Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бланк к методике 16RF-B280 6 страница





УКАЗАТЕЛЬ СИТУАЦИЙ И СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абстрактные проблемы, 406 Безопасность другого, 392 Взаимодействие в иерархии, 397 Вина другого, 382; 384; 392 Возможность сопротивления, 383 Вред другого, 400 Вред другому, 383: 384; 395; 397 Выражение притязаний другим, 389; 390 ' Выражение собственных притязаний, 386; 393;

Головоломка, 408 Головоломки, 406 Гордость другого, 386; 394 Греховные помыслы, 390; 393 Демонстрация внешности, 411 Деньги, 388

Доверие другого, 395; 397 Достижения, 405 Доступ к благам, 384; 390; 391 Духовные ценности, 406; 410 Идеальные планы, 383 Имущество другого, 392 Интеллектуальные проблемы, 400; 406; 409 Интересы другого, 388; 391; 393; 408 Использование статуса, 391 Книжные знания, 406; 409 Комфорт другого, 394; 395 Конфликтное взаимодействие, 383; 384; 385;

387; 390; 391; 399 Любовный треугольник, 388 Маскировка собственных планов, 397; 401;

404; 408

Мелкие материальные ценности, 388 Мелочные предписания, 401 Моральные ограничения, 392; 393; 395; 396;

Моральный долг, 393; 395 Наука, 406; 409 Национальные группы, 389 Невозможность контроля другим, 392 Невозможность собственного контроля, 387;

Неделимое благо, 383; 384; 388 Недоверие другого, 397 Недостатки другого, 399 Нереалистичные планы, 391; 404 Несовпадение интересов, 390; 392; 399; 408

Неформальный этикет, 385; 388; 393; 397

Низменные наслаждения, 390; 393; 396

Образование, 406; 409

Обращение другого, 382; 384; 388; 390

Общественные интересы, 393

Оплошность другого, 387; 389; 392; 397; 402

Отдаленные последствия, 407; 408; 409

Отклонение от стандарта, 401; 404

Отношение к образцу, 411

Отношение к инновациям, 404

Отношение к комфорту, 402; 411

Отношение к себе, 402

Отношение к труду, 401

Отсутствие помощи, 405

Оценка действий другого, 387; 402

Оценка заменимости, 408

Оценка потенциала другого, 386

Оценка собственного потенциала, 386

Планы другого, 387; 389; 390

Повседневные заботы, 404

Познавательные интересы, 403

Политические проблемы, 389

Потребление блага, 383; 384

Права верхов, 389

Права другого, 394

Права низов, 389

Практическая задача, 408

Преданность, 397

Предсказание будущего, 407

Преодоление преграды, 392

Препятствие для обычных действий, 403; 404

Привлечение другого, 385; 403; 411

Приметы, 404

Проблема возмездия, 4О0

Проблемы другого, 382; 385; 388; 389

Провокация впечатлений у другого, 403

Провокация выгодного поведения у другого, 398

Провокация импульсивного решения, 407; 408

Провокация положительных эмоций другого. 385; 397

Провокация собственных положительных эмо­ций, 383.

Профессиональный опыт, 407

Разнообразные задачи, 405; 409

Распределение власти, 381; 382; 384: 385; 389; 390

Распределение ресурсов, 390; 391 Реальные обстоятельства, 383; 407 Рискованное сопротивление, 391 Рискованные идеалы, 390; 391; 404; 407 Самооценка, 405 Свобода другого, 387; 388 Сексуальная мораль, 396 Сексуальные запреты, 393; 396 Сексуальные наслаждения, 393; 397 Сексуальный опыт, 390 Слабые новые воздействия, 386 Словесные обещания, 410 Собственная вина, 386; 393 Собственная оплошность, 393 Собственная свобода, 391 Собственное превосходство, 3*81; 402 Собственные интересы, 392; 395; 402 Собственные планы, 383; 389; 390; 392

Собственные проблемы, 383; 388; 389

Собственные успехи, 403

Социальные группы, 389

Социальные инновации, 389

Справедливость в присвоении блага. 398

Страдания другого, 382; 384; 388; 392

Требования другого, 391; 399

Уговоры другого, 399

Физические неудобства, 394; 399; 402; 411

Формальный этикет, 386; 394; 401; 402; 408

Чужие секреты. 403

Элементарные задачи, 410

Элитарное окружение, 40О

Эстетические ценности, 386; 389; 394; 395;

396; 400; 405 Этикет, 387; 389; 394 Этические идеалы, 393; 395; 398

 

Приложение 1

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

В этот краткий толковый словарь влючены далеко не все специальные термины, вошедшие в предметный указатель. Сюда не вошли термины, которые во многом являются устоявшимися для такой вполне сложившей­ся области психологических исследований, как дифференциальная психо­логия и психодиагностика (например, валидность, локус контроля, лично­стные конструкты)- Сюда включены прежде всего авторские термины (на­пример, четырехполюсная модель личности, пространственная мнемошка-ла и т. п. ); термины, специфичные для такой более новой и менее устояв­шейся области психологических исследований, как экспериментальная пси­хосемантика (денотативное сцепление, семантическое пространство, дек­ларативность и т. п. ), а также менее известные психометрические и мате­матические термины (например, дискриминантная валидность, варимакс-факторы и т. п. ). Иными словами, автор попытался включить в словарь все те термины, которые читатель не сможет найти в современных издани­ях психологических словарей.

Активность — фактор коннотативного семантического пространства, один из трех основных факторов системы «Оценка-Сила-Активность» (или ЕРА) Ч. Осгуда. В терминах трехкомпонентиой теории эмоций В. Бунда А. интерпретируется как параметр «возбуждение — успокоение». Автор пред­ложил также называть термином «Активность» третий фактор в русско­язычной версии так называемой «Большой пятерки» личностных факторов.

Артикулированность системы конструктов (рус. эквиваленты — «рас­члененность», «структурированность») — такая характеристика структур­ной организации системы конструктов, при которой наблюдается опреде­ленное сочетание, скоординированность принципов интеграции и диффе­ренциации, в частности, по типу соподчиненное™ микроконструктов (ви­довые понятия в традиционной логике) и макроконструктов (родовые по­нятия в традиционной логике). Но полностью сводить артикулированность к модели категориального дерева неправильно, так как определенные сис­темы конструктов при этом образуют пространственные модели (или суб­пространственные). «Артикул» — это пункт в перечне. Подразумевается

структурированность этого перечня. Понятие артикулированность ныне используется многими современными исследователями личностных конст­руктов в качестве более удачного заместителя для понятия «когнитивная

сложность».

Банк личностных черт — созданный в памяти компьютера особый файл, в котором собраны несколько тысяч черт, про шкалированных, по нескольким факторным системам (альтернативным и взаимодополняющим друг друга). Создание БЛЧ характерно для современного подхода к орга­низации и хранению результатов таксономических исследований личност­ных черт. Банк черт создан нами в рамках компьютерной системы ТЕ-ЗАЛ. Банк черт служит основой для создания современных систем ком­пьютерной интерпретации результатов личностных тестов, вопросников и методик шкалирования..

Большая Пятерка (по англ. Big Five, или сокращенно Б5) — систе­ма из пяти факторов, которые устойчиво выявляются в различных нацио­нальных таксономических исследованиях лексики личностных черт, а также в факторно-аналитических исследованиях структуры многомерных лично­стных вопросников. В международной номинации к перечню В5 относятся факторы (в скобках приводятся эквиваленты, более подходящие для рус­скоязычной модели В5): Экстраверсия (Активность), Согласие (Друже­любие), Сознательность (Самоконтроль), Открытость опыту (Интеллекту­альная свобода).

Варимакс-факторы — факторы, которые получаются в факторном анализе из главных компонент путем применения ортогонального враще­ния по критерию «варимакс», предложенному Кайзером. Этот критерий максимизирует дисперсию факторных нагрузок по каждому фактору и приводит к повороту факторных осей в центр скопления изображающих точек в факторном пространстве. В результате такого вращения интер­претация факторов, как правило, значительно облегчается.

Вектор адаптивного поведения — направление (линейный градиент) в личностном семантическом пространстве, связывающий области (точки) с наименее полезным (с точки зрения индивидуальных потребностей) и, соответственно, наиболее полезным эффектом для самого индивида. В АП не следует путать с фактором (координатной осью) Оценки, так как по­следний описывает поступки и черты, как правило, с точки зрения внеш­него наблюдателя (общественных потребностей и ценностей), что вовсе не обязательно совпадает с полезным эффектом для индивида.

Векторная модель предпочтения — задает линейную (прямо пропор­циональную) зависимость полезного эффекта (оценки) от значений (про­екций точки) по факторным осям. Альтернативной для ВМП является модель «идеальной точки», или «золотой середины».

Вторичная проекция — профессиональный артефакт, выражающийся в проекции (наложении) психологом своего собственного индивидуального семантического пространства на индивидуальные результаты другого чело­века. В результате такой проекции психолог допускает ошибки в интерпре-

тации факторов чужого пространства, руководствуясь своими собственными представлениями о том, какие факторы (признаки, шкалы, конструкты) могут быть сцепленными, а какие — разделенными (ортогональными). . Вызванные конструкты — конструкты, которые испытуемый форму­лирует сам в ходе теста личностных конструктов, в частности, на этапе «триадической оценки сходства».

Генерализация (рус. эквиваленты — «обобщение», «перенос») —рас­пространение какой-то реакции (операциональной категории) в той ситуа­ции (стимульного объекта), в которой она первоначально возникла и по­лучила подкрепление, на более широкий класс ситуаций (родственных по какому-то признаку). Умеренная генерализация бывает полезной. Чрезмер­ная же генерализация (см. сверхгенерализованные черты) оказывается дез-адаптивной, так как индивид пытается применить заготовленную страте­гию (проявляет автоматическую реакцию) в ситуации, в которой она ока­зывается уже неадекватной.

Гипотеза компетентности — эта гипотеза связывает успешность (адап­тивность) деятельности не со структурными (диспозициональными, кросс-ситуационными) свойствами индивидуальных черт и обобщенных когни­тивных схем (семантических пространств), а с частным опытом поведения данного индивида в данном конкретном классе ситуаций. Такого взгляда на закономерности поведения придерживаются сторонники ситуационного и деятельностного подходов к личности.

Гипотеза многомерной континуальности — предполагает наличие из­быточного кодирования различных квадрантов и секторов (см. «фасетки», «двухфакторные сектора») семантических пространств, так что при приме­нении ортогонального вращения (или других трансформаций) из одной сис­темы факторов мы можем получить другую систему факторов, в частности, из «теории черт» получить «теорию типов», и наоборот. ГМК — один из способов описания взаимной относительности различных описательных схем и моделей личности, один из способов реализации более общего принципа «семантического релятивизма».

Главные компоненты — это ортогональные оси факторного прост­ранства, которые проходят вдоль главных направлений многомерного элип-соида, описывающего облако изображающих точек. Математически ГК фактически совпадают с собственными векторами линейной системы век­торов. Выделение ГК является, как правило, первым этапом факторного анализа, после которого происходит ортогональное (в частности, вари-макс) или косоугольное (например, облимин) вращение осей. Интерпрети­руемость ГК часто весьма затруднена, легко подвергаются интерпретации, как правило, не более трех старших ГК. Пример интерпретируемых ГК — это известная система «Оценка—Сила—Активность» (или ЕРА), получае­мая при факторном анализе результатов «семантического дифференциала».

Глубинная семантика — неосознаваемая индивидом система категориза­ции объектов (ситуаций, событий) внешнего мира, которая опирается, как правило, на механизмы синестезии — сцепления разномодапьных признаков

объектов по принципу родства (ассоциативного сходства) их эмоционального (коннотативного) значения. Метод «семантического дифференциала» был со­здан Ч. Осгудом в попытках исследования и диагностики именно структуры ГС. В российской психосемантике данный термин предложен в таком виде в работах В. Ф. Петренко (1988). Е. Ю. Артемьева интерпретировала ГС в виде понятия «система первовидения» (Артемьева, 1980, 1998).

Двухфакторный сектор — область (геометрическое место точек), ко­ординатный квадрант или угол (возможно размером в 90, 45, 30 градусов и т. п. ) факторного пространства, заданный в виде соотношения факторных нагрузок (проекций) по двум факторным осям. Близкий термин — «фасет­ки» (или грани) факторного пространства.

Декларативность — в психосемантике это несоответствие между сис­темой категорий, воссозданных на основании вербальных (словесных, дек­ларативных) суждений индивида, и той операциональной системой катего­рий, которой индивид фактически руководствуется в своем поведении. На­пример, на вербальном уровне фактор «Моральность» имеет, как правило, более высокий вес. чем на реальном операциональном (поведенческом) уровне. Денотативное сцепление — частный случай сцепления (соединения, слияния, склейки, совмещения) факторов семантического пространства, которое в данном случае возникает в результате того, что при шкалирова­нии выбирается узкая выборка шкалируемых объектов (понятий). В экс­периментальной психосемантике ДС чаще всего интерпретируется как экс­периментальный артефакт (недостаток экспериментальной схемы). Автор данной монографии предлагает связывать механизм ДС с так называемым «эмпирическим сцеплением» и тем самым предлагает онтологическую ин­терпретацию ДС (т. е. связывает ДС с действительно существующими

механизмами психики).

Диапазон выборки — не вполне формализованный, количественный показатель, обусловливающий степень достижения популяционной репре­зентативности результатов любого психологического эксперимента. Узкий ДВ приводит к снижению репрезентативности. В случае психосемантичес­кого эксперимента узкий ДВ приводит к трансформации, в частности, к сцеплению (сокращению размерности) факторов семантического прост­ранства, так как пространство в этом случае отражает особенности кате­гориальной системы только тех людей, которые попали в выборку. На­пример, если вся выборка сводится к представителям одной профессио­нальной группы, то ЛСП трансформируется в соответствии с той частной моделью образа мира, которая присуща данной профессиональной группе.

Диапазон ситуаций — не вполне формализованный (скорее, концеп­туальный) количественный показатель, отражающий степень разнообразия множества ситуаций, в которых проявляется та или иная стратегия поведе­ния или личностная черта. Кросс-ситуационные черты темперамента прояв­ляются на максимально широком ДС, в то время как более частные черты характера и ситуационные стратегии (установки) проявляются на более уз­ком ДС. Понятие ДС тесно связано с понятием «генерализация».

Дискриминантная валидность — частный случай эмпирической валид-ности, который выражается в требовании статистической независимости (ор­тогональности, нескоррелированности)двух тестовых показателей, если они должны быть направлены на измерение концептуально различных, неза­висимых психических свойств индивида, в частности, личностных черт (см. родственное понятие «конвергентная валидность»).

Диспозиция — предварительно сформированная готовность (установ­ка) к определенному поведению в определенном классе ситуаций. Наличие диспозиций обеспечивает адаптивный эффект — возможность для индиви­да быстрее адекватно реагировать заученным образом в известном классе ситуаций. Родственные понятия — «генерализация», «сверхгенерализован-ные черты».

Диффузная система конструктов (рус. эквивалент — «рыхлая», «бес­структурная») — такое состояние системы категорий (понятий, конструк­тов), при котором связи между ними носят случайный, бессмысленный характер, имеется значительное количество «изолированных», одиночных конструктов, никак не связанных с другими. ДСК характерна для первич­ных стадий формирования новой системы конструктов, для перестройки системы конструктов (при ломке старой и нечеткости новой). Хроническая ДСК может быть симптомом шизофренического расстройства психики.

Дружелюбие — один из «канонических» факторов так называемой Большой Пятерки. В западной нумерации это второй фактор (В5. 2), в русскоязычной — это первый фактор. Западный вариант названия — «Со­гласие». Нередко Д предстает в результате факторного анализа в виде более нормативно-оценочного фактора, который в этом случае интерпре­тируется как «Моральность».

Заданные конструкты — разновидность способов обозначения полю­сов шкал в экспериментах по шкалированию, при которой эти обозначе­ния формулируются экспериментатором, а не самим испытуемым (ср. «вы­званные конструкты»). Другие варианты для обозначения «заданных кон­структов» — это «маркеры», «дескрипторы». Метод «семантического диф­ференциала», с точки зрения последователей Дж. Келли, является тестом с заданными конструктами.

Защитная дифференциация — разновидность трансформации семан­тического пространства, при котором монолитный фактор распадается на два (или несколько). ЗД имеет своей причиной стремление индивида к защите самооценки: в результате ЗД хотя бы по одному из двух вновь возникших факторов поддерживается высокая самооценка. Например, спортсмен-игровик проиграл, но дифференциация «плохого результата» и «хорошей игры» выполняет функцию психологической защиты от тоталь­ного самообвинения и самоотвержения.

Идеальная точка — такая точка семантического пространства, кото­рая воспринимается как максимально привлекательная. В частности, в случае ЛСП это точка максимально адаптивного поведения. Модель «иде­альной точки» (частный случай — «модель золотой середины») соответ-

ствует нелинейной форме взаимосвязи функции полезности с факторными осями семантического пространства.

Изоморфизм факторных структур — такое взаимное соответствие конгруэнтных факторов (см. «конгруэнтность»), при котором одному фак­тору из первой системы факторов соответствует один и только один фак­тор из второй системы. Изоморфизм различных версий Большой Пятерки, полученных на разных языковых культурах и для разных типов данных (для методик шкалирования и вопросников), служит доказательством уни­версальности и устойчивости этой системы факторов.

Импликативная решетка — разновидность матричной (табличной, «субъектной») структуры данных, при которой клеточки матрицы заполне­ны не суждениями о сходстве, а суждениями по типу логического вывода «если, то». ИР — термин, который чаще используется при проведении теста личностных конструктов. Во многих экспериментах показано, что субъективные суждения о сходстве вследствие несимметричности правиль­нее интерпретировать как нестрогие импликатнвные суждения. Т. е. задачу оценить сходство черт «честный» и «добрый» испытуемый трактует как задачу на оценку справедливости вывода о том, обладает ли человек чертой «добрый», если известно, что он обладает чертой «честный».

Имплицитная теория личности —•- подразумеваемая, не вполне осо­знаваемая концепция личности, которая хранится в опыте практически у каждого человека в виде, прежде всего, системы связей между чертами. ИТЛ позволяет человеку на основе информации о наличии определенных черт у партнера по общению быстро выдвигать гипотезы о наличии у него других черт. Феномен ИТЛ в терминах психологии мышления должен быть ква! ифицирован как проявление обыденной (житейской, наивной) концепции личности, возникающей на доконцептуальном уровне обобще­ния субъективного опыта (на уровне т. н. «комплексов», по Л. С. Выгот­скому). Одним из способов моделирования ИТЛ в психосемантике являет­ся построение «личностных семантических пространств».

Интеллектуальная свобода — один из «канонических» факторов так называемой Большой Пятерки. В западной (американской) нумерации это пятый фактор (В5. 2), в русскоязычной — это второй фактор. Западный синоним — «Открытость опыту».

Интернальные суждения — это суждения о сходстве между словами языка, замкнутые рамками самого языка. ИС не следует пугать с «интерна-лизмом» (внутренним локусом контроля). Альтернатива ИС — так назы­ваемые «экстернальные суждения» (см).

Категориальная установка — разновидность установки, которая про­является в том, что в определенных ситуациях (на фоне определенной мотивации, в частности) у субъекта наблюдается повышенная готовность (диспозициональная, доситуационная) к отнесению объекта в определен­ную категорию. Чаще всего при этом актуализируется либо один, либо другой полюс биполярной категории (биполярного конструкта). Напри­мер, алкоголик в состоянии острой абстиненции (похмельный синдром)

едва ли не все объекты вокруг себя бессознательно оценивает прежде все с позиции «спиртное-неспиртное».

Каузометрическая техника — определенная разновидность матричной техники (шкалирования, репертуарных решеток), при которой перед испыту­емым ставится задача установить попарные причинные отношения между оп­ределенными объектами или событиями. В российской психологии КТ пер­вым разработал и применил А. А. Кроник — для воссоздания субъективной картины жизненного пути личности.

Классообразующие термины — термины, использованные автором при построении тезауруса личностных черт, к этим терминам эксперты относи­ли все слова из словника. КТ подбирались специальным образом так, чтобы обеспечить высокую семантическую (смысловую) репрезентативность (пред­ставительность) таксономической модели (тезауруса личностных черт).

Кластеризация многослойная — разработанная автором особая тех­ника, направленная на построение «Атласа личностных черт». Основная особенность этой процедуры состоит в использовании относительных ран­говых оценок сходства для каждого отдельного элемента (строки матри­цы) и двухкратном повторении иерархического объединения.

Когнитивная сложность — сложность категориальной системы ин­дивида. В моделях семантического пространства сложность сводится к числу независимых факторов. Но в 70—80-е годы было показано, что такая операционализация понятия КС является упрощенной, и были пред­ложены более изощренные варианты операционализации (см. «Артикули-рованность системы конструктов»).

Конвергентная валидность — частный случай эмпирической валид-ности, который выражается в требовании статистической зависимости (скор-релированности) двух тестовых показателей, если они должны быть на­правлены на измерение концептуально родственных психических свойств индивида, в частности, личностных черт (см. родственное понятие «дис-криминантная валидность»).

Конгруэнтность факторов — близость, сходство факторов, получен­ных путем факторного анализа. КФ рассчитывается с помощью специаль­ного коэффициента, который является в определенной степени упрощен­ным вариантом коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Коннотативные факторы — факторы семантического пространства (или компоненты значения), которые отражают субъективную эмоцио­нально-поведенческую реакцию индивида на объекты, отображенные в этом пространстве. К числу КФ принято относить прежде всего факторы «Оценка—Сила—Активность» (система ЕРА Ч. Осгуда), но КФ непра­вильно сводить только к этим факторам.

Консистентность — взаимная согласованность между эмпирическими индикаторами (вопросами вопросника, отдельными шкалами и т. п. ), отно­сящимися к одному фактору (или к одному диагностическому конструкту).

Контрольный список прилагательных (англ. эквивалент — «adjective check list», сокращенно ACL) — методика, представляющая собой самый

простой, в какой-то степени «вырожденный случай» субъективного шка­лирования. Испытуемый из обширного списка выбирает те прилагатель­ные, которые соответствуют инструкции.

Конфирмативная стратегия — исследовательская стратегия, при ко­торой какие-то факторы постулируются вначале на теоретическом уровне, а после этого подтверждаются на эмпирическом уровне (противоположное понятие — «эксплоративная стратегия»).

Конфирматорный факторный анализ — модификация факторного анализа, при котором исследователь исходит из заданных (на теоретичес­ком уровне) факторов и проверяет, в какой степени комбинация этих факторов позволяет описать (исчерпать) все элементы эмпирической мат­рицы интеркорреляций между скоррелированными признаками (парамет­рами, шкалами, вопросами теста и т. п. ).

Конфликтная коллатеральность — авторское понятие, совмещающее «четырехполюсную» модель отдельной черты и «циркуляторную» модель личностного семантического пространства. Биполярные пары личностных черт входят в отношения КК, если они могут быть изображены в виде противонаправленных векторов из 2 и 4. квадрантов двухфакторного под­пространства (детализацию см. в тексте книги).

Косоугольное вращение — такая трансформация факторного простран­ства, которая предполагает возможность проведения факторных осей под углами друг к другу, отличающимися от 90 градусов (от ортогональности).

Коэффициент пересечения — разновидность меры близости для но­минальных шкал (качественных признаков). Два ассоциативных (семанти­ческих) поля считаются связанными высокими значениями КС, если об­ласть их пересечения оказывается сопоставимой по площади с областью их объединения.

Кроссвалидизация (русский эквивалент — «перекрестная валидиза-ция») — проверка валидности на независимой выборке испытуемых, отлича­ющейся от той, на которой был получен фактор (построен ключ к тесту) или выявлено какое-то значимое различие между выборками и т. п. Применение этой процедуры необходимо во всех случаях, когда применяется эксплоратив­ная исследовательская стратегия. Один из приемов — расщепление выборки пополам и сравнение результатов, полученных отдельно на каждой из половин.

Кросс-культурная гипотеза — гипотеза о совпадении универсальных (глобальных) факторов-черт в разных языковых культурах. Проверяется путем проверки конгруэнтности факторов, полученных в ходе таксономи­ческих исследований в разных культурах.

Кросс-ситуационные факторы — факторы, описывающие наиболее универсальные (глобальные) личностные черты, которые проявляются в самом широком диапазоне самых разнообразных ситуаций. Большинство исследователей сходятся в том, чтобы интерпретировать эти факторы в терминах свойств темперамента.

Куб данных — трехсторонняя структура данных типа «объект—при­знак—носитель». Понятие «куб» используется в данном случае несколько

метафорически, ибо стороны этого трехстороннего массива в общем слу­чае вовсе не равны между собой. КД является важнейшим признаком так называемой «субъектной парадигмы анализа данных».

Лексико-семантические исследования — в данной книге под этим подразумеваются исследования, направленные на классификацию (таксо­номическое описание) личностных черт путем изучения смысловых груп­пировок соответствующих слов естественного языка.

Лексическая гипотеза — формулируется следующим образом: наибо­лее важные индивидуальные особенности в человеческом поведении и вза­имодействии должны быть закодированы одним словом в нескольких или даже всех наиболее развитых языках.

Лингвистический детерминизм — представление о том, что челове­ческое поведение и взаимодействие подчиняется тем нормам, которые за­фиксированы в языке, и язык в значительной степени управляет этим поведением. В контексте данной работы ЛД формулируется как зависи­мость психодиагностической информации, заключенной в личностных те­стах (вопросниках) от той семантической структуры, которую испытуе­мые имеют в виду, сравнивая словесные обозначения личностных черт друг с другом.

Личностное семантическое пространство '— это разновидность се­мантического пространства, при которой его координаты интерпретиру­ются в терминах важнейших личностных особенностей человека. В дан­ной работе утверждается и проверяется гипотеза о том, что ЛСП имеет единое строение, в равной мере приложимое и к описанию категориаль­ной системы субъекта (его так называемой «имплицитной теории личнос­ти»), и к описанию реального поведения (системы поступков).

Личностные дескрипторы — в общем случае это любые обозначения личностных особенностей и проявлений человека. Частный случай Д — это маркеры, т. е. обозначения одним словом. Поэтому термин Д чаще используется, когда речь идет о сложных обозначениях, состоящих из многословного утверждения и набора утверждений (в частности, описание поступков, стратегий поведения и т. п. ).

Личностный конструкт — термин, предложенный в психологии лич­ности Дж. Келли. ЛК — это субъективная категория (когнитивная едини­ца, обобщение), которую субъект, как правило, вырабатывает самостоя­тельно в ходе процесса анализа собственного опыта и усвоения языковой культуры. ЛК позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как ЛК задает фактичес­кую программу такого поведения. Эта особенность ЛК сближает теорию личностных конструктов с идеями, развитыми в несколько популистской форме в рамках психотерапевтического учения, известного как НЛП — «нейролингвистическое программирование».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...