Назначение референдума. Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Назначение референдума установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения голосования по вопросам, вынесенным на референдум, в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Порядок назначения референдума Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. " О референдуме Российской Федерации". Референдум Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается. Орган или должностное лицо, обладающее правом принимать решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, а также порядок назначения референдума определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральный закон " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает обязательность проведения референдума.
Принятие органом власти по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. Федеральным законом устанавливаются ограничения для назначения референдума по некоторым вопросам (См. Вопросы референдума). Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Законодательно установлены ограничения на проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории государства, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум. Референдум не может назначаться также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут устанавливаться сроки, в течение которых не проводятся повторные референдумы с такой же по смыслу формулировкой вопроса. Эти сроки не должны превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Иные обстоятельства не могут являться основаниями, исключающими проведение референдума. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день.
Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия. Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-1 КоАП РСФСР в виде штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Данное административное правонарушение может быть совершено в форме следующих деяний: нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума; отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами группы избирательных прав - права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума); права на подачу заявления о неточностях и ошибках в списках избирателей; права на получение письменного ответа на такое заявление. Право граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) регламентируется в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах. Так, согласно п. 13 ст. 18 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" списки избирателей, участников референдума представляются участковой избирательной комиссией, комиссией референдума для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В соответствии с п. 14 ст. 18 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения. Административные правонарушения, указанные в ст. 40-1 КоАП могут быть совершены различными способами, такими как нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей (участников референдума); отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей (участников референдума); нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума); выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами правонарушения являются члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это - председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий. Дела данной категории рассматриваются районными судами. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, Список избирателей, участников референдума.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|