ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 5 страница
ВНИМАНИЕ АКТИВНОЕ [лат. aktivus деятельный] — см. Внимание произвольное. ВНИМАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ — внимание, при котором в центре сознания находится движение. ВНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ [лат. intellectus понимание, познание] — внимание, в котором объектом интереса является мысль; В. и. связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. ВНИМАНИЕ МОТОРНОЕ [лат. motor двигающий, приводящий в движение] — см. Внимание двигательное. ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ — внимание, которое не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, направленность которого на тот или иной объект не связана с к. -л. намерениями, задачей или целью, и определяется только свойствами самого объекта (новизной, необычностью, яркостью и т. д. ); физиологическим механизмом В. п. является ориентировочный рефлекс. ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ — внимание, которое регулируется с помощью специальных средств, напр., жестов, слов, указательных знаков, предметов. ВНИМАНИЕ ПАССИВНОЕ [лат. passivus недеятельный] — см. Внимание непроизвольное. ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен работой. ВНИМАНИЕ ПРИРОДНОЕ — внимание, которое дано человеку с самого его рождения в виде способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны; основной механизм, обеспечивающий работу В. п., называется ориентировочным рефлексом. ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума.
ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ — внимание, которое складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. ВНИМАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — внимание, при котором в центре сознания находится к. -л. чувственное впечатление; В. ч. по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. ВНИМАНИЯ ВИДЫ — см. Внимание двигательное, Внимание интеллектуальное, Внимание непосредственное, Внимание не-произвольное, Внимание опосредствованное, Внимание после-произволъное, Внимание природное, Внимание произвольное, Внимание социально обусловленное, Внимание чувственное. ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ — см. Внимания сосредоточенность. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. ВНИМАНИЯ ОБЪЁМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п. ) в течение 0, 1 секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам. ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной. ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — см. Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость. ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других. ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к. -л. объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — условно рефлекторное торможение, которое устраняет ранее выработанные реакции или их отдельные компоненты, когда они теряют свой приспособительный характер и перестают отвечать изменившимся условиям среды. ВНУТРЕННЕЕ УХО — часть преддверно-улиткового органа, представляющая собой систему каналов височной кости с находящимися в них рецепторами слухового и вестибулярного анализаторов. ВНУТРЕННИЙ СЛУХ — способность представлять музыку в сознании, реально не слушая ее (воспроизводя музыку в памяти, читая ноты или создавая ее в процессе творчества). ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ — отражение в психике больного своей болезни. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — см. Речь внутренняя. ВНУТРЕННЯЯ СЕКРЕЦИЯ [лат. secretio отделение, выделение] — процесс выделения эндокринными железами гормонов во внутреннюю среду организма. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержании относительного динамического постоянства организма. ВНУТРИГЛАЗНАЯ ЖИДКОСТЬ — прозрачная жидкость, заполняющая камеры глаза, а также околососудистое пространство; по составу аналогична цереброспинальной жидкости. ВНУТРИГЛАЗНОЕ ДАВЛЕНИЕ — давление, оказываемое содержимым глазного яблока на его наружную оболочку. ВНУШАЕМОСТЬ — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц. ВНУШЕНИЕ — целенаправленное психическое воздействие. ВНУШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ [лат. verbalis словесный] — см. Внушение словесное.
ВНУШЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОЕ [греч. hypnos сон] — внушение, направленное на человека или группу людей, находящихся в состоянии гипноза. ВНУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ — внушение, включающее использование изображений лиц, предметов или явлений. ВНУШЕНИЕ ИМПЕРАТИВНОЕ [лат. imperativus повелительный] — внушение, при котором психотерапевт повелительными призывами и действиями вводит пациентов в состояние высокого эмоционального напряжения. ВНУШЕНИЕ КОСВЕННОЕ — внушение, посредством предметов или явлений, которым внушающий придал определенное значение. ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ [лат. post — приставка, означающая «следующий после чего-либо» + греч. hypnos сон] — гипнотическое внушение, распространяющее свое действие на поведение, установки, отношения, самочувствие больного и т. д. после выхода из состояния гипноза. ВНУШЕНИЕ ПРЯМОЕ — внушение с помощью непосредственно обращенной к больному речи внушающего. ВНУШЕНИЕ СЛОВЕСНОЕ — внушение с помощью речевого воздействия. ВОГ — см. Всероссийское общество глухих. ВОДОБОЯЗНЬ — см. Гидрофобия. ВОДОГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения. ВОДОЛЕЧЕБНИЦА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водолечения. ВОДОЛЕЧЕНИЕ — применение воды с лечебной и профилактической целью. ВОДЯНКА ГЛАЗА — см. Гидрофталъм. ВОДЯНКА ГОЛОВНОГО МОЗГА — см. Гидроцефалия. ВОЗБУДИМОСТЬ — способность нервной, мышечной и железистой ткани переходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физиологического покоя в состояние возбуждения. ВОЗБУЖДЕНИЕ — 1) основной физиологический процесс, возникающий в ответ на раздражение нервной, мышечной или железистой ткани; 2) общее название психопатологических состояний с выраженным усилением психической и двигательной активности. ВОЗРАСТ — продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени.
ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ [греч. morphe вид, форма + logos наука] — отрасль морфологии, изучающая изменения анатомического и гистологического строения человеческого организма в процессе индивидуального развития; В. м. устанавливает закономерности роста и развития организма. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; принято выделять: младенчество — от момента рождения до 1 года, преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет, дошкольный возраст — от 3 до 6 лет, младший школьный возраст — от 6 до 10 лет, подростковый возраст — от 10 до 15 лет, юношеский возраст — от 15 до 21 года, зрелый возраст — от 21 года до 60 лет, пожилой возраст — от 60 лет до 75 лет, старческий возраст — от 75 до 90 лет, долгожители — свыше 90 лет. ВОКАЛИЗМ [лат. vocalis голосовой] — система гласных фонем языка, их свойства и отношения. ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — ем. Фонопедия. ВОКАЛЬНЫЙ [лат. vocalis голосовой] — исполняемый голосом; относящийся к пению. ВОКОИДЫ [лат. vocalis голосовой] — см. Гласные звуки. ВОЛАПЮК — см. Воляпюк. ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ — форма стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др. ), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ВЫРАЖЕНИЕ — см. Движение, Действие, Деятельность, Поведение, Поступок. ВОЛИ НАРУШЕНИЯ — см. Безволие, Гипербулия, Гипобулия, Парабулия. ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ — см. Расщелина нёба. ВОЛЯ — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. ВОЛЯПЮК [иск. volapuk, от англ. world мир + speech речь] — искусственный международный язык, предложенный в 1880 году Йог. Шлейером в качестве вспомогательного языка для всех народов мира; распространения не получил. ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте,. ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ [лат. activus деятельный] — воображение, пользуясь которым, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ — процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. ВООБРАЖЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — см. Воображение пассивное. ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ [лат. passivus недеятельный] — воображение, образы которого возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ [лат. productivus производительный, плодотворный] — см. Воображение творческое.
ВООБРАЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — см. Воображение активное. ВООБРАЖЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ [лат. ге- вновь, снова + productio производство, произведение] — см. Воображение воссоздающее. ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — самостоятельное создание новых образов; В. т. требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. ВООБРАЖЕНИЯ ВИДЫ — см. Воображение активное, Воображение воссоздающее, Воображение пассивное, Воображение творческое, Греза, Мечта, Сновидение, Фантазия. ВООБРАЖЕНИЯ ПРОДУКТ — см. Представление воображения. ВОС — см. Всероссийское общество слепых. ВОСКОВАЯ ГИБКОСТЬ — см. Каталепсия. ВОСПАЛЕНИЕ СИМПАТИЧЕСКОЕ — тяжелый воспалительный процесс в здоровом глазу вследствие ранения другого глаза. ВОСПИТАНИЕ — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. ВОСПИТАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА — работник специального дошкольного учреждения, который совместно с дефектологом ведет коррекционно-воспитательную работу с аномальными детьми в условиях детского сада. ВОСПИТАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ — педагог-дефектолог, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися в внеурочное время. ВОСПОМИНАНИЯ — общее название повторно возникших знакомых по прежнему опыту представлений, мыслей, чувств. ВОСПРИНИМАЕМОСТЬ ЗВУКА — способность звука речи воздействовать на слух, восприниматься на слух. ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. ВОСПРИЯТИЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ — восприятие, которое выступает как компонент к. -л. др. деятельности. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ — восприятие, связанное с постановкой определенной задачи и характеризующееся целенаправленностью, плановостью и систематичностью; в данном случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ — анализ и синтез материальных языковых средств, т. е. разнообразных комбинаций речевых звуков, независимо от того, будут ли эти звуки произнесены в устной речи или обозначены в письме. ВОСПРИЯТИЯ ВИДЫ — см. Восприятие непреднамеренное, Восприятие преднамеренное. ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ [лат. constans, constantis неизменный, постоянный] — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов (формы, цвета, величины и т. д. ) при сравнительно широком диапазоне изменения условий восприятия. ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЯ — см. Агнозия, Галлюцинации, Иллюзии. ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, выражающееся в том, что перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение; сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ — свойство восприятия, выражающееся в отнесении сведений, получаемых с помощью органов чувств из внешнего мира, к этому миру, к самим предметам, а напр., не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации. ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность. ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия, выражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура, которая формируется в течение некоторого времени. ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета). ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из процессов памяти, при котором в сознании возникают образы к. -л. объектов, воспринимавшихся ранее и отсутствующих в данный момент, а также известные по прошлому опыту мысли, движения, чувства. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ГЛАЗ — лечение, Проводимое с целью восстановления зрительных функций и ликвидации патологических процессов и их последствий. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате к. -л. заболевания. ВРАЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ — орган экспертизы временной утраты трудоспособности, создаваемый в лечебно-профилактических учреждениях. ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ — орган экспертизы трудоспособности, устанавливающий степень постоянной (стойкой) ее утраты, группу и причины инвалидности и определяющий трудовые рекомендации инвалидам. ВРЕМЕННАЯ НЕРВНАЯ СВЯЗЬ — состояние возбуждения между участками коры головного мозга. ВРИСБЕРГОВ ХРЯЩ [Н. A. Wrisberg, нем. анатом] — непостоянный хрящ, расположенный в черпало надгортанной складке. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ — общественная организация, объединяющая граждан Российской Федерации, лишенных слуха; ВОГ осуществляет культурно-массовое и бытовое обслуживание глухих, занимается повышением их общеобразовательного и технического уровня, трудоустройством. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ — общественная организация, занимающаяся культурно-массовой и общеобразовательной работой среди слепых, а также их трудовым устройством. ВСПОМИНАНИЕ — психический процесс: повторное возникновение знакомых по прошлому опыту представлений, мыслей, чувств в форме Воспроизведения (при отсутствии соответствующего объекта) или узнавания (при восприятии соответствующего объекта). ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — школа для обучения и воспитания умственно отсталых детей. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность словесных сигналов и вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека. ВТОРИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА — симптомы психической болезни, не вызванные непосредственно болезненным процессом, а являющиеся реакцией личности на болезнь. ВТЭК — см. Врачебно-трудовая экспертная комиссия. ВУЛЬГАРИЗМ [лат. vulgaris грубый] — слово или выражение, свойственное фамильярной или грубой речи. ВУНДЕРКИНД [HeM. Wunderkind чудо-ребенок] — ребенок с исключительными способностями; см. Одаренные дети. ВЫВИХ ГЛАЗА — смещение глазного яблока из глазницы, при котором оно занимает положение впереди век. ВЫВИХ ХРУСТАЛИКА — смещение хрусталика из его естественного местонахождения в переднюю камеру глаза. ВЫВОРОТ ВЕКА — патологическое изменение положения века, при котором его край отстает от глазного яблока, а конъюнктивальная поверхность обращена кнаружи. ВЫДЕРЖКА — вторая фаза, или средняя часть артикуляции звука, во время которой органы установлены именно для данной артикуляции, т. е. промежуток между приступом (экскурсией) и отступом (рекурсией). ВЫДЕРЖКА ЗАДЕРЖАННАЯ — произнесение звука с продолженной второй фазой артикуляции и задержанной рекурсией. ВЫДЕРЖКА МГНОВЕННАЯ — 1) произнесение звука с максимально сокращенной второй фазой артикуляции; 2) свойство взрывных согласных как не длительных звуков. ВЫДОХ — удаление воздуха из легких в процессе дыхания. ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ — полное исчезновение симптомов бывшего заболевания с восстановлением трудоспособности в той степени, которая имела место перед началом болезни. ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность организма (функциональной системы, органа) противостоять утомлению при длительном выполнении определенной работы. ВЫПАДЕНИЕ ФУНКЦИИ — болезненное нарушение в проводящих путях нервной системы или в нервных центрах головного мозга, ведущее к исчезновению тех или иных жизненных функций. ВЫРАЖЕНИЕ — 1) оборот речи; данная разновидность построения речи, единица построения речи, обладающая теми или другими специфическими свойствами; 2) обобщенное обозначение слова, словосочетания, оборота и т. д. как обладающих теми или иными диалектическими или стилистическими особенностями; 3) свойство языкового сообщения, делающее его доступным восприятию. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ — изменение в выражении лица (мимика), движении тела (пантомимика) и интонации речи (голосовая мимика); В. д. является проявлением переживаний человека, его стремлений, оценок, отношения к явлениям жизни и т. д. ВЫСКАЗЫВАНИЕ — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения. ВЫСКАЗЫВАНИЕ НЕКОММУНИКАТЙВНОЕ — высказывание, основным содержанием которого является выражение чувств (эмоций). ВЫСКАЗЫВАНИЕ РАЗВЁРНУТОЕ — высказывание, построенное согласно одной из полных (не сокращенных^не эллиптических) семантико-синтаксических моделей данного языка. ВЫСКАЗЫВАНИЕ СИТУАТИВНОЕ — высказывание, конкретное содержание которого полностью раскрывается только в данной ситуации речи. ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ [греч. elleiptikos неполный] — высказывание, которое имеет сокращенный вид и употребляется в специфических ситуациях (напр., в беглой диалогической речи). ВЫСОКОПАРНЫЙ СТИЛЬ — см. Бомбаст. ВЫСОТА ЗВУКА — качество гласного звука, определяемое человеком субъективно и связанное с частотой колебаний голосовых складок; с ростом частоты В. з. увеличивается. ВЫСОТА ТОНА [греч. tonos напряжение, ударение] — частота колебаний голосовых складок в единицу времени. ВЫСТУП ГОРТАНИ — выступающая вперед верхняя часть щитовидного хряща, образующая возвышение на передней поверхности шеи. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. ВЯЗКОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — расстройство психической деятельности (мышления, речи, аффектов), проявляющееся ее замедленностью, недостаточной гибкостью и переключаемостью.
Г ГАБИТУС [лат. habitus внешность, наружный вид] — внешний вид человека (особенности телосложения, осанка, цвет кожи, выражение лица и т. д. ), по которому можно судить о состоянии его здоровья. ГАЙМОР - [гайморо-; лат. sinus Highmori гайморова пазуха] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к верхнечелюстной (гайморовой) пазухе». ГАЙМОРИТ [гаймор- + -ит] — воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной пазухи. ГАЙМОРО см. Гаймор-. ГАЙМОРОВА ПАЗУХА [N. Highmore, англ. врач и анатом] — околоносовая пазуха в теле верхней челюсти, открывающаяся в средний носовой ход. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ [лат. hallucinatio бред, видения] — расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя и приобретающих для больного характер объективной реальности. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ АКУСТИЧЕСКИЕ [греч. akustikos слуховой] — галлюцинации в виде элементарных звуков (шум, звон, треск) или сложных акустических образов (речь, музыка). ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ [лат. verbalis словесный] — слуховые галлюцинации в виде отдельных слов или речи. ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ВКУСОВЫЕ — галлюцинации в виде вкусовых ощущений, чаще неприятных, несвойственных принимаемой пище или возникающих без приема пищи. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ — см. Галлюцинации моторные. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ — см. Галлюцинации оптические. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ [греч. kinesis движение + aisthesis чувство, ощущение] — см. Галлюцинации моторные. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ КОМПЛЕКСНЫЕ — см. Галлюцинации сложные. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ МОТОРНЫЕ [лат. motor двигательный] — галлюцинации в виде ощущений движения в объективно неподвижных органах (конечностях, языке). ГАЛЛЮЦИНАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — слуховые галлюцинации в виде звуков пения или игры на музыкальных инструментах. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ — галлюцинации в виде ощущения к. -л. запахов. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ОПТИЧЕСКИЕ [греч. optikos относящийся к зрению] — галлюцинации в виде зрительных ощущений и (или) образов. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ — см. Галлюцинации тактильные. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СЛОВЕСНЫЕ — см. Галлюцинации вербальные. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СЛОЖНЫЕ — галлюцинации в виде одновременно возникающих ощущений различного вида (напр., слуховых и зрительных). ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СЛУХОВЫЕ — см. Галлюцинации акустические. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ТАКТИЛЬНЫЕ [лат. tactilis осязательный] — галлюцинации в виде ощущений прикосновения, боли, тепла, холода. ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ВИДЫ — см. Галлюцинации вербальные, Галлюцинации вкусовые, Галлюцинации оптические, Галлюцинации моторные, Галлюцинации музыкальные, Галлюцинации обонятельные, Галлюцинации сложные, Галлюцинации акустические, Галлюцинации тактильные. ГАМАРТОФОБИЯ [греч. hamartia погрешность, проступок + фобия] — навязчивый страх: боязнь совершения недостой-ного поступка. ГАММА [греч. gamma третья буква греческого алфавита] — 1) последовательный ряд музыкальных звуков, идущих в порядке определенного соотношения друг к другу; 2) характер цветовых отношений. ГАММАЦИЗМ [gamma греч. название буквы г] — недостаток произношения звуков [г], [г']. ГАНГЛИИ БАЗАЛЬНЫЕ [греч. basis основа] — подкорковые скопления нервных клеток, принимающие участие в различных рефлекторных актах. ГАНГЛИЙ [греч. ganglion узел, подкожная опухоль] — ограниченное скопление нейронов, расположенное по ходу нерва; в Г. находятся также нервные волокна, нервные окончания и кровеносные сосуды. ГАПТО - [греч. hapto прикасаться] — составная часть сложных слов, означающая «прикосновение», «осязание». ГАПТОФОБИЯ [гапто- + фобия] — навязчивый страх: боязнь прикосновения окружающих людей. ГАРМОНИЯ [греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] — 1) стройная согласованность частей одного целого; 2) одновременное звучание, нескольких созвучных тонов. ГАФАЛГЕЗИЯ — возникновение неприятных ощущений, тремора, судорог при прикосновении к коже различными веществами, предметами, особенно металлами; наблюдается, напр., при истерии. ГЕБЕФРЕНИЯ [греч. hebe юношеский возраст + phren ум, разум] — форма шизофрении, возникающая в юношеском возрасте и характеризующаяся аффективными, бредовыми, галлюцинаторными и кататоническими расстройствами с быстрым развитием глубокого слабоумия. ГЕДОНИЯ [греч. hedone наслаждение] — повышенное приятное самочувствие, ощущение крайнего удовольствия ГЕЗИТАЦИЯ — см. Заикание. ГЕЙНЕ — МЕДИНА БОЛЕЗНЬ [J. Heine, нем. хирург-ортопед; К. О. Medin, шведский педиатр] — см. Полиомиелит. ГЕКСАДАКТИЛИЯ [греч. hex шесть + daktylos палец] — аномалия развития: наличие шести пальцев на руке или ноге. ГЕЛИОТЕРАПИЯ [греч. helios солнце + Ыерапия] — метод лечения общим или местным дозированным солнечным облучением. ГЕЛЛЕРА БОЛЕЗНЬ [Th. Heller, нем. врач] — см. Деменция инфантильная. ГЕЛЬМИНТОЗ [греч. helmins, helminthos червь, глист + -osis суффикс, означающий «болезнь»] — болезнь, вызываемая паразитическими червями (гельминтами). ГЕМ - [гематит-, гемато-, гемо-; греч. haima, haimatos кровь] — составная часть сложных слов, означающая, «относящийся к крови».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|