Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Выменять спичку»




«Титаник» (почти «Подводная людка») - формирование философии жизни. Тренинг начинается с настроя вожатого под медленную, трагическую музыку. Можно под «Титаник»: Представьте себе, что мы очутились с вами в 1912 году. Нам всем вместе предстоит отправиться в путешествие на фантастическом лайнере, только что созданном - просто мечта, а не судно! И вот мы на борту... Океан, огромное пространство свободы, сказочная ночь. Много пассажиров и все они беззаботны. Пока. Лайнер на большой скорости разрезает волны и вдруг... Удар сотрясает всех. Айсберг столкнулся с судном и огромная махина медленно, но уверенно начинает тонуть. Все понимают, что через 2 часа судно под названием " Титаник" перестанет существовать. Но люди не паникуют, они верят, что команда знает, как спасти пассажиров. Их не пугает ледяная вода в океане, ведь есть шлюпки и спасательные лодки... У нас фантастическая ситуация. Мы к счастью знаем, что не так все просто. Мы знаем, что спасательных средств куда меньше, чем пассажиров, и мы знаем точно, что половина пассажиров просто уйдет на дно вместе с лайнером, и спасутся лишь те, кто попадет в спасательную шлюпку. Шанс спастись зависит ТОЛЬКО ОТ ПОРЯДКОВОГО НОМЕРА. Он не зависит от здоровья и физических особенностей человека, и дохлый, но 10-й спасется скорее, чем гигант, но 11-й. Один другому после посадки в шлюпку ничем помочь не может. На " Титанике" есть пистолет. Итак, дверь - это место посадки на верхней палубе в шлюпки. Проходить через нее не надо, но в какой очередности вы встанете? СВОБОДНАЯ ИГРА (около 5 минут).
2. Этап эмоционально-интеллектуального разогрева (10 мин. ).
Обсуждение. · Что у нас произошло? Кто как проявил себя?.. · Пистолет: кто его взял бы и для чего воспользовался бы?.. · Мы примем случайный (по жребию) порядок посадки на шлюпки или будем решать, кому выходить раньше, а кому - позже?.. · Тот, кто отказывается решать, согласен ли с тем, что и девушки тогда не выходят раньше ребят?..
Очевидно, что Жребий - это не решение, это общегрупповой уход от ответственности. Это вариант " Пусть решит другой! ", где в качестве все решающего Другого выбрана безмозглая монетка. Жребий может дать самый глупый, самый ужасный расклад. Но винить-то некого, это так удобно!? · И почему девушек выпускаем раньше? Обоснование?... (количество поставленных вопросов определяет вожатый по ситуации).
Проблема должна быть решена все равно. И если ее не решить лучшим образом, она будет решена худшим. И если ее не начну решать я, ее все равно вынужден будет решить кто-то другой. Свой выбор должен сделать каждый. И каждый должен определиться, КАК он эту задачу будет решать.
3. Основной этап (15-20 мин. ).
· О чем эта игра? Про что? Если отряд затрудняется с ответом на этот вопрос, то учитель сообщает следующее:
Мне кажется, что нам с вами так трудно разобраться с этими вопросами потому, что проблема, на которую вы вышли только что, очень серьезная и решить ее довольно сложно. Нам трудно найти решение не случайно. Это все равно, что ответить на вопрос: " Чем измеряется Цена Жизни? ", " Кто жить достоин? ", " Почему ты достоин жить? ".
Есть ли ПРАВИЛЬНЫЕ и ОДНОЗНАЧНЫЕ ответы на эти вопросы. Давайте разбираться.
Учащимся предлагается, как один из вариантов решения игры, История " Тест американского менеджера": ведущего менеджера пригласили на заседание совета директоров и сказали, что хотят назначить его президентом одного из филиалов концерна. Будущий президент подходил, действительно, по всем параметрам и он не скрывал своей радости. Его спросили, сколько у него детей. Оказалось, пятеро. " И кого Вы любите больше всех? " - " Самого младшего". - " Если бы Вам предстояло выбирать погибнуть самому или вместо Вас погибнет Ваш младший сын, какое бы решение Вы приняли? "
Задание 1 для обсуждения в парах:
Ваше решение, аргументируйте, пожалуйста (3 мин. ).
Задание 2 для обсуждения в парах:
Постарайтесь теперь объяснить второе, альтернативное решение и найти для ЭТОГО решения АРГУМЕНТЫ (3 мин. ).
После обсуждения - опрос поднятием рук: · Кто за какое решение (повторяются варианты)?
Продолжение истории. " Конечно, лучше погибну я! " - воскликнул любящий отец. На следующий день ему было отказано в должности. " Вы готовы оставить сиротами пятерых детей и сделать жену вдовой, - сказали ему, - и к тому же бросаете дело, которое Вам поручают. В другом же варианте с Вами остались бы четверо детей, жена и Ваша работа. Вы вполне могли бы иметь ребенка, если бы захотели. Для должности президента Вы нам не подходите". · Возможно, вы поменяли свое решение, предлагаю выразить свои чувства и свои мысли по поводу этой истории. Обсуждение различных аргументов. · Как можно, вообще, определять, чья жизнь ценнее? · Кто имеет на это право?.. Обсуждение.
4. Завершающий этап урока - подведение итогов (5-7 мин. ).
Поле того, как высказались многие, вожатый может обобщить и высказать свою позицию:
Нельзя сказать, что ценнее: " Джоконда" Леонардо или " Мадонна" Рафаэля. Обе эти картины сделаны Мастерами, и поэтому, обе - бесценны. Но любая из них ценнее бессмысленных каракуль на грязных листках бумаги, хотя бы эти каракули кто-то тоже назвал бы " Произведением". Нельзя сказать, какая из двух жизней ценнее, если обе эти жизни были сделаны - прожиты - Мастерами. Обе такие жизни - бесценны. Но если одна из жизней живется сильно, красиво, умно, а другая кое-как, а выбор делать надо - для выбора будут основания. И если одна жизнь была направлена К людям, строилась ДЛЯ людей, она будет оценена выше, чем та, которая строилась МИМО или тем более ПРОТИВ. Вспомните притчу (желательно, если притчу вспомнят сами ребята) о работниках, которым хозяин дал по таланту. Один его в землю зарыл, а второй - приумножил. Первого хозяин таланта лишил, а второму дал награду. Тебе дан талант - жизнь. Получается жить - ты достоин награды, нет, боишься жить, ленишься - в случае выбора выбор будет не в твою пользу.

«Путешествие на воздушном шаре» - цель: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения. Предложите участникам игры выбрать себе профессию: (врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем). Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы. Вожатый докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

Ролевой тренинг «Аэропорт» - вводятся две роли, отдаются играющим в письменном виде - " начальник планово-экономического отдела" и " сотрудница" - его подчиненная. Вводная " начальнику": " Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу " больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих. Вводная " сотруднице": " Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник... "

Комментарий: Играющим не запрещается прибегать к помощи окружающих и «вводить» новые роли. В конце проходит обсуждение, выводы, чувства. Кто как убеждал, кто вел себя более лояльно… При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

 

Ролевой тренинг «Слалом» - данное упражнение достаточно тяжелое, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участника. Поэтому для него приглашается доброволец из числа тех, кого тренер считает способным справиться в ситуацией нагнетания напряжения. Общая инструкция проговаривается перед всей группой. Также представляются другие участники упражнения. Инструкции каждому участнику передаются в письменном виде. По дороге к начальнику наш специалист встречает: друга детства, с которым он не виделся более 10 лет; бизнес-партнера, с которым взаимодействуют специалисты Вашего отдела; коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении; своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности; представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи. Задача – успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику (у которого пунктик на пунктуальности) и быть в состоянии вести с ним серьезный договор, возможно, о перспективах повышения.

«Слалом» Инструкция «герою» вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора.

«Слалом» Инструкция друга детства вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам: Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно - неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите…

«Слалом» Инструкция бизнес-партнера с данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вам важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать…

«Слалом» Инструкция коллеги-конкурента всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы. К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу–соперника, Вы вдруг решаете сохранить корректную мину и обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит «эти грубые ошибки», то пострадает репутация всего отдела». При этом, Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти в этой информацией на руководство. Что ж, он приближается…

«Слалом» Инструкция заместителя к Вам в отдел нагрянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно - письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника…

«Слалом» Инструкция журналиста вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида.

Остальные дети могут выступать в роли экспертов - наблюдателей (дайте им поумничать). Но они не имеют права говорить до тех пор, пока вы не дадите им слово. Вы – начальник, если человек успевает к Вам вовремя. Но затягивать с этим не нужно. Лучше просто предложить детям высказаться, кому что показалось труднее, кто какие ошибки заметил и т. д. Хорошим завершением может стать несколько упражнений на восстановление своего эмоционального состояния, и, возможно, массовое расслабление. Можно рассказать несколько интересных фактов о ведении деловых переговоров.

 

Ролевой тренинг «Пиратский бриг» - цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата. Участники путем жеребьевки разбирают роли:

1) капитана - вправе обрывать речь любого;

2) старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана;

3) штурмана - кроме капитана и старпома;

4) боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех;

5) матроса-шута - всех, кроме капитана;

6) матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров);

7) недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома;

8) юнги - их обрывают все, они - никого.

Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт. Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча. В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения. Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т. н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...