Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);
Уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера (1часов)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 час)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- численность населения Земли, основные расы.
Уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;
Называть меры по охране природы.
Учебно-методическое обеспечение по географии
6 класс
(по учебнику Т.П. Герасимовой, Неклюковой Н.П.)
Основная литература:
1. Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений.
6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
2. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом
контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
4. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
5. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной.
– М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
1. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
3. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии –
М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? –
М.: Граф-пресс, 2003.
6. Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.-
М.: Илекса, 2008.
9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. –
М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
10. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
12. Майорова Т.С. География: справочник - школьника – М.: Слово, АСТ, 1996.
13. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
14. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь –
М.: Русские словари, 1998.
15. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
16. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
17. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
18. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
19. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах –
М.: Астрель, АСТ, 2007.
Методическая литература:
1. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. –
М.: Экзамен, 2009.
2. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс),
6 класс.– М.: Дрофа, 2007.
4. Дронов В.П., Савельева Л.А. – Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
5. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
6. Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование, 6 класс.-
М.: Экзамен, 2006.
7. Клюшникова М.В. – Олимпиады, 6 класс. – Волгоград: Корифей, 2006.
8. Колесник И.В. – Рабочая тетрадь – 6 кл. – Саратов: Лицей, 2006.
9. Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. – Рабочая тетрадь к учебнику «Мир
Земли» - М.: Баласс, 2008.
10. Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2006.
11. Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс.
– М.: Вентана-Граф, 2008.
12. Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы
общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
13. Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля –
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
14. Нагорная И.И. – Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, 6 класс. –
Волгоград: Учитель, 2005.
15. Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой,
Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. –
Волгоград: Учитель, 2004.
16. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.
17. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
18. Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: Земля – планета Солнечной системы –
М.: Дрофа, 2004
19. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
20. Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
21. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств
«Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М:
Глобус, 2008.
22. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. –
М.: Дрофа, 2007.
23. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2000
Календарно-тематическое планирование
По географии в 6 классе
(по программе – 34 часа)
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс».
№ п\п
| Тема урока
| Часы
| Практические работы
| Оборудование
| Требования к уровню
подготовленности обучающихся
| Домашнее
задание
| Сроки проведения
|
| Раздел 1. Введение. Земля как планета
|
|
|
|
|
|
|
| География как наука
Путешествия и географические открытия
|
| №1 «Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдению за погодой и фенологическими явлениями»
| Глобус, карта полушарий, теллурий, атлас
| Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Земли.
Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности
| П.1, 2 вопросы
1-3 стр.7, работа с картой
| 1 неделя
|
| Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли
|
| -
| Таблицы: Суточное и годовое вращение Земли, глобусы, теллурий
Фолия 2, 4, 5
(папка 1)
| Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, её воздействие на Землю, форма и размеры Земли.
| П.3, 9 вопрос
1, 4 стр. 25
Выучить определения
| 2 неделя
|
| Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли
Тема1. План местности
|
|
|
|
|
|
|
| План местности. Условные знаки. Масштаб.
|
| -
| Топографическая карта, циркуль – измеритель
Фолия 6 (пака 1)
| Знать:содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Уметь:определятьпо плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план.
| П.4, выучить условные знаки,
П.. 5, зад.4 (в), зад.6 (б, в)
стр.14 письм.
| 3 неделя
|
| Ориентирование на местности. Компас.
|
| №2 Топографический диктант
| Компасы, транспортир, топогр. Карта
Фолия 7 (папка 1)
| П.6, зад.3 стр16 (в, г), письменно
| 4 неделя
|
| Азимут
|
| №3
«Ориентирование на местности»
|
|
| 5 неделя
|
| Тема 2. Географическая карта
|
|
|
|
|
|
|
| Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.
|
| -
| Карта полушарий и России, глобусы
Фолия 9 (папка 1)
| Знать:определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.
Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор и тропики.
| П.10-11, зад. 3 стр.29 письм.
| 6 неделя
|
| Географические координаты (широта, долгота)
|
| -
| Карта полушарий и России, глобусы
| П. 12-13, зад.3 (в,г), зад 4 (а,б) стр34 письм.
| 7 неделя
|
| Работа с картой (урок-практикум.)
|
| №4 «Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; расстояний, направлений,
географических координат точек на карте полушарий и физической карте России»
| Карта полушарий и России, глобусы
| зад 5 стр.37, задание на контурной карте
| 8 неделя
|
| Раздел 3 Строение Земли. Земные оболочки.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Литосфера
|
|
|
|
|
|
|
| Внутреннее строение Земли.
|
|
|
|
|
|
|
| Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.
|
| -
| Таблица «Внутренне строение Земли», фолия 10 (папка 1)
| Называть и показывать:основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.
Объяснять понятия:
литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.
Объяснять:образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывать:горы, равнины земного
| П.16, в 1-3 стр.41 (устно)
| 9 неделя
|
| Горные породы, слагающие земную кору.
|
| №5 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твёрдость, плотность)
| Коллекция горных пород и минералов, слайды
Фолия 11 (папка 1)
| П.17, заполнить таблицу в зад.5 стр.44
| 10 неделя
|
| Движение земной коры
Землетрясения.
|
| -
| Карта полушарий, таблица
Фолия 12 (папка 1)
| П.18, в 1-6 стр.49 (устно)
| 11 неделя
|
| Вулканы, горячие источники, гейзеры.
|
| -
| Карта полушарий, таблица, слайды
Фолия 13 (папка 1)
| П.19, выучить вулканы, в 1-5 стр.52
| 12 неделя
|
| Рельеф Земли.
|
|
|
| шара по типовому плану
|
|
|
| Рельеф, его назначение для человека. Изображение рельефа на планах и картах.
|
| -
| Карта полушарий, план местности
| Уметь:работать с
контурной картой
| П. 7,14
зад 5 стр.20
письменно
| 13 неделя
|
| Горы. Разнообразие гор. Стихийные процессы в горах.
|
| -
| Карта полушарий, таблица, фолия 14 (папка 1)
| П. 20, выучить номенклатуру
| 14 неделя
|
| Равнины. Образование равнин и их изменение во времени.
|
| №6
«Описание по карте ГП гор и равнин»
| Карта полушарий, таблица, фолия 15 (папка 1)
| П.21, выучить номенклатуру
| 15 неделя
|
| Рельеф дна Мирового океана
|
| №7
«Нанесение на контурную карту вулканов, гор и равнин»
| Карта полушарий, карта океанов
Фолия 16 (папка 1)
| П.22,
зад.7 стр. 68
| 16 неделя
|
| Тема 2: Гидросфера
|
|
|
|
|
|
|
| Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана.
|
| -
| Карта полушарий, глобусы,
| Знать:состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю солёность Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озёр, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:определять ГП объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озёрной котловины её происхождение.
Называть и показывать:океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озёра.
| П.24, выучить географ. номенклатуру
| 17 неделя
|
| Свойство вод мирового океана. Температура и соленость вод.
|
| №8
«Нанесение на контурную карту океанов, морей, озёр, рек.
| Карта полушарий, фолия 1 (папка 2)
| П.25, зад.3 стр.75 письменно
| 18 неделя
|
| Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения.
|
| -
| Карта океанов и полушарий, слайды
Фолия 4 (папка 2)
| П.26-27, выучить течения на карте
| 19 неделя
|
| Круговорот воды в природе.
|
| -
| Фолия 2 (папка 2)
| П. 23, в 1-6 стр.70
| 20 неделя
|
| Реки в природе и на географической карте.
|
| -
| Карта полушарий и России, фолия 7, 8 (папка 2), слайды
| П.30, зад 2-5 стр.94-95
| 21 неделя
|
| Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение.
|
| -
| Карта полушарий и России, фолия 10,11 (папка 2), слайды
| П. 32-33, выучить номенклатуру
| 22 неделя
|
| Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота.
|
| -
| Карта полушарий и России, фолия 6 (папка 2),
| П.29, в 1-5 стр.86 (устно)
| 23 неделя
|
| Урок обобщения знаний.
|
| -
| Карта полушарий и России
| П.33, зад.7,13, 14 стр. 104-105
| 24 неделя
|
| Тема 3. Атмосфера
|
|
|
|
|
|
|
| Строение атмосферы.
|
|
|
| Называть и показывать:климатические пояса, причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).
Уметь объяснять:образование ветра, причины образования атмосферных осадков, различие понятий погода и климат.
Определять:температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать:погоду и климат своей местности
| П.35, зад 5 стр.108 письменно
| 25 неделя
|
| Температура воздуха.
|
| №9 «Составление графика изменения t
воздуха за сутки и год»
| Термометр, календарь погоды
| П.36,37 зад 4 стр113 (график)
| 26 неделя
|
| Атмосферное давление. Ветер.
|
| -
| Барометр – анероид
| П. 38-39, зад 4,5 стр.116 письменно
| 27 неделя
|
| Атмосферные осадки облака.
|
| -
| Таблица «Виды облаков»
| П.40,41, зад 3 (б,в) стр.124
| 28 неделя
|
| Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.
|
| №10
«Организация наблюдений за погодой; измерения
| Карта полушарий, климатическая карта
|
| П.42-43, в 1-5 стр. 129
| 29 неделя
|
|
|
| элементов погоды с помощью приборов»
|
|
|
|
|
| Распределение тепла и света
|
| -
| Карта полушарий, таблица «Годовое движение Земли вокруг Солнца»
Фолия 4 (папка 1)
| Называть и показывать:пояса освещённости, тепловые пояса Земли.
Уметь объяснять:распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времён года, дня и ночи
| П. 44, заполнить таблицу 9 стр.137.
Выучить определения
| 30 неделя
|
| Причины, влияющие на климат
|
| -
| Карта полушарий, климатическая карта
|
| П.45, зад. 3 стр141
| 31 неделя
|
| Тема 4. Биосфера
|
|
|
|
|
|
|
| Разнообразие и распространение организмов на Земле. Организмы в Мировом океане. Понятие о природном комплексе.
|
| -
| Карта природных зон, видеофильм «Жизнь в Тихом океане»
Фолия 5 (папка 2)
| Знать:разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.
Объяснять:воздействие организмов на земные оболочки.
| П.46,48, вопрос 1,3,5 стр145
| 32 неделя
|
| Раздел 4. Население Земли
|
|
|
|
|
|
|
| Человечество – единый биологический вид. Основные типы населённых пунктов.
|
| -
| Политическая карта мира
|
| П.50-53, вопрос 1-3 стр.158
| 33 неделя
|
| Раздел 5. Влияние природы на жизнь издоровье человека
|
|
|
|
|
|
|
| Стихийные природные явления
|
|
| Карта полушарий, видео фильм (Землетрясение и цунами в Японии)
|
|
| 34 неделя
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: