Сущность, цели и задачи аудита
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция: История возникновения и развития аудита Аудит появился в Великобритании. Возникновение аудита относят к концу 14 века. Развитию аудита способствовало -расширение бизнеса, -появление корпоративных структур, -факт отделения собственника от своей собственности (управление осущ-ся через менеджеров)
Под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности с целью выражения мнения аудитора о такой отчетности. Аудит это предпринимательская деят-ть. В соответствии с ФЗ №307 «Об аудиторской деят-ти» аудит не может совмещаться с какой либо иной предпринимательской деят-тью кроме аудита, сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг связанных с аудиторской деят-тью.
Можно выделить три этапа развития аудита: 1. Подтверждающий аудит (1851 года по 20 года 20 века) На этом этапе аудит имеет скорее примитивную форму контроля т.е. собственник приглашал бухгалтера-контролера (аудитора) который должен был подтвердить данные бух учета собственника. 2. Системно-ориентированный аудит. (20 года 20 века по 1970 год) Основное содержание этапа – понимание важности системы внутреннего контроля и системы бух учета аудируемого лица. 3. Аудит основанный на аудиторском риске. С 70 года по настоящее время. Данный этап характеризуется использованием такой категории аудита как профессиональный аудиторский риск т.е. риск выражения аудитором неверного мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.
Факторы риска выражения неверного мнения: 1) Несовершенство любых систем внутреннего контроля и бух учета аудируемого лица 2) Применения выборочных методов контроля 3) Применение в аудите профессионального аудиторского суждения
Комплексная характеристика аудита Неправомерно ограничивать аудит только лишь практической деят-тью. 1.Аудит как область научных и специальных знаний использует специальные категории и приемы без которых невозможно объяснить сущность аудита. Аудит как наука имеет свой предмет, объект и методы. Предметом аудита является финансово хозяйственная деят-ть организации и бух финансовая отчетность. В предмете данной науки можно выделить следующие объекты: 1.Ценности (активы) 2. Документы 3. Хозяйственные процессы (операции) 4. Методы оценки
Методы аудита: 1. Аудиторская выборка 2. Аудиторские доказательства 3. Рабочие документы 4. Тесты контроля 5. Аудиторские процедуры
Аудит как наука тесно связан с другими экономическими областями знаний. С бух учетом (вся информация бух учета) с экономическим анализом, со статистикой.
Аудит как предпринимательская деят-ть можно выделить три особенности: 1) Аудит не может совмещаться с иной предпринимательской деят-тью 2) Результаты аудита являются публичными и должны публиковаться вместе с бух отчетностью 3) Аудиторская деят-ть связана с аудиторской тайной (ст 9 ФЗ №307) нарушения которой влечет за собой профессиональную и административную ответственность.
Аудит как информационная система. В ходе аудита формируется значительная информация (база для внутренних и внешних пользователей) на основе которой принимаются управленческие решения. Отсюда вытекает необходимость соблюдения требований к информации: полезность, релевантность, надежность, воспринимаемость, существенность.
Сущность, цели и задачи аудита Рынок аудиторских услуг представлен сегодня тремя сегментами: 1. Аудит бухгалтерской финансовой отчетности 2. Сопутствующие аудиту услуги 3. Прочие услуги, связанные с аудиторской деят-тью.
В соответствии с ФЗ № 307 аудиторская деят-ть это проведение аудита и оказание сопутствующих и прочих аудиторских услуг. При этом в соответствии с законом аудиторская организация это коммерческая организация являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские организации могут быть созданы в любой ОПФ кроме ОАО. Индивидуальные аудиторы это физ лица получившие аттестат аудитора и также являющиеся членом одной из СРО. Задачи аудита: 1. Оценка системы бух учета и системы внутреннего контроля 2. Оценка правильности и законности совершения хоз операций 3. Консультирование руководителей по устранению недостатков и нарушений, возникших в ходе аудита 4. Оценка достоверности отчетности 5. Перспективный анализ 6. Проверка соблюдения налогового законодательства 7. Выявление резервов роста финансовых ресурсов
Сравнительная характеристика аудита и иных форм финансового контроля Аудит не подменяет собой гос фин контроль, возложенный в РФ на ЦБ, Счетная палата, Казначейство, Налоговые органы, Минфин, таможенные органы, Контрольно-Ревизионное управление и др.
Вместе с тем аудит в значительной мере отличается от гос контроля целями, задачами и характером такого контроля. При ревизии выявляются недостатки финансово-хозяйственной деятельности с целью их устранения. Это исполнительская деятельность, направленная на профилактик и пресечение злоупотреблений, сохранение активов, при этом во главу угла ставится административное право. Ревизор назначается проверяющей организацией и отчитывается перед ней. По результатам ревизии составляется акт, на основе которого делаются выводы в отношении руководства и бухгалтерской службы организации и применяются соответствующие санкции. Аудит в отличие от ревизии является предпринимательской деятельностью, предусматривающей независимость аудитора, добровольность выбора клиентом, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Аудит выступает как услуга, которую оплачивает клиент на основе гражданского права и хозяйственных договоров. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы в том что последнее производится по решению судебно-следственных органов и направлено на получение источников доказательств при наличии уголовного и арбитражного дела.
Тема 2: Государственное регулирование аудиторской деятельности. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В соответствии с законом №307 функции гос регулирования аудиторской деятельности осуществляются уполномоченным федеральным органом (МинФин РФ) к которым относятся: 1. выработка гос политики в сфере аудиторской деятельности 2. нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности 3. ведение государственного реестра саморегулируемых организации (СРО) аудитора 4. анализ рынка аудиторских услуг 5. иных Для осуществления своих функций уполномоченный орган в праве запрашивать у СРО аудиторов необходимую информацию и документацию. В целях обеспечения общественных интересов при Минфине создан Совет по аудиторской деятельности функции которого закреплены в статье 16 ФЗ №307. (к экзамену)
Поскольку обязательное лицензирование аудиторской деятельности заменено в соответствии с законодательством на обязательное членство СРО аудиторов, существует ряд требований к членству аудиторских организаций и аудиторов СРО.
1. Для аудиторских организаций ОПФ любая за исключением ОАО, ГУП, МУП 2. Численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров не менее 3 человек 3. Доля уставного капитала коммерческой организации принадлежащего аудиторам должна быть не менее 51 % 4. Наличие квалификационного аттестата аудитора для индивидуальных аудиторов 5. Безупречная деловая репутация 6. Наличие и соблюдение правил внутреннего контроя качества работы 7. Уплата взносов СРО 8. Уплата взносов в компенсационный фонд СРО
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов осуществляется СРО аудиторов. В отношении аудиторских организаций, осуществляющих обязательную аудиторскую проверку контроль качества также проводится Минфином.
Внешний контроль качества проводится в форме плановой или внезапной проверки. Форма такого контроля, сроки и периодичность проведения устанавливаются СРО. Плановая внешняя проверка аудиторских организаций индивидуальных аудиторов проводится не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. Плановая внешняя проверка аудиторских организаций осуществляющих обязательный аудит проводится: 1. СРО не реже 1 раза в три года 2. Уполномоченным федеральным органом или Минфином не чаще одного раза в два года
Внезапные проверки внешнего качества могут иметь место в случае поступления в СРО или уполномоченный орган жалобы на действия или бездействия аудиторских организаций индивидуальных аудиторов при нарушении требований законодательства федеральных стандартов аудиторской деятельности, кодекса этики аудиторов, принципов независимости и аудиторской тайны установленных законодательством. В отношении члена СРО аудиторов нарушивших вышеуказанные требования могут быть применены следующие дисциплинарные воздействия: 1. вынести предписание об устранении выявленных нарушений в установленные сроки 2. вынести предупреждение в установленной форме 3. наложение штрафа 4. приостановление аудиторской деятельности на установленный срок до устранения нарушения 5. исключение аудиторской организации из СРО Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы в отношении которых принято решение о приостановлении их деятельности не имеют права участвовать в аудиторской деятельности а также давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию лицам, желающим вступить в СРО аудиторов. Квалификационный аттестат аудитора Аттестат аудитора выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен, имеет стаж работы, связанный с осуществление аудиторской деятельности либо ведением бухучета или составлением отчетности не менее трех лет. При этом не менее двух последних лет из трех должны приходиться на работу в аудиторской организации. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена, порядок проведения которого а также круг вопросов устанавливается уполномоченным федеральным органом. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в ВУЗе, имеющем гос аккредитацию. За прием квалификационного экзамена с претендентов взимается плата, размер которой устанавливается единой аттестационной комиссией. Квалификационный аттестат аудитора выдается на неограниченный срок, порядок выдачи аттестата и его форма также утверждается Минфином.
С года следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитор обязан ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Сроки и продолжительность такого обучения для своих членов устанавливаются СРО. Основания для аннулирования аттестата аудитора: 1) Получение аттестата аудитора по подложным документам 2) Вступление в силу решения суда предусматривающего в виде наказания лишение права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока. 3) Несоблюдение аудитором принципов независимости и аудиторской тайны (статья 8 и 9 ФЗ) 4) Систематические нарушения требований ФЗ и фед стандартов аудиторской деятельности 5) Подписание аудитором заведомо ложного аудиторского заключения 6) Неосуществление аудитором в течение двух последовательных лет аудиторской деятельности 7) Несоблюдение аудитором требований о повышении квалификации 8) Уклонение аудитора от проведения внешнего контроля качества аудита
Решения об аннулировании аттестата принимаются СРО. Лицо, чей квалификационный аттестат был аннулирован не имеет права обращаться с заявлением о выдаче повторного аттестата в течение трех лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|