Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы эволюции человека




Основные этапы эволюции человека

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
  40 тыс. лет назад   Стадия неоантропа (кроманьонца).  Человек разумный   Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных.
  200 –500 тыс. лет назад   Стадия палеоантропа  (неандертальца). Человек неандертальский Объём головного мозга 1200 – 1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.
  1 – 1, 3 млн. лет назад     2 – 2, 5 млн. лет назад Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп – о. Ява; синантроп – Китай, атлантроп – Африка, гейдельбергский человек – Европа)   Человек умелый.   Объём мозга 800 – 1200 см3. Формирование речи. Овладение огнём.   Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объём мозга 500 – 800 см3. изготовление первых орудий труда (галечная культура)
  9 млн. лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки – предшественники людей. Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.
  25 млн. лет назад   Общие предки человекообразных обезьян и людей - дриопитеки   Древесный образ жизни, стадность.

Таким образом, обезьяноподобные предки человека обладали признаками, которые, совершенствуясь, давали преимущества в естественном отборе: развитие хватательной конечности способствовало возникновению прямохождения; хорошо развитый головной мозг стимулировал усложнение поведения; стадный образ жизни со сложно организованной структурой общества способствовал развитию средств коммуникации и в конечном итоге привёл к возникновению членораздельной речи.

Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян  (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид (людей).

Понгиды, оставаясь жить в лесу, сохранили древесный образ жизни. Предки гоминид начали осваивать открытые пространства. Предпосылкой для такого перехода была уже приобретённая способность к наземному обитанию, использование различных предметов для добычи пищи и защиты, а значит, освобождение рук от участия в передвижении, развитие хождения на двух ногах. Становление человека как биологического вида происходило через четыре основных этапа – предшественник человека (протантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп). ( Табл. 2).

Движущие силы эволюции человека

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов – он сопровождается ещё социальными факторами.

Факторы антропогенеза

Биологические:                                     Социальные:

1) мутации,                                   1) трудовая деятельность,

2) популяционные волны,         2) общественный образ жизни,

3) дрейф генов,                            3) речь,

4) изоляция,                                 4) мышление,

5) борьба за существование,     5) культура.

6) естественный отбор.  

  На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

  Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность. Освобождение руки от функции опоры, было необходимым условием её дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

  Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества – хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д. ). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передаётся с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передаёт молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

  В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. В нём полностью исключена внутривидовая борьба за существование, утратил своё ведущее значение естественный отбор, который в основном выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида Человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселённых регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет своё значение – нарушение изоляционных барьеров ведёт к обогащению генофонда популяций.

Сохранил своё значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и, прежде всего, в охране окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...