условные сокращения и аббревиатуры 10 страница
ПАНОФТАЛЬМИТ [пан- + греч. ophthalmos глаз + ит] — острое гнойное воспаление всех тканей глазного яблока. ПАНТО - см. Пан-. ПАНТОМИМИКА [панто- + мимика] — один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. ПАНТОФОБИЯ [панто- + фобия] — навязчивый страх: боязнь всего окружающего. ПАНФОБИЯ [пан- + фобия] — см. Пантофобия. ПАПИЛЛ- [папилло-; лат. papilla сосок] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к соску, к сосцевидному образованию». ПАПИЛЛО- — см. Папилл-. ПАПИЛЛОМА [папилл- + -ома] — доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью эпителия в виде сосочка. ПАПИЛЛОМАТОЗ — патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на к. -л. участке кожи или слизистой оболочки. ПАР см. Пара-. ПАРА- [греч. para-] — приставка, означающая: 1) «нахождение вблизи, возле чего-либо»; 2) «отклонение от чего-либо». ПАРАБИОЗ [пара- + греч. bios жизнь] — состояние возбудимой ткани, возникающее под влиянием сильных раздражений и характеризующееся потерей проводимости и возбудимости, то есть признаками торможения; термин предложен Н. Е. Введенским. ПАРАБУЛИЯ [греч. para- отклонение от чего-либо + bule воля] — нарушение воли, проявляющееся в незавершении начатых действий. ПАРАГЕВЗИЯ [пара- + греч. geusis вкус] — расстройство вкусовой чувствительности в виде появления вкусовых ощущений при отсутствии соответствующих раздражителей. ПАРАГРАММАТИЗМ [пара- + греч. grammata умение писать и читать] — нарушение устной или письменной речи в форме неправильного применения правил грамматики.
ПАРАГРАФИЯ [пара- + греч. grapho писать] — расстройство письма в форме неправильного написания отдельных слов или букв, замены одних букв другими. ПАРАГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — см. Вербальная параграфам. ПАРАГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ — см. Литеральная параграфия. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ФАЗА — измененное состояние возбудимости нервных структур, при котором сильные раздражители вызывают слабую, а слабые раздражители — сильную ответную реакцию. ПАРАКИНЕЗ [пара- + греч. kinesis] — форма гиперкинеза, характеризующаяся ненужными в данное время, часто стереотипными двигательными актами, жестами, внешне напоминающими сознательные волевые движения. ПАРАКУЗИЯ [пар- + греч. akusis слух] — относительно лучшее восприятие речи в условиях шума, чем в тишине. ПАРАЛАЛИЯ [пара- + греч. lalia речь] — затрудненное произношение. ПАРАЛАМБДАЦИЗМ [пара- + греч. буква, обозначающая звук [л]] — нарушение речи, при котором звук [л] заменяется другими звуками. ПАРАЛЕКСИЯ [пара- + греч. lexis речь, слово] — расстройство чтения в форме искажения прочитываемых слов и букв; признак сенсорной афазии при поражении теменной доли полушарий головного мозга. ПАРАЛИНГВИСТИКА [пара- + лат. lingua язык] — 1) раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию; 2) совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации. ПАРАЛИЧ [греч. paralyo расслабляю] — выпадение функции к. -л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации. ПАРАЛИЧ АККОМОДАЦИИ — потеря способности ясно видеть объекты, находящиеся ближе дальнейшей точки ясного зрения, обусловленная параличом ресничной мышцы. ПАРАЛИЧ АТОНИЧЕСКИЙ — паралич, обусловленный поражением передних рогов спинного мозга и (или) спинномозговых нервов, а также двигательных черепных нервов и (или) их ядер; сопровождается атрофией и атонией мышц.
ПАРАЛИЧ АТРОФИЧЕСКИЙ — см. Паралич атонический. ПАРАЛИЧ БУЛЬВАРНЫЙ — синдром поражения языкоглоточ-ного, блуждающего и подъязычного нервов или их двигательных ядер, расположенных в продолговатом мозгу, с параличом мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, голосовых складок и подгортанника; проявляется дисфониеи, отклонением языка в сторону или его неподвижностью, расстройствами дыхания и сердечно-сосудистой деятельности. ПАРАЛИЧ ВЯЛЫЙ — см. Паралич атонический. ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ СПАСТИЧЕСКИЙ [греч. spastikos стягивающий] — форма детского церебрального паралича, характеризующаяся центральным параличом конечностей. ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ (лат. cerebrum головной мозг) — болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребенка, Проявляющаяся двигательными расстройствами по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов и атаксии, а также нарушениями речи и психики. ПАРАЛИЧ ИСТЕРИЧЕСКИЙ — отсутствие движений в определенных мышечных группах, имеющее психогенное происхождение. ПАРАЛИЧ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ — см. Паралич атонический. ПАРАЛИЧ ПРОГРЕССИВНЫЙ — психическая болезнь, обусловленная сифилитическим менингоэнцефалитом, протекающая с нарастающим распадом личности и психической деятельности, аффективными и бредовыми расстройствами, неврологическими признаками нейросифилиса; возникает в конце первого десятилетия после заражения. ПАРАЛИЧ ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ — паралич мимико-артикуляционных мышц, иннервируемых двигательными черепными нервами, обусловленный двусторонним поражением корково-ядерных волокон в полушариях или в стволе головного мозга; проявляется дизартрией, дисфагией, дисфонией, появлением рефлексов орального автоматизма, насильственного плача и смеха. ПАРАМИМИЯ [пара- + греч. mimia подражание] — несоответствие мимики больного его эмоциям или переживаемой ситуации. ПАРАМНЕЗИЯ [пара- + греч. mnesis воспоминание, память] — общее название искажений воспоминаний (криптомнезии) и обманов памяти (конфабуляций). ПАРАМУЗИЯ [пара- + греч. musa музыка] — расстройство музыкальных способностей.
ПАРАНОИД [греч. paranoia безумие] --- стойкий бредовый симптомокомплекс, психическое заболевание с навязчивыми идеями и галлюцинациями. ПАРАПАРЕЗ [пара- + парез] — неполный паралич, ослабление или ограничение двигательных возможностей обеих верхних или нижних конечностей. ПАРАПЛЕГИЯ [пара- + греч. plege удар, поражение] — паралич обеих верхних или нижних конечностей. ПАРАПРАКСИЯ [пара- + греч. praxis действие] — извращение действий, при котором составляющие его движения сами по себе правильны, но их результат не соответствует поставленной цели. ПАРАПСИХОЛОГИЯ [пара- + психология) — общее название гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования (напр., т. наз. экстрасенсорное восприятие). ПАРАРЕКСИЯ [пара- + лат. recses вкус] — см. Парагевзия. ПАРАРОТАЦИЗМ [пара- + греч. буква, обозначающая звук [р]] — нарушение речи, при котором звук [р] заменяется другими звуками. ПАРАСИГМАТИЗМ [пара- + греч. буква, обозначающая звук [с]] — нарушение речи, при котором шипящие и (или) свистящие звуки заменяются другими звуками. ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть вегетативной нервной системы; принимает участие в нервной регуля ции внутренних органов; П. н. с. действует противоположно симпатической нервной системе; напр., если симпатическая нервная система ускоряет сердцебие, то П. н. с. его замедляет. ПАРАТИМИЯ [пара- + греч. thimos настроение] — несоответствие содержания сознания, интеллектуальных представлений эмоциональным переживаниям. ПАРАТИПИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ — причины, вызываемые внешними явлениями — тяжелые роды, ненормальное положение ребенка во время родов, патологические изменения в центральной нервной системе, неправильное воспитание и др. ПАРАТРИЯ [пар- + греч. arthroo членораздельно произносить] — см. Дизартрия. ПАРАФАЗИЯ [пара- + греч. phasis речь] — нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.
ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ [лат. verbum слово] — парафазия, характеризующаяся заменой необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания. ПАРАФАЗИЯ ЗЕРКАЛЬНАЯ — вид парафазии, при которой начало и конец слова произносятся правильно, а середина слова — справа налево. ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — парафазия-, характеризующаяся пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слогов в словах (напр., молоко — «моколо», стол — «скол»). ПАРАФИМИЯ — см. Перверсия. ПАРАФОНИЯ [пара- + греч. phone звук, голос] — резкие, внезапные переходы, изменения высоты и тембра голоса (напр., «ломающийся» голос у подростков). ПАРАФРАЗА [лат. paraphrasis пересказ] — 1) описательное выражение; 2) троп, состоящий в замене обычного слова (простого обозначения некоторого предмета одним словом) описательным выражением. ПАРАФРАЗИЯ [пара- + лат. phrasis речь, оборот речи] — расстройство речи, заключающееся в утрате ее смысла и грамматического строя и применении искусственно созданных слов. ПАРАЯЗЫК — свойство фонации, характеризующее речь на данном языке и создающее совокупность звуковых явлений, общих и обязательных для реализации в речи данного языка или его разновидностей, но не входящих в систему собственно дифференциальных фонологических противопоставлений (принятые в данном языке степень громкости, характер пауз нерешительности, диапазон модуляций голоса). ПАРЕЗ [греч. paresis ослабление] — уменьшение силы или амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением иннервации соответствующих мышц; неполный паралич. ПАРЕСТЕЗИЯ [греч. paraisthesis ложное ощущение, от пар- + aisthesis ощущение] — спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, «ползания мурашек» и т. д. ПАРЕТИЧЕСКАЯ (ИСТЕРИЧЕСКАЯ) АФОНИЯ — заболевание, характеризующееся функциональной недостаточностью и дряблостью мышц гортани; характерна внезапная потеря голоса. ПАРЕТИЧНОСТЬ — неподвижность мышц. ПАРКИНСОНИЗМ [Y. Parkinson, англ. врач] — сочетание гипокинезии, ригидности и дрожания в покое, обусловленное поражением подкорковых узлов головного мозга; наблюдается при дрожательном параличе, эпидемическом энцефалите, атеросклерозе сосудов головного мозга, некоторых хронических интоксикациях и др. ПАРОДИРОВАНИЕ — фигура речи, состоящая в ироническом подражании стилистическим приемам к. -л. жанра, направления, писателя и др. ПАРОКСИЗМ [греч. paroxsismos острый приступ болезни] — внезапное, обычно повторяющееся возникновение или усиление признаков болезни на относительно короткий промежуток времени.
ПАРОНИМЫ [пара- + греч. onyma имя] — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. ПАРТИЦИПАЦИЯ — явление, наблюдающееся в ранней стадии развития мышления у ребенка, когда он устанавливает такие связи между различными действиями и предметами, которые не имеют никаких оснований и объективной связи вещей. ПАРЦИАЛЬНЫЙ [лат. pars часть] — частичный- ПАРЦИАЛЬНЫЙ ТОН — см. Обертон. ПАРЭРОЗИЯ — см. Перверсия. ПАСИМОЛОГИЯ — см. Кинесика. ПАССАВАНА ВАЛИК [Ph. G. Passavant, нем. хирург] — поперечное выпячивание задней стенки глотки, образованное ее верхним сжимателем; при глотании отделяет носовую часть глотки от ротовой. ПАССИВНОЕ НАКОПЛЕНИЕ ЗВУКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ — накопление детьми звуков и слов без самостоятельного проговаривания. ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ — см. Словарь пассивный. ПАССЫ [лат. passum распространять] — прием гипнотизирования: медленные движения рук врача вдоль лица и тела гипнотизируемого или легкое прикосновение руками к их поверхности. ПАТ- [греч. pathos чувство, страдание, болезнь] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к патологическому состоянию, к болезни». ПАТЕЛЛЯРНЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс коленный. ПАТО - см. Пат-. ПАТОГЕНЕЗ [пато- + греч. genesis происхождение, развитие] — 1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней; 2) механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. ПАТОГЕННЫЙ [пато- + греч. -genes порождающий] — болезнетворный, вызывающий заболевание. ПАТОГНОМОНИЧНЫЙ [пато- + греч. gnomonikos способный к суждению] — характерный для данной болезни (о признаке). ПАТОГРАФИЯ [пато- + греч. grapho писать, изображать] — анализ литературных произведений с целью изучения личности автора (больного). ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических (болезненных) процессов. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ — обусловленный болезнью. ПАТОЛОГИЯ [пато- + греч. logos учение, наука] — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний. ПАТОПСИХОЛОГИЯ [пато- + психология] — раздел психологии, изучающий закономерности изменений психической деятельности и свойств личности при болезни; анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. ПАТРИМОНАЛЬНЫЙ — наследственный. ПАТРОНАЖ [лат. patronus покровитель] — 1) оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; 2) форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете, проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий. ПАУЗА [греч. pausis прекращение] — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. ПАУЗА ГРАММАТИЧЕСКАЯ — см. Пауза синтаксическая. ПАУЗА ДЫХАТЕЛЬНАЯ — пауза, отмечающая конец дыхательной группы. ПАУЗА НЕСИНТАКСИЧЕСКАЯ — остановка в речи, вызываемая физиологическими и психологическими причинами и не выражающая синтаксической зависимости между элементами предложения. ПАУЗА НОРМАЛЬНАЯ — пауза, совпадающая с местом соединения ритмических единиц. ПАУЗА СИНТАКСИЧЕСКАЯ — пауза, выражающая определенные синтаксические отношения между разделяемыми ею частями высказывания. ПАУЗАЦИЯ — размещение пауз в потоке речи. ПАЦИЕНТ [лат. patiens терпящий] — больной, лечащийся у врача. ПЕДАГОГИКА [греч. paidagogike] — наука о воспитании и обучении человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, обеспечивает теоретические основы процессов образования и обучения. ПЕДАГОГИКА КОРРЕКЦИОННАЯ — см. Дефектология. ПЕДАГОГИКА ЛЕЧЕБНАЯ — система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений; начало П. л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном, И. В. Маляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо и др. ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — наука о воспитании и обучении аномальных детей; в более широком смысле под П. с. понимаются те или иные отрасли педагогики, имеющие своим предметом воспитание и обучение вне массовой общеобразовательной школы (музыкальная педагогика, военная наука и т. п. ). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ — отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами П. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность; П. з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий вскоре становятся педагогически запущенными. ПЕДАНТИЗМ [лат. pedantis учитель] — мелочная точность, чрезмерная, преувеличенная аккуратность. ПЕДИАТРИЯ [греч. paidos дитя + греч. iatreia лечение] — наука о детских заболеваниях и их Лечении. ПЕЙОРАТИВНЫЙ — обладающий отрицательной экспрессивно-эмоциональной оценочной коннотацией. ПЕНАЛИЗАЦИЯ [фран. penalite щтраф, взыскание] — метод лечения амблиопии, заключающийся в том, что острота зрения лучше видящего глаза искусственно снижается и фиксирующим становится лучше видящий глаз. ПЕНФИЛДА СХЕМА [W. G. Penfild, канадский нейрохирург] — схема расположения центральных отделов анализаторов в коре мозга человека, разработанная на основе регистрации эффектов электрической стимуляции коры во время операций на головном мозге. ПЕР- [лат. per-] — приставка, означающая: 1) «действие, направленное через ч. -л. »; 2) усиление признака. ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — действие на кору больших полушарий головного мозга различных предметов и явлений окружающего мира путем раздражения определенных рецепторов; система сигналов, общая с животными. ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий головного мозга человека или животного под влиянием воздействия предметов или явлений окружающего мира. ПЕРВЕРСИИ [лат. perversus перевернутый, извращенный] —-половые извращения. ПЕРВЫЙ КРИК — первое голосовое проявление новорожденного; врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое; кислородное голодание, наступающее после перевязки пуповины, способствует рефлекторному вдоху и первому выдоху, при котором возникает первый крик. ПЕРЕДНЕПАЛАТАЛЬНЫЙ ЗВУК — артикуляционная классификация согласных по резонированию (ж, щ, ч). ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — артикуляционная классификация согласных по месту артикуляции (д, т, з, с, ц, н). ПЕРЕЖИВАНИЕ — эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия; П. связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, справиться с ней. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — см. Внимания переключаемость. ПЕРЕНОСИЦА — см. Корень носа. ПЕРЕСТАНОВКИ — перемещение букв или звуков в слове в письменной или устной речи; напр., Москва — Москав. ПЕРЕХОДНЫЙ ЗВУК — 1) краткий, неполный (неопределенный по качеству) звук, возникающий при переходе артикуляции от одного полного звука к другому вследствие того, что голосовая щель остается открытой, в то время как органы речи стремятся принять новое положение; призвук; 2) вставной звук, возникающий между двумя трудно сочетаемыми звуками для облегчения произношения; 3) неслоговая часть дифтонга. ПЕРИОД УСВОЕНИЯ ЗВУКА — срок, необходимый для усвоения правильного произношения звука; этот период характерен тем, что в нем смешиваются правильные и субститутные звуки. ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — состоит из черепно-мозговых нервов, нервных сплетений и спинномозговых нервов; нервы доставляют импульсы из центральной нервной системы непосредственно к мышце и информацию с периферии в центральную нервную систему. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ — внешний, удаленный от центра чего-либо; напр., периферический отдел анализатора. ПЕРИФОКАЛЬНЫЙ [греч. peri около + лат. fokalis очаговый] — околоочаговый. ПЕРМУТАЦИИ [пер- + мутации] — усиленные видоизменения. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ [лат. perseveratio упорство] — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к. -л. действия, мысли или переживания. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ — нарушение зрительного восприятия в виде сохранения или повторного возникновения зрительного образа предмета после его исчезновения из поля зрения. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ — см. Мышление персеверативное. ПЕРТИНЕНТНЫЙ — см. Релевантный. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. ПЕРЦЕПЦИЯ — см. Восприятие. ПЕТАЛЬНЫЙ [лат. peto приближаться] — центростремительный; см. Афферентный. ПЕЭРЕЛИЗМ — детское инфантильное поведение, регрессия к переживаниям детства. ПИКНИЧЕСКИЙ ТИП — тип телосложения человека с широкой коренастой фигурой. . ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО [лат. pictus нарисованный + греч. grapho пишу] — отражение общего содержания сообщения в виде рисунка, обычно в целях запоминания. ПИРАЛГИДНЫЕ ПУТИ — пути, идущие от коры головного мозга к эффекторам речевого аппарата через передние рога спинного мозга и двигательные ядра черепно-мозговых нервов. ПИРАМИДНЫЙ ПУТЬ — путь прохождения возбуждения по нервным волокнам от двигательной области коры больших полушарий головного мозга (от гигантских клеток Беца) к двигательным клеткам спинного мозга и далее по соответствующим волокнам непосредственно к мышцам. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — см. Речь письменная. ПИСЬМО — 1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние; 4 основных типа П.: идеографическое, словесно-слоговое (идеографически-ребус-ное), силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное) П., а также стенография; 2) П. как литературный жанр. ПИСЬМО ЗЕРКАЛЬНОЕ — см. Зеркальное письмо. ПИСЬМО СЛЕПЫХ — написание букв, слов, цифр путем выдавливания грифелем рельефно-точечных знаков по системе Брайля на специальном приборе. ПЛАСТИКА [греч. piastike формирование, образование] — общее название хирургических методов восстановления формы и (или) функции отдельных частей тела или органов путем пластических операций. ПЛАТОНИЧЕСКИЙ [Платон, греч. философ] — 1) чисто духовный, не связанный с чувственностью (напр., П. любовь); 2) не осуществляемый на практике, отвлеченный (перен. ). ПЛЕВРА [греч. pleura сторона, бок] — серозная оболочка, покрывающая легкие и выстилающая стенки грудной полости. ПЛЕКСИТ [лат. plexus сплетение] — воспаление нервного сплетения. ПЛЕОНАЗМ [греч. pleonasmos излишество] — употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания. ПЛЕОПТИКА [греч. pleon больше + греч. optikos относящийся к зрению] — раздел офтальмологии, разрабатывающий методы лечения амблиопии. ПЛОЗИЯ — общее названия для первой и третьей фаз произнесения смычного согласного, то есть имплозии и эксплозии. ПЛОСКОСТОПИЕ — вид деформации скелета стопы, понижение ее продольных и поперечного сводов. ПЛОСКОЩЕЛЕВОЙ — фрикативный согласный, при произнесении которого образуется широкая плоская щель. ПОВЕДЕНИЕ — совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой. ПОВЕДЕНИЕ БРЕДОВОЕ — поведение психически больного, определяемое бредовыми мотивами и суждениями. ПОВЕДЕНИЕ НЕАДЕКВАТНОЕ — поведение, не соответствующее окружающей обстановке и принятым нормам. ПОВЕДЕНИЕ УСТАНОВОЧНОЕ — в психиатрии - поведение психически больного, обусловленное осознаваемым или неосознанным стремлением воспроизвести или скрыть болезненное состояние. ПОВТОР — полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения их звукового состава (или с его частичным изменением) как способ образования слов, синтетических и описательных форм и фразеологических единиц. ПОДБОРОДОЧНО-ЯЗЫЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — волокна, начинающиеся от внутренней поверхности нижней челюсти, расходясь веерообразно, идут вверх, назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы выдвигать язык вперед. ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — одно из основных функциональных свойств нервной системы, характеризующееся быстротой, с которой процессы возбуждения и торможения сменяют друг друга; в случае хорошей подвижности такая смена происходит быстро, в случае малой подвижности — медленно, с трудом, а иногда совсем не происходит. ПОД ГОЛ ОСОБАЯ ПОЛОСТЬ — см. Подскладочная полость. ПОДКОРКА — подкорковые нервные узлы больших полушарий головного мозга вместе со зрительными буграми. ПОДКОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — см. Дизартрия подкорковая. ПОДКОРКОВЫЕ ЦЕНТРЫ — скопления нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий головного мозга; значительные П. ц.: зрительный бугор, бледный шар, полосатое тело. ПОДКРЕПЛЕНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА (в физиологии) — действие раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, после индифферентного раздражителя, обусловливающее придачу ему сигнального значения и формирование условного рефлекса. ПОДРАЖАНИЕ — произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих-либо движений, действий, манер и т. п.; физиологическая основа П. играет большую роль в процессе развития как нормального, так и аномального ребенка; путем подражания взрослым ребенок овладевает речевыми навыками и общественно выработанными формами поведения, приобретает различные навыки и умения; по мере развития ребенка П. становится осознанным и постепенно переходит из непроизвольного в произвольное; особенно важное значение имеет произвольное П. при овладении трудовыми навыками и умениями; исключительно важную роль играет П. в процессе овладения глухими детьми словесной речью, в частности, навыками произношения. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического и физического развития ребенка; соответствует возрасту от 11 до 15 лет; является средним школьным возрастом, переходным периодом от детства к юности; см. Возрастная периодизация. ПОДСКЛАДОЧНАЯ ПОЛОСТЬ — нижний расширенный отдел полости гортани, занимающий пространство от голосовой щели до начала трахеи; П. п. имеет значение для создания общей резонаторной камеры. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — см. Бессознательное. ПОДТЕКСТ — внутренний, подразумеваемый, словесно не выраженный смысл высказывания, текста. ПОДТЕКСТ РЕЧИ — скрытый смысл речи; выражает эмоциональное отношение к тому, о чем говорится в произнесенной речи. ПОДЪЁМ — степень приподнятости той или другой части языка, придающая гласным открытый или закрытый характер и являющаяся основой их классификации «по вертикали». ПОДЪЯЗЫЧНО-ЯЗЫЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные волокна, начинающиеся от подъязычной кости, расположенной ниже языка и сзади него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение — осаживать язык книзу. ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ НЕРВ — двигательный нерв языка; волокна этого нерва иннервируют мышцы языка, что сообщает ему гибкость и подвижность; при поражении Д. н. могут развиваться атрофические явления в мышцах языка, ослабляется его способность к движениям, необходимым для выполнения речевой функции и функции питания; XII пара черепно-мозговых нервов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|