Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  условные сокращения и аббревиатуры 16 страница




СОЗВУЧИЕ — сочетание в одновременном звучании несколь­ких звуков различной высоты.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу; эмпирически С. выступает как непре­рывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую дея­тельность; С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), способностью к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностным характером, раз­личной степенью (уровнями) ясности; сознание индивида уни­кально, но не произвольно - оно обусловливается внешними по отношению к С. и независимыми от него факторами.

СОЗНАНИЕ РЕЧЕВОЕ — ситуация, условия речи, цель выс­казывания как отраженные в данном конкретном построении речи.

СОЗНАНИЕ ЯЗЫКОВОЕ — особенности культуры и обще­ственной жизни данного человеческого коллектива, опреде­лившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специ­фических чертах данного языка.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический принцип, требующий такого построения учебной работы, которое обес­печивает осознанное усвоение и применение учащимися зна­ний и умений, понимание ими необходимости учения и зна­чимости изучаемого материала.

СОЛЕЦИЗМ [греч. soloikismos; от названия древней афинс­кой колонии Сол, утратившей чистоту греческого языка] — синтаксическая ошибка.

СОМА [греч. soma тело] — 1) тело организма; 2) совокуп­ность всех клеток организма, кроме половых.

СОМАСТЕНИЯ — общая слабость организма.

СОМАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной сис­темы животных и человека, представляющая собой совокуп­ность афферентных (чувствительных) и эфферентных (двига­тельных) нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позво­ночных — скелетные), кожу, суставы, — в противоположность Вегетативной нервной системе (см. ).

СОМАТИЧЕСКИЙ — 1) термин, применяемый для обозначе­ния разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике; 2) в генетике — термин, проти­вопоставляющийся понятию зародышевой плазмы, т. е. поло­вым клеткам.

СОМАТОГЕННЫЙ — имеющий в качестве основной причи­ны к. -л. заболевание соматической сферы, в противополож­ность психической.

СОМАТОМЕТРИЯ — измерение тела и его частей; измерение массы тела; применительно к телу человека — антропометрия.

СОМАТОСКОПИЯ — наружный осмотр тела, описание типов сложения, пропорций тела, органов.

СОМКНУТЫЙ — см. Имплозивный согласный.

СОМНАМБУЛИЗМ  [лат. somnus сон + ambulare ходить] расстройство сознания, характеризующееся выполнением но время сна бессознательных, внешне упорядоченных действий, воспоминания о совершенных действиях при пробуждении отсутствуют.

СОМНИЛОКВИЯ — разговор во сне; в детском возрасте дан­ное явление часто сочетается со снохождением и должно рас сматриваться в плане дифференциальной диагностики между эпилепсией и невротическими состеяниями.

СОМНОЛЕНТНОСТЬ [лат. somnolentus сонливый] — патоло­гическая сонливость.

СОН — периодически наступающее физиологическое состо­яние у человека, обусловленное охранительным торможением коры больших полушарий головного мозга, которое распространяется на большую часть коры и ближайшие части подкор­ки; С. характеризуется почти полным отсутствием реакции на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физи­ологических процессов; различают нормальный (физиологический) С. и несколько видов патологического С. (наркоти­ческий, летаргический и др. ).

СОН  ГИПНОТИЧЕСКИЙ — см. Внушение гипнотическое, Гип­ноз.

СОН  ПАРЦИАЛЬНЫЙ — сон частичный, неполный, неглубо­кий, когда торможение нервных клеток коры головного мозга распространяется не на всю кору.

СОНАНТ [лат. sonans звучащий] — 1) слоговой (слогообразу­ющий) звук, т. е. звук, который один или вместе с другими звуками образует слог (противоп. «консонант»); 2) см. Сонор­ный согласный.

СОНАНТ ДРОЖАЩИЙ — сонорный согласный, при произне­сении которого смычка последовательно ритмически то раз­мыкается до свободного прохода, то опять смыкается; прохо­дящая таким образом струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать.

СОНАНТ ДРОЖАЩИЙ ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЙ — звук [р] ( ИЛИ [р'] ), образуемый дрожанием кончика языка, слегка загнуто­го и поднятого к альвеолам.

СОНАНТ ДРОЖАЩИЙ УВУЛЯРНЫЙ — сонант, образуемый Колебательным движением маленького язычка.

СОНОРНЫЙ [лат. sonorus звучный] — звуковой, звучащий.

СОНОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [лат. sonorus звучный] — со­гласный звук, в образовании которого голос преобладает над шумом, напр., [р], [л], [м], [н].

СООБЩЕНИЕ — информация, содержащаяся в высказыва­нии.

СООБЩЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ — сообщение с точки зрения той мыслительной (логической и т. п. ) информации, которую оно несет, т. е. в отвлечении от содержащихся в нем эмоционально-оценочных оттенков.

СОПРАНО [итал. soprano] — самый высокий по звучанию женский голос.

СОПРЯЖЁННАЯ РЕЧЬ — совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз; С. р. — один из первоначальных, наименее слож­ных видов речевых упражнений при работе с заикающимися, т. к. заикающийся использует уже готовый образец речи и вос­производит его с помощью логопеда.

СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ — один из элементов более протя­женной языковой единицы.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫЕ — слова как минимальные единицы, выделяющиеся на уровне предложе­ния; (дальнейшее деление на морфемы, фонемы и т. д. перево­дит анализ на морфемный, фонематический и т. д. уровень).

СОСУДИСТЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс сосудистый.

СОТРЯСЕНИЕ МОЗГА — закрытая травма головного мозга; проявления: бледность, головокружение, тошнота, потеря со­знания, слабый пульс, неровное дыхание.

СОФИЗМ [греч. sophisma] — ложное по существу умозаклю­чение, формально кажущееся правильным, основанное на пред­намеренном, сознательном нарушении правил логики.

СОХРАНЕНИЕ — один из психических процессов, составляю­щих целостный акт памяти: способность удерживать материал в памяти в течение более или менее длительного периода време­ни, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ [лат. socialis] — процесс и результат усво­ения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЙ [лат. socialis] — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

СОЦИАТИВНЫЙ — имеющий значение совместности, совместно выполняемого действия.

СОЦИОГЕНЕЗ [лат. soci(etas) общество + греч. genos происхождение] — в психологии — происхождение, развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях,

СОЦИОЛИНГВИСТИКА — раздел языкознания, изучающий социальную дифференциацию языка, т. е. различные социальные диалекты.

СПАЗМ [греч. spasma] — длительная тоническая судорога определенной мышцы или группы мышц.

СПАЗМ   ПИСЧИЙ — судорога мышц пальцев кисти с наруше­нием их синергизма и невозможностью писать, хотя другие дос­таточно дифференцированные действия больной руки осуществ­ляются в прежнем объеме; наблюдается при неврозах, главным образом у лиц, профессионально занимающихся письмом.

СПАЗМ ТОРСИОННЫЙ — хроническое прогрессирующее за­болевание нервной системы, характеризующееся нерегулярно повторяющимися изменениями мышечного тонуса в различных мышечных группах (главным образом в мышцах туловища и проксимальных отделов конечностей) от гипотонии до экстра­пирамидной ригидности, приводящими к возникновению гиперкинезов, а в некоторых случаях — к фиксированным позам.

СПАЗМАТИЧЕСКИЙ — судорожный, имеющий характер спаз­ма.

СПАЗМОФИЛИЯ [спазм + -филия] — заболевание детей ран­него возраста, связанное с расстройством обмена кальция и характеризующееся повышенной нервно-мышечной возбуди­мостью и склонностью к судорогам; причина С. — недостаток витамина D и нарушение функции паратиреоидных желез.

СПАСТИЧЕСКИЙ — см. Спазматический.

СПЕКТР ЗВУКА — совокупность простых синусоидальных колебаний с кратными частотами и соответствующими значе­ниями амплитуд и фаз, на которые может быть разложен слож­ный звук.

СПЕЦИФИКА [лат. specificus видоопределяющий, видовой] — то, что свойственно исключительно данному предмету или явлению; отличительные особенности чего-либо, своеобразие.

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ [лат. specificus видоопределяющий, видо­вой] — составляющий отличительную черту, особенность кого, чего-либо, свойственный только данному лицу или предмету, явлению; характерный.

СПИННОЙ МОЗГ — отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в позвоноч­ном канале; участвует в осуществлении большинства рефлексов.

СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ — нервы, которые отходят от спинного мозга чувствительными и двигательными корешка­ми, соединяющимися в смешанный нерв; у человека 31 пара С. н.: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 1 коп­чиковая; С. н. и образованные ими сплетения (шейное, плече­вое, крестцовое и др. ) иннервируют кожу, внутренние органы и скелетные мышцы всего тела.

СПИРАНТ [лат. spirans (spirantis) дующий, выдыхающий] — см. Фрикативный.

СПИРОМЕТР — прибор для спирометрии; представляет со­бой два градуированных цилиндра, вставленных один в дру­гой, причем внутренний поднимается воздухом, который вы­дыхает испытуемый через трубку внешнего цилиндра.

СПИРОМЕТРИЯ [лат. spirare дышать, выдыхать + -метрия] — метод исследования жизненной емкости легких измерением объема выдыхаемого воздуха с помощью спирометра.

СПЛИН [англ. spleen] — хандра, тоскливое настроение.

СПОКОЙНЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — один из типов выс­шей нервной деятельности (см. ); характеризуется сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения и малой подвижностью нервных процессов; является физиоло­гической основой флегматического темперамента; термин вве­ден И. П. Павловым.

СПОНТАННЫЙ [лат. spontaneus самопроизвольный] — выз­ванный не внешними воздействиями, а внутренними причи­нами; самопроизвольный.

СПОРАДИЧЕСКИЙ [греч. sporadikos рассеянный, отдель­ный] — единичный, случайный, проявляющийся от случая к случаю.

СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ — характер прохода (свободный, суженный, сомкнутый) для струи воздуха при образовании звука речи, определяемый тем, как функционирует припод­нимаемая часть языка (образует свободный проход, щель или смычку).

СПОСОБ ГРАММАТИЧЕСКИЙ — материальное выражение грамматических значений (напр., аффиксация, внутренняя флексия, повторы, порядок слов и т. п. ).

СПОСОБ  ОБРАЗОВАНИЯ — см. Способ артикуляции.

СПОСОБНОСТЕЙ   ВИДЫ — см. Способности общие, Способности специальные.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

СПОСОБНОСТИ  ОБЩИЕ — способности к широкому спектр различных деятельностей.

СПОСОБНОСТИ   СПЕЦИАЛЬНЫЕ — способности к отдельно­му виду деятельности.

СПУТАННОСТЬ  РЕЧЕВАЯ — см. Речевая бессвязность.

СРАВНЕНИЕ — логическая операция мышления, вскрывающая тождество и различие вещей.

СРАВНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ — дидактический прием, заклю­чающийся в применении мыслительных операций, посредством которых устанавливаются черты тождества, сходства и разли­чия между предметами и явлениями.

СРЕДА  ЕСТЕСТВЕННАЯ — окружающие человека природные условия.

СРЕДА  СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека обществен­ные, материальные и духовные условия его существования и деятельности; С. с. в широком смысле — макросреда — охватывает общественно-экономическую систему в целом; С. с. в узком смысле — микросреда — включает непосредственное окружение человека — семью, учебную группу и др.

СРЕДНЕЕ УХО — часть органа слуха, расположенная между наружным и внутренним ухом у наземных позвоночных жи­вотных и человека; состоит из барабанной полости со слухо­выми косточками и слуховой (евстахиевой) трубы; снаружи ограничено барабанной перепонкой, от которой слуховые ко­сточки принимают звуковые колебания и передают их во внут­реннее ухо; воспаление С. у. — см. Отит.

СРЕДНИЙ МОЗГ — часть ствола головного мозга между варолиевым мостом и промежуточным мозгом; состоит из чет­верохолмия и ножек мозга; в С. м. расположены эфферент­ные проводящие пути от больших полушарий и клеточные ядра, регулирующие движения глаз, тонус скелетных мыши и др.

СРЕДНИЙ  ШКОЛЬНЫЙ   ВОЗРАСТ — 10—15 лет; см. Подрост­ковый возраст.

СТАБИЛИЗАЦИЯ [лат. stabilis устойчивый] — приведение в устойчивое состояние; поддержание постоянства к. -л. вели­чин, равномерности, ритмичности к. -л. процессов, устойчивости свойств; состояние устойчивости, постоянства.

СТАБИЛЬНЫЙ [лат. stabilis] — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся.

СТАДИИ   ПСИХИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ — см. Возрастная периодизация.

СТАДИЯ [греч. stadion] — период, определенная ступень в развитии чего-либо; фаза развития.

СТАЗ [греч. stasis стояние, неподвижность] — резкое замед­ление или остановка движения содержимого в трубчатых орга­нах (кровеносных и лимфатических сосудах, кишечнике и др. ).

СТАРШИЙ  ШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ — первый период юности, возраст 15 —17 (18) лет.

СТАТИЧЕСКИЙ [греч. statos стоящий] — неподвижный, рас­сматриваемый в состоянии покоя и равновесия.

СТАТОРЕЦЕПТОРЫ [греч. statos стоящий + рецепторы] — ре­цепторы, воспринимающие и передающие раздражения от органов равновесия.

СТАТУС [лат. status] — состояние, положение.

СТАТУС  ПРЕЗЕНС [лат. praesens настоящий, теперешний] — в медицине — состояние больного в настоящее время.

СТАЦИОНАР [лат. stationarius неподвижный] — лечебное уч­реждение, имеющее постоянные места для больных (в отли­чие от амбулатории, поликлиники).

СТАЦИОНАРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ — лечение в условиях стационара.

СТВОЛ МОЗГА — отдел головного мозга, включающий про­долговатый мозг, задний мозг (варолиев мост и мозжечок) и средний мозг; в С. м. находятся первичные центры большей части анализаторов, а также центры регуляции дыхания, сер­дечной деятельности, сосудистого тонуса, пищеварения и др.

СТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА — чувства, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности; С. ч. воз­никают в состоянии возбуждения, радостного волнения, подъе­ма и т. п.

СТЕНИЧНОСТЬ [греч. sthenos сила] — склад личности, ха­рактеризующийся высоким жизненным тонусом, значитель­ной психической активностью, устойчивостью побуждений, высокой личностной самооценкой; явление, противополож­ное астении.

СТЕНОЗ [греч. stenos узкий, тесный] — сужение трубчатых органов у человека и животных.

СТЕРЕО- [греч. stereos твердый; пространственный] — первая составная часть сложных слов, соответствующая по зна­чению: 1) словам «твердый», «устойчивый», напр., стерео тип; 2) слову «пространственный», напр., стереометрия. -

СТЕРЕОГНОЗ [стерео- + греч. gnosis восприятие] — способ­ность восприятия, узнавания предметов тактильно-двигатель­ным способом, наощупь; страдает при органических пораже­ниях головного мозга; см. Астереогноз.

СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ [стерео- + греч. typos отпечаток, форма, образец] — форма целостной деятельности боль­ших полушарий головного мозга высших животных и челове­ка, выражающаяся в фиксированном (стереотипном) порядке осуществляемых ими условно рефлекторных действий; имеет важное значение для приспособления организма к условиям окружающей среды.

СТЕРЕОТИПИЯ — бессмысленное однообразие, повторение отдельных фраз, слов (речевая С); движений (двигательная С); С. характерна для некоторых расстройств психики.

СТЕРЕОТИПИЯ РЕЧЕВАЯ — одно из проявлений психичес­кой инертности, непроизвольное многократное повторение в экспрессивной речи отдельных мало изменяющихся или вовсе неизменных слов, оборотов, фраз, часто бессмысленных и грам­матически неправильно построенных; наблюдается при орга­нических поражениях головного мозга, особенно часто — при болезни Пика; см. также Стоячие обороты.

СТЕРЕОФОНИЯ [стерео- + греч. phone звук, речь, слово] — передача или воспроизведение звука, при которых у слушате­ля создается впечатление о пространственном расположении источника звука.

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) подражание внешним формам к. -л. опре­деленного стиля (живописного, архитектурного и др. ); 2) подчи­нение художественного изображения условно упрощенным, ор­наментальным формам; обычна в декоративно-прикладном ис­кусстве.

СТИЛИСТИКА [лат. stylus от греч. stylos остроконечная палоч­ка, приспособление для письма] — 1) раздел теории литерату­ры, занимающийся изучением особенностей языка произведе­ний художественной литературы; 2) в языкознании — раздел, посвященный изучению выразительных средств языка.

СТИЛЬ [лат. stylus от греч. stylos остроконечная палочка, приспособление для письма] — 1) объединенная определен­ным функциональным назначением система языковых элемен­тов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения; функциональная разновидность литературного языка; 2) способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов.

СТИЛЬ  ВЫСОКОПАРНЫЙ — см. Бомбаст.

СТИЛЬ  ПРОИЗНОШЕНИЯ — одна из разновидностей произ­ношения, выделяемых для выполнения дифференциальной экспрессивно-оценочной функции.

СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕПОЛНЫЙ — недостаточно отчет­ливое, небрежное произношение звуков, характерное для бы­строго темпа речи; редуцированное (сокращенное), «скорого-ворочное» произношение звуков, придающее речи характер непринужденности, фамильярности, сниженное.

СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПОЛНЫЙ — отчетливое, характе­ризующееся тщательностью артикуляции произношение всех звуков, типичное для замедленного темпа речи; используется в публичных выступлениях, характерен для дикторов радио и телевидения.

СТИЛЬ РЕЧИ — применение одного из стилей языка в дан­ной речевой сфере.

СТИЛЬ  СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ — разновидность разговор­но-бытовой речи, характерная для лиц определенной соци­альной группы.

СТИЛЬ  ЯЗЫКА — см. Стиль 1.

СТИМУЛ [лат. stimulus остроконечная палка, которой пого­няли животных, стрекало] — 1) побуждение к действию, по­будительная причина; 2) воздействие, обусловливающее ди­намику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию; эф­фект данного воздействия опосредствован психикой челове­ка, его взглядами, настроением и т. п.; С. не тождествен мо­тиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив; см. Раздражитель.

СТИМУЛИРОВАТЬ — побуждать к действию, давать толчок; служить стимулом; поощрять; активизировать деятельность организма, к. -л. органа.

СТОИК [греч. stoikos] — 1) последователь стоицизма, на­правления в античной философии, согласно которому задача мудреца — освободиться от страстей и влечений и жить, по­винуясь разуму; 2) человек, стойко и мужественно перенося­щий жизненные испытания.

СТОМАТИТ [греч. stoma рот] — воспаление слизистой обо­лочки полости рта.

СТОМАТОЛОГИЯ [греч. stoma рот + -логия] — наука о забо­леваниях органов полости рта, а также методах и средствах лечения и профилактики.

СТОРОНЫ РЕЧИ — особенности речи, в которых проявля­ется ее познавательная роль, эмоциональное отношение к тому, о чем говорят, и воздействие ее на других людей; раз­личают познавательную, эмоциональную и воздействующую Ср.

СТОЯЧИЕ ОБОРОТЫ — многократно повторяемые слова, обрывки фраз, короткие речевые обороты, проявление рече­вой стереотипии; наиболее типичны для болезни Пика, во время протекания которой претерпевают определенную ди­намику: вначале используются с одними и теми же интонаци­ями в рассказе (симптом граммофонной пластинки), затем все больше упрощаются, редуцируются и сводятся к стереотипно­му повторению слов, обрывков фраз; С. о. становятся все бо­лее бессмысленными, иногда слова в них парафатически на­столько искажаются, что нельзя определить их первоначаль­ные звучание и смысл.

СТРАБИЗМ [лат. strabo косой, косоглазый] — см. Косогла­зие.

СТРЕМЕЧКО — слуховая косточка среднего уха у наземных позвоночных животных и человека; у млекопитающих вместе с молоточком и наковальней участвует в передаче звука во внутреннее ухо.

СТРЕМЯЧКО — см. Стремечко.

СТРЕСС [англ. stress напряжение] — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, кото­рое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из первых видов продуктивной деятельности ребенка; направле­на на моделирование окружающего пространства и предмет­ного мира в самых существенных чертах и отношениях; игра­ет существенную роль в психическом развитии ребенка дош­кольного возраста.

СТРУКТУРА ЯЗЫКА — обобщенное обозначение инвариант­ных особенностей (свойств) звукового, фонологического, мор­фологического и морфонологического составов языка в плане их соотношения друг с другом, т. е. в плане закономерностей использования единиц более низких уровней для конструиро­вания единиц более высоких порядков; внутренняя органи­зованность языка как семиологической системы, ограничива­ющая свободу воспроизведения его элементов, что проявляет­ся (раскрывается) в неодинаковой частотности их употребле­ния и в ограничениях их сочетаемости.

СТРУМА [лат. struma] — опухолевидное или опухолеподобное разрастание желез внутренней секреции (чаще щитовид­ной железы) и некоторых др. органов.

СТРУМЭКТОМИЯ — хирургическая операция по удалению струмы.

СТУПОР [лат. stupor оцепенение] — у человека — наблюдаю­щееся при некоторых заболеваниях состояние психической и двигательной заторможенности; в выраженных случаях — со­стояние полной обездвиженности с отсутствием реакции на вне­шние раздражители, в том числе болевые; тонус мышц может быть повышен или понижен; для некоторых видов С. характер­на т. наз. «восковая гибкость»; в зависимости от этиологии забо­левания наблюдаются разнообразные сочетания симптомов по­нижения и извращения волевых и двигательных функций.

СУБ- [лат. sub под] — приставка, обозначающая: 1) распо­ложение внизу, под чем-либо или около чего-либо, напр.: суб­марина, субтропики; 2) подчинение, напр.: субинспектор; 3) неполноту, вторичность качества, свойства, обозначенного второй частью слова, напр.: субаренда, субкультура.

СУБКОМПЕНСАЦИЯ — неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии.

СУБКОРТИКАЛЬНЫЙ [суб- + лат. cortex (corticis) кора] — под­корковый, расположенный ниже коры головного мозга, под ней.

СУБЛИМАЦИЯ [лат. sublimo возношу] — психический про­цесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на социальную активность и творческую деятель­ность; понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим С. как один из видов трансформации влечений (либидо), про­тивоположный вытеснению.

СУБЛИМИНАЛЬНЫЙ [англ. subliminal] — 1) подсознательный; 2) действующий на подсознание.

СУБСТАНТИВАЦИЯ  [лат. substantivum имя существитель­ное] — переход в класс существительных слов, принадлежащих др. частям речи, напр.: дежурный (от прилагательного), заведующий (от причастия).

СУБСТАНЦИЯ [лат. substantia сущность] — 1) в филосо­фии — материя в единстве всех форм ее движения; 2) неиз­менная основа, сущность вещей и явлений; 3) в некоторых теоретических построениях совр. естествознания — носитель некоторого явления.

СУБСТИТУТ — звук речи, постоянно употребляемый взамен нужного звука.

СУБСТИТУЦИЯ [лат. substitute постановка] — 1) замещение одного звука другим, связанным с ним по твердости-мягко­сти, глухости-звонкости или др.; 2) см. Реституция.

СУБСТРАТ [лат. substratum подстилка, подкладка] — общая материальная основа всех процессов и явлений; основание, носитель, субстанция.

СУБТИЛЬНЫЙ [лат. subtilis] — нежный, хрупкий, слабый; тонкий, деликатный.

СУБЪЕКТ [лат. subjectum] — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель к. -л. свойств; личность; 3) логическое подлежащее, предмет суждения; 4) в лингвисти­ке — подлежащее.

СУБЪЕКТИВНЫЙ — 1) свойственный только данному лицу, личный; 2) односторонний, лишенный объективности; при­страстный, предвзятый.

СУГГЕСТИВНАЯ ТЕРАПИЯ — лечение внушением, терапевти­ческое внушение.

СУГГЕСТИВНОСТЬ — см. Внушаемость.

СУГГЕСТИЯ [лат. suggestio внушение] — см. Внушение.

СУДОРОГА  ПИСЧАЯ — см. Спазм писчий.

СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, возни­кающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофи­лии и др. заболеваниях; С. характерны для состояния возбуж­дения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно; С. обычно наступают приступообразно, но могут быть и постоянными; различают локализованные и общие су­дороги; иногда, начавшись в одной группе мышц, они рас­пространяются на соседние и могут сделаться общими — ге­нерализоваться.

СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ — судороги, характеризующиеся быстрой сменой сокращения и расслабления мышц.

СУДОРОГИ  СМЕШАННЫЕ — симптом некоторых заболева­ний, когда наблюдаются как тонические, так и клонические судороги.

СУДОРОГИ  ТЕТАНИЧЕСКИЕ — см. Тетания, Тетанус.

СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ — длительное сокращение мышц и вызванное им вынужденное напряженное положение, со­храняющееся продолжительное время.

СУЖДЕНИЕ — высказывание, содержащее определенную мысль.

СУЖДЕНИЙ  ВИДЫ — см. Суждения единичные, Суждения об­щие, Суждения частные.

СУЖДЕНИЯ  ЕДИНИЧНЫЕ — суждения, в которых утвержде­ние или отрицание относится только к одному предмету.

СУЖДЕНИЯ  ОБЩИЕ — суждения, в которых что-либо утвер­ждается или отрицается относительно всех предметов данной группы.

СУЖДЕНИЯ ЧАСТНЫЕ — суждения, в которых утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам.

СУИЦИД [англ. suicide самоубийство] — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания.

СУКЦЕССИВНЫЙ [лат. successio преемственность, последо­вательность] — последовательный.

СУМЕРЕЧНОЕ  СОСТОЯНИЕ — вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся вне­запным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обуслов­ленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем — амнезия.

СУММАЦИОННЫЙ  ТОН — добавочный тон, возникающий из сложения двух тонов.

СУППЛЕТИВИЗМ [лат. suppletivus дополняющий] — образо­вание форм одного и того же слова от разных корней; напр.: я — меня, иду — шел и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...