Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Тема 9. Пренатальное развитие Бондинг – развитие близких избирательных отношений, например, привязанности, связь между матерью и ребенком предполагает наличие тесного физического контакта между матерью и ребенком в первые часы жизни ребенка, способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитию потребности заботиться о нем. Послеродоваядепрессия – психическое состояние, характеризующееся угнетенностью, подавленностью, общей пассивностью поведения. Тема 10. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения). Депривация – лишение, утрата человека чего-то значимого для него. Комплекс «оживления» - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности. Младенчество - период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни. Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления». Базальнаятревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества. Базовое (базальное) доверие – положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых. Моторика – движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.
Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру. Манипуляции предметные – проявления двигательной активности ребенка, направленные на предметы с целью их обследования и забавы, совершаются без учета способов культурного употребления предметов. Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Ситуативно-личностное общение – общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе. Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие. «Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей. Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества. Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Тема 11. Психическое развитие ребенка в раннем детстве
Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами. Орудийные действия – 1) активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком); 2)вид предметных действий, в ходе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой.
Соотносящие действия – вид предметных действий, активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку). Предметные действия – действия с предметами в соответствии с их назначением. Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества. Половая идентификация – отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола. Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией) Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку. Символическая функция сознания выражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов. Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие. Негативизм – немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Тема 12. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира. Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Негативное самоопределение – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в постоянном намеренном нарушении ребенком правил поведения.
Позитивное самоопределение – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка».
Тема 13. Психологическая готовность к школьному обучению Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка. Психологическаяготовность – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе, состоит из 1) мотивационной готовности – положительного отношения к школе, желания учиться, желания быть школьником и не быть дошкольником; 2) интеллектуальная готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти, и иных познавательных процессов; 3) волевая готовность – наличие произвольности поведения; 4) коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности с ними, отношение к взрослому как к авторитетной личности, стремление ему подражать, отсутствие обид на его замечания.
Тема 14. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата. Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника. Рефлексия – процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.
Тема 14. Психическое развитие в подростковом возрасте
Акселерация – процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека. Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.
Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы). Маскулинность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека. Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать. Феминность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком. Психологическая инкапсуляция – психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от принятых в обществе нравственных или (и) правовых норм. Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения- противоправное, преступное поведение. Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей. Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.
Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе. Тема П. 7. Психология взрослости Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности. Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей. Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту. Экзистенциальный мотивационный вакуум – ощущение утраты основного жизненного мотива – смысла жизни. Тема II.8. Психические особенности старения и старости
Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие. Деменция (преобретенное слабоумие) – необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Мультиинфарктная деменция – снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов. Сенильная деменция – органическое заболевание мозга, отражающееся на адекватности мышления человека. Предстарческий психоз – свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате чего человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие, свойственно также неадекватное реагирование на окружающих людей, безотчетность действий и неспособность им сознательно управлять. Витаукт -система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости. Геронтопсихология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости. Инволюция психики – процесс угасания психических процессов и функций. Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик. Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги. Эвтаназия – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|