Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств




И АУДИТ»

(ГОС-2000)

 

для студентов всех форм обучения

специальности 050501.65 Профессиональное обучение

(экономика и управление) (030500.18) специализаций:

«Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве» (030516.18),

«Хозяйственно-правовая деятельность» (030502.18),

«Предпринимательская деятельность» (030503.18);

специальности 080101.65 Экономическая теория (060100)

 

 

Екатеринбург 2012

Задания и методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012. 28 с.

 

Составитель канд. экон. наук Н.Н. Минеева.

 

 

Одобрены на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Института менеджмента и экономической безопасности РГППУ. Протокол от «19» марта 2012г. № 3.

 

Заведующая кафедрой БУА Г.П. Селиванова

 

Рекомендованы к печати методической комиссией Института менеджмента и экономической безопасности РГППУ. Протокол
от «22» марта 2012г. № 7.

 

Председатель методической

комиссии ИМЭБ В.И. Пачиков

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный

профессионально-педагогический университет», 2012

© Минеева Н.Н.

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств

 

Правила учета основных средств только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле они таят в себе немало нюансов, начиная от при­обретения основных средств и заканчивая их продажей или ликвидацией.

Предположим, организация приобрела монитор, системный блок, мышь и клавиатуру. Как в налоговом учете следует учитывать компьютер: как единый инвентарный объект основных средств или его принадлежности подлежат учету обособленно? Иными словами, можно ли для них устано­вить различные сроки полезного использования? И уже здесь начинаются разногласия с проверяющими. Налоговики считают, что компьютер должен учитываться как единый инвентарный объект основных средств. Между тем доказать, что отдельные комплектующие компьютера можно учесть обособ­ленно и списать на затраты единовременно, вполне реально.

Или другой пример. Компания установила в здании вентиляцию и те­пловую завесу. Что это - ремонт или реконструкция? По вполне понятным причинам чиновники любят «путать» эти два понятия. Ведь расходы на ре­конструкцию изменяют первоначальную стоимость основных средств, а за­траты на ремонт списываются единовременно. Поэтому ревизоры порой ви­дят реконструкцию даже в простой замене окон.

Первым делом разберем, какие объекты считаются основными сред­ствами в бухгалтерском и налоговом учете.

 

1.1. Правила бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете правила учета основных средств регулирует ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Оно утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. в данной работе рассматривается положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 в редакции 27.11.2006 с примечаниями и дополнениями. Согласно п.4 этого ПБУ актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное
владение и пользование или во временное пользование;

б) объект собираются использовать в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) предприятие не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Отметим, что активы стоимостью до 20000 руб. включительно могут отражаться в качестве материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы». Кроме того, бухгалтеру не надо учитывать недорогие основные средства на счете 01 и составлять соответствующую документацию.

Обратите внимание: 20000 руб. – это максимальная стоимость, при которой актив, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев, можно учесть в составе материально-производственных запасов. Поэтому ор­ганизация может установить лимит меньше 20000 руб. или вообще его не устанавливать. Если же лимит решено установить, то его значение организация должна закрепить в учетной политике. При этом лимит, прописанный в учет­ной политике, фирма должна будет применять ко всем основным средствам.

В налоговом учете сейчас основными средствами признаются активы со стоимостью, превышающей 20000 руб. А значит, если в бухгалтерском учете установить другой лимит, то это приведет к возникновению временных разниц.

Таким образом, для упрощения учета имеет смысл прописать в учет­ной политике, что объекты со сроком службы, превышающим 12 месяцев, включаются в состав материально-производственных запасов (МПЗ), если их первоначальная стоимость не превышает 20000 руб. Выгоднее установить максимально разрешенный лимит и для уменьшения платежей по налогу на имущество.

Малоценное имущество, списанное на расходы единовременно, бу­дет, скорее всего, использоваться в течение нескольких лет. Чтобы контро­лировать его сохранность, бухгалтер может отразить списанные объекты на забалансовом счете. При этом на данные объекты придется завести и пер­вичные документы по материалам (приходный ордер и требование-наклад­ную). Только на основании таких документов имущество можно отразить в соста­ве материально-производственных запасов на счете 10.

Обратим также внимание на еще одно изменение 2006 года в опреде­лении основных средств в ПБУ 6/01. Прежде одним из критериев, по кото­рому объект относили к основным средствам, было «использование в произ­водстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации». Теперь к основным средствам относится имущество, которое «предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации».

Чаще всего, включив объект в состав капитальных вложений, организация намерена использовать его, чтобы получить доход. То есть ПБУ 6/01 формально позволяет учесть объекты на счете 01 еще до того, как они введены в эксплуатацию. Однако это невыгодно для налогообложения. Ведь предприятию придется платить налог на имущество с объектов, не введенных в эксплуатацию, если они отражены на счете 01.

Тем не менее организация вполне может отражать имущество на сче­те 01 только после того, как оно будет введено в эксплуатацию. Это позволя­ет сделать Инструкция по применению Плана счетов, где четко говорится, что со счета 08 на счет 01 списывается имущество, введенное в эксплуатацию.

И еще один нюанс: нужно ли переводить здание на счет 01 «Основные средства» со счета 41 «Товары», если оно было куплено для дальнейшей перепродажи, но сделка сорвалась? ______________

Ответ на этот вопрос зависит от того, как будет использоваться здание в дальнейшем. Если фирма планирует продать здание, пусть и в неопре­деленном будущем, то следует оставить его на счете 41 (п. 4 ПБУ 6/01). Ведь на этом счете отражается любое имущество, предназначенное для перепродажи, в том числе и недвижимость. Но в этом случае фирма не сможет на­числять по зданию амортизацию. Стоимость здания не будет облагаться и налогом на имущество.

Если же фирма намеревается использовать здание в собственной де­ятельности, его нужно перевести в состав основных средств. Соответствен­но, в этом случае по зданию нужно будет начислять амортизацию и учиты­вать его остаточную стоимость при расчете налога на имущество.

 

1.2. Доходные вложения в материальные ценности

В составе доходных вложений отражаются объекты, которые изначально предназначены для передачи во временное владение или пользование третьим лицам. Для учета таких активов в Плане счетов предусмотрен счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности». При этом ни в ПБУ 6/01, ни в Плане счетов не предусмотрено, что объекты принимаются к учету в качестве доходных вложений в зависимости от того, является ли их передача во временное владение и (или) пользование третьим лицам основным видом деятельности фирмы. Важен сам факт осуществления операций по передаче объектов основных средств в аренду, лизинг или прокат, а также то, что фирма не использует эти объекты для собственного производства или для управленческих нужд.

Начиная с 2006 года доходные вложения в материальные ценности следует включать в налоговую базу при расчете налога на имущество. Однако возможность не платить налог остается. Для этого нужно организовать бизнес через «упрощенщика» или предпринимателя. То есть через налогоплательщика, который освобожден от уплаты налога на имущество. И уже от его лица сдавать имущество в аренду. Но при этом отметим: переводить основные средства на «упрощенщика» или предпринимателя имеет смысл только в том случае, если это имущество действительно очень дорогое. Тогда возможные дополнительные расходы покроет экономия на налоге на имущество.

А вот вариант с продажей и последующей арендой имущества в дан­ном случае не подойдет. Конечно, с арендованных основных средств налог на имущество платить не надо (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Одна­ко минусов больше. Во-первых, такой способ более трудоемкий. Во-вторых, он не походит для лизинговых компаний. Ведь предоставить имущество в лизинг вправе только собственник (ст. 4 Федерального закона от 29 октя­бря 1998 г. № 164-ФЗ). И, наконец, в-третьих, чиновники могут обвинить фирму в недобросовестности. Причем в этом их с большой долей вероятно­сти поддержат судьи.

Доходные вложения в материальные ценности стоимостью до 20 000 руб. включительно как полноправные основные сред­ства могут отражаться в качестве материально-производственных запасов.

 

Задача 1

ЗАО «Мир» занимается сдачей в прокат инвентаря. В учетной поли­тике фирмы записано, что основные средства стоимостью не более 20 000 руб. в бухгалтерском учете подлежат включению в состав МПЗ. В августе 2008 года фирма приобрела 10 велосипедов общей стоимостью 47 200 руб., в том числе НДС - 7200 руб. Стоимость од­ного велосипеда - 4720 руб., в том числе НДС - 720 руб. Оформить бухгалтерские записи и произвести необходимые расчеты:

1) отразите затраты на покупку велосипедов;

2) учтите НДС;

3) перечислите деньги за велосипеды;

4) предъявите к вычету НДС;

5) спишите затраты на велосипеды при передаче их в пункт проката.

 

1.3. Учет аренды и лизинга основных средств

Аренда - сдача имущества во временное пользование на платной и возвратной основе.

В арендных отношениях участвуют две стороны – арендодатель и арендатор. Арендодатель предоставляет имущество в аренду, а арендатор использует это имущество в рамках оговоренных сроков и в соответствии с условиями договора.

Простая аренда делится на текущую и долгосроч­ную. Под текущей арендой понимается сдача организацией собствен­ного имущества на платной основе сроком до одного года. При долгосрочной аренде д о говором аренды может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей выкупной цены в соответствии с договором.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в про­цессе их использования.

В договорах аренды указываются соответствующие данные об иму­ществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, ответственность сторон по поддержанию имущества в надлежащем состоянии.

Объект основных средств, полученный по договору аренды, арен­датором учитывается на забалансовом счете (за исключением случа­ев, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на ба­лансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре. Имущество, подлежащее сдаче в аренду, отражается у арендодателя на счете 01 «Ос­новные средства». Доход от сдачи в аренду отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В тех случаях, когда сдача имущества в аренду является для арендодателя основной деятельностью или эта деятельность дает существенную долю в общих доходах организации, она должна отражаться через счет 90 «Продажи».

Задача 2

Исходные данные

Организация сдает в текущую аренду основные средства. Соглас­но выписке из учетной политики, к счету 01 «Основные средства» от­крываются следующие субсчета:

- 1 «Выбытие основных средств»;

- 2 «Основные средства, сданные в аренду».

Сдача в аренду основных средств не является основным видом де­ятельности.

Задание

1. Оформить бухгалтерские записи по всем хозяйственным опе­рациям и произвести необходимые расчеты.

 

Наименование хозяйственной операции Сумма, руб. Проводка
Д К
Отражена передача арендодателем основных средств в аренду без передачи права собственности 200 000    
Начислена арендная плата 118 000    
Начислен НДС по арендной плате      
Начислена амортизация па основные средства, сданные в аренду 5 000    
Поступила арендная плата от арендатора 118 000    
Отражен финансовый результат от сдачи имуществ в аренду      
Начислен налог на прибыль (20%) от доходов по сдаче имущества в аренду      
Перечислен НДС в бюджет      
Перечислен налог на прибыль в бюджет      

 

2. Заполнить счет 91 «Прочие доходы и расходы» по приведенной форме.

Активно-пассивный счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет Кредит
Сальдо на начало месяца   Сальдо на начало месяца  
Номер операции Сумма Номер операции Сумма  
       
Оборот по дебету за месяц   Оборот но кредиту за месяц  
Сальдо на конец месяца   Сальдо на конец месяца  

 

Задача 3

По договору аренды арендодатель обязуется передать в пользо­вание арендатору объект основных средств на три года, а аренда­тор — своевременно уплачивать арендную плату. Предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности арендода­теля.

Объект возвращается арендодателю по истечении договора аренды. Объект используется у арендатора в основном производстве. Имеются следующие данные:

стоимость объекта, передаваемого в аренду, - 48 000 руб.;

годовая норма амортизационных отчислений - 12,5 %;

ежемесячная сумма арендной платы - 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.);

затраты арендатора на текущий ремонт объекта, осуществленный силами подрядной организации, - 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.).

Следует выполнить: бухгалтерские проводки, отражающие исполнение до­говора аренды арендодателем и арендатором.

Лизинг

Финансовая аренда (лизинг) — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретение предмета лизинга (Федеральный закон от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). При лизинге лизингодатель осуществляет инвестирование собственных денежных средств в предмет лизинга с целью последующей передачи его лизингополучателю. В финансовом лизинге участвуют продавец объекта лизинга, лизингодатель и лизингополучатель. Лизинговая деятельность — основной вид деятельности организации. Договор лизинга — договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество за плату во временное владение и пользование. Предметом лизинга мо­гут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транс­портные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки, природные объекты, которые запрещены законом для свободного обращения. Объект основных средств, полученный на правах финансовой аренды, отражается лизингополучателем на балансовом счете в соот­ветствии с условиями договора после окончания срока договора. Иму­щество, предназначенное для сдачи в лизинг, учитывается у лизингодателя на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», доход от сдачи в лизинг отражается на счете 90 «Продажи».

 

Задача 4

Исходные данные

Согласно учетной политике лизингодателя ООО «Блик» к счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» открываются сле­дующие субсчета:

—03-1 «Имущество, переданное в лизинг»;

—03-2 «Выбытие материальных ценностей».

 

К счету 02 «Амортизация основных средств» открываются следу­ющие субсчета:

— 02-1 «Амортизация собственных средств»;

— 02-2 «Амортизация материальных ценностей, сданных в ли­зинг».

Учет затрат по осуществлению лизинговой деятельности ведется на счете «Основное производство». По каждому договору лизинга ве­дется аналитический учет.

Срок финансового лизинга по договору № 15-36 составляет 2 года. Имущество, предназначенное для лизинга, учитывается на балансе лизингодателя. По окончании срока договора право собственности на лизинговое имущество переходит к лизингополучателю (при условии выплаты всей суммы лизинговых платежей).

Задание

Оформить бухгалтерские записи по всем хозяйственным опера­циям и произвести необходимые расчеты.

№ п/п Наименование хозяйственной операции Сумма, руб. Проводка
д к
  ООО «Блик» Лизингодатель приобретает у поставщика оборудова­ние, не требующее монтажа (стоимость) 200 000    
  Отражен НДС по приобретенному оборудованию      
  Оплачено оборудование, приобретенное у поставщика      
  Оплачена регистрация прав собственности на обору­дование, не требующее монтажа 40 000    
  Расходы по оплате регистрации прав собственности на станок приняты к учету      
  Оплачены транспортные услуги по доставке станка 118 000    
  Приняты к учету транспортные расходы по доставке станка      
  Отражен НДС по транспортным расходам      
  Оборудование принято к учету      
  Списан НДС в зачет      
  Передается оборудование в финансовый лизинг по договору № 15-36      
  Стоимость переданного оборудования в лизинг учтена за балансом      
  Списаны материалы, необходимые для обслуживания лизингового оборудования 10 000    
  Начислена амортизация основных средств, передан­ных в лизинг 14 170    
  Отражена ежемесячная задолженность лизингополу­чателя по лизинговым платежам 35 400    
  Отражен НДС от суммы лизинговых платежей      
  Списаны затраты по лизинговому имуществу на счет реализации      
  Определен финансовый результат от представления основных средств в лизинг      
  НДС перечислен в бюджет      
  Списывается первоначальная стоимость выбывающего оборудования      
  Списание суммы накопленной амортизации по выбывающему оборудованию      

Правила налогового учета

Определение основных средств содержится в статье 257 Налогового кодекса РФ. В целом основными средствами для целей налогообложения признаются те же объекты, что и в бухгалтерском учете. А именно к ним от­носится имущество, которое служит дольше 12 месяцев и используется в производстве или для управления организацией.

А перечень основных средств, которые не включаются в состав амор­тизируемого имущества приведен в пункте 2 статьи 256 Налогового кодек­са РФ. В основном в нем перечислены те же объекты, по которым амортиза­ция не начисляется и в бухгалтерском учете.

Для целей налогообложения не считают­ся основными средствами объекты, первоначальная стоимость которых со­ставляет менее 20 000 руб. или равна этой сумме. Затраты на покупку или создание такого имущества полностью включают в материальные расходы по мере того, как объект вводят в эксплуатацию.

При этом Налоговый кодекс РФ не предоставляет компании право выбора: амортизировать имущество не дороже 20 000 руб. или нет. Объекты стоимостью не более 20 000 руб. придется списать в расходы единовременно.

Поэтому при проверке тех налоговых периодов, в которых налогооб­лагаемую прибыль уменьшили на сумму амортизации (по имуществу, стои­мость которого нужно было списать единовременно), ИФНС может начис­лить компании штрафы и пени (ст. 122 и 75 Налогового кодекса РФ).

2. Приобретение основных средств


Правила, по которым определяется первоначальная стоимость основных средств, в бухгалтерском и налоговом учете различаются. Остановимся на них подробно. При этом рассмотрим различные вариантыпокупки основных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...