Программное обеспечение курса «Психология развития»
«Психология развития» как отрасль психологической науки теснейшим образом связана с такими дисциплинами психологического цикла как «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психологическая диагностика», «Психологическая служба в образовании». 1. Автоматизированная база данных психологической службы и логопункта «ПСИХЕЯ». - М.: Когито-Центр, 2010. 2. Пси-Профиль. Пакет школьного психолога. - М.: Когито-Центр, 2010. 3. Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. - СПб.: Иматон, 2010. 4. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». - СПб.: НПФ Амалтея, 2009. 5. Овчарова Р.В. Диагностика родительства. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010. 6. Программа «Экватор» по обучению снятию напряжения. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010. 7. Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010. 8. Программа «Комфорт». Универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей человека на основе обучения навыкам саморегуляции. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010. 9. Психодиагностическая система «ТЕСТМЕЙКЕР». Предназначена для сбора и анализа данных, создания собственных методик, оценки их надежности, валидности и репрезентативности. 10. Система «StimMaker». Программа-конструктор психологических экспериментов.
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти. Предмет психологии развития – особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).
Объект возрастной психологии – человек. Онтогенез – процесс индивидуального развития человека. Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания. Метод – научный способ организации и осуществления исследования. Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в фиксации чувственно воспринимаемой информации. Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых. Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений. Опрос - метод психологического исследования, состоящий в устном или письменном изучении респондентов при помощи вопросов, представляемых их вниманию в устной или письменной форме. Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов. Изучение продуктов деятельности - метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия). Тест – метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека. Стратегия возрастных срезов – стратегия исследования, состоящий в изучении динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени через одномоментоное обследование лиц, принадлежащих к разным возрастным группам.
Стратегия поперечных срезов – стратегия исследования, характеризующийся изучением разных групп испытуемых с последующим сопоставлением данных, полученных на этих группах. Стратегия продольных срезов (лонгитюд, длинник) – стратегия исследования, заключающаяся в изучении одной и той же группы испытуемых в течении длительного промежутка времени по одним и тем же параметрам с последующим сопоставлением данных, полученных в разных замерах.
Тема 2. Теории психического развития: биологический подход
Импринтинг (запечатление) – 1)глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения животного после его появления на свет; 2) специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отдельные признаки объектов, отличительные особенности родителей как носителей признаков вида. Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.
Тема 3. Теории психического развития: поведенческий подход Габитуация – понижение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя. Сенсибилизация – повышение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя. Полевое поведение – совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Тема 4. Теории психического развития: психодинамический подход
Амбивалентность влечений – противоречивость потребностей человека. Аутоэротичность (нарциссизм) – влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качнстве сексуального объекта. Психологическая защита – механизм искажения травмирующей человека информации с целью конструктивной последующей адаптации к ней. Идентичность – 1) (по Э. Эриксону) чувство самотождественности, чувство обретения, адекватности, стабильного владения личностью собственным Я независимо от его изменений и ситуации; 2) эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Комплекс Электры – (по К.Г. Юнгу) бессознательное эротическое влечение дочери к отцу и связанные с этим негативные установки к матери.
Либидо – (по З.Фрейду) специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека. Нарциссизм – (по З. Фрейду) состояние и направленность либидо на Я. Вторичный нарциссизм – (по З. Фрейду) явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно в Я. Оно (Ид) – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, включающий в себя бессознательные желания и влечения. Регрессия – форма психологической защиты от травмирующей человека информации и действительности, при которой осуществляется возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения и мышления. Сверх – Я – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, состоящий из моральных норм, табу, совести, контролирующий стремление человека руководствоваться в жизни своими влечениями, подчиняющий их моральным нормам общества. Эдипов комплекс – бессознательное эротическое влечение сына к матери и связанные с этим негативные установки к отцу.
Тема 5. Теории психического развития: когнитивно-генетический подход
Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их. Аккомодация – процесс изменения ранее усвоенной информации под влиянием новых сведений, в ходе которого перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые. Эгоцентризм – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. Эгоцентрическая речь – одно из проявлений эгоцентризма, состоит в то, что ребенок занимаясь той или иной деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. Согласно Ж. Пиаже эгоцентрическая речь это: 1) речь в отсутствии собеседника; 2) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника. Тема 6. Предпосылки, условия и закономерности психического развития
Психическое развитие – 1) это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека; 2) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей. Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр. Низшие психические функции – психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных. Источником психического развития человека является среда. Среда – окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования. Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Врожденность – индивидуальные особенности человека, сформировавшиеся в процессе пренатального или перинатального развития. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность. Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе. Закономерность -способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики. Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации. Эпигенез – развитие, происхождение благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого. Инволюция – необратимое ослабление или распад психических функций. Синкретизм – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Тема 7. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.
Ведущая деятельность – это активность, в процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики. Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития. Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обучение – процесс целенаправленной передачи ребенку общественно-исторического опыта. Тема 8. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Периодизация психического развития – последовательность стадий (периодов) психического развития, выделенных в целостном жизненном цикле человека. Психологический возраст – определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение. Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Новообразования – это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период. Сензитивный период – 1) оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств; 2) период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведении я и знаний. Стабильный период характеризуется постепенным развитием. Кризис – особый, относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|