Орфоэпические нормы
Стр 1 из 6Следующая ⇒ А. А. Евтюгина, И. К. Миронова, И. В. Родионова ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Екатеринбург
Министерство образования Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Институт лингвистики Кафедра русского языка и культуры речи
А. А. Евтюгина И. К. Миронова И. В. Родионова
ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 – Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург ББК Ш 141.2 – 923 УДК 808.2:82.08] (075.8) П 69
Евтюгина А.А., Миронова И.К., Родионова И.В. Практикум по русскому языку и культуре речи: Учеб. пособие. Изд-е второе. / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2009. 83 с.
Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Ю.В. Алабугина (Российский государственный профессионально-педагогический универ-ситет), кандидат педагогических наук, доцент Н.Е. Богуславская (Уральский государственный педагогический университет)
Учебное пособие включает в себя систему упражнений по трем основным разделам курса «Русский язык и культура речи»: ортологии, стилистике, анализу текста. Предназначено для студентов профессионально-педагогических специальностей.
© Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2009
Введение Дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в федеральный компонент образовательного стандарта высших учебных заведений в 2000 г., в том числе и для студентов-педегогов специальности 030500 – Профессиональное обучение (по отраслям). Язык – сложная система, которой активно и повседневно пользуется общество как средством общения. Демократизация общества, расширяя круг публичного выступления в парламенте, в прессе, на митингах и в других сферах общения. Свобода слова сломала все социально-этические нормы и запреты, таким образом сегодня возникла проблема культуры речи, проблема этики публичного выступления, языкового воспитания. Язык – это важнейшая часть духовной культуры народа. Культура немыслима без речевого взаимодействия, одной из организационных сил которого является риторика и культура речи. Важнейшая задача, которую необходимо решить высшей школе, - это формирование речевой грамотности студентов в процессе курсовой подготовки. Именно данное обстоятельство обусловило введение Госстандартом речеведческих и лингвистических дисциплин на негуманитарных факультетах. Цель курса «Русский язык и культура речи» - формирование языковой личности, свободно владеющей нормами речевой культуры как частью общей культуры человека и важнейшими инструментами профессиональной деятельности педагога. Курс «Русский язык и культура речи» включает в себя необходимый объем теоретических сведений, однако наибольшее внимание должно уделяться развитию и закреплению навыков, связанных с речевой практикой. Дисциплина ориентирована на повышение уровня речевой культуры студентов по трем основным разделам курса: ортологии (владению нормами русского литературного языка, выражающемуся в способности грамотно строить свою речь и замечать ошибки в чужих высказываниях, развитию навыков редактирования); стилистике (умению создавать стилистически грамотные публицистические, научные и официально-деловые тексты); риторике (умению подготовить текст и произнести монолог информационного или аргументирующего типа).
«Практикум по русскому языку и культуре речи» предназначен для использования на практических занятиях, а также для самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса. Первая часть включает в себя упражнения, нацеленные на закрепление знаний языковых норм различных типов (орфоэпических, словообразовательных, лексических, грамматических), развитие умения строить грамотные и коммуникативно полноценные высказывания. При подборе заданий авторы стремились учесть различные типы трудностей русского языка и наиболее типичные ошибки, возникающие в речи современных его носителей. Упражнения, помещенные во второй части, предназначены для практического освоения темы «Функциональные стили русского языка», при этом особое внимание уделяется лингвистическому аспекту – языковым (лексическим и грамматическим) особенностям каждого стиля. Стилистический анализ предполагает выявление стилевых черт, нашедших отражение в содержании и языковом оформлении конкретных текстовых отрывков (выделение доминанты стиля, лексических, фразеологических, словообразовательных, морфологических, синтаксических особенностей стиля). Анализ текстов разной стилевой принадлежности служит подготовкой к практическому овладению разными жанрами речи, к созданию собственных устных и письменных речевых произведений с учетом основных признаков текста (целостности, связности, завершенности, модальности, локальности, темпоральности). Задания, представленные в третьей части, предназначены для выполнения в ходе изучения тем «Текст и его категории», «Функционально-смысловые типы текста», «Подготовка текста устного выступления» и ориентированы на выработку у студентов аналитического подхода к восприятию и созданию текста. Упражнения составлены с использованием как уже апробированных работ (И. Б. Голуб, Б. Н. Головина и других исследователей), так и материалов, составленных и используемых в педагогической практике авторами пособия. Кроме того, при работе над пособием была использована следующая литература:
Бабушкин Л.И. Геометрия. М., 1981 – 1982. Вып. 1 – 3. Балезин С.А. Практикум по неорганической химиии. М., 1967. Васюченко С.И. Химия: Учеб. для учащихся техникумов нехим. спец. М., 1964. Вельфлин Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения / Пер. с нем. СПб., 1999. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов. СПб., 2001. Глинка Н.Л. Общая химия: Учеб. пособие для нехим. спец. вузов. Л., 1983. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. М., 1988. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. М., 2001. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. 3-е изд., испр. М., 2001. Дьячкова Н.А., Христолюбова Л.В. Русский язык и культура речи в юридической практике. Екатеринбург, 2001. Еремина С.А. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для неязыковых фак. / С.А. Еремина, Е.В. Дзюба, Э.Ю. Попова, Н.Б. Руженцева, И.Н. Суспицына, А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2001. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 4-е изд. М., 2000. Матвеев А.А. Live Rock’n’Roll. Апокрифы молчаливых дней. Екатеринбург, 2001. Матвеев А.К. Вверх по реке забвения. Рассказы о географических названиях. Свердловск, 1992. Михайлов А. А. Слово – жест – рисунок. М., 2001. Чуковская Л. К. Воспоминания об Анне Ахматовой. СПб., 1995.
Раздел I
Орфоэпические нормы Упражнение 1. Укажите, как следует произносить в данных словах выделенный гласный – как [е] (обозначается буквой е) или как [о] (может быть обозначен буквой ё). При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем. Выучите эти слова с правильным произношением. Образец: бел е сый [о], ос е тровый [е]. Аф е ра, зад е шево, никч е мный, грав е р, недоговор е нность, ж е рнов, грав е рный, единоврем е нный, остри е, ж е лчь, новорожд е нный, быти е (философский термин), ман е вр, забыть е, пересол е нный, оп е ка, единоплем е нный, щ е лкать, св е кла, св е кольный, насторож е нный, ж е лоб, кр е стный, лосос е вый, окун е вый, неч е т, ист е кший (о сроке), плат е жеспособный, без сер е г, хреб е т.
Упражнение 2. А. Укажите, как следует произносить в данных словах выделенный гласный – как [’е] или как [э]. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем. Выучите эти слова с правильным произношением. Образец: лид е р [’е], бизн е с [э]. Б. Определите и выучите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь толковым словарем. Агр е ссия, эн е ргия, код е кс, т е нд е нция, с е ссия, прет е нзия, ст е нд, д е т е ктив, паци е нт, шпат е ль, т е ррорист, синт е з, эсс е нция, с е ртификат, цист е рна, турн е, шин е ль, пр е з е нтация, т е зис, прогр е сс, кр е до, шт е мпель, басс е йн, экз е мпляр, т е рмометр, т е нт, с е йф, муз е й, р е л е, конгр е сс, р е тро, ан е ст е зия, р е пр е ссия, р е кви е м, конд е нсация, ре е стр, пат е нт, аст е роид, продюс е р, страт е гия, пр е сса, м е н е джер, паст е ль. Упражнение 3. А. Распределите слова на две группы исходя из того, как произносится выделенный гласный – [’е] или [э]. Выучите эти слова с правильным произношением. Б. Определите и выучите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь толковым словарем. Т е рмин, р е йтузы, парт е р, т е мбр, майон е з, шосс е, юриспруд е нция, котт е дж, компьют е р, прот е кция, фан е ра, р е гби, портмон е, стр е сс, т е рмос, метрополит е н, синт е тика, нонс е нс, с е кс, с е рвис, про е кт, компет е нтный, р е з е рв, с е т, р е зюм е, аутсайд е р, про е кция, кари е с, ген е тика, с е местр, ин е ртный, тонн е ль, т е ррариум, т е рритория.
Упражнение 4. Поставьте ударения в данных глагольных формах. Включишь, включит, включим, включите, включат, включенный, включен, включена, включено, включены. Образуйте подобные формы глагола с корнем -ключ- и приставками от‑, под‑, вы‑; расставьте в них ударения.
Упражнение 5. Образуйте от полных форм прилагательных краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударения (ориентируйтесь на соответствующее правило и пользуйтесь орфоэпическим словарем). Составьте словосочетания с каждой формой, подобрав подходящие по смыслу существительные. Образец: блзкий – блзок (отпуск блзок), близк (деревня близк), блзко (озеро блзко), блзки и близк (каникулы блзк). Веселый, смелый, грязный, черный, зеленый, мягкий, длинный, редкий, глубокий, высокий, вредный, теплый, горячий, легкий, ровный, равный, старый, спелый, хороший, добрый, дешевый, холодный.
Упражнение 6. Образуйте от глаголов формы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударения (ориентируйтесь на правило и пользуйтесь орфоэпическим словарем). Образец: отдть – тдал, отдал, тдало, тдали. Взять, взяться, ждать, полить, занять, заняться, послать, назвать, назваться, класть, подать, нарвать, позвать, начать, начаться, подобрать, подобраться, отнять, нанять, наняться, раздать, разлить, принять, пролиться, убрать, обняться, ожить, передать, проспать, согнать, отослать.
Упражнение 7. Образуйте от глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударения (ориентируйтесь на правило и пользуйтесь орфоэпическим словарем). Образец: отдть – тдан, отдан, тдано, тданы. Занять, налить, нанять, снять, отснять, создать, раздать, начать, отнять, подобрать, убрать, принять.
Упражнение 8. Поставьте ударения в выделенных словах. 1. Платье мне длинно, хотя рукава коротки. Лица детей были грустны. Устье реки широко и глубоко. Болотная трава высока и густа. Яблоко еще зелено, а вот груша уже спела. С утра небо было ясно. Груз слишком тяжел. Угли еще горячи. Вечера в августе холодны. 2. Мать позвала нас в дом. Большинство туристов взяло палатки. Студентка не поняла задания. Мы наняли нового бухгалтера. Мне налили кружку молока. Эксперт отобрала лучшие образцы. Ветром нагнало туч. В Москве нас приняли хорошо. Она назвала свое имя. 3. Директор пока занята. Вечером вы будете заняты? Ваша фамилия включена в списки. Все приборы включены. Работы должны быть сданы вовремя. На обед была подана рыба с соусом. Эта картина создана художником в конце жизни. Созданы все условия для хорошей работы. Будет созвана комиссия.
Читайте также: Грамматические нормы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|