2.2. Современность и прошлое - исторические постройки на территории водовода
Петергофская водоводная система настолько живописна, что позволила создать несколько парков на своих берегах. Многочисленные павильоны и архитектурные сооружения, выстроенные на берегах озер и островах, придают паркам еще больше очарования. Вот некоторые из них: 1. Бельведер Бельведер античный дворец на Бабигонских высотах. Именно здесь, в Луговом парке, на самой высокой точке двадцатиметрового Бабигонского холма возвышается величественное здание, напоминающее античный храм. Его силуэт виден издалека. Редкая для наших широт возможность любоваться красотой окружающей местности и великолепными видами взморья и предопределила название дворца-павильона Бельведер. Термин ”бельведер" означает небольшое здание, построенное в возвышенном месте и позволяющее осматривать окрестности. Также бельведерами называют дворцы, построенные в очень живописных местах. Это название пришло к нам из Италии, где во времена римских императоров такой вид построек был очень популярен. Бельведер был построен по заказу Николая I Андреем Ивановичем Штакеншнейдером для своей обожаемой супруги Александры Федоровны. Дворец Бельведер представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы на массивном основании из монолитных блоков розового гранита. Парадный фасад располагается с восточной стороны и построен в виде портика крытой галереи с четырьмя колоннами-кариатидами, выполненными скульптором Александром Теребеневым из серого с сиреневым оттенком сердобольского гранита. К главному входу ведет широкая двухмаршевая гранитная парадная лестница, которая была украшена двумя вазами и шестью мраморными скульптурами.
С западной стороны также имеется вход, оформленный небольшим гранитным крыльцом и четырьмя постаментами из красного гранита. 2. Павильон " Озерки" Розовый павильон, он же павильон " Озерки", находящийся между тремя водоемами - Самсоновским бассейном, Мельничным и Большим Круглым прудами, выстроен в модном помпейском стиле. К сожалению, время и драматические исторические события не пощадили его. Вместо изящного павильона, построенного здесь, больше 150 лет назад, в 1848 году, мы увидим одни кирпичные остовы стен. Каким было это здание в царское время, мы сейчас можем судить лишь по описаниям и сохранившимся изображениям. Архитектор розового павильона, Андрей Иванович Штакеншнейдер, выстроил его в античном стиле. В плане и отделке павильона прослеживались неприятие симметрии и стремление к живописи. Все фасады этого необычайно поэтичного здания, окруженного лоджиями и портиками, были различны, а асимметрию усиливала трехэтажная башенка с открытой террасой наверху: она служила своеобразным ориентиром парка, а терраса была смотровой площадкой, с которой открывался великолепный вид. В центре здания была расположена выступающая часть с тремя окнами эркер. Павильон отличался изяществом форм и роскошью отделки, удивительной гармонией пропорций и прекрасным созвучием с окружающим пейзажем. Во время войны павильон был разрушен, исчезли башня и галерея, похищены скульптуры.
3. Церковь святой Александры В 1851 году начинается закладка великолепной церкви во имя святой мученицы царицы Александры. Церковь во имя святой мученицы была построена в русско-византийском стиле и отличалась особой красотой. При возведении церкви Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения. Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи ее торжественное освещение.
Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах. Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение. В период Великой Отечественной воины церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения. После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения в воскресные дни, в дни Двунадесятых и Великих праздников. Одновременно ведутся восстановительные работы, после которых церковь во имя святой мученицы Царицы Александры приобретет свой прежний величественный вид.
4. Английский дворец Новый дворец в Петергофе, позднее названный Английским - первая постройка Кваренги в России. Как и некоторые позднейшие его сооружения, представлял собой монументальное трёхэтажное здание с многоколонным фронтоном. Главный вход был акцентирован широкой ведущей на бельэтаж гранитной лестницей и восьмиколонным портиком коринфского ордера с треугольным фронтоном. Западный фасад имел лоджию с шестью колоннами. Цокольный этаж был облицован гранитом. Архитектурное решение и декоративная отделка интерьеров отличались лаконичностью, большая роль в них отводилась лепке и орнаментальной росписи стен и перекрытий. Строительство длилось 15 лет и завершилось в 1796 г. Заказчица строительства, императрица Екатерина II, на берегу Английского пруда рассчитывала уединяться от суеты придворной жизни. При Павле Первом дворец был превращен в казарму. Позднее, в царствование Александра Первого (1802-1805), под непосредственным наблюдением Кваренги дворец был основательно отремонтирован; тогда же была завершена отделка интерьеров в стиле классицизма. Вплоть до Февральской революции дворец служил местом, где останавливались иностранные дипломаты и другие гости, посещавшие летние приёмы в Старом императорском дворце. После Октябрьской революции действовал как санаторий. В 1941 г. дворец оказался на переднем крае обороны Ораниенбаумского плацдарма. Уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии в 1942 году. После окончания войны было решено его не восстанавливать. Английский дворец представляет из себя обширное трехэтажное здание, распланировнное покоем. Восточный фасад его украшен коринфсим портиком, от которого велет к озеру широкая каменная лестница. С западной стороны дворца коринфская колоннада образует террасу на основании из гранитных столбов. Постройка дворца закончена в 1789 г., но внутренняя отделка принадлежит уже эпохе Александра I, чем и объясняется тот строгий стиль " empire", в котором выдержаны все его парадные покои, занимающие средний этаж. Каменная лестница от главного входа ведет в обширный вестибюль, дверь из которого открывается в так называемую ротонду, увенчанную куполообразным потолком. По обе стороны ротонды ряды огромных высоких покоев, очень красивых, но оставляющих впечатление холода, как, впрочем, и все сооружения этого стиля.
Самое интересное во дворце - исторические портреты, украшающие стены главных зал. Портреты эти известных и неизвестных художников были собраны Екатериной II, желавшей иметь изображения всех современных ей и близких по времени Европейских властителей. Первоначально портреты были собраны в построенном Екатериной Чесменском дворце близ Петербурга, где были размещены в порядке по царствующим фамилиям. Впоследствии их перенесли в Петергоф с нарушением систематичности, так как многие портреты были взяты в другие дворцы Петергофа и Петербурга. В Английском дворце много портетов и русского Императорского Дома. Верхний и нижний этаж Английского дворца содержат в себе множество комнат, в которых летом помещается обыкновенно придворная певческая капелла. Комнаты эти, за исключением нескольких картин и портретов, ничего интересного не представляют. 5. Царицын павильон Царицын павильон был построен в 1842-1844 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером для императрицы Александры Федоровны во время благоустройства территории южнее Верхнего сада. Тогда " искусством и трудом" на месте огромного Охотничьего болота создали проточный пруд с двумя островами, на которых построили два павильона, сначала Царицын, затем Ольгин. Первый из них архитектор оформил в модном в то время " помпейском духе". Он должен был воспроизводить облик древнеримских домов, открытых при раскопках Помпеи. Непохожий на сооружения предшествующего столетия, он внёс " романтичную ноту в архитектурную симфонию Петергофа". Александра Федоровна любила отдыхать здесь от утомительных дворцовых церемоний. Экзотические древнеримские названия интерьеров – экседра (комната с тремя нишами), атриум с бассейном и фонтаном, предназначавшиеся в помпейском доме для отдыха, триклиний (столовая), ойкос (гостиная) буквально заставляют мечтать об Италии и посещении Помпей. Об этом легендарном городе напоминает подлинная помпейская мозаика, искусно вмонтированная архитектором в пол Столовой. Мебель, осветительные приборы и другое убранство для Царицына павильона изготавливали по древнеримским и древнегреческим образцам. Обилие полированного цветного камня и мрамора разных оттенков – одна из главных особенностей павильона. Из этого материала выполнены колонны, камины, мозаичные полы и столики.
В античном духе создавалась яркая красочная роспись стен и потолков павильона. Даже сервиз для завтраков и полдников выполнен в стиле античной керамики, найденной в Помпеях, и назван " Этрусским". О том, что павильон стоит на острове, напоминает чайный " Коралловый" сервиз, предметы которого украшены стилизованными веточками кораллов. В технике краснофигурной вазовой живописи выполнены письменные приборы, представленные в Кабинете Александры Федоровны. Память об императрице хранят здесь каминные часы, пресс-папье, статуэтки, книги и две старинные, загадочно мерцающие, витые мраморные колонны, украшенные византийской мозаикой. Они придают Кабинету восточный колорит, напоминавший императрице о берлинском празднике 1821 года, где она выступала в роли восточной красавицы Лалы-Рук. В Царицыном павильоне находится прекрасное собрание мелкой бронзовой пластики, привезенной в XIX веке из Германии и Франции и включающей не только копии с античных оригиналов, но и оригинальные работы мастеров XVIII-XIX веков. Среди них Нимфы, Вакханки, Амуры, Венеры, Дискоболы, Аполлоны, Купальщицы, воспевающие красоту, негу и чувственную радость. Обстановка Царицына павильона создавала для императрицы Александры Федоровны мир близкий ей и понятный, воплощавший ее представления об идеальном. Это был образ Италии – страны грез и мечтаний. 6. Капелла Одна из дорожек к западу от дворца Коттедж через Руинный мост мимо Фермерского дворца ведет к изящному зданию – домовой церкви семьи Николая I, место для которой выбрал сам император. В июле 1834 года церковь была освящена во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Созданная в средневековом готическом стиле, она получила название Готической капеллы (одно из значений слова " капелла" - маленькая домашняя церковь для молитв одной семьи). Проект был заказан выдающемуся немецкому зодчему К. Ф. Шинкелю. Строительством на начальном этапе руководил А. Менелас, закончил работу И. И. Шарлемань. Напоминающая средневековый готический собор в миниатюре, капелла служит эффектной романтической декорацией парка. Северный, западный и южный фасады церкви оформлены одинаково. В центре – стрельчатые порталы, над ними – круглые окна-розы с витражами. К восточному фасаду примыкает трехгранный выступ – апсида. Над её боковыми стенами размещены звонницы – перекладины с тремя колоколами с каждой стороны. Восемь шпилей увенчаны золочеными православными крестами. Здание богато декорировано кружевным чугунным литьем и скульптурой. Сорок три статуи, созданные из выколотной меди по моделям скульптора В. И. Демут-Малиновского, изображают ангелов, святых апостолов, евангелистов и Богоматерь с младенцем. Массивные дубовые двери ведут прямо в церковный зал. Внутри, как и снаружи, церковь оформлена в неоготическом стиле: стрельчатые арки, устремленные ввысь своды, круглые окна с витражами. Но по устройству это православный храм. С восточной стороны находится алтарь, отделенный от церковного зала иконостасом. Все иконы были выполнены придворным живописцем Тимофеем Неффом. Со времени освящения Готическая капелла служила домашней церковью четырех поколений российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Регулярные богослужения совершались в летнее время. Посещение императорской семьей Готической Капеллы называли " Малым выходом". В дни особых торжеств совершались " Большие выходы" в церковь Святых апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца. В годы Второй мировой войны здание уцелело, сохранилось чугунное литье на фасадах и большая часть скульптур, однако отделка была сильно повреждена. Осенью 2006 года, после завершения реставрации, Готическую капеллу вновь освятили, приурочив это событие к церемонии перезахоронения останков российской императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III. Ее прах повторил тот же путь из Дании в Санкт-Петербург через Кронштадт и Петергоф, который будущая императрица совершила, впервые прибыв в Россию. В Готической капелле состоялось богослужение в присутствии членов королевского дома Дании и потомков императорской семьи Романовых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|