды добродетели. Но оценка нравственных(или этических) добродетелей у Аристотеля не равна для различных членов общества. Рабы, женщины, дети, простые граждане должны быть обладать ими настолько, насколько это необходимо для достижения государственного блага. Эта некая минимальная задача, которая как считает философ, необходимо должна быть осуществлена в обществе. А «программа-максимум» распространяется Аристотелем только на правителей: для властителей мало быть добродетельным гражданином, необходимо также и нравственное совершенство его как человека.

Государство, по Аристотелю, состоит из нескольких частей:

· народная масса, работающая над продуктами питания, это земледельцы

· ремесленники

· торговцы

· наемные рабочие

· военное сословие

Однако собственно гражданами являются военное сословие и законосовещательные власти, остальные же не имеют достаточно свободного времени, чтобы заниматься политическими делами и своим образованием.

Аристотель критикует чрезмерное единство государства, которое ему видится в проекте Платона, когда все становится общим(типа жен и детей). Для Аристотеля все же важно понятие собственности. А когда собственность существует лишь общественная, то нет личной заинтересованности людей. А также Аристотелевское государство – общность разнообразного. Еще один пункт критики – путаница с новорожденным при определении сословия.

 

 

2)Классификация политических форм.

Аристотель обращается к своим предшественникам, пытавшимся создать проекты идеального государственного устройства. Критерием выделением политических форм государства становится определение некоторой части людей, участвующих в управлении государством.

Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...