Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологическое объяснение




Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории социальной аномии, разработанной французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858 - 1917) на рубеже XIX-XX в.в. Аномия (буквально «разрегулированность, безнормативность»; «номос» - норма, «а» - отрицание) - болезненное состояние общества, при котором отсутствует четкая система социальных норм, регулирующих поведение людей.

По мнению Дюркгейма, преступность - явление естественное, нормальное, она есть и будет в любом обществе. Опасность она представляет лишь тогда, когда ее размеры превышают допустимый «фоновый» уровень, угрожая здоровью социального организма. Обычно аномичная преступность возрастает во времена кризисов или радикальных социальных перемен. Аномия сопровождает периоды трансформации общества, когда жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Прежние нормы перестают действовать, утрачивают свою силу, а новые еще не сформировались, не утвердились. В результате социальные взаимосвязи ослабевают, а люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Таким образом, социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, в частности, таких его форм, как самоубийства и преступности.

Самоубийство (или суицид) является, на первый взгляд, индивидуальным действием, однако причины его в основном социальны, это социальная патология. В своём известном труде «Самоубийство» Дюркгейм выделил три типа самоубийств:

1) эгоистическое (например, известный мотив – «жизнь не удалась, я крайне разочарован в окружающих, никто меня не любит» и т.д.);

2) альтруистическое («я приношу близким одни страдания, так лучше их избавить от этого»);

3) аномическое (вследствие несовладания с кризисом: «я разорён, и жизнь в нищете невыносима»).

А конечная причина самоубийства, по Дюркгейму, - ослабление социальной солидарности. Самоубийца-эгоист не видит смысла в коллективных ценностях, самоубийца-альтруист не чувствует ценности собственной личности (ведь солидарность на высоком уровне, по Дюркгейму, возможна лишь между развитыми индивидуальностями), кризисный самоубийца ставит свои личные беды выше целей общественного прогресса. Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

В 2003 году частота самоубийств в Беларуси составила 33,1 человека на 100 тысяч населения. «Рекордным» по самоубийствам был 1996 год (35 на каждые 100000 населения). По определению Всемирной организации здравоохранения, к странам с высоким уровнем самоубийств относятся те, где ежегодно сводят счёты с жизнью более 20 человек из 100 тысяч.

Роберт Мертон тоже исследовал социальную аномию как фактор девиации. С его точки зрения, отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными нормативными средствами их достижения. Цели это то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели: они должны быть достаточно для этого эффективны. По Мертону, равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения. По Мертону, выделяются следующие типы поведения в зависимости от отношения индивида (положительного «+» или отвергающего «—») к целям и социально одобряемым средствам их достижения.

 

Таблица 3 - Типология поведения индивида (по Роберту Мертону)

Типы поведения: Отношение индивида к:
целям средствам
1. Конформизм (нормативное поведение) + +
2. Инновация (положительная девиация) +
3. Ритуализм +
4. Ретритизм
5. Мятеж ± ±

Причина девиации-разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, общепринятой в американской культуре цели - стать богатым - трудно достичь традиционными методами: через образование, хорошую работу. Если цели нельзя достичь социально одобряемыми средствами, люди прибегают к незаконным способам (рэкет, торговля наркотиками и т.д.).

По данным мониторинга молодежного экстремизма 70,5% учащейся и студенческой молодежи Могилева считают для себя возможным нарушить закон, если есть такая необходимость и возможность.

Культурологические теории

Культурологи делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации.

Селлин и Миллер: Девиация возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры (т.е. нормы и ценности определенной группы), которые противоречат правилам культуры господствующей. Так, например, традиционно ценимые в криминальном мире качества (готовность к риску, выносливость, изворотливость, поиск острых ощущений, «везение»), блатной жаргон и песни, татуировки - выходят за рамки криминальной субкультуры, усваиваются носителями доминирующей культуры.

Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференцированной ассоциации. С точки зрения этого подхода, преступности обучаются через восприятие искаженных ценностей, в ходе общения с носителями преступных норм.

Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации (или клеймения, наклеивания ярлыков). Он объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные в обществе группы обладают возможностью «наклеивать ярлыки девиантов» на представителей менее влиятельных групп. Когда на человека ставят клеймо девианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам начинает считать себя девиантом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...