Братусь Б.С. – Аномалии личности
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Братусь Б. С. – Аномалии личности ГЛАВА I ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИХОТОМИИ «НОРМА — ПАТОЛОГИЯ» Вопрос о норме и патологии понятен только в описании, когда дело касается реальных людей, все становится более расплывчатым.
Наиболее расхожее поняте нормы: что-то среднее, устоявшееся, не выделяющегося из массы и наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Психиатры критиковали это представление; указывая на то, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения.
Критика К. Домбровского: способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и такая жизненная позиция, которая не содержит в себе элементов, необходимых для положительного развития личности и творчества
Критика усреднения Ю. Б. Гиппенрейтер: «Пусть «нормальными» будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по '/4 популяции разместятся на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах «отклонения» от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажется уже '/4 часть популяции, а остальные 3/4 попадут в зоны «отклонения»; при пяти независимых свойствах «нормальным» окажется один человек из 32, а при десяти свойствах — один из 1024! ». Так что последовательное применение статистического подхода может обернуться парадоксом — среднестатистическим нормальным окажется крайне редкое явление вопреки исходному априорному представлению о среднем, нормальном как о наличном у большинства.
Приемы для избежания этих сложностей:
1. принятие негативных критериев нормы — норма как отсутствие патологических симптомов (прием неспецифичен) 2. позиция релятивизма — о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые индивиды (похож на статистический подход) 3. экзистенциальный подход — индвидуальное изучение, творческое переживание (снятие проблемы нормы, важны только индивидуальные проявления)
Представление о норме в малой психиатрии (изучение пограничных состояний, когда у людей наблюдаются черты и «как у всех», и «не как у всех») остается, правда, по большей части в скрытом, имплицитном виде. Оно в основном заключается в том, что человек здоров настолько, насколько он избегает крайностей невроза или психопатии, насколько он, даже имея в себе зачатки, признаки, скрытые процессы, относящиеся к этим страданиям, не дает им разрастись дальше положенной черты. Т. е. представление о норме и здоровье через термины психопатологий.
Здоровая личность с т. з. описательного подхода: наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности, и ряд других. (здоровая личность - это НЕ отсуствие недугов, а некое достояние, ценность)
Ограничения описательного подхода:
1. Большинство описаний не соотнесено с психологическим категориальным аппаратом и потому не может быть непосредственно использовано научной психологией
2. Описывается конечный продукт — ставшая личность, и ничего или крайне мало говорится о самом главном и ценном для теории и практики — о том процессе, который привел к ее появлению
Понятие нормы в различных подходах:
· гештальт-терапия: важное понятие — целостность; слова «целостность», «целый» и «целить», «исцелять» — однокоренные, подчеркивая тем самым связь психического здоровья с интегрированностью личности, а психических аномалий — с личностной дезинтегрированностью · бихевиоризм: приспособляемость, адаптивность, стремление (по аналогии с биологическими системами) к гомеостатическому равновесию со средой (конкретная проблема нормы не ставилась) · психоанализ: так же не ставилась; (у них вообще все невротики, как мы помним) · гуманистическая психология: роль самосознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п. (однако Оллпорт и многие другие, например, анализируют уже сформирвоанную личность, опуская процесс формирования этой самой личности; «стань нормальным» - «как? » - «да хуй знает»)
«... Вся история психологии, — писал Л. С. Выготский, — борьба за психологию в психологии» (хорошо сказал, душевно. Суть в том, что психологи, выясняя, что такое норма, постоянно скатывались в другие области — биологию, статистику, право и т. д. - и сами не понимали, как они там оказались; а задача психологии личности — создать свое понимание нормы, которое бы не напоминало винегрет из кусочков других наук)
«Следовательно, для поисков общих критериев нормы необходимо найти такую сферу, относительно которой психология предстанет как частная, нижележащая по уровню область, обретающая через нее смысл и назначение, а потому и критерий общей оценки того, чем она занимается. Речь идет о философской концепции человека, которую бы использовала психология»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|