Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужчина больше склоняется к аборту, 2 глава




Наступила беременность. Виктор сразу сказал, что ребенок ему не нужен, что он не хочет менять образ жизни, нужна свобода. Его состояние – страх, отрицание, нежелание связывать свою жизнь с Леной. Он рассказал своей матери.

Уровень 5 –семья отца ребенка. Мать - Антонина Павловна, 51 год. По отношению к сыну – гиперопека. Ревновала сына к его девушкам. Это его 2ой «гражданский брак». На первую девушку часто жаловалась сыну, указывала на ее недостатки: плохо готовит, ярко красится, не грамотно говорит и т.д. Когда он с ней расстался – обрадовалась. Лену также критиковала, обижалась, что она не дает ему отдыхать, как он хочет – «он молодой, пусть встречается с друзьями и подругами, не мешай». Узнав про беременность и про негативный настрой сына – поддержала его: «еще рано, надо погулять», предложила ему версию, что Лена специально забеременела, чтобы он на ней женился. Лена не стала рассказывать своей матери, послушала Виктора и пошла в больницу на аборт. Там увидела листовку о внутриутробном развитии ребенка. Засомневалась, записалась ко врачу, но в этот день на прием не пошла, решила сначала обратиться в благотворительный центр. Виктор разозлился, на съемную квартиру не поехал, ночевал у матери.

Уровень 7 –широкое социальное окружение. На следующий день Лена приехала на встречу с психологом. Были выявлены ее психологические трудности, предложена дальнейшая помощь психолога, юриста, вещевая помощь на ребенка. Лена не хотела рассказывать матери, сопротивлялась мысли переезда обратно к ней. Психолог убедил ее поговорить с мамой.

Уровень 4 – семья беременной женщины. Галина Сергеевна – мать Лены, 57 лет. Обрадовалась беременности, позвонила старшей дочери, Екатерине. Вместе они убедили Лену оставить ребенка: «Будет трудно, но все вместе справимся». Мать Лены и сестра негативно относились к Виктору, поэтому убеждали Лену не слушать его, делали акцент на негативном влиянии на него его матери.

Динамика событий: Мать Виктора позвонила Лене, предлагала деньги на аборт, говорила, что им сейчас ребенка не потянуть. Лена разругалась с ней, глубоко и сильно переживала этот разговор. Виктор смирился с решением Лены, они продолжали жить вместе. Но он выдвинул условие, что его жизнь с рождением ребенка не должна меняться – он также будет встречаться с друзьями, не будет вставать к ребенку ночью. Лене было обидно, но она согласилась. Но «хорошее» отношение Виктора длилась до 6 месяцев беременности. Когда он увидел, что растет живот, осознал всю серьезность происходящего, предложил разъехаться. Лена вернулась к матери, родила сына. Виктор видел ребенка раза 3, мельком.

Уровень 6 - близкое социальное окружение. Подруги Лены поддержали ее в решении родить, его друзья – однозначно выступали «против». Работы не было, с неофициальной ее тут же «попросили», на декретные она претендовать не могла. Гинеколог спокойно относилась к беременности: не предлагала аборт, но и «против» не высказывалась.

Уровень 7 (широкое социальное окружение). Пришла за помощью в благотворительный фонд: ходила на консультации к психологу, советовалась с юристом по поводу пособий, жилищного вопроса, получала помощь вещами на ребенка и продуктами. Очень впечатлилась роликами об аборте в интернете, остановили от аборта рекламные материалы в женской консультации. Подруга мамы - верующая женщина - посоветовала сходить в церковь, где священник успокоил, поддержал. Государственную политику оценивает негативно – пособия маленькие, когда обращалась к юристам, чтобы помогли как-то повлиять на работодателя (есть трудовой договор, но не по трудовой книжке) – ей отказали. Очень влияет на нее культура «общего потребления». Боялась, что ребенок – это очень дорого, что не сможет его одевать и кормить. Но через интернет и благотворительный центр ей передали одежду на ребенка, кроватку, коляску, манеж, помогали едой.

Вывод: Как рассказывала сама Лена, ей трудно сказать, что оказалось решающим фактором в том, что она сохранила беременность. По капле –здесь поддержали, здесь подсказали… созрело решение. Нельзя выкинуть не один из факторов. Но при психологической работе с девушкой стало понятно, что основные составляющие ее ситуации следующие:

1. Ощущение недостатка любви к себе, дефицит любви. Созависимость от Виктора. Фиксация на отце ребенка (2 года она ждала его возвращения, пыталась через друзей узнать что-нибудь о нем).

2. Скрытые, мало осознаваемы конфликты с мамой, отторжение, желание отделиться. А рождение ребенка – означало возврат в мамин дом, что воспринималось еще тяжелее, чем расставание с Виктором.

3. Неуверенность в себе, низкая самооценка, страх просить о помощи, неловкость в принятии помощи.

Работа с Леной только в русле беседы о внутриутробном развитии и аборте была бы мало эффективной. Именно выявление скрытых психологических мотивов позволило Лене принять решение в пользу рождения ребенка. Более того, эта работа показала, что ей нужна длительная психологическая поддержка на протяжении всей беременности и после родов. До годовалого возраста ребенка продолжались встречи с психологом, Лена стала более уверенной, снизился уровень тревожности. Девушка научилась уходить от скрытых манипуляций матери, конфликты стали открытыми, где Лена могла выражать свои чувства и обиды. Девушка стала чувствовать себя комфортнее, теплее относиться к матери, пропал страх одиночества, появилась уверенность, что и мать с ребенком может найти хорошего мужа.***

 

В этой истории хочется подчеркнуть, что беременность просто вскрыла те проблемы внутри личности девушки и в ее отношениях с окружением, которые существовали раньше. И рано или поздно это «вскрытие» все равно бы произошло. Практически во всех историях про аборты я хочу подчеркнуть, что беременность не создает проблем в жизни женщины и ее окружения, а только вскрывает те проблемы, которые уже давно были! Давайте обозначим это как первый принцип работы с женщиной в ситуации репродуктивного выбора

 

Беременность не создает проблем в жизни женщины и ее окружения,

а только вскрывает те проблемы,

которые уже давно существовали!

Поэтому 1задача предабортного консультирования –

отделить в сознании женщины беременность

от предшествующих и сопутствующих проблем.

 

Мне особо хочется выделить эту мысль, потому что она становится основополагающей при предабортном консультировании. Просто рассказ о развитии плода и вреде аборта тоже имеет эффект, но невысокий. Если в процессе пусть и короткой беседы не выйти на внутренние побудительные мотивы аборта (чаще всего самой женщиной не осознаваемые), то эффекта будет мало, особенно в долгосрочной перспективе. Такая женщина может уйти – сделать аборт или родить, но ничего про себя не понять, и в будущем снова оказаться в такой же ситуации выбора, потому что у нее внутри ничего не прояснилось, не поменялось…

 

2.2. Мотивы аборта и сохранения беременности.

Мотивы беременности представляют собой психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению разного рода целей и личностной реализации через рождение определенного количества детей. Среди мотивов сохранения и прерывания беременности выделяют экономические, социальные и психологические.

1. Экономические мотивы [8]обуславливают рождение того или иного числа детей, при этом посредством рождения ребенка достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус. Так же и через аборт – достигаются определенные экономические цели. Женщина или члены ее семьи считают, что рождение этого ребенка нанесет им экономический урон, осложнит материальную ситуацию, и поэтому решают сделать аборт.

2. Социальные мотивы определяют рождение определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм и являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Попова А.А. пишет, что преобладание социально окрашенной мотивации говорит о том, что «женщину в ее родительстве интересует больше всего ее социальный статус, роль, реакция окружающих на происходящее в семье. В этом случае мотивом рождения ребенка или принятия решения о прерывании беременности может быть мнение родственников, наличие или отсутствие официального мужа, социальный статус женщины». [120]

 

3. Психологические мотивы [8]: Антонов А.И., Медков В.М. отмечают, что через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо индивидуальные потребности личности. Также как и аборт дает определенный психологический комфорт личности. Беременность означает перестройку системы ценностей для женщины, расстановку жизненных приоритетов (когда ребенок и забота о нем должны выйти на первое место по сравнению с карьерой и отдыхом), принятие новой роли для себя – роли матери. Все это требует душевных затрат от женщины. И если ей эта работа кажется слишком трудной, то аборт дает ощущение легкости и успокоения («проблема решена») – это и будет той психологической выгодой, которую женщина получит от нерождения ребенка.

 

Психологи выделяют ряд мотивов сохранения беременности. Мотивы же прерывания беременности в большей степени сводятся к описанию экономических и социальных мотивов, при этом часто игнорируются психологические мотивы, хотя они, на мой взгляд, являются ведущими в принятии решения, хотя и наименее осознаваемыми. Их понимание очень важно при консультировании семей в ситуации репродуктивного выбора. В каждой группе мотивов я предлагаю реальный случай из своей практики, чтобы нагляднее показать действие того или иного мотива (имена и факты изменены, чтобы не раскрывать личности женщин).

 

2 задача консультирования –

Выявить истинные мотивы прерывания

и сохранения беременности!

 

Мотивы прерывания беременности.

1. Аборт как «способ скрыть сексуальные отношения».

Беременность является событием, показывающим окружающим, что женщина имела сексуальные отношения, поэтому желание скрыть беременность может объясняться желанием скрыть наличие половой жизни. Эта мотивация может встречаться у несовершеннолетних девушек как желание скрыть свою сексуальную жизнь, потерю девственности от родителей и социального окружения. У незамужних женщин из определенной социальной группы (мусульманство, православные или католические семьи) с жесткой установкой на сохранение девственности до брака, когда страх потери ребенка для них ниже страха осуждения со стороны социального окружения. Это возможно в ситуации измены, когда женщина боится ее раскрытия. Этот же мотив работает в ситуации беременности после изнасилования, когда женщина боится вопросов о том, в результате каких сексуальных отношений произошла беременность.

Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: « Я бы не хотела, чтобы некоторые из окружения знали, что я беременна». «Некоторые родные не знали, что я уже имела сексуальные отношения». «Это для них будет неожиданностью». «Я бы не хотела, чтобы некоторые люди знали, что я уже имела сексуальные отношения». «В моей семье такие убеждения, что сексуальные отношения до брака иметь стыдно. Я разочарую их новостью о беременности». «Эта беременность – результат измены, хотелось бы ее скрыть». «Мне бы не хотелось, чтобы люди знали, как я забеременела»…

*** Цитата из фильма «Красавчик Алфи, или Чего хотят мужчины» (США, Великобритания, 2004), режиссер Чарльз Шайер, сценарий Билл Нафтон, Илэйн Поуп, Чарльз Шайер. Главный герой Алфи в исполнении актера Джуда Лоу старается «брать от жизни все», он завсегдатай клубов и вечеринок. Красивый и состоятельный, он привлекает к себе женщин, чтобы провести вместе одну – две ночи и разойтись. Он коллекционирует количество «интимных побед», оставляя при этом холодным свое сердце для любви. В своих интимных похождениях он переходит грань дозволенного и проводит ночь с невестой своего друга.

Темнокожий Марлон поссорился со своей темнокожей подругой Лорнетт. Он пришел к белокожему Алфи, чтобы попросить помощи. Алфи согласился поговорить с Лорой. Он выпил с ней в баре, и это закончилось интимной связью. На следующий день Лорнетт, раскаиваясь в происшедшем, помирилась с Марлоном, и они решили пожениться. А через месяц девушка пришла к Алфи и сказала, что беременна, но не может абсолютно точно сказать, кто отец ребенка – ее жених или главный герой фильма. Она решила сделать аборт. Алфи так комментирует это: «Я был готов помочь ей там, за дверями (пойти в абортарий вместе), но она захотела пойти одна. Мы оба знали, что ребенок, родившийся даже с малейшими чертами белого, будет означать конец Лорнетт и Марлона».***

 

В данном случае важно сделать акцент на том, кого именно боится беременная. Кто из социального окружения становится для нее важнее зачатого ребенка. Властный отец? Суровая мама? Муж, которому изменила? Соседи, которые, как беременной кажется, будут косо смотреть? Далее беседа, как правило, строится вокруг отношений беременной с этим человеком. Важно разобрать следующие моменты:

1. Что самое страшное может произойти? Ее могут убить? Избить? Выгнать из дома? Этот значимый человек может разорвать отношения с ней навсегда? Зачастую страх оказывается преувеличенным. Редко женщине угрожает реальная физическая опасность. Цель подобного разбора – уменьшить страх, показать, что катастрофы не произойдет, если она скажет, что беременна. Часто люди догадываются о сексуальных контактах девушки, поэтому новость оказывается для них не настолько шокирующей, как она ожидает.

2. Важно поговорить о любви. Ты боишься по любви? - страх разочаровать любящих родителей, верного мужа. Или из страха и ненависти? – когда человек деспотичен, кричит на тебя, угрожает, и отношения и так очень конфликтные, что вынуждает все о себе скрывать. Если это страх по любви, то любящие тебя люди смогут понять. А если это страх из ненависти, то аборт не решит твоих проблем в этих отношениях.

3. Важно найти ресурс: «Ты боишься реакции этих людей, а кто, как тебе кажется, тебя поймет, простит, будет в итоге мягок, кто поддержит?». Как правило, находится человек в окружении (подруга, бабушка, сестра), кто по ожиданиям беременной сможет поддержать ее. В этот момент важно предложить реальную помощь от социального центра, сделав акцент на том, что «когда закрываются одни двери – открываются другие», то есть когда отворачиваются одни люди, на помощь приходят другие.

4. Важно предложить парадоксальные решения женщине, для того, чтобы она увидела, что у нее есть другой выбор кроме аборта – отдать на усыновление, не рассказывать об измене (в случае этой причины беременности), скрыться от родных до родов, чтобы они не знали и т.д. Большинство из них женщина категорично отметает, но за счет этого расширяется видение ситуации, уменьшается страх.

5. И, конечно, важно поговорить об ответственности за свои поступки. Ведь в данном типе мотивации женщина сама пошла на интимную связь, а теперь хочет отказаться от ответственности от нее и найти легкое решение возникшей «проблеме» - аборт. Возможные фразы: «Определенные моменты нашей жизни являются переломными, словно страница новой главы нашей жизни. Это такие рубежи, на которых мы ощутимо мудреем и взрослеем. Возможно, сейчас именно этот рубеж вашей жизни, когда нужно взять ответственность за свой поступок и принять взвешенное решение, а не повиноваться эмоции страха «раскрытия тайн вашей интимной жизни»».

Конечно, в каждом конкретном случае беседа будет строиться по индивидуальному плану, но главная цель в данном случае с одной стороны – уменьшить страх женщины, а с другой – переключить ее с мыслей о тех людях, которых она боится, на тех людей, которые могут помочь и поддержать.

 

 

2. Аборт как «страх перед беременностью и родами».

Беременность неотделима от женского тела. И отношение к себе как к женщине, отношение к своему телу в принципе, определит в конечном итоге то, как женщина будет воспринимать себя в беременном состоянии, какие переживания будут вызывать в ней сама беременность, роды и кормление грудью. Возможные фразы, раскрывающие этот мотив: «Меня тревожит беременность, что будет с моим организмом?», «Мысли о родах меня тревожат», «Я боюсь, что могу умереть во время родов», «Я боюсь выкидыша, разных осложнений».

Все исследователи единодушны в том, что отношение к своему телу складывается в юности. На это отношение будут влиять реальное физическое состояние тела (наличие или отсутствие реальных физических дефектов), реакция сверстников на физические особенности девушки, ее отношения с матерью и отцом. Причем на первый план выходит именно отношение матери к девушке, к ее телу. Так если дочь отвергается матерью открыто или на подсознательном уровне, то у девушки закрепляются амбивалентные отношения к матери и к самой себе, к своему телу. В зависимости от глубины неприятия своего тела и своей женской сущности беременная женщина может столкнуться со следующими собственными переживаниями:

 

1. Отсутствие доверия к собственному телу и своей женской природе. Когда женщина не верит, что ее организм способен правильно работать. Женщины этой категории могут бояться выкидыша, осложнений для себя и ребенка. Не доверяют своему телу во время родов, боятся, что им будет невыносимо больно, что что-то пойдет не так. По результатам психологических исследований женщины данной группы отличаются повышенной тревожностью, не умеют регулировать процессы напряжения-расслабления на физическом уровне. Они крайне восприимчивы к чужим рассказам о неблагополучных родах, выкидышах, осложнениях. Женщины с таким отношением к собственному телу во время беременности могут пойти на аборт по иным «внешним» причинам: надо закончить образование, не вовремя и т.д., и так до конца и не осознать, что ведущей причиной явился их страх и недоверие к собственной женской природе.

*** История из интернета: «Боюсь беременности»: «…С мужем мы жили хорошо, до того момента, пока ему не захотелось детей. … Я боюсь беременности и родов. Сначала я не рожала, т.к. у меня были деловые командировки на работе, и я не могла появиться перед всеми с животом. Потом моя самая близкая подруга умерла при родах. После этого я вообще не могу слышать о беременности. Но самое страшное то, что мой муж настаивает на том, чтобы я родила… Мы с ним расходились из-за этого… Я не знаю, что мне делать и как преодолеть этот страх. Действительно это так страшно и больно?».[66]***

 

2. Страх перед изменениями в собственном теле. Женщины, вынашивающие желанную и долгожданную беременность, положительно относятся к изменениям в своем теле, отражающим рост малыша, настраиваются на кормление грудью. Они видят и ценят особую красоту в своем новом состоянии, стараясь запечатлеть период беременности на фото и видео, подчеркивая живот с помощью красивых нарядов.

Женщины, внутренне отвергающие беременность, часто считают, что беременность делает их некрасивыми, уродует тело. Они боятся кормить грудью, опасаясь за потерю ею формы и упругости, переживают из-за набирающегося веса, страшатся растяжек на коже и безвозвратной потери красоты, бывшей у них до беременности. Им может казаться, что они противны окружающим и вызывают отвращение.

*** Бирюкова Галина, специалист «Центра семейной и перинатальной психологии Медицинского центра "ВЫБОР"»: «Очень запомнилась пациентка на раннем сроке беременности, которая не хотела рожать ребенка только лишь из-за того, что она может потерять красивую фигуру, которую создала с помощью пластических хирургов, потратив колоссальные деньги на операции. Ребёнка хотел муж, который и привёл её ко мне на консультацию. Каждый раз, приходя ко мне на сессии, она начинала раздеваться, показывая, как за неделю изменилось её тело, которое она не хотела принимать таким и соответственно не хотела принимать будущего ребёнка и отца этого ребёнка – своего мужа. У неё случился выкидыш на третьем месяце беременности. Через два года мы снова с ней встретились. В её жизни произошло много событий. Она развелась с прежним мужем, вышла замуж и пришла ко мне на приём на пятом месяце беременности. Уже со страхами, что может не выносить беременность или родить больного ребёнка. На этот раз мы работали со страхами. Два месяца назад у неё родилась здоровая девочка. Сейчас она ходит ко мне на консультации с послеродовой депрессией. Уважение к ребенку и взаимодействие с ним. Важным в работе с этой пациенткой было её принятие изменений в себе, жизни в развитии, ослабление разрушительных факторов, таких как чувство страха, тревоги, агрессии, уныния» [18]***

3. Негативное отношение к внутриутробному ребенку как к «разрушителю» женского тела. В случае отвержения беременности женщина может неосознанно выбрать 3 пути отношения к внутриутробному ребенку:

1. Намеренное обесценивание жизни внутриутробного ребенка: «там еще не человек», «там просто кусок клеток», «он ничего не чувствует», «нет никакого ребенка» и т.д.

2. Стараться «вообще не думать о ребенке», тогда возникает эффект «параллельных жизней», когда женщина может очень долго не осознавать сам факт беременности, игнорировать такие очевидные признаки как значительная прибавка в весе, шевеления ребенка. Так бывает у несовершеннолетних девушек, в ситуациях после изнасилования, когда сама возможность беременности всячески отвергается женщиной.

3. Мысленное «унижение» ребенка, когда женщине он видится монстром, чудовищем, поедающем ее изнутри, разрушающим ее тело.

*** Случай из практики: «Ребенок – это паразит в моем теле». Ольга, 24 года. Выросла в детском доме. У Ольги огромная обида на мать, не может ее простить. Она говорила: «Я не могу представить, как что-то во мне будет расти и есть меня изнутри. Это паразит, который будет питаться моими полезными веществами, а потом мне еще мучаясь, рожать его». Ольга была замужем, но когда муж начал говорить о детях, она ушла. Она бежит от самой мысли быть матерью, вынашивать ребенка.

Наша встреча состоялась случайно. Она работает в типографии, а я там забирала заказ по работе. Узнав о том, что я психолог – разговорилась. Она сказала, что беременна ее подруга и хочет сделать аборт. Я догадалась, что она спрашивает о себе. После моего прямого вопроса, она не сразу, но призналась, что подозревает, что беременна, большая задержка, купила тест, не может дождаться конца рабочего дня, чтобы дома сделать его скорее. Мы с ней договорились, что она сделает тест и позвонит мне вечером, если положительный – то приедет ко мне на работу, мы побеседуем еще раз.

В этот день к ней в гости ночевать пришел ее молодой человек, она не стала делать тест при нем, говорила, что хочет скрыть возможность беременности от него, так как не определилась еще в своих чувствах к нему. Но я так понимаю, что мысль о беременности была для нее настолько ужасной, что она не могла заставить себя сделать тест. Так продолжалось два дня. Она откладывала тест, а паника нарастала все больше. В итоге я договорилась с ней о совместном походе ко врачу. Врач сказал, что беременности нет, у нее нашли воспаление, которое видимо и вызвало задержку. Девушка была очень счастлива. Через 3 дня начались месячные. К сожалению, она больше не пришла ко мне на встречу…***

 

4. Фиксация на негативном образе родов. Иногда женщины идут на аборт из-за страха перед родами. В случае первой беременности это может быть последствием негативных впечатлений, полученных из опыта матери или ближайшего социального окружения женщины. В случае повторной беременности, это может быть результатом переживания патологий предыдущей беременности (выкидыш, патология развития плода) или тяжелых, опасных для матери первых родов.

*** Случай из практики психолога ЦНСР Ларисы Макшуровой: «Елена А., 39 лет. Старшему ребенку 18 лет. Сначала общалась неохотно, о причине аборта говорила - возраст, не хочется уже, внуков подождем. Потом постепенно открылась и уже через слезы рассказала о трагедии, которая произошла меньше года назад. "Мы с мужем решились на второго ребенка. Первый вроде вырос, вот-вот вылетит из гнезда, мы тогда одни останемся. Вроде не старые, хочется снова обрести смысл жизни, быть кому-то нужными, о ком-то заботиться. Отношения с мужем хорошие, прочные. Забеременела, вынашивала нелегко, но без осложнений. Радовались приятным хлопотам, зарождению новой жизни, много разговаривали о будущем, о том, как изменится наша жизнь с появлением малыша: Но в 22 недели УЗИ показало, что у ребенка патология развития, несовместимая с жизнью. Через 3 недели сделали стимуляцию, беременность пришлось прервать." Дальше плач перешел в рыдания, сквозь которые Елена и назвала истинную причину аборта: "Я боюсь пережить это снова".

Потеря собственного ребенка - сильнейшая психическая травма, отражающаяся не только на эмоциональном и физическом состоянии женщины, но и на ее жизни в целом. Это как открытая рана - будет долго болеть и кровоточить и если заживет, то со страшным рубцом. Этого никогда не забыть, но облегчить боль, попытаться пережить потерю и возобновить движение по жизни можно. В таких случаях необходима помощь специалиста - психолога или психотерапевта, который может помочь залечить эту рану. И тогда другой ребенок может принести долгожданное счастье».[91]***

 

Яркий страх перед беременностью и родами может возникать у женщин, у которых их собственная мать чуть не умерла или умерла во время родов (когда рожала саму беременную или ее младших сиблингов), или подобный опыт был в жизни какой-то близкой к беременной женщины.

Г.Вебер, занимающейся системной психотерапией Берта Хеллингера, пишет о таком явлении как «искупление вины как слепая компенсация: если мать умирает при рождении ребенка».[35] Он говорит о том, что попытки компенсации особенно часто встречаются в семьях, где мать умерла во время родов. Ребенок, оставшийся в живых, естественно, не виноват в смерти матери. Никому и в голову не может прийти призвать его за это к ответу, и, тем не менее, знание о своей невиновности не приносит ребенку облегчения. Как существо социальное, он знает, что «вплетен» в систему, в которой он получил свою жизнь за счет жизни матери. И он не может иначе, кроме как всегда рассматривать свою жизнь в связи со смертью своей мамы, и он никогда не избавится от давления вины». Часто события дальше имеют негативную тенденцию: сын может отказываться от деторождения, от брака, иметь поверхностные отношения с женщинами, чтобы быстро сбегать и не знать, станет ли он отцом или нет. Г. Вебер пишет, что такой сын может брать в жены женщину, которая не может иметь детей. Дочь – начинает культивировать в себе страх перед беременностью и родами, неосознанно или сознательно выбирать отказ от материнства.

В подобных ситуациях нужна серьезная психологическая помощь в преодолении негативных семейных установок и страхов. «Если рожденный ребенок ограничивает себя во всем или совершает самоубийство, это значит, что жертва женщины была напрасной, к тому же в этом случае ее делают ответственной еще и за несчастье ребенка». В ходе терапии выжившему ребенку и членам семьи следует сказать: «Раз уж, рожая меня, ты потеряла свою жизнь, то это не должно быть напрасно. Именно потому, что это так дорого тебе стоило, я покажу тебе, что это себя оправдало. Я принимаю свою жизнь за ту цену, которой она стоила тебе и которой она стоит мне, и я что-нибудь из нее сделаю в память о тебе». «Это та же самая любовь, но принявшая другое направление. В этом случае давление роковой вины превращается в мотор и дает силы жить, и тогда становятся возможны такие деяния, совершить которые другие не смогли бы никогда. Это приносит примирение и покой, и тогда жертва матери оказывает хорошее влияние». [35]

 

При любом виде этой мотивации важно:

1. Помочь женщине осознать истоки своих страхов перед беременностью и родами (собственный опыт, опыт и рассказы матери, подруг, влияние СМИ и др.), поскольку, зная первоисточник проблемы, можно будет подбирать решение.

2. Важно использовать макеты внутриутробного развития, позитивные красочные картинки, слайды, фильмы, для того чтобы «очеловечить» зачатого ребенка в сознании женщины. В данном случае полезно бывает использовать пупсы и куклы как макет уже рожденного ребенка. При этом важным бывает объяснять (ласково, с улыбкой, уменьшительно-ласкательными словами) потребности ребенка, и то, что он может дать матери, поскольку часто в сознании женщин ребенок будет только «забирать», ничего не отдавая взамен.

3. Важно рассказать о том, почему все женщины по-разному относятся к родам. Что вообще боль – это физический зажим в мышцах, и те женщины, которые умеют расслабляться, роды проживают спокойно и радостно, а те, кто «зажимаются» - испытывают боль. В данных случаях крайне важно убедить женщину, что посещение занятий по подготовке к родам, различных спортивных секций для беременных (бассейн, аэробика) помогут изменить отношение к родам и снять многие страхи.

 

3. Аборт как следствие жесткой репродуктивной установки,

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...