Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы работы с родителями младших школьников




 

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации [7, 29].

В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Формы связи семьи и школы весьма разнообразны. Наиболее оправдавшими себя можно считать регулярное посещение школы родителями, а учителями – своих учеников, или совместные родительско-учительские собрания. При таком общении те и другие лучше познают индивидуальные особенности школьников, то даёт возможность найти наиболее правильный метод воспитания каждого ребенка в отдельности, определить его способности и наклонности. Это помогает правильно налаживать учение и воспитание детей.

Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Таким образом, работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа [30, 108].

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Начать работу с родителями будущих первоклассников необходимо ещё до начала учебного года. Так, за несколько дней до 1 сентября собрать родителей, провести с ними беседу и по их рассказам заочно познакомиться со своими будущими питомцами. Узнать об их способностях, наклонностях, физическом развитии; выяснить, какие у них любимые стихи, сказки, игры, чем они больше всего интересуются и т.д. После нескольких часов беседы учитель уже имеет довольно ясное представление о том, какие коррективы, дополнения и изменения придётся вносить в свой метод обучения детей. А родители узнают из бесед, что будут делать их дети во время учебы, как нужно обеспечить им нормальные условия дома. Особое внимание уделить строгому соблюдению режима с первых же дней пребывания ребёнка за школьным столом.

Такие беседы сближают учителя с родителями и помогают в дальнейшей работе.

Кроме этого, многие школы проводят «день открытых дверей». Это значит, что в заранее определённый день и час коллектив школьных работников встречается с родителями. В этот день отец или мать может прослушать отчёт классных руководителей, лекцию о воспитании детей, посмотреть детскую самодеятельность, посетить разнообразные выставки работ учащихся и т.п.

Важную роль играют родительские комитеты, которых выбирают уже на первом собрании. Родители – общественники являются хорошими помощниками школы.

Также каждый учитель должен резервировать время для индивидуальных консультаций с родителями, о чем их надо поставить в известность. Эти консультации должны быть действительно индивидуальными, доверительными. Они сближают классного руководителя с родителями, облегчают воспитательную работу с детьми.

В некоторых школах родители выпускают стенгазеты, в которых делятся опытом воспитания своих детей. Совместными усилиями родителей и учителей повышается успеваемость детей, укрепляется дисциплина в школе и дома.

Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:

- повышать уровень педагогических знаний родителей;

- направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

- помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

- укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

- расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей.

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет. Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.

Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

Также существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями [22, 57].

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...