Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем рото­вую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 4 страница




БАЗО ------- см. Баз-.

БАЗОФОБИЯ [базо- + фобия] — навязчивый страх: боязнь ходьбы, стояния на ногах.

БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ — см. Движения баллистичес­кие.

БАЛЬНЕО - [лат. balneum купание, ванна] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к лечебным водам, к лечебному купанию».

БАЛЬНЕОЛОГИЯ [бальнео- + греч. logos учение] — наука, изучающая минеральные воды и лечебные грязи, а также ме­тоды профилактики и лечения ими различных заболеваний.

БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ [бальнео- + терапия] — совокупность ме­тодов лечения и профилактики, основанных на использова­нии минеральных вод или лечебных грязей.

БАНАЛЬНОСТЬ [фр. banalite] — заурядное, шаблонное мне­ние, избитое выражение.

БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА — тонкая упругая волокнист-тая пластинка, отделяющая наружное ухо от среднего; является защитным и звукопроводящим образованием.

БАРИ- [баро-; греч. barys тяжелый] — составная часть слож­ных слов, означающая: 1) «тяжелый», «отягощенный»; 2) «тя­жесть», «вес»; 3) «давление».

БАРИАКУЗИЯ [бари- + греч. akustikos слуховой] — см. Туго­ухость.

БАРИТОН [греч. barytonos грубоголосый] — мужской голос, средний между тенором и басом.

БАРО ------- см. Бари-.

БАР0ГН03ИЯ [баро- + греч. gnosis познавание, знание] — способность определять вес предметов и разницу в весе при помощи органов чувств.

БАРООТИТ [баро- + отит] — воспаление среднего уха, воз­никающее в результате резкого колебания атмосферного дав­ления (выстрел, взрыв, спуск и подъем самолета и др. ); харак­теризуется болью, шумом и звоном в ушах, тугоухостью, кро­воизлияниями в барабанную полость, иногда разрывом бара­банной перепонки.

БАРОТЕРАПИЯ [баро- + терапия] — применение с лечебной целью пониженного или повышенного атмосферного давления.

БАРОФОБИЯ [баро- + фобия] — навязчивый страх: боязнь подъема тяжестей.

БАС [итал. basso] — самый низкий мужской голос.

БАТТАРИЗМ [греч. battarismos заикание] — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправиль­ное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.

БАХРОМИСТАЯ СКЛАДКА — две кпереди сходящиеся склад­ки слизистой оболочки, расположенные в передней свобод­ной нижней поверхности языка.

БЕЗВОЛИЕ — 1) недостаток волевых качеств человека, вы­ражающийся в отсутствии должной решительности, способ­ности осуществлять принятые решения; является результатом ошибок воспитания; 2) см. Абулия.

БЕЗГОЛОС(Н)ЫЙ ЗВУК — см. Глухой звук.

БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК — звук, не несущий на себе ударения и характеризующийся по сравнению с ударным меньшей на-

пряженностью произносительного аппарата и потому мень­шей четкостью артикуляции.

БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ — слог, не несущий на себе ударения.

БЕЗУДЕРЖНЫЙ ТИП — один из типов высшей нервной дея­тельности, характеризующийся сильными процессами возбуж­дения и торможения при преобладании возбуждения над тор­можением; Б. т. является физиологической основой холери­ческого темперамента; термин введен И. П. Павловым.

БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — см. Торможение  безусловное.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс безусловный.

БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО МОЗГА — скопление нервных волокон, составляющих проводящие пути.

БЕЛЬМО — помутнение роговицы, обусловленное ее Рубцо­вым изменением.

«БЕЛЫЙ ЗВУК» — см. Голоса белый звук.

БЕРЕЖЛИВОСТЬ — положительная черта характера, выра­жающая отношение к труду; характеризуется экономностью к предметам, орудиям и продуктам труда.

БЕСЕДА — метод обучения,, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания, умения и навыки, с помощью вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых зна­ний, к повторению и проверке учебного материала; Б. позво­ляет повысить активную умственную деятельность учащихся, развивает их внимание и речь.

БЕСКОРЫСТНОСТЬ — положительная черта характера, от­сутствие стремления к наживе, личной выгоде.

БЕСПРИНЦИПНОСТЬ — отрицательная черта характера, от­сутствие твердых принципов, убеждений; пренебрежение мо­ральными нормами.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процес­сов, актов и состояний, обусловленных явлениями действи­тельности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

БЕССТРАШИЕ — положительная черта характера, выражаю­щаяся в отсутствии страха; отвага, смелость.

БЕСТАКТНОСТЬ — отрицательная черта человека; характе­ризуется отсутствием такта, чуткости.

БЕСФОРМЕННЫЙ — неразложимый на основу и окончание.

БИ - [лат. bis дважды] — составная часть сложных слов, оз­начающая «два», «дважды», «двойной».

БИБЛИОТЕРАПИЯ [греч. biblion книга + терапия]

лечеб­ное воздействие на психику больного человека при помощи чтения специально подобранных книг.

БИДАКТИЛИЯ [би- + греч. daktylos палец] — врожденное

наличие только двух пальцев на руке и ноге.

БИЛАБИАЛЬНЫЙ [би- + лат. labialis губной] — губно-губной, двугубный, образуемый сближением или смыканием обе­их губ.

БИЛАБИАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — согласные разного способа образования, объединяемые билабиальной артикуля­цией.

БИЛАТЕРАЛЬНЫЙ [би- + лат. lateralis боковой] — двусто­ронний.

БИЛИНГВИЗМ [би- + лат. lingua язык] — см. Двуязычие.

БИНАРНЫЙ [лат. binarius] — двойной, двойственный, состо­ящий из двух частей.

БИНАУРАЛЬНЫЙ [лат. bini два, пара + auris ухо] — относя­щийся к обоим ушам.

БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность определять положе­ние источника звука благодаря восприятию звука двумя уша­ми; объясняется тем, что звук приходит к обоим ушам нео­дновременно и неодинаково по силе.

БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ — см. Бинауралъный слух.

БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ — см. Зрение бинокулярное.

БИНОКУЛЯРНЫЙ [лат. bini два, пара + oculus глаз] — отно­сящийся к обоим глазам.

БИО - [греч. bios жизнь] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к жизни, к жизненным процессам».

БИОГЕНЕЗ [био- + генез] —  возникновение  живых  существ.

БИОЛИНГВИСТИКА [био- + лат. lingua язык] — раздел язы­кознания, изучающий языковое общение как биологическую деятельность, определяемую нейрофизиологичекими и гене­тическими факторами.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗ М [лат. fatalis роковой] — тео­рия, говорящая о том, что психическое развитие ребенка пре­допределяется врожденными биологическими факторами.

БИОЛОГИЯ [био- + греч. logos учение, наука] — совокуп­ность наук о живой природе, изучающих строение и функции живых организмов и их природных сообществ, их распростра­нение, происхождение, развитие и связь с неживой природой.

БИОМЕХАНИКА [био- + греч. mechane орудие, сооружение] — раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также физические яв­ления, происходящие в них в процессе жизнедеятельности и перемещения тела в пространстве.

БИОПАТОГРАФИЯ [био- + пато- + греч. grapho писать, изоб­ражать] — анализ биографических данных, деятельности и др. с целью оценки личности больного.

БИОСТАТИКА [био- + греч. statos стоящий] — учение о со­стоянии здоровья и продолжительности жизни человека при определенных условиях.

БИОСТИМУЛЯТОРЫ [био- + лат. stimulus побуждение] — ве­щества органической природы, способствующие активизации защитных сил организма.

БИОТОК [био- + ток] — электрический ток, образующийся в живых тканях.

БИОФИЗИКА [био- + физика] — наука, изучающая физи-чес­кие явления в клетках, тканях, органах и в целом организме, их физические свойства и физико-химические основы про­цессов жизнедеятельности.

БИОХИМИЯ [био- + химия] — наука, изучающая химичес­кий состав живых организмов и протекающие в них химичес­кие процессы.

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ [био- + электричес­кие] — электрические напряжения, возникающие в тканях жи­вых организмов.

БИРДА БОЛЕЗНЬ [Beard] — см. Неврастения.

БИФУРКАЦИЯ [лат. bifurcus раздвоенный] — разделение труб­чатого органа на две ветви, напр., трахеи на два бронха.

БИХЕВИОРИЗМ [англ. behaviourism, от behaviour поведение] — направление в психологии, отрицающее сознание как пред­мет психологии и рассматривающее психическую деятельность человека только как поведенческие реакции на воздействия внешних и внутренних стимулов.

БЛАСТО- [греч. blastos росток, зародыш] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к зародышу».

БЛАСТОМА [бласто- + -ома] — см. Опухоль.

БЛАСТОФТОРИЯ [бласто- + греч. phtpora гибель, разруше­ние] — повреждение зародыша, вызванное воздействием ка­ких-либо физико-химических факторов.

БЛЕДНЫЙ ШАР — один из центров экстрапирамидной сис­темы; Б. ш. ведает паллидарными движениями, которые про­изводят грудные дети; к их числу предположительно относят и лепет, так как лепечут и глухие дети.

БЛЕЙЛЕРА БОЛЕЗНЬ [Е. Bleuler, швейц. психиатр] — см. Ши­зофрения.

БЛЕННО - [греч. blennos слизистое выделение, слизь] — со­ставная часть сложных слов, означающая «слизистые выделе­ния», «слизь».

БЛЕННОРЕЯ [бленно- + греч. rhoia течение] — гнойное вос­паление слизистой оболочки глаза.

БЛЕФАР - [блефаро-; греч. blepharon веко] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к веку».

БЛЕФАРИТ [блефар- + -ит] — воспаление краев век.

БЛЕФАРО - — см. Блефар-.

БЛЕФАРОКЛОНУС [блефаро- + клонус] — тик в виде частого мигания.

БЛЕФАРОПЛАСТИКА [блефаро- + пластика] — пластическая операция на веке.

БЛЕФАРОПЛЕГИЯ [блефаро- + греч. plege удар] — паралич век.

БЛЕФАРОСПАЗМ [блефаро- + спазм] — спазм вековой части круговой мышцы глаза.

БЛИЗНЕЦЫ — два и более ребенка, родившиеся от одной беременности.

БЛИЗОРУКОСТЬ — аномалия рефракции глаза, при кото­рой параллельные лучи преломляются средами глаза так, что соединяются впереди сетчатки; при Б. на сетчатке образуется расплывчатое изображение, и предметы видны неясно.

БЛОКОВЫЙ НЕРВ — IV пара черепно-мозговых нервов; иннервирует верхнюю косую мышцу, поворачивающую глазное яблоко вниз и кнаружи.

БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ — X пара черепно-мозговых нервов; иннервирует органы головы, шеи, грудной и брюшной полостей.

БОКОВАЯ ШЕПЕЛЯВОСТЬ — см. Сигматизм боковой.

БОКОВОЙ ЗВУК — звук, при образовании которого воздух проходит по бокам (или с одного бока) языка.

БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — ощущения, которые сигнализиру­ют об изменениях, происходящих в организме и могущих при­вести к повреждению органов и тканей.

БОЛЕЗНЕННОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ — см. Апатия.

БОЛЕЗНЕННОЕ МУДРСТВОВАНИЕ — состояние, заключаю­щееся в навязчивом возникновении стремления к разреше­нию ненужных, часто неразрешимых вопросов.

БОЛЕЗНЕННОЕ СОМНЕНИЕ — вид навязчивого состояния, заключающегося в переживании сомнения, тревоги, беспокой­ства по поводу правильности совершения своих поступков, мыслей, чувств и сопровождающийся навязчивым стремлени­ем к проверке своих действий.

БОЛЕЗНИ ДУШЕВНЫЕ — см. Болезни психические.

БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИЕ — болезни, обусловленные пато­логией головного мозга, проявляющиеся расстройством пси­хической деятельности.

БОЛЕЗНЬ — 1) жизнь, нарушенная в своем течении повреж­дением структуры и функций организма под влиянием вне­шних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспо­собительных механизмов; Б. характеризуется общим или час­тичным снижением приспособительности к среде и ограниче­нием свободы жизнедеятельности больного; 2) общее назва­ние конкретных нозологических единиц.

БОЛЬ — 1) своеобразное психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате воздействия сверхсиль­ных или разрушительных раздражителей, вызывающих орга­нические или функциональные нарушения в организме; 2) см. Болевые ощущения.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА — высшие от­делы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки.

БОМБАСТ — напыщенный, чрезмерно торжественный стиль языка.

БОТКИНА БОЛЕЗНЬ [С. П. Боткин, терапевт] — инфекцион­ный вирусный гепатит, иногда сопровождающийся наруше­ниями психики.

БРАДИ - [греч. bradys медленный] — составная часть слож­ных слов, означающая «медленный», «замедленность».

БРАДИАКУЗИЯ [бради- + греч. akusis слух] — см.  Тугоухость.

БРАДИАРТРИЯ [бради- + греч. arthroo членораздельно про­износить] — см. Брадилалия.

БРАДИБАЗИЯ [бради- + греч. basis шаг, ходьба] — замедлен­ность ходьбы; проявление брадикинезии.

БРАДИКАРДИЯ [бради- + греч. kardia сердце] — пониженная частота сокращений сердца.

БРАДИКИНЕЗИЯ [бради- + греч. kinesis движение] — общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ [бради- + греч. lalia речь] — патологически замедленный темп речи.

БРАДИЛЕКСИЯ [бради- + лат. lego читаю] — патологическая замедленность темпа чтения.

 

             В

ВАГО - [лат. nervus vagus блуждающий нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к блуждающему нерву».

ВАГОТОМИЯ [ваго- + греч. tome разрез, рассечение] — хи­рургическая операция пересечения блуждающего нерва или его отдельных ветвей.

ВАГОТРОПНЫЙ [ваго- + греч. tropos поворот, направление] — действующий на блуждающий нерв.

ВАЗ - [вазо-; лат. vas сосуд] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к кровеносным сосудам».

ВАЗО --------- см. Ваз-.

ВАЗОМОТОРНЫЕ НЕРВЫ — сосудодвигательные нервы, ко­торые вызывают сокращение или расслабление гладких мышц в стенках артерий и, следовательно, их сужение или расшире­ние, тем самым повышая или понижая кровяное давление.

ВАЗОМОТОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА — изменения в распреде­лении крови и кровенаполнении кожных сосудов на органи­ческой или психогенной почве.

ВАЗОМОТОРНЫЙ [вазо- + лат. motor приводящий в движе­ние] — сосудодвигательный, вызывающий сужение или рас­ширение кровеносных сосудов.

ВАЗОМОТОРЫ — см. Вазомоторные нервы.

ВАЗОНЕВРОЗ [вазо- + невроз] — см. Дистопия вегета-тивно-сосудистая.

ВАЗОПЛЕГИЯ [вазо- + греч. plege удар, поражение] — пара­лич кровеносных сосудов.

ВАН-БОГАРТА - ОЗЕ СИНДРОМ [L. Van-Bogaert, белы, невро­патолог; J. Hozay, фр. невропатолог] — наследственная болезнь, характеризующаяся аномалией лицевого скелета, укорочением конечностей, сетчатой пигментацией кожи, недоразвитием го­ловного мозга с судорогами и пониженным интеллектом.

ВАН-ДЕР-ХУВЕ СИНДРОМ [I. Van der Hoeve, голланд. офталь­молог] — наследственная болезнь, характеризующаяся повы­шенной ломкостью костей, приводящей к деформации скеле­та, тугоухостью вследствие прогрессирующего отосклероза и серовато-голубой окраской склер, обусловленной их истонче­нием и повышенной прозрачностью.

ВАННЕРА ПРИЗНАК [F. Wanner, нем. оториноларинголог] — ухудшение костного проведения звуков при отсутствии пора­жения органа слуха; свидетельствует об органическом пора­жении головного мозга.

ВАРИАЦИЯ [лат. variatio изменение] — морфологически и (или) физиологически выраженное отклонение в развитии органа или признака, не выходящее за границы нормы.

ВАРИКОЗНЫЙ [лат. varix, varicis расширение вены] — изо­билующий расширениями или утолщениями, узловатый.

ВАРОЛИЕВ МОСТ [С. Varolio, итал. анатом] — отдел голов­ного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга.

ВАРЬИРОВАТЬ [лат. variare] — видоизменять,  разнообразить.

ВАСКУЛЯРИЗАЦИЯ [лат. vasculum уменьшит, от vas сосуд] — обеспечение кровеносными сосудами и, следовательно, кро­вью органов, областей и частей тела.

ВАСКУЛЯРНЫЙ [лат. vasculum уменьшит, от vas сосуд] — сосудистый; относящийся к сосудам.

ВДОХ — поступление воздуха в легкие в результате увели­чения объема грудной полости, вызванного сокращением ди­афрагмы и наружных межреберных мышц.

ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН [Е. Н. Weber, нем. физиолог и анатом; G. Th. Fechner, нем. врач и физик] — закон, уста­навливающий зависимость между интенсивностью раздра­жителя и вызванного им ощущения; согласно В. — Ф. з. с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущения возрастает только в арифмети­ческой прогрессии; В. — Ф. з. имеет значение только по от­ношению к раздражителям средней интенсивности и не при­меним к раздражителям очень слабым и очень сильным.

ВЕГЕТ- [вегето-; лат. vegeto возбуждать, оживлять, усили­вать; расти, произрастать] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «возбуждение, усиление»; «рост, произраста­ние»; 2) «относящийся к вегетативной нервной системе, веге­тативный».

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной систе­мы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, глад­кой и отчасти поперечнополосатой мускулатуры.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ — органы, функцией которых яв­ляется всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распреде­ление крови, размножение.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — рефлексы, осуществляемые через вегетативную нервную систему, имеющие регуляторный характер и направленные на поддержание постоянного уров­ня какой-либо функции организма.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ — физиологические приспособ­ления, общие животным организмам и растениям (дыхание питание, размножение).

ВЕГЕТАТИВНЫЙ [лат. vegeto возбуждать, оживлять, усиливать; расти, произрастать] — 1) относящийся к росту и питанию орга­низма; 2) относящийся к вегетативной нервной системе.

ВЕГЕТО      см. Вегет-.

ВЕГЕТОЗ — см. Невроз вегетативный.

ВЕГЕТОНЕВРОЗ [вегето- + невроз] — см. Невроз вегетатив­ный.

ВЕГЕТОПАТИЯ [вегето- + греч. pathos страдание, болезнь] — см. Невроз вегетативный.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение ко­торой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступе­ни развития его личности.

ВЕКИ — вспомогательные органы глаза, имеющие вид по­лукруглых заслонок, способных закрывать переднюю часть глаз­ного яблока; служат для защиты открытой поверхности глаза и его увлажнения; различают верхние и нижние В.

ВЕЛЯРИЗАЦИЯ [лат. velaris задненебный] — дополнитель­ная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по на­правлению к заднему (мягкому) небу, что вызывает т. наз. твер­дость звуков, резко понижая тон и шум.

ВЕЛЯРИЗОВАННЫЙ ЗВУК — звук, к основной артикуляции которого присоединяется веляризация.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК [лат. velaris] — задненебный звук (напр., [г], [к], [х]).

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК [р] — вид ротацизма: образуется при коле­бании разных участков мягкого нёба.

ВЕНТРАЛЬНЫЙ [лат. venter живот] — брюшной, относящий­ся к животу.

ВЕРБАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ [лат. verbum слово] — недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний; при этом не обеспечивается в необходи­мой мере соблюдение принципов наглядности, сознательнос­ти и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, фор­мальными, учащиеся не могут применять их в практической деятельности.

ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАГРАФИЯ [пара- + греч. grapho писать] — расстройство письма в форме замены нужных слов другими.

ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ [пара- + греч. phasis речь] — рас­стройство речи, проявляющееся заменой слов другими, обыч­но близкими по звуковой характеристике.

ВЕРБАЛЬНЫЙ [лат. verbalis] — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.

ВЕРБАЛЬНЫЙ МЕТОД — метод пассивного восприятия зна­ний путем слушания или чтения.

ВЕРБАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность распознавать на слух слова.

ВЕРБИГЕРАЦИЯ [лат. verbigero, verbigeratum болтать] — психи­ческое нарушение в виде ритмичного монотонного повторения одних и тех же слов или словосочетаний, иногда в виде бес­смысленного нанизывания сходных по звучанию слов, слогов.

ВЕРБОМАНИЯ [лат. verbalis словесный + греч. mania безу­мие, страсть] — патологическое многословие.

ВЕРНИКЕ АФАЗИЯ [К. Wernicke, нем. психиатр и невропато­лог] — см. Афазия сенсорная корковая.

ВЕРНИКЕ ЗОНА — см. Вернике центр.

ВЕРНИКЕ ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия сенсорная транскортикальная.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афа­зии.

ВЕРТИГО [лат. vertigo] — см. Головокружение.

ВЕРТИГОФОБИЯ [вертиго + фобия] — навязчивый страх: бо­язнь головокружения и потери равновесия.

ВЕРХНИЙ ГОРТАННЫЙ НЕРВ — начало: верхний ганглий блуж­дающего нерва; иннервирует слизистую оболочку гортани выше голосовых складок, слизистую оболочку корня языка и час­тично глотки.

ВЕРХНЯЯ ПРОДОЛЬНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные пуч­ки, укорачивающие язык, выгибая его поверхность в сагит­тальном направлении, и поднимающие кончик языка, распо­ложенные в верхней части языка в сагиттальном направлении от его корня к кончику.

ВЕСТИБУЛ- [вестибуло-; лат. vestibulum преддверие] — со­ставная часть сложных слов, означающая «относящийся к пред­дверию».

ВЕСТИБУЛО см. Вестибул-.

ВЕСТИБУЛОРЕЦЕПТОРЫ [вестибуло- + рецепторы] — рецепто­ры, воспринимающие изменения скорости и направления перемещения тела в пространстве, представленные у человека волосковыми клетками перепончатого лабиринта внутреннего уха.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ [лат. vestibulum преддверие] — относящий­ся к преддверию.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ — периферический отдел вести­булярного анализатора, расположенный во внутреннем ухе, обеспечивающий восприятие угловых и прямолинейных уско­рений; состоит из мешочков преддверия и трех полукружных протоков.

ВЕСТФАЛЯ СИМПТОМ [К. F. О. Westphal, нем. психиатр и невропатолог] — отсутствие коленного рефлекса.

ВЗРЫВ — 1) мгновенное размыкание под напором струи воздуха полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи; 2) см. Эксплозия.

ВЗРЫВНОЙ ЗВУК — смычный согласный, при произнесе­нии которого смычка разрывается; см. Взрыв 1.

ВИБРАНТЫ [лат. vibratio колебание, дрожание] — см. Дро­жащие согласные.

ВИБРАТОР [лат. vibrare колебать, дрожать] — прибор для создания колебательных движений; используется, напр., при постановке звука [р].

ВИБРАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ [лат. vibratio колеба­ние, дрожание] — один из видов тактильной чувствительнос­ти, возникающей при воздействии на кожу вибрационных раз­дражений; достигает высокой степени развития у глухих и слепоглухих людей, заменяя в некоторой мере их слух.

ВИБРАЦИЯ [лат. vibratio] — колебание, дрожание.

ВИБРИРУЮЩИЕ СОГЛАСНЫЕ [лат. vibratio колебание, дро­жание] — см. Дрожащие согласные.

ВИБРОСКОП [лат. vibrare дрожать, колебаться + греч. skopeo смотрю] — прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата во время его работы; В. может быть использован при устранении некоторых дефек­тов произношения: открытой и закрытой ринолалии, смеше­ния звонких и глухих согласных.

ВИДЕОТЕЛЕФОН — устройство, позволяющее при разго­воре по телефону видеть собеседника на экране телевизи­онного приемника; целесообразно применять В. как сред­ство коммуникации глухих, поскольку он дает возможность собеседникам видеть на экране мимико-жестикуляторную речь, дактильную азбуку или понимать друг друга путем чте­ния с губ.

«ВИДИМАЯ РЕЧЬ» — прибор, преобразующий речь в опти­ческие сигналы, проявляющиеся на особом экране; использу­ется для акустического анализа речи, для зрительного воспри­ятия устной речи глухими взамен чтения с губ и в качестве пособия для обучения глухих произношению.

ВИЗУАЛЬНЫЙ [лат. visualis зрительный] — воспринимаемый или производимый посредством зрения.

ВИРУЛЕНТНОСТЬ [лат. virulentus ядовитый] — болезнетвор­ные свойства микробов.

ВИСЦЕРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — см. Вегетативная не­рвная система.

ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ [лат. viscera внутренности] — относящий­ся к внутренним органам.

ВИТАЛЬНЫЙ [лат. vita жизнь] — жизненный, необходимый для жизни.

ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ — общее название раз­личных по клиническому проявлению патологических состоя­ний организма, обусловленных недостаточным поступлением витаминов в организм.

ВИТАМИН [лат. vita жизнь] — органические вещества, необ­ходимые для нормальной жизнедеятельности и даже для са­мого существования организма; В. участвуют в регуляции био­химических и физиологических процессов.

ВКК — см. Врачебно-консультационная комиссия.

ВКУС — ощущение, возникающее при действии к. -л. веще­ства на рецепторы, расположенные в основном на поверхнос­ти языка, а также в слизистой оболочке ротовой полости.

ВКУСОВАЯ ЛУКОВИЦА — см. Вкусовая почка.

ВКУСОВАЯ ПОЧКА — структурно-функциональная единица органа вкуса, состоящая из эпителиальных вкусовых клеток, связанных с концевыми разветвлениями вкусовых нервных волокон; В. п. расположены в основном в сосочках языка, а также (непостоянно) в слизистой оболочке мягкого неба, зад­ней стенки глотки и надгортанника.

ВКУСОВЫЕ СОСОЧКИ — сосочки языка, содержащие вкусо­вые рецепторы.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА — составная часть учебно-воспита­тельной работы школы, одна из форм организации досуга уча­щихся; В. р. способствует всестороннему развитию аномаль­ных детей.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ — педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и др. ли­тературы, направленное на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие учащихся, приучение их к самосто­ятельному чтению, развитие литературных интересов и вку­сов, любви к чтению; В. ч. дополняет и расширяет школьную программу.

ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — см. Торможение безусловное.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ — см. Речь внешняя.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направ­ленность и сосредоточенность психической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...