Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни.




1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и при­чи­ни­ли вред правам и законным интересам граждан, – наказываются штрафом в раз­ме­ре от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Упражнение 101. Определите стиль текста. Укажите, какие языковые (лексические и грамматические) особенности данного стиля проявляются в этом тексте; приведите примеры. Определите, к какому типу документов (жанру) следует отнести данный текст.

1. Банк обязуется принимать и зачислять поступающие во вклад, открытый Держателю, денежные средства, выполнять распоряжения Держателя о пере­чис­лении, выдаче соответствующих сумм и проведении других операций, предусмотренных для счета данного вида. Банк обязуется открыть для расчетов с ис­пользованием банковских карт счет № 6122100102037065 и выдать банковскую карту «Юнион-Кард».

2. Права, обязанности и ответственность сторон по настоящему договору, а также порядок проведения операций по счетам определены Правилами и условиями пользования картой «Юнион-Кард», утвержденными Банком и Та­ри­фами, с которыми Держатель ознакомлен и согласен. Правила и Тарифы име­ют одинаковую с настоящим договором юридическую силу и являются его неотъемлемой частью.

3 Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

4. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действителен в течение срока действия банковской карты.

Упражнение 102. Распределите приведенные ниже слова и выражения по группам: а) те, которые не следует употреблять в пись­мен­ных текстах официально-делового стиля; б) те, которые можно употреблять в текстах любого стиля; в) те, которые рекомендуется употреблять преимущественно в текстах официально-де­ло­во­го стиля.

1. Продажа, торговый процесс, торговать, приобрести товар, продавец, осуществлять торговлю, распродать, торговец, продавщица.

2. Отправить запрос, списаться, отослать по мейлу, получить необходимую документацию, написать письмо, сбросить на пейджер.

3. Работающий в должности, выполнять служебные обязанности, работать, освободить от занимаемой должности, уволить, устроиться в фирму, подписать контракт, искать работу.

4. Обсудить, осуществить переговоры, обговорить, пообщаться, посовещаться, обсудить ряд проблем, принять участие в переговорах, переговорить.

5. Проблема, ряд непредвиденных обстоятельств, проблемная ситуация, неожиданное событие, чрезвычайное происшествие, беспрецедентный случай.

Упражнение 103. Исправьте стилистические ошибки, допущенные в текстах официально-делового стиля.

1.Я не смог прийти на совещание, так как у меня дома утром прорвало трубу отопления, и я должен был оставаться там до прихода слесарей.

2. Прошу разрешить мне пропустить занятия в субботу, поскольку нужно встретить приезжающих из Ирбита родственников, а сделать это больше некому.

3. Утюг, который я купил в вашем магазине, на следующий же день перегорел, что говорит о том, что он сразу был бракованный. Прошу вернуть мне деньги, поскольку утюгов этой модели в магазине сейчас нет, а другие модели меня не устраивают.

4. Перед тем как уйти, мы по инструкции главного техника стали осматривать этаж и увидели, что в подсобке горит электричество.

5. Электричка № 3566 пришла позже почти на два часа, и поэтому мы опоздали на поезд, билеты на который купили заранее. Требуем, чтобы нам возместили ущерб, полученный из‑за того, что билеты пропали.

 

Упражнение 104. Внесите стилистическую правку в текст объяснительной записки. Запишите исправленный вариант, дополнив его реквизитами, необходимыми для данного документа.

Объясняю, что 25.12.03 я не пришел на экзамен по физике, потому что случилось неожиданное обстоятельство. Так, 22.12.03, после экзамена по математике, я уехал в деревню Малые Ключи Камышловского р‑на: необходимо было навестить родственников. 23.12.03 произошел сильный снегопад, дороги полностью замело, и выехать я не мог. При первой же возможности я вернулся в город. Очень прошу Вас не исключать меня, а разрешить сдать этот пропущенный мной экзамен.

Упражнение 105. Внесите стилистическую правку в текст заявления. Запишите исправленный вариант, дополнив его реквизитами, необходимыми для данного документа.

Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой: переведите меня на другую специальность (т. е. из группы ШК‑213 в группу ИД‑214). Дело в том, что, проучившись полтора года, я окончательно поняла, что специальность «Дизайн интерьера» мне ближе и интереснее, и я хочу получить именно ее.

Упражнение 106. Исправьте речевые и стилистические ошибки в тексте автобиографии. Запишите отредактированный вариант.

Я, Постникова Светлана Александровна, родилась 27 апреля 1985 года. Родилась в городе Екатеринбурге на Химмаше. Мама – Алевтина Серафимовна. Родилась 21 июня 1956 года. Папа – Александр Петрович. Родился 27 апреля 1954 года. Сестра – Людмила. Родилась 3 марта 1977 года.

В полтора года я пошла в детский сад «Подснежник». Когда исполнилось 7 лет, я пошла в школу. В 8 лет стала ходить в ДК «Чкалова» (акробатика). В 11 лет закончила ходить на акробатику, так как сломала руку. На данный момент я учусь в РГППУ. Я проживаю по улице Самолетная 27, кв. 40. Имею специализацию модельного кружка, художественного, спортивного и лите­ра­тур­но­го.


Раздел III


Текст и его категории

 

Упражнение 107. А. Расположите предложенные части текста в логической последовательности.

Б. Определите, сколько тезисов представлено в данном текстовом фрагменте, сформулируйте их.

В. Объясните, какую роль в тексте играют выделенные слова.

Поваренная соль и ее техническое использование

Из поваренной соли можно получить различные химические соединения, в состав которых входят натрий и хлор, например: едкий натр, сернокислый натрий, углекислый натрий, соляная кислота и др. Все эти вещества относятся к числу основных продуктов химической промышленности.

В организме человека средних размеров содержится немногим более 400 гповаренной соли. Она входит в состав крови и служит для образования в желудочном соке соляной кислоты, которая необходима для пищеварения.

Поваренную соль, конечно, знает всякий. Наряду с хлебом она является самым обыденным пищевым продуктом.

Главный и основной источник соли – это ее запасы в морях и океанах. В воде всех морей и океанов содержится около 20 млн кубических километров соли. Морская вода представляет собой раствор самых разнообразных солей. Из них на долю поваренной соли приходится примерно 76%.

(по Н. Л. Глинке)

Упражнение 108. Напишите о составе предмета, сложного вещества, используя слова и словосочетания: состоять из, входить в состав, содержать (содержаться), иметь в своем составе, включать в себя, являться составными частями.

Образец: Клетка: вакуоли с клеточным соком, ядро, оболочка, протоплазма. – Клетка состоит из вакуолей с клеточным соком, ядра, оболочки, протоплазмы. В состав клетки входят вакуоли с клеточным соком, ядро, оболочка и протоплазма. Составными частями клетки являютсявакуоли с клеточным соком, ядро, оболочка и протоплазма.

1. Кровь: тромбоциты, лейкоциты, эритроциты. 2. Молекула белка: водород, кислород, азот, углерод, аминокислоты и некоторые другие элементы. 3. Протоплазма: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, различные минеральные соли, большое количество воды. 4. Верхняя конечность: длинные кости, кость, кости запястья. 5. Фотокатод: три слоя – металлическое основание, тонкий изолирующий слой, мозаичный слой, состоящий из мелких металлических чешуек.

Упражнение 109. А. Определите тему текста, придумайте заголовок.

Б. Определите, к ка­ко­му стилю относится данный текст, обоснуйте свою точку зрения.

В. Отредактируйте текст, заменив повторяющиеся глаголы и словосочетания синонимами.

Г. Перескажите текст.

Молекулы различных тел различаются по количеству и по виду атомов, которые входят в их состав. Ломоносов писал, что молекула может быть однородной и разнородной. Если в состав молекулы входят одинаковые атомы, молекула однородная; если в состав молекулы входят разные атомы, молекула разнородная. Если в состав какого-либо тела входят однородные молекулы, то такое тело надо считать простым; наоборот, если в состав какого-либо тела входят разнородные молекулы, то такое тело надо считать смешанным.

(по Н. Л. Глинке)

Упражнение 110. А. Определите тему текста, озаглавьте его.

Б. Сформулируйте основной тезис.

В. Составьте логическую схему текста.

Г. Определите, к ка­ко­му стилю он относится, обоснуйте свою точку зрения.

Д. Отредактируйте текст, заменив повторяющиеся глаголы и словосочетания синонимами.

Еще в прошлом веке химики начали подробно изучать химический состав Земли. Результат оказался несколько неожиданным. Анализы показали, что твердая земная кора до глубины 16 км состоит в основном из немногих элементов. 90% всей земной коры состоит изпяти химических элементов: кремния, кислорода, алюминия, железа и кальция. Половина всей земной коры состоит изкислорода. В литосфере он обычно содержится в виде соединений с другими элементами, входит в состав очень многих пород и минералов.

Больше четвертой части земной коры состоитиз кремния. Этот очень активный химический элемент необыкновенно широко распространен.

Очень много в земной коре железа и алюминия: они составляютпочти 12% всей земной коры. Если мы добавим к названным еще семь (калий, натрий, водород, магний, фосфор, титан и хлор), то эти «12 элементов мира» составятоколо 99% земной коры.

(по Н. Л. Глинке)

Упражнение 111. Отредактируйте текст так, чтобы в нем было как можно меньше повторяющихся глаголов.

Целый ряд наук специально занимается Землей. География изучает земную поверхность, геология изучает строение верхних слоев Земли, геофизика – внутреннее строение Земли, ее магнетизм и ряд других свойств, геодезия занимается изучением формы Земли. Кроме того, существуют науки гравиметрия и метеорология; первая изучает силу тяжести на земной поверхности, вторая изучает строение и свойства земной атмосферы. Имеется еще ряд наук, которые изучают водный покров Земли, химический состав и структуру веществ, из которых состоит Земля. Астрономия тоже изучает Землю, ее свойства, которые характеризуют ее как небесное тело.

(по материалам учебной литературы)

Упражнение 112. А. Определите функционально-смысловой тип речи, к которому относится данный текст.

Б. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения, проанализировав его лексические и грамматические особенности.

 

Явления на границе жидкость – газ

Произведем несколько опытов. Поместим на стеклянную пластинку настолько малую каплю ртути, что вес ее не будет играть заметной роли. Мы заметим, что капелька примет форму шара. Раздавим ее второй пластинкой в плоскую лепешку. Если снять верхнюю пластинку, капелька вновь примет форму шара.

Впустим каплю анилина в раствор поваренной соли такой крепости, чтобы анилин не тонул и не всплывал. В этом случае вес анилина не имеет значения, так как он уравновешен выталкивающей силой раствора. Мы увидим, что капля анилина тоже примет форму шара.

Поместим в пламя спиртовой или газовой горелки тонкий острый обломок стеклянной трубки и расплавим его, жидкое стекло приобретает округлую форму.

(по Н. Л. Глинке)

Упражнение 113. А. Определите, к какому функциональ­но-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, приведите доказательства.

Б. Найдите ключевые слова текста.

В. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

Множество квадратов состоит из четырехугольников, обладающих следующими свойствами: все стороны каждого из этих четырехугольников равны между собой и, по крайней мере, один из углов такого четырехугольника прямой. Множество сфер состоит из замкнутых поверхностей, каждая из которых обладает следующим свойством: все точки этой поверхности находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, называемой центром сферы.

Определение приведенных выше в виде примеров бесконечных множеств (множества четных чисел, множества квадратов, множества сфер) по существу сводилось к выделению их из других, более общих множеств (множества целых чисел, множества четырехугольников, множества поверхностей). Это выделение одних множеств из других, более общих, производилось на основании следующего критерия: элементы выделенного множества должны были обладать некоторыми специфическими свойствами (делиться на 2, иметь равные стороны и прямой угол и т. д.), которыми обладают не все элементы более общего множества.

(по Л. И. Бабушкину)

Упражнение 114. А.Определите тему текста, придумайте заголовок.

Б. Разделите текст на части. Определите, сколько тезисов представлено в данном текстовом фрагменте (каж­дая часть посвящена изложению одного тезиса). Сформулируйте каждый из тезисов.

В. Укажите, какие аргументы и иллюстрации использует автор для подтверждения тезисов. Подумайте, какие из аргументов и иллюстраций можно считать наиболее убедительными.

Г. Найдите ключевые слова текста. Напишите краткий его конспект, состоящий из формулировок тезисов и ключевых слов.

Д. Придумайте вступление и заключение к данному тексту.

Е. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения, проанализировав его лексические и грамматические особенности.

Мы можем только догадываться о том, как древние люди именовали друг друга, как называли реки и горы. Давно отзвучала первобытная речь. И только языки теперь уже немногих отсталых племен в глухих уголках земного шара – где‑нибудь в джунглях Амазонки или на Новой Гвинее – да сама логика развития языка подсказывают, как могли выглядеть первые собственные имена людей и мест – антропонимы и топонимы.

Невероятно, чтобы в то время, когда только еще возникал язык, человек упражнялся в создании красивых, но бессмысленных собственных имен. Даже представить трудно, чтобы сидящие у костра неандертальцы спорили о том, как назвать младенца – Нао, Лао, Рао или еще как‑нибудь в этом роде.

Конечно, сейчас в русском языке сколько угодно, казалось бы, бессмысленных собственных имен, например, Петр или название реки Сылва. Но историк языка знает, что русские заимствовали эти слова и что в древнегреческом языке пэтра – «камень», «скала», а Сылва в переводе с коми-пермяцкого – «талая вода».

Собственные имена всегда образуются от нарицательных или от уже существующих собственных. Поэтому правы те писатели, которые называют своих героев, конечно, в переводе на современный язык, – «Длинноногий» или «Одноглазый», а географические объекты – «Большая река» или «Черная гора». Прав писатель, если в его произведении о первобытных людях появляются сын Зубра, сын Леопарда, Люди‑без‑плеч, Большое Болото.

Такие же топонимы и антропонимы у «первобытных» народов современности. В знаменитой книге Джона Теннера «Тридцать лет среди индейцев» есть Черепашья гора, Раковинная река, озеро Грязной воды, гора Охоты на бизонов. А людей индейцы называли: Отрезанная Рука, Маленький Ястреб, Тот, у Кого Есть Колокольчик, Украшающий Себя Перьями…

Так что самые древние имена никогда не сочинялись. Одноглазый человек становился Одноглазым, большое болото – Большим.

Без собственных имен – как без рук, без них – хаос. Это – аксиома. Но в древности они значили еще больше. Отождествление имени и предмета, имени и человека вело к наивное вере, что, узнав имя врага, можно погубить его при помощи магических обрядов. Поэтому имена хранили в тайне от чужих людей. Вот почему у первобытных народов охотники за черепами одновременно были и охотниками за именами.

Известный датский писатель и путешественник Арне Фальк-Рённе в своей книге «Путешествие в каменный век» так описывает действия охотников за именами на Новой Гвинее:

«Прежде чем убить своих врагов и отрубить им головы, они узнают их имена: голова ценится вдвое дороже, если известно, кому она принадлежит. Имя убитого приносят в дар новорожденному мальчику в своем селении. «Скажи мне твое имя, и я тебя не трону!» – кричат нападающие мужчинам, укрывшимся в хижинах. Но это лишь военная хитрость – стоит им узнать имя, и они убивают человека, чтобы овладеть его головой. По пути домой воины держат перед собой в лодке трофеи и бессчетное число раз повторяют имена убитых».

В цивилизованном обществе об охоте за именами можно говорить только в переносном смысле. Более того, в эпоху точных топографических карт, космических кораблей и компьютеров мы почти не ощущаем пусть и не магической, но очень важной роли имен в поддержании миропорядка, хотя без списков населенных мест, каталогов рек, телефонных справочников, списков избирателей и много другого в том же роде не может обойтись ни одно государство.

В бесписьменном обществе человек мог надеяться только на свою память да на вспомогательные знаки, которые можно было начертать на камне или дереве. Поэтому роль имен в жизни первобытного человека была очень значительной и безо всякой связи с магией: имена помогали осваивать мир.

Человек запоминает географические объекты не по отдельности, а в системе, относительно друг друга. Топонимы отражают эту систему, они как бы окутывают мир своего рода сеткой, и эта сетка с древности служит эквивалентом географической карты.

Нет‑нет, да и сообщит какая-нибудь газета или журнал, что на куске мамонтового бивня археологи нашли фрагменты древней карты. И реку‑де они там опознали, и лес, и хижины. Может быть, это и так, может быть, археологам действительно повезло найти такую редкость, но я уверен в том, что люди древности отлично ориентировались в окружающей местности и безо всяких карт. Они просто запоминали свои охотничье-рыболовецкие и собирательские маршруты, а топонимия помогала им в этом. Постепенно и образ своей местности откладывался в памяти древнего человека.

(по А. К. Матвееву)

 

Упражнение 115. А.Прочитайте фрагмент анализа произведения изобразительного искусства – картона для ковра «Чудесный улов рыбы» Рафаэля. Определите, какие функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в нем представлены.

Б. Укажите лексические и грам­ма­ти­чес­кие черты научного стиля.

Иисус выехал на озеро вместе с Петром и братом его; после того, как рыбаки напрасно проработали всю ночь, сети по приказанию Спасителя были закинуты вновь и улов был так велик, что для перевозки его потребовалась другая лодка. Петра охватывает тогда сознание совершающегося чуда… Он падает к ногам Христа со словами: «Господи, уйди от меня, ибо я грешник». Спаситель мягко успокаивает взволнованного и говорит ему: «Не бойся».

Плоские лодки стоят близко одна к другой, обе видны почти во всю длину, причем первая слегка закрывает вторую. Вся механическая работа предоставлена второй, стоящей сзади. В ней видны два молодых рыбака, вытягивающих сети, ловля только заканчивается у Рафаэля; здесь же в лодке сидит и гребец, с большим трудом удерживающий ее в равновесии. Но эти фигуры не имеют самостоятельного значения в композиции, они служат лишь подготовительной ступенью к группе в первой лодке, где Петр опустился перед Христом на колени. Рафаэль с поразительным искусством объединяет всех участников сцены одной большой линией; она начинается от гребца, приподнимается наклоненными рыбаками, достигает высшей своей точки в стоящей фигуре и потом, резко опустившись еще раз, приподнимается с фигурой Христа. Все ведет к Хри­сту, он цель всего движения, и хотя он незначителен как масса и находится совсем у края картины, он господствует над всеми. Таких композиций еще не видывали.

Группа развивается свободно-ритмически, но с закономерностью архитектонической композиции. Здесь все до последних частностей находится во взаимной связи. Всмотритесь, как созвучны линии, как каждая часть плоскости кажется предназначенной именно для того, чем она заполнена. В этом таится причина разлитого во всем спокойствия.

Линии ландшафта проведены также совершенно сознательно. Полоса берега служит рамкой для поднимающегося контура группы, дальше горизонт делается свободным, и только над Христом вновь поднимается линия холма. Ландшафт подчеркивает главные деления композиции.

Несколько странное впечатление производит горизонт картины. Очевидно, по замыслу Рафаэля водная поверхность должна была послужить равномерно-спокойным задним планом, и он следует в данном случае примеру своего учителя Перуджино, с тем же намерением передвинувшего в «Передаче ключей» все здания назад. В противоположность цельности водного зеркала передний план расчленен и подвижен. Мы видим часть берега, хотя сцена и происходит в открытом озере. На берегу стоит несколько великолепных цапель, быть может слишком бросающихся в глаза, если знать картину только по черно-белой репродукции; в ковре же коричневые тона птиц гармонируют с цветом воды и не привлекают внимания рядом с играющими красками людских тел.

Вместе с «Тайной вечерей» Леонардо «Чудесный улов рыбы» Рафаэля принадлежит к числу произведений, которые нельзя себе представить в ином исполнении.

(по Г. Вельфлину)

Упражнение 116. А. Определите, какой тезис и какие аргументы выдвигает автор данного текста. Подумайте, логичен ли сделанный автором текста вывод: «общество теряет свою ценность».

Б. Определите, в чем проявляется ущербность данного речевого произведения как текста, какие текстовые характеристики не соответствуют нормам. Исправьте обнаруженные несоответствия и недочеты.

В. Найдите нарушения норм русского литературного языка и ком­му­ни­ка­тив­ных качеств речи.

Г. Найдите орфографические и пунктуационные ошибки.

Д. Отредактируйте текст, запишите исправленный вариант.

Богатство и бескорыстие

Бескорыстие – отсутствие жадности к имуществу. Желание скоплять богатство – это желание пользоваться чем‑нибудь в ущерб, убыток, обиду другим; не желание наград и возмездий за добрые дела.

Сейчас многие люди гонятся за богатством. Но они не понимают, что деньги это еще не все. Главное, по‑моему, это внутренний мир человека. В по­го­не за богатством люди не замечают ничего кроме денег. Конечно без этих важных «бумажек» не обойтись, но почему материальные блага ценятся больше чем духовные? Бескорыстные люди с каждым годом становятся все более ценной редкостью. Сейчас нет уже тех «рыцарей», которые готовы совершать безвозмездные поступки ради других людей. Богатство и бескорыстие – порой эти слова несовместимы. Есть люди, которые при своем богатстве не могут быть бескорыстными, т. как наиболее основным способом дохода является корысть. Благодаря этому многие люди наживают свое богатство. К счастью, не все такие. Есть абсолютно бескорыстные и в то же время богатые, потому что у этих людей доход идет благодаря их уму, с помощью которого они продумывают свой тот или иной бизнес.

Очень жаль, что мало бескорыстных людей. Я считаю, что нужно сохранять это качество и стараться пополнять ряды бескорыстных людей иначе общество теряет свою ценность. Это ужасно!

(по материалам студенческих работ)

Упражнение 117. Определите, смешение каких стилей представлено в данном тексте. Какие нормы жанрово-ролевого взаимодействия участников общения не соблюдаются? Найдите речевые ошибки, отредактируйте текст.

Интеллигент в баню пришел. Подходит к кассе:

– Скажите, баня функционирует?

– Чаво?

– Ну, я спрашиваю: работает баня?

– Работает, работает.

– Значит, вода циркулирует?

– Чаво?

– Ну, я спрашиваю: вода течет?

– Текет, текет.

– Дайте мне, пожалуйста, билет на одно лицо.

– А ты что, только лицо мыть будешь?

 

Упражнение 118. Прочитайте отрывок. Определите, какая характеристика текста отражена в высказывании, какие языковые средства используются для выра­же­ния этой категории. Вспомните, как называются слова и словосочетания, служащие для обозначения специальных понятий. Укажите, в каких стилях сложились системы специальных единиц.

Риск, с банковской точки зрения, определяется как возможность неблагоприятного воздействия ожидаемых или непредвиденных событий на капитал и доходы банка. Регулирующие органы выделяют различные виды риска. Хотя каждый из этих органов может называть виды риска по‑разному, все сходятся во мнении относительно тех рисков, которые присущи банковской деятельности. Основные виды риска, которые выделяют регистрирующие органы, включают:

– кредитный риск;

– процентный риск;

– ценовой риск;

– валютный риск;

– операционный риск…

(по материалам специальной литературы)

Упражнение 119. А. Докажите, что данное речевое произведение является текстом.

Б. Определите тему, основной тезис текста.

В. Определите, с помощью каких языковых средств обеспечивается качество связности.

Г. Объясните членение текста на абзацы. Составьте план текста.

Д. Определите стиль текста и обоснуйте свое мнение.

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» пылко утверждал преимущества живописи перед поэзией, во‑первых, потому, что она служит глазу, то есть зрению, по словам Леонардо, более благородному чувству, во‑вторых, потому, что представляет чувству творения природы с большей истинностью и до­стоверностью, чем слова и буквы…

Лессинг в «Лаокооне», наоборот, отдавал преимущество поэзии перед живописью и скульптурой, считая ее искусством более широких возможностей.

А что же сама поэзия?

Еще со времен Гомера она не пренебрегала искусством изображения – не кистью или резцом, а именно словом, рассчитывая на естественную способность человека представлять зрительный образ. И если не включаться в вечный и никогда не разрешимый спор, какое из искусств лучше, а попытаться выяснить как, как особенности и преимущества одного вида искусства используются другим, то в этом случае нам придется признать право поэзии живописать словом…

Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, – вот что подвластно пластике в поэзии, этим она отличается от живописи и скульптуры, способных запечатлеть лишь один момент, но не способных передать движение времени.

(по А. Михайлову)

Упражнение 120. А. Определите, можно ли данное речевое произведение считать текстом. Укажите, какие текстовые категории здесь представлены, какими лексическими средствами они выражены.

Б. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.

День первый

Студеный, ветреный январский Ленинград начала 1985 года. Большая кухня большой коммунальной квартиры на улице Софьи Перовской, стол, покрытый клеенкой, разговоры соседей, реплики жены, Б. Г. сидит напротив меня – джемпер, джинсы, обаятельная улыбка куда‑то подевалась, хотя обаяния в нем не поубавилось, просто устал, просто вечер, просто январь, сейчас бы почитать хорошую книгу или порисовать, но надо говорить, и о чем – о рок‑н‑ролле. Что ж, если надо, так надо, и Б. Г. сам включает диктофон…

(А. А. Матвеев)

Упражнение 121. А. Определите тему текста и озаглавьте его.

Б. Найдите основной тезис и аргументы. Укажите, какие иллюстрации использует автор для доказательства.

В. Составьте логическую схему текста и опишите его структуру (композицию).

Г. Определите, как выражены типологические категории текста в данном про­изведении.

Любовь в широком смысле есть стремление к чему-либо. Фольклор и древ­ние авторы понимают любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется вселенная во всем обилии и различии ее форм и сил.

Для человека любовь в широком смысле означает стремление познать благо, сродниться с ним и стать тождественным ему в порождении подобного. В человеческих отношениях любовь – это деятельное стремление личности к другой личности, стремление к совместному познанию блага, благоденствию и порождению подобного. Для личности любящего наивысшее блаженство доставляют гармоническое общение с личностью любимого, преданность ему. В гар­монии любви личностное бытие любящих обретает благотворный смысл, совершается смысловое становление личностей любящих, действительное отождествление и различение личностей одного и другого.

Любовь в народной морали – раскрытие значимости человека, так как это чувство порождает активные действия, приводящие человека к гармонии.

Ср. пословицы:

– «Где любовь, тут и Бог. Бог – Любовь».

– «Милее всего, кто любит кого».

– «Нет ценности супротив любви».

– «Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается».

– «Оттого терплю, что больше всех люблю».

– «Всяк страх изгоняет любовь».

Равнодушие – нелюбовное внутреннее и внешнее поведение человека, отсутствие в нем желания действовать; равнодушие рождает не упорядоченную вселенную, космос, а хаос:

– «Откуда худо, оттуда и остуда».

– «Любить – чужое горе носить, не любить – свое сокрушить».

– «Любви, огня да кашля от людей не утаишь».

– «Любить друга – любить себя. В дружке себя любишь».

– «О ком сокрушаюсь, того нет; кого ненавижу, завсегда при мне».

(Ю. В. Рождественский)

Упражнение 122. А. Определите тему текста, озаглавьте его.

Б. Найдите основной тезис и аргументы. Укажите, какие иллюстрации использует автор для доказательства.

В. Найдите композиционные части текста, составьте его логическую схему.

Г. Определите, какие типологические категории текста выражены в данном произведении.

Д. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

Надежда – прочное желание хорошего будущего. Надежда служит источником активного начала в человеке, вызывает желание приблизить хорошее будущее действиями.

Отчаяние – утрата надежды и веры в будущее. Человек, впавший в отчаяние, не действует и погибает.

Надежда характеризуется следующими пословицами:

– «Болящий ожидает здравия даже до смерти».

– «Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда».

Отчаяние:

– «Ждать беду тяжелее кнута».

– «Лучше пропасть, чем терпеть злую напасть».

– «Сколько ни вертеться, а некуда деться: на небо – высоко, в воду – глубоко».

Для того чтобы преодолеть отчаянье, человеку необходима утешительная надежда:

– «Не все ненастье, проглянет и красно солнышко».

– «Дай справиться: и нам будут кланяться».

– «Не горюй по вечорошнему: жди заутрешнего».

И перемена взгляда на свое существование:

– «Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь – больше увидишь».

(Ю. В. Рождественский)

Упражнение 123. А. Определите тему текста, озаглавьте его.

Б. Найдите основной тезис и аргументы. Укажите, какие иллюстрации использует автор для доказательства.

В. Найдите композиционные части текста, составьте его логическую схему.

Г. Определите, какие типологические категории текста выражены в данном произведении.

Д. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

Возможное – то, что объективно при определенных условиях может стать действительным, или то, что субъективно при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное. Возможность – объективная тенденция развития и становления чего-либо (как проявления космической любви), выражается в создании условий для его возникновения. Возможное – скрытая реальность, которая при определенных условиях и усилиях со стороны человека становится новой действительностью.

Невозможное – объективно или субъективно недостижимая реальность.

Возможное:

– «Куда река пошла, туда и русло будет (там вода будет)».

– «Бывает и то порою, что течет вода горою (т. е. в гору)».

Невозможное:

– «Видно, уж Дунай с Волгой не сойдутся».

– «А кто слыхал, что медведь летал?»

– «Шилом моря не нагреешь».

(Ю. В. Рождественский)

Упражнение 124. А. Определите тему текста, озаглавьте его.

Б. Определите, сколько тезисов представлено в данном тексте. Найдите аргументы и иллюстрации. Составьте логическую схему текста.

В. Определите стиль и подстиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

Хозяйство современного телевизионного центра огромно, и высокая телевизионная башня – лишь его составная часть. На верхней части башни располагаются решетки антенн – своя для каждого из передаваемых каналов. Ниже, обычно на той же башне, расположен зал передатчиков. Это делают для того, чтобы были короче фидерные линии от передатчиков к антеннам, ведь потери в фидере пропорциональны его длине. Еще опаснее рассогласование длинной фидерной линии с передатчиком и антенной. При этом часть сигнала отражается от антенны в линию, возвращается к передатчику, снова переотражается к антенне и, будучи излученной в эфир с некоторой задержкой, создает на изображении повторные контуры. Подобный же эффект создает и рассогласование фидера, проведенного от коллективной антенны к вашему телевизору. Поэтому, увидев на экране двоящееся и троящееся изображение, не спешите ругать качество самого телевизора – возможно, все дело в неисправности фидерных линий и разветвительных коробок коллективной антенны.

Телебашня в Останкине представляет собой уникальное сооружение. Ее основание выполнено из армированного железобетона, а верхняя часть представляет собой конструкцию из металлических решетчатых ферм. Башня рассчитана так, чтобы противостоять порывам даже ураганного ветра, очень редко случающегося в Москве. Прочности железобетона для этого было бы не достаточно, ведь бетон хорошо противостоит только сжатию, а не растяжению. Для повышения прочности в стенках башни имеются вертикальные каналы, в ко­то­рых расположены сильно натянутые металлические тросы. Натяжение тросов постоянно контролируется, кроме того, когда дует ветер, тросы с наветренной стороны башни натягивают сильнее с помощью специальных лебедок.

Из‑за теплового расширения высота телебашни не остается постоянной. Летом она увеличивается на четверть метра, а зимой уменьшается. Даже в те­че­ние суток одна сторона башни, нагреваемая солнцем, расширяется больше другой и вершина башни отклоняется, как бы пытаясь уйти от палящих солнечных лучей. Дополнительные колебания с амплитудой до нескольких метров вершина башни совершает под действием порывов ветра.

Отдельно от передатчиков и телебашни с антеннами расположено здание собственно телецентра со множеством студий, дикторских, просмотровых залов, аппаратных и тому подобных помещений. Телецентры оснащены мощной аппаратурой и для внестудийных передач. Видеосигнал со стадиона, из театра или просто с телекамеры, ведущей уличный репортаж, передается по кабелю или через маломощный СВЧ-передатчик на телецентр. Непосредственные передачи в эфир ведутся нечасто. Обычно передачу сначала записывают, а потом воспроизводят и передают в эфир в удобное для телезрителей время.

(по материалам прессы)

Упражнение 125. Определите, какие текстовые категории представлены в отрывке. Выпишите лексические средства, передающие данные текстовые категории.

С середины 1942‑го я перестала у Анны Андреевны бывать. И она более не посылала за мною гонца. Вплоть до моего отъезда из Ташкента в Москву осенью 1943 года (то есть почти целый год!) – мы, живя в одном городе, изредка встречались всего лишь на улице – на окаянно-знойной, непереносимо-длинной улице азиатского города (который ей удалось, а мне так и не удалось полюбить).От тополя до тополя, от тени до тени тащилась я по раскаленной добела земле то с углем, то с книгами.

(Л. Чуковская)

Упражнение 126. А. Определите тему текста, озаглавьте его.

Б. Найдите основной тезис, аргументы и иллюстрации.

В. Объясните членение тек­ста на абзацы. Составьте логическую схему текста.

Химический анализ животных и растений показывает, что в состав их тела входят разнообразные химические элементы, которые образуют органические соединения. Важнейшими, жизненно необходимыми являются углерод, кислород, водород, азот, калий, кальций, сера, фосфор, железо и магний.

Из химических соединений, входящих в состав организмов, основная масса по весу приходится на долю воды. Вода – необходимый участник всех обменных процессов. Все питательные вещества и соли могут всосаться в кровь, только будучи растворенными в воде, равно как и все химические процессы в клетках возможны только в присутствии воды.

Вода – важнейшая часть человеческого тела и составляет 65% нашего веса, а у детей составляет даже 80%. Количество воды в разных органах и тканях нашего тела различно. Так, в крови ее содержится около 83%, в мозге, сердце, мышцах содержится около 70–80%, а кости содержат только 15–20%.

Вода участвует в регуляции температуры тела: выделяясь с потом, она испаряется и, охлаждая тело, предохраняет его от перегрева. Потребность в ней в среднем равна 2–2,5 л в сутки. Эта потребность удовлетворяется приблизительно следующим образом: 1 л в виде питья, 1 л содержится в пище и 300–350 г образуется в организме в результате химических превращений, происходящих во всех клетках и тканях.

В состав тканей живого организма, помимо воды, входит также большое число органических соединений. Наиболее важными из них являются белки, углеводы, жиры и жироподобные вещества – липоиды.

Основную роль в организме играют белки, которые составляют 50–85% всех органических соединений. От 2 до 5% сухого веса живого вещества падает на долю минеральных солей. Особенно богат минеральными солями костный скелет.

(по Н. Л. Глинке)

Упражнение 127. А. Определите тему текста.

Б. Определите, сколько тезисов представлено в данном тексте. Выделите его композиционные части.

В. Напишите краткий конспект текста, используя ключевые слова, тезисы и аргументы.

Г. Определите стиль текста, приведите доказательства.

Биологические ускорители

Обмен веществ – основа жизни, непрерывная цепь сложных химических процессов, протекающих в организме. Часть их происходит в желудке и ки­шеч­ни­ке, где пищевые вещества расщепляются на более простые, которые усваиваются тканями и клетками. Большинство химических процессов происходит в самих клетках. В них из принесенных кровью питательных веществ образуются сложные и разнообразные вещества клеток, в них же происходят окисление (с помощью переносимого кровью кислорода), процессы диссимиляции, дающие энергию. Если бы мы попробовали химические реакции, происходящие в организме, провести в лаборатории, то потребовались бы высокая температура, давление и другие несвойственные организму условия.

В чем же дело? Ведь мы знаем, что в организме нет ни очень высокой температуры, ни других перечисленных компонентов. А после обеда, кроме приятного чувства сытости, мы больше ничего не ощущаем и через пять-шесть часов готовы пообедать снова: пища усвоена, мы снова голодны.

Нам поможет понять это химия, которая подсказывает, что существуют вещества, ускоряющие ход химических реакций, сами же вещества при этом не изменяются. Эти вещества получили название катализаторов.

Приведем простейший пример.

Мы знаем, что вода состоит из водорода и кислорода. При смешении чистого водорода и кислорода воды не образуется, если держать эту смесь даже многие годы. Но если добавить к этой смеси немного платины, реакция идет очень быстро и образуется вода. Платина, не являясь составной частью воды, резко ускорила эту реакцию и сама вышла из нее без изменений. Нечто подобное происходит и в организме.

Все химические превращения в нашем организме протекают с участием специальных катализаторов – ферментов.

Ферменты – это сложные органические вещества, во много миллионов раз увеличивающие скорость химических реакций. Это основная и единственная их функция в организме. Клетки нашего тела имеют огромный набор ферментов, способных произвести все необходимые превращения. Каждый фермент действует только на определенные вещества, на определенный процесс или его этап и только при определенной температуре, реакции среды и т. д., т. е. обладает специфичностью и избирательностью действия. По меткому определению одного ученого, фермент подходит к веществу так же, как ключ к замку.

Бывают ферменты пищеварительные, дыхательные, восстановительные, внутриклеточные и другие, с самым разнообразным характером действия.

Одни из них участвуют в расщеплении поступающих веществ, другие обладают синтезирующей способностью – помогают организму в образовании новых молекул. Короче говоря, они являются необходимыми участниками обмена веществ, без них он невозможен.

(по материалам учебной литературы)

 

Заключение

Главной задачей изучения русского языка и культуры речи студентами нефилологических специальностей является развитие у них практических навыков, а это предполагает максимальное приближение изучаемого на занятиях материала к интересам учащихся, разработку активных методов и приемов обучения.

Методическая организация учебного материала «Практикума по русскому языку и культуре речи» осуществлялась с ориентацией на практический аспект изучаемой дисциплины, с целью оптимизации процесса практического освоения изучаемых в рамках курса тем.

«Практикум» включает систему упражнений, нацеленную на совершенствование культурно-речевых умений и навыков студентов, на формирование полноценной языковой личности, владеющей рядом основных приемов и норм осуществления речевой коммуникации. Конкретные упражнения являются строго отобранным и коммуникативно ценным речевым материалом. В силу комплексного характера ряда упражнений реализуется возможность формирования культурно-речевой образованности студентов во всей ее разноплановости и многоаспектности. Система упражнений «Практикума» является оптимальной с точки зрения условий обучения, возраста, индивидуальных особенностей учащихся.

 

Список рекомендуемой литературы

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словар. ед. / Под ред. М.А.Штудинера. М., 2000.

Бельчиков Ю. А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д, 1999.

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов. 2‑е изд., испр. М., 1988.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М., 1997.

Голуб И. Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для вузов. 3‑е изд., испр. М., 2001.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1986.

Дьячкова Н. А., Христолюбова Л. В. Русский язык и культура речи в юри­ди­ческой практике. Екатеринбург, 2001.

Еремина С.А. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для неязыковых фак. / С.А. Еремина, Е.В. Дзюба, Э.Ю. Попова, Н.Б. Руженцева, И.Н. Суспицына, А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2001.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. 3-е изд., стереотип. М., 2000.

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2000.

Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 4-е изд. М., 2002.

Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2000.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 4-е изд. М., 2000.

Мучник. Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:

80 000 слов и фразеол. выражений. 4-е изд., доп. М., 1999.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. 9-е изд., стереотип. М., 2001.

Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М., 1981.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М., 2001.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски: Справ. пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М., 1983.

Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.

Словарь синонимов русского языка. М., 1983.

Словарь сочетаемости слов русского языка. М.,1983.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М., 1996.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н.Скляревской. М., 2001.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие – М., 1999.

Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Под ред. А.И. Молоткова. 4-е изд., стереотип. М., 1986.

 

 

Оглавление

 

Предисловие………………………………………………..…………………..3

РАЗДЕЛ I. ОРТОЛОГИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ….6

1. Орфоэпические нормы………………………………………….……...6

2. Словообразовательные нормы………………………………………...9

3. Лексические нормы…………………………………………………...10

4. Фразеологические нормы…………………………………………….18

5. Грамматические нормы………………………………………………20

6. Коммуникативные качества речи……………………………………30

РАЗДЕЛ II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА……….34

РАЗДЕЛ III. ТЕКСТ И ЕГО КАТЕГОРИИ………………………………….60

Заключение………………………………………………………………….…79

Список рекомендуемой литературы…………………………………………80

 

 

 

 

Евтюгина Алена Александровна

Миронова Ирина Константиновна

Поделиться:





Читайте также:

S: За нарушение порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются
XIII. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением логического закона тождества (с примерами)
XIV. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением логического закона противоречия (с примерами)
XVI. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона достаточного основания (с примерами)
Адм правонарушение и адм ответственность.
Анализ объективных признаков состава преступления за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Анализ ситуации в области частной благотворительности в г.Ставрополе.
Анализ субъективных признаков состава преступления за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права
Виды ответственности за нарушение обязательств






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...