Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, цели и задачи аудита




Лекция: История возникновения и развития аудита

Аудит появился в Великобритании.

Возникновение аудита относят к концу 14 века. Развитию аудита способствовало

-расширение бизнеса,

-появление корпоративных структур,

-факт отделения собственника от своей собственности (управление осущ-ся через менеджеров)

 

Под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности с целью выражения мнения аудитора о такой отчетности.

Аудит это предпринимательская деят-ть. В соответствии с ФЗ №307 «Об аудиторской деят-ти» аудит не может совмещаться с какой либо иной предпринимательской деят-тью кроме аудита, сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг связанных с аудиторской деят-тью.

 

Можно выделить три этапа развития аудита:

1. Подтверждающий аудит (1851 года по 20 года 20 века) На этом этапе аудит имеет скорее примитивную форму контроля т.е. собственник приглашал бухгалтера-контролера (аудитора) который должен был подтвердить данные бух учета собственника.

2. Системно-ориентированный аудит. (20 года 20 века по 1970 год) Основное содержание этапа – понимание важности системы внутреннего контроля и системы бух учета аудируемого лица.

3. Аудит основанный на аудиторском риске. С 70 года по настоящее время. Данный этап характеризуется использованием такой категории аудита как профессиональный аудиторский риск т.е. риск выражения аудитором неверного мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.

 

Факторы риска выражения неверного мнения:

1) Несовершенство любых систем внутреннего контроля и бух учета аудируемого лица

2) Применения выборочных методов контроля

3) Применение в аудите профессионального аудиторского суждения

 

Комплексная характеристика аудита

Неправомерно ограничивать аудит только лишь практической деят-тью.

1.Аудит как область научных и специальных знаний использует специальные категории и приемы без которых невозможно объяснить сущность аудита. Аудит как наука имеет свой предмет, объект и методы.

Предметом аудита является финансово хозяйственная деят-ть организации и бух финансовая отчетность. В предмете данной науки можно выделить следующие объекты:

1.Ценности (активы)

2. Документы

3. Хозяйственные процессы (операции)

4. Методы оценки

 

 

Методы аудита:

1. Аудиторская выборка

2. Аудиторские доказательства

3. Рабочие документы

4. Тесты контроля

5. Аудиторские процедуры

 

Аудит как наука тесно связан с другими экономическими областями знаний. С бух учетом (вся информация бух учета) с экономическим анализом, со статистикой.

 

Аудит как предпринимательская деят-ть можно выделить три особенности:

1) Аудит не может совмещаться с иной предпринимательской деят-тью

2) Результаты аудита являются публичными и должны публиковаться вместе с бух отчетностью

3) Аудиторская деят-ть связана с аудиторской тайной (ст 9 ФЗ №307) нарушения которой влечет за собой профессиональную и административную ответственность.

 

Аудит как информационная система. В ходе аудита формируется значительная информация (база для внутренних и внешних пользователей) на основе которой принимаются управленческие решения. Отсюда вытекает необходимость соблюдения требований к информации: полезность, релевантность, надежность, воспринимаемость, существенность.

 

Сущность, цели и задачи аудита

Рынок аудиторских услуг представлен сегодня тремя сегментами:

1. Аудит бухгалтерской финансовой отчетности

2. Сопутствующие аудиту услуги

3. Прочие услуги, связанные с аудиторской деят-тью.

 

В соответствии с ФЗ № 307 аудиторская деят-ть это проведение аудита и оказание сопутствующих и прочих аудиторских услуг.

При этом в соответствии с законом аудиторская организация это коммерческая организация являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторские организации могут быть созданы в любой ОПФ кроме ОАО.

Индивидуальные аудиторы это физ лица получившие аттестат аудитора и также являющиеся членом одной из СРО.

Задачи аудита:

1. Оценка системы бух учета и системы внутреннего контроля

2. Оценка правильности и законности совершения хоз операций

3. Консультирование руководителей по устранению недостатков и нарушений, возникших в ходе аудита

4. Оценка достоверности отчетности

5. Перспективный анализ

6. Проверка соблюдения налогового законодательства

7. Выявление резервов роста финансовых ресурсов

 

Сравнительная характеристика аудита и иных форм финансового контроля

Аудит не подменяет собой гос фин контроль, возложенный в РФ на ЦБ, Счетная палата, Казначейство, Налоговые органы, Минфин, таможенные органы, Контрольно-Ревизионное управление и др.

 

Вместе с тем аудит в значительной мере отличается от гос контроля целями, задачами и характером такого контроля. При ревизии выявляются недостатки финансово-хозяйственной деятельности с целью их устранения. Это исполнительская деятельность, направленная на профилактик и пресечение злоупотреблений, сохранение активов, при этом во главу угла ставится административное право. Ревизор назначается проверяющей организацией и отчитывается перед ней.

По результатам ревизии составляется акт, на основе которого делаются выводы в отношении руководства и бухгалтерской службы организации и применяются соответствующие санкции.

Аудит в отличие от ревизии является предпринимательской деятельностью, предусматривающей независимость аудитора, добровольность выбора клиентом, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Аудит выступает как услуга, которую оплачивает клиент на основе гражданского права и хозяйственных договоров.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы в том что последнее производится по решению судебно-следственных органов и направлено на получение источников доказательств при наличии уголовного и арбитражного дела.

 

Тема 2: Государственное регулирование аудиторской деятельности. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В соответствии с законом №307 функции гос регулирования аудиторской деятельности осуществляются уполномоченным федеральным органом (МинФин РФ) к которым относятся:

1. выработка гос политики в сфере аудиторской деятельности

2. нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

3. ведение государственного реестра саморегулируемых организации (СРО) аудитора

4. анализ рынка аудиторских услуг

5. иных

Для осуществления своих функций уполномоченный орган в праве запрашивать у СРО аудиторов необходимую информацию и документацию.

В целях обеспечения общественных интересов при Минфине создан Совет по аудиторской деятельности функции которого закреплены в статье 16 ФЗ №307. (к экзамену)

 

Поскольку обязательное лицензирование аудиторской деятельности заменено в соответствии с законодательством на обязательное членство СРО аудиторов, существует ряд требований к членству аудиторских организаций и аудиторов СРО.

 

1. Для аудиторских организаций ОПФ любая за исключением ОАО, ГУП, МУП

2. Численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров не менее 3 человек

3. Доля уставного капитала коммерческой организации принадлежащего аудиторам должна быть не менее 51 %

4. Наличие квалификационного аттестата аудитора для индивидуальных аудиторов

5. Безупречная деловая репутация

6. Наличие и соблюдение правил внутреннего контроя качества работы

7. Уплата взносов СРО

8. Уплата взносов в компенсационный фонд СРО

 

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов осуществляется СРО аудиторов.

В отношении аудиторских организаций, осуществляющих обязательную аудиторскую проверку контроль качества также проводится Минфином.

Внешний контроль качества проводится в форме плановой или внезапной проверки. Форма такого контроля, сроки и периодичность проведения устанавливаются СРО.

Плановая внешняя проверка аудиторских организаций индивидуальных аудиторов проводится не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Плановая внешняя проверка аудиторских организаций осуществляющих обязательный аудит проводится:

1. СРО не реже 1 раза в три года

2. Уполномоченным федеральным органом или Минфином не чаще одного раза в два года

 

Внезапные проверки внешнего качества могут иметь место в случае поступления в СРО или уполномоченный орган жалобы на действия или бездействия аудиторских организаций индивидуальных аудиторов при нарушении требований законодательства федеральных стандартов аудиторской деятельности, кодекса этики аудиторов, принципов независимости и аудиторской тайны установленных законодательством.

В отношении члена СРО аудиторов нарушивших вышеуказанные требования могут быть применены следующие дисциплинарные воздействия:

1. вынести предписание об устранении выявленных нарушений в установленные сроки

2. вынести предупреждение в установленной форме

3. наложение штрафа

4. приостановление аудиторской деятельности на установленный срок до устранения нарушения

5. исключение аудиторской организации из СРО

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы в отношении которых принято решение о приостановлении их деятельности не имеют права участвовать в аудиторской деятельности а также давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию лицам, желающим вступить в СРО аудиторов.

Квалификационный аттестат аудитора

Аттестат аудитора выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен, имеет стаж работы, связанный с осуществление аудиторской деятельности либо ведением бухучета или составлением отчетности не менее трех лет. При этом не менее двух последних лет из трех должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена, порядок проведения которого а также круг вопросов устанавливается уполномоченным федеральным органом. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в ВУЗе, имеющем гос аккредитацию.

За прием квалификационного экзамена с претендентов взимается плата, размер которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Квалификационный аттестат аудитора выдается на неограниченный срок, порядок выдачи аттестата и его форма также утверждается Минфином.

С года следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитор обязан ежегодно проходить курсы повышения квалификации.

Сроки и продолжительность такого обучения для своих членов устанавливаются СРО.

Основания для аннулирования аттестата аудитора:

1) Получение аттестата аудитора по подложным документам

2) Вступление в силу решения суда предусматривающего в виде наказания лишение права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока.

3) Несоблюдение аудитором принципов независимости и аудиторской тайны (статья 8 и 9 ФЗ)

4) Систематические нарушения требований ФЗ и фед стандартов аудиторской деятельности

5) Подписание аудитором заведомо ложного аудиторского заключения

6) Неосуществление аудитором в течение двух последовательных лет аудиторской деятельности

7) Несоблюдение аудитором требований о повышении квалификации

8) Уклонение аудитора от проведения внешнего контроля качества аудита

 

Решения об аннулировании аттестата принимаются СРО. Лицо, чей квалификационный аттестат был аннулирован не имеет права обращаться с заявлением о выдаче повторного аттестата в течение трех лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...