Условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Жизнь старшеклассников наполнена важными событиями и волнениями. Ведь даже первые экзамены, воспринимающиеся и школьниками, и педагогами как настоящие, проходят именно в старших классах. Они требуют не только учебной, но и моральной подготовки. Обучение в каждом классе старшей школы имеет собственную специфику. Для девятиклассников и их родителей важнейшим становится вопрос самоопределения школьника. От принятого в этот момент решения во многом зависит дальнейшая судьба человека. Ведь именно в девятом классе школьник либо выбирает форму своего дальнейшего образования, либо совсем отказывается от его продолжения. Решение школьника должно быть осмысленным и свободным. Родители могут (и даже обязаны) помочь своему ребенку, но право окончательного выбора остается за старшеклассником. И взрослым, и детям нужно понять, что детство подходит к концу и вчерашний ребенок вступает во взрослую жизнь. Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. Этот период можно охарактеризовать как «затишье перед бурей», так как десятиклассники могут отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Но в силу разных причин у школьников нередко возникают сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями [29, 54]. Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе - один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное течение событий заканчивается, выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться для воплощения в жизнь своих намерений. Многие учащиеся собираются поступать в вузы, для них к напряженным занятиям в школе добавляется еще и интенсивная подготовка к вступительным экзаменам. Кроме того, жизнь юношей и их родителей усложняется перспективой службы в армии.
Особенно важной представляется работа психологов с родителями подростков и старшеклассников. Что касается юношеского периода, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. Успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии – без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы. Поэтому предпрофильная подготовка предполагает включение родителей в работу по формированию осознанного и ответственного выбора старшеклассниками профиля обучения. Подросток, стоящий перед выбором профессии, испытывает влияние разных, иногда противоречащих друг другу сил, в том числе семьи и школы. Влияние семьи проявляется, во-первых, в формировании склонностей и предпочтений школьника, во-вторых, в поддержке позиции самого школьника либо в давлении на него. Существует целый спектр вариантов влияния семьи на выбор школьника: начиная с того, когда фактически семья сама делает выбор за ребенка, до противоположных вариантов, когда родители вообще не вмешиваются и не интересуются выбором ребенка, и он просто вынужден это делать сам (что еще не свидетельствует о самостоятельности выбора). Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома – другое, многих способна травмировать и дезориентировать. Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся «прожить» в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей «за уши» в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый «ропщет и бунтует», в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва.
Нередко межличностный или внутренний конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто. «Мои дорогие папа и мама! Я вас очень люблю. Я благодарен за все, что вы для меня делаете. Я знаю, что вы хотите мне только добра. Но у меня своя жизнь и своя судьба. И я сам буду принимать решения и отвечать за них». Даже взрослому человеку трудно выговорить эти слова. Но примерно так звучит ответ подростка, способного отвечать за свои поступки, в том числе, и за выбор профессии [23, 108]. Бесполезно ставить недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если они очевидно непродуктивны. Но установление диалога между семьей и школой, нахождение общего языка, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием профдиагностических и профориентационных программ – необходимо и вполне достижимо, хотя и требует значительных усилий с обеих сторон. Программа представляет собой цикл тематических родительских собраний, основной целью которых является ознакомление родителей старшеклассников со спецификой программы предпрофильной подготовки учащихся «Профессия и карьера» и технологией комплектования профильных классов. Обсуждение на родительских собраниях в старших классах необходимо проводить по важным и острым темам: влияние семьи на выбор профессии, профильное обучение и отбор в профильные классы, профессиональные интересы и склонности, истинное и мнимое лидерство. Однако качественный лекционный материал сам по себе еще не гарантирует взаимопонимания и диалога. Практика показывает, что психологическим просвещением родителей уместнее заниматься не на общих родительских собраниях, а на специально организованных группах, малочисленность которых не должны смущать ни психолога, ни классного руководителя. В этих группах возможны элементы самодиагностики и тренингов, которые способствуют личностному развитию всех участников этих встреч.
Учителям и родителям совместно необходимо подготовить старшеклассников к семейной жизни и осознанному решению иметь или не иметь в будущем ребенка, обсудить цели и ценности семейного воспитания ребенка. Можно использовать метод направляемой дискуссии по темам: «Заботы и радости семейной жизни», «Развитие ребенка как условие его будущей успешной жизни»; «Ребенок как ценность семьи»; «Что значит быть родителем» и т.п. Старшеклассники, испытывающие негативное влияние родителей на свой профессиональный выбор, затрудняются в его осуществлении и в связи с этим нуждаются в соответствующем психологическом сопровождении. Эффективным средством психологического сопровождения при этом является психотренинг профессионального самоопределения старшеклассника, включающий четыре блока упражнений на развитие: самосознания; уверенности в себе; навыков взаимодействия с родителями; профессионального самоопределения. Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофёром, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идёт по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчёт в том, какие качества для неё требуются. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот [18, 31].
Самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным. Необходимо подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей. Заключение
В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью - отца, мать, братьев, сестер, дедушек, бабушек». «... Без этого нельзя нормально учить». Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитателю, учителю-классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней обстановке, можно воспитать человека. Итак, в процессе теоретического анализа, мы получили подтверждение того, что успешность взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивается рядом условий и особенностей: 1. организация делового сотрудничества родителей и педагогов; 2. проведение педагогической работы с родителями, направленное на повышение их педагогической культуры. Основная задача воспитателя современного ДОУ заключается в привлечении родителей к совместному воспитанию дошкольников, ведь только в единстве воспитательных воздействий со стороны семьи и детского сада можно добиться развития действительно успешной, гармонично развитой личности. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. В заключении хотелось бы сказать, что профессиональный педагог – это тот человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, в большинстве случаев, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям.
Список литературы
1. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Знание, 2007. - 96 с. 2. Аркин, А.А. Родителям о воспитании. [Текст] / А.А. Аркин. – М.: Просвещение, 2009. - 115 с. 3. Баракова, Т.Ю. Работа с родителями. [Текст] / Т.Ю. Баракова. - М.: Знание, 2007. - 103 с. 4. Баринов, Т.М. Семья и семейное воспитание. [Текст] / Т.М. Баринов - М.: Академия, 2007. - 215 с. 5. Богуславская, З.М. Родителям о детях. [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение,. 2008. - 169 с. 6. Брилинг, Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. [Текст] / Е.Е. Брилинг. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 321 с. 7. Воликова, Т.В. Учитель и семья. [Текст] / Т.В. Воликова. - М.: Знание, 2008. - 187 с. 8. Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. [Текст] / В.А. Гейко. - М.: Педагогика, 2009. - 160 с. 9. Гребенников, И.В. Семейное воспитание. [Текст] / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Политиздат, 2009. - 319 с. 10. Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. [Текст] / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. – М.: Знание, 2007. – 117 с. 11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ. [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер. – М.: Просвещение, 2006. – 305 с. 12. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Академия, 2007. - 224 с. 13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Знание, 2005. - 176 с. 14. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями. [Текст] / Р.М. Капралова. - М.: Просвещение, 2007. – 167 с. 15. Красновский, Л.З. Школа плюс родители. [Текст] / Л.З. Красновский. - М.: Просвещение, 2009. - 142 с. 16. Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с. 17. Ладывир, С.А. Детский сад и семья. [Текст] / С.А. Ладывир, В.К. Котырло. - М.: Политиздат, 2008. - 119 с. 18. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: Просвещение, 2010. - 216 с. 19. Лобза, О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни. [Текст] / О.В. Лобза. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 167 с. 20. Лунина, Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. [Текст] / Т. Лунина. - М.: Просвещение, 2008. - 99 с. 21. Меренков, А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. [Текст] / А. Меренков. - М.: Просвещение, 2007. - 190 с. 22. Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования. [Текст] / Н.М. Метенова. - М.: Знание, 2009. - 148 с. 23. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком. [Текст] / Петровский, В.А., - М.: Просвещение, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. 2007. - 157 с. 24. Рябов, А.Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? [Текст] / А.Е. Рябов. - М.: Знание, 2009. – 134 с. 25. Сивова, Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе. [Текст] / Т.В. Сивова. - М.: Просвещение, 2008. - 103 с. 26. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. [Текст]: Пособие для работников ДОУ. / О.В. Солодянкина. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 245 с. 27. Сотникова, Г.И. Делимся опытом работы с родителями. [Текст] / Г.И. Сотникова. - М.: Просвещение, 2009. - 269 с. 28. Спицын, Н.П. Учитель - родители: правила общения. [Текст] / Н.П. Спицын. - М.: Знание, 2006 – 172 с. 29. Торре Дела. А. Ошибки родителей. [Текст] / А. Торре Дела. – М.: Просвещение, 2009. - 136 с. 30. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников. [Текст] / О.Н. Урбанская. - М.: просвещение, 2006. - 148 с. 31. Фридман, Л. Школа и родители. [Текст] / Л. Фридман. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 139 с. 32. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы. [Текст] / А.Г. Харчев. - М.: Статистика, 2008. - 224 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|