Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  условные сокращения и аббревиатуры 19 страница




ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АКУСТИКА — раздел физиологии, изу­чающий вопросы восприятия и воспроизведения звука живы­ми организмами.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ — см. Дислалия физиологи­ческая.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ  КЛАССИФИКАЦИЯ — то же, что клас­сификация антропофоническая.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ  ОСНОВА — высшая нервная деятель­ность как основа психики.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ  ОПТИКА — раздел оптики, исследую­щий процесс зрения (строение глаза, работу зрительного ана­лизатора в коре головного мозга, восприятие света и цвета) с позиций физиологии и психологии.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ — соответствующий уклад речевых органов для произнесения нужного звука.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКОЙ — состояние организма, при котором энергетические расходы, связанные с распадом ве­ществ, полностью покрываются восстановлением этих веществ.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — изучение психики пу­тем проведения экспериментов с помощью различных прибо­ров; в основном рассматривает физиологию высшей нервной деятельности и органов чувств и связанные с ней законо­мерности ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ [греч. physis природа + -логия] — наука о жиз­недеятельности организмов, о процессах, протекающих в их си­стемах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах.

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ — раздел физиологии, изучаю­щий функции организма в индивидуальном развитии (онтоге­незе).

ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ — раздел фонетики, изучаю­щий звуки речи с точки зрения их образования.

ФИЗИОЛОГИЯ НОРМАЛЬНАЯ — физиология, изучающая про­цессы жизнедеятельности, происходящие в здоровом организме.

ФИЗИОЛОГИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ — раздел физиологии, изучающий процессы жизнедеятельности, происходящие в больном организме или больном органе.

ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — см. Эмбриология.

ФИЗИОТЕРАПИЯ [физио- + терапия] — раздел медицины, изучающий действие на организм различных физических фак­торов (свет, тепло) и использование этих факторов с лечебны­ми и профилактическими целями.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры общества, включающая систему физического воспитания, а также сово­купность научных знаний и материальных средств, необходи­мых для его осуществления.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА — степень интенсивности и про­должительность мышечной работы; определяется величиной энергетических затрат, развиваемой мощности или произве­денной работы.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА — качества, характеризующие фи­зическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гиб­кость и др.

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — специфичные для двигатель­ной деятельности способности, напр., способность бегать, прыгать, плавать, преодолевать препятствия и т. д.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — часть общего воспитания, представляющая собой организованный педагогический про­цесс, направленный на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей, выработку важных для жизненной практики двигательных навыков человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменения морфологи­ческих и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО — исторически обусловлен­ный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответ­ствующий требованиям общества.

ФИЗКУЛЬТУРА — см. Физическая культура.

ФИЗКУЛЬТУРА ЛЕЧЕБНАЯ — 1) метод лечения, профилакти­ки и медицинской реабилитации, основанный на использова­нии физических упражнений и других средств физической культуры; 2) раздел клинической медицины, изучающий ме­ханизмы терапевтического действия физических упражнений, а также других средств физической культуры и разрабатываю­щий методы их применения с лечебно-профилактической и реабилитационной целью.

ФИКСИРОВАТЬ — закреплять в определенном положении что-либо; сосредоточивать, устремлять (взгляд, внимание).

ФИКСИРОВАННОЕ УДАРЕНИЕ — то же, что неподвижное уда­рение.

-ФИЛ [греч. philos друг, любящий] — составная часть слож­ных слов, обозначающая: любящий что-либо, расположенный к чему-либо.

-ФИЛИЯ [греч. philia любовь, дружба] — вторая составная часть сложных слов, обозначающая расположение, склонность к чему-либо.

ФИЛОГЕНЕЗ [греч. phyle племя, род, вид + генез] — биоло­гическое историческое развитие организмов, или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов (по­рядков), семейств, родов и видов.

ФИЛОГЕНЕТИКА [греч. phyle племя, род, вид + генетика] — наука, изучающая закономерности исторического развития разных групп организмов, их филогенез.

ФИЛОГЕНИЯ [греч. phyle племя, род, вид + греч. genea рож­дение, происхождение] — см. Филогенез.

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — см. Филогенез.

ФИЛОЛОГИЯ [греч. philio люблю + logos слово] — совокуп­ность наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать язык и литературу того или иного народа.

ФИЛОСОФИЯ [греч. philosophia, от phileo люблю + sophia мудрость] — наука о наиболее общих законах развития при­роды, человеческого общества и мышления.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА — отрасль языкознания, изучающая общефилософскую основу языка и речи.

ФИНАЛЬ — конечный звук слога.

ФИНАЛЬНЫЙ — конечный, заключительный.

ФИСТУЛА [лат. fistula дудка] — 1) искусственное или воз­никшее в результате заболевания соединение полости внут­реннего органа или протока железы животного организма с наружной средой; 2) см. Голоса регистр фальцет.

ФЛЕГМА [греч. phlegma слизь, мокрота] — 1) невозмути­мость, граничащая с безразличием, равнодушием; 2) см. Флег­матик.

ФЛЕГМАТИК — человек, отличающийся (по своему темпе­раменту) медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств; см. Темперамент флегматический.

ФЛЕГМАТИЧНЫЙ  — вялый.

ФЛЕКСИЯ [лат. flexuo сгибание, изгиб] — 1) в физиологии — сгибание, напр., конечности, туловища; 2) в лингвистике — окончание, последняя часть слова, изменяющаяся при скло­нении, спряжении.

ФЛЕКСИЯ ВНУТРЕННЯЯ — чередование фонем в корне сло­ва, служащее для образования грамматических форм.

ФЛЕКСИЯ  ОСНОВЫ — морфонологическое изменение основы.

ФЛУКТУИРУЮЩИЙ [лат. fluctuari колебаться] — колеблющий­ся, изменчивый.

ФЛУКТУИРУЮЩЕЕ ВНИМАНИЕ [лат. fluctuari колебаться] — скользящее внимание, быстро переходящее с объекта на объект.

ФЛЮОРОГРАФИЯ [лат. fluor поток + греч. grapho пишу] — метод рентгенологического исследования, заключающийся в фотографировании рентгеновского изображения органов че­ловеческого тела с флюоресцирующего экрана на пленку не­больших размеров.

-ФОБ [греч. phobos страх] — вторая составная часть слож­ных слов, обозначающая: «ненавистник», «противник» кого-, чего-либо.

ФОБИЯ [греч. phobos страх, боязнь] — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движе­ний, действий, ситуаций; вторая составная часть сложных слов, обозначающая: «нетерпимость», «боязнь» чего-либо.

ФОКУС  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ [лат. focus очаг] — место обра­зования звука речи в речевом аппарате.

ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни).

ФОЛЬКЛОРИСТИКА — наука, изучающая фольклор.

ФОН [греч. phone звук] — единица уровня громкости звука, для чистого тона совпадает с децибелом.

ФОН- [греч. phone звук, голос] — составная часть сложных слов, обозначающая «относящийся к звуку, к голосу».

ФОНАСТЕНИЯ [греч. phone голос + asthenes слабый] — нару­шение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; при Ф. наблюдаются: быст­рая утомляемость и прерывание («осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении, разговоре (царапанье, жжение).

ФОНАТОРНАЯ ПОЗИЦИЯ — позиция, которая характеризует­ся сближением голосовых складок до контакта в средней ли­нии гортани.

ФОНАЦИОННО-АУДИОЦИОННЫЙ — то же, что произносительно-слуховой.

ФОНАЦИЯ [фр. phonation от греч. phone звук] — см. Голосообразование.

ФОНЕМА [греч. phonema звук] — минимальная единица зву­кового строя языка; фонемы служат для построения и раз­личения значимых единиц языка: морфем, слов, предложе­ний.

ФОНЕМА АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ — фонема, воспроизведен­ная в речи в одном из своих вариантов.

ФОНЕМАТИКА — обширная область знаний, включающая кроме фонетики и фонологии физический, физиологический и психологический аспекты речеобразования.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — относящийся к фонеме, к фонемно­му составу языка.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — способность человека к анали­зу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий вос­приятие фонем данного языка.

ФОНЕМИКА — раздел фонологии, изучающий фоны и их объединение в фонемы как единицы сегментного (линейного) ряда.

ФОНЕМИЧЕСКИЙ — см. Фонематический.

ФОНЕМОЛОГИЯ — см. Фонематика.

ФОНЕТИКА — раздел языкознания, изучающий акустичес­кие и физиологические (артикуляционные) особенности зву­ков речи.

ФОНЕТИКА АКУСТИЧЕСКАЯ — раздел экспериментальной фонетики, изучающий особенности речевого звукообразова­ния в аспекте возникающих при этом звуковых волн.

ФОНЕТИКА  ОБЩАЯ — раздел языкознания, изучающий зву­ковые возможности речевого аппарата и разнообразные спо­собы их использования в различных языках.

ФОНЕТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — то же, что словообразование морфологическое; см. Словообразо­вание.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ АКУСТИКА — раздел акустики, изучающий физическое состояние тонов и шумов при фонации.

ФОНИАТРИЯ [греч. phone звук, голос + iatreia лечение] — раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и пато­логию голосового аппарата человека.

ФОНИЗМ — возникновение слуховых ощущений при зри­тельных, и др. ощущениях; см. Синестезия.

ФОНИЧЕСКАЯ  ОРТОПЕДИЯ — см. Фонопедия.

ФОНИЧЕСКИЙ — звуковой.

ФОНО -  см. Фон-.

ФОНОГРАММА [фоно- + греч. gramma письменный знак, чер­та, линия] — запись звука (речи, музыки или условного сигна­ла), сделанная на грампластинке, магнитофонной ленте, ки­нопленке.

ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ — обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой звукового общения.

ФОНОГРАФ [фоно- + греч. grapho пишу] — первый прибор для механической записи и воспроизведения звука.

ФОНОГРАФИЧЕСКИЙ  АЛФАВИТ — то же, что алфавит буквенно- звуковой.

ФОНОГРАФИЧЕСКОЕ  ПИСЬМО [фоно- + греч. grapho пишу] — звуковое письмо, письмо при помощи знаков, означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги ).

ФОНОГРАФИЯ [фоно- + греч. grapho писать, изображать] в медицине — графическая регистрация звуковых колебаний, возникающих в результате деятельности внутренних органов.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ — см. Фонематический.

ФОНОЛОГИЯ [фоно- + -логия] — раздел лингвистики, иссле­дующий фонемы и различительные признаки фонем.

ФОНОЛОГИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — см. Интонация.

ФОНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ — совокупность «пра­вил переписывания», раскрывающих внутренние закономерности функционирования фонологических средств данного языка путем последовательного разъяснения присущих ему фономорфологических моделей.

ФОНОМЕТР [фоно- + -метр] — прибор для измерения уров­ня громкости или шума.

ФОНОМЕТРИЯ — попытка определять фонемы путем стати­стического вычисления некой средней величины (или «нор­мы»), извлекаемой из аллофонов, фиксируемых эксперимен­тальной фонетикой.

ФОНОМОРФОЛОГИЯ — раздел языкознания, изучающий свя­зи фонологии и морфологии, исследующий особенности ис­пользования фонологических противопоставлений для выра­жения морфологических различий, имеющий своим предме­том фонологию.

ФОНОПЕДИЯ [фоно- + греч. paideia воспитание, обучение] — раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой.

ФОНОПСИЯ [фон- + греч. opsis зрение], слух цветной — вид синестезии: окрашенность каждого звукового образа в опре­деленный цвет.

ФОНОСТИЛИСТИКА — раздел стилистики, изучающий эксп­рессивные свойства произносительных вариантов слов и сло­восочетаний.

ФОНОСКОП [фоно- + греч. skoped смотрю] — прибор для изучения фонетических особенностей речи и производимых при ней движений губ и мускулов лица.

ФОНОТАКТИКА — правила, ограничивающие сочетаемость фонем в различных позициях в составе слова или морфемы.

ФОНОТЕКА [фоно- + греч. theke хранилище, ящик] — собра­ние, архив фонограмм, звукозаписей.

ФОНОРЕЦЕПТОРЫ [фоно- + рецепторы] — рецепторы, вос­принимающие звуковые раздражения.

ФОНОФОБИЯ [фоно- + фобия] — см. Акустикофобия.

ФОРМА — средство выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений.

ФОРМА СЛОВА — способность слова распадаться на основ­ную и формальную части.

ФОРМАЛИЗМ — свойственный различным видам идеа­лизма отрыв формы от содержания.

ФОРМАЛЬНОЕ  УСВОЕНИЕ  ЗНАНИЙ — такое усвоение зна­ний, когда человек не может применить полученные знания на практике.

ФОРМАЛЬНЫЙ — относящийся к форме, присущий ей.

ФОРМАНТЫ [лат. formans (formantis) образующий] — то же, что тон характерный.

ФОРМАНТЫ РЕЧЕВОГО ЗВУКА — составляющие (обертоны) колебаний сложного звука, соответствующие фонеме.

ФОРМАТИВ — см. Морфема.

ФОРМАЦИЯ   РЕТИКУЛЯРНАЯ [лат. formatio образование, вид + reticulum сеть] — расположенная в области промежуточного и среднего мозга густая сеть волокон и нервных клеток, пре­имущественно моторного типа.

ФОРМУЛА [лат. formula форма, правило] — общее название для устойчивого выражения, модели построения, фразы-клише.

ФОРМУЛИРОВАТЬ [лат. formula правило] — кратко и точно выражать к. -л. мысль, решение.

ФОРМУЛИРОВКА — точное определение понятия.

ФОСФЕН [греч. phos свет + phaino показываю] — зритель­ное ощущение цвета, возникающее без воздействия света на глаз; связано с механическим, химическим или электричес­ким раздражением сетчатки глаза или зрительных участков коры головного мозга.

ФОТАРИЙ [греч. phos (photos) свет] — светолечебный каби­нет для проведения групповых облучений ультрафиолетовы­ми и тепловыми лучами с профилактическими и лечебными целями.

ФОТАЛИЗМ — вид инфантилизма, задержка развития, соот­ветствующая состоянию новорожденного.

ФОТО - [греч. phos (photos) свет] — первая составная часть сложных слов со значением: происходящий или действую­щий под действием света, световых лучей, напр.: фототера­пия.

ФОТОН [греч. phos (photos) свет] — частица света, квант элек­тромагнитного поля.

ФОТОПСИЯ — элементарные неоформленные зрительные галлюцинации — видение света, искр.

ФОТОРЕЦЕПТОРЫ [фото- + рецепторы] — световоспринимающие образования (молекулы светочувствительных пигмен­тов, спец. клетки, органы], способные поглощать свет и вы­зывать фотобиологические процессы в организмах (зрение).

ФОТОСТИМУЛЯТОР — прибор, генерирующий световые сиг­налы с заданными параметрами (интенсивностью, длительнос­тью, частотой и т. п. ) для воздействия на зрительный анализа­тор.

ФОТОСТРЕСС [фото- + стресс] — световой удар, эффект воздействия на глаз интенсивного светового раздражителя, t характеризующийся временным более или менее значитель­ным понижением функций зрения (остроты зрения, цветоо­щущения).

ФОТОТЕРАПИЯ [фото- + терапия] — светолечение, приме­нение в лечебных или профилактических целях инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей от искусственных источ­ников.

ФОТОФОБИЯ [фото- + греч. phobos страх, боязнь] — свето­боязнь.

ФРАГМЕНТ — отрывок, напр., уцелевший остаток какого-либо произведения искусства (живописи, архитектуры, скульптуры), отрывок текста.

ФРАГМЕНТНЫЙ — являющийся фрагментом, отрывочный, неполный.

ФРАЗА [греч. phrasis выражение, оборот речи] — закончен­ный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ — устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей; см. также Фразеология.

ФРАЗЕОЛОГИЯ [греч. phrasis выражение, оборот речи + -логия] — 1) раздел лингвистики, изучающий устойчивые обороты речи; 2) совокупность устойчивых оборотов речи.

ФРАЗНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение, выделяющее и внутренне объединяющее фразу.

ФРЕЙДИЗМ — учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1865—1939), сводившее явления культуры, соци­альную жизнь, поведение людей к формам проявления первич­ных, бессознательных жизненных влечений (особенно половых), умалявшее значение разумной деятельности и игнорировавшее решающую роль социальных условий жизни людей.

ФРЕНАЛЬГИЯ — см. Меланхолия.

ФРЕНОЛОГИЯ [греч. phren ум, разум + -логия] — теория о связи между формой черепа и умственными способностями и моральными качествами человека.

ФРИКАТИВНЫЙ  ЗВУК [лат. fricare терпеть] — щелевой соглас­ный звук, образуемый трением воздуха в узком проходе между сближенными органами речи (напр., [с], [з], [ф], [х] ).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ [лат. fundamentum основа] — основной, главный.

ФУНКЦИЯ [лат. functio исполнение] — 1) специфическая дея­тельность животного или растительного организма, его орга­нов, тканей и клеток; 2) значение какой-либо языковой фор­мы, ее роль в системе языка, определяемая соотношением с другими формами.

ФУНКЦИЯ  ВЫСКАЗЫВАНИЯ — то же, что предикативная фун­кция речи.

ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ К  ДЕЙСТВИЮ — основная функция речи, выражающаяся в том, что в процессе речи человек воз­действует на других людей (неразрывно связана с функцией сообщения).

 

 

             Х

 

ХАМЕОЦЕФАЛИЯ [греч. chamai низко + kephale голова] — уплощенная форма черепа.

ХАНДРА [греч. hypochondrion подреберье] — подавленное настроение, тоска, уныние.

ХАРАКТЕР [греч. charakter черта, особеннос. ть] — совокуп­ность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

ХАРАКТЕР НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ — характер, отличающийся отсутствием или слабой выраженностью доминирующих черт.

ХАРАКТЕР ОПРЕДЕЛЁННЫЙ — характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт.

ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ — характер, которому свой­ствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовмести­мых друг с другом мыслей- и чувств, целей и мотивов, проти­воречивых стремлений, желаний и побуждений.

ХАРАКТЕР  ЦЕЛЬНЫЙ — характер, отличающийся отсутстви­ем противоречий между осознанием целей и самой деятельно­стью, единством мыслей и чувств.

ХАРАКТЕРА АКЦЕНТУАЦИЯ — см. Акцентуация характера.

ХАРАКТЕРА ВИДЫ — см. Характер неопределенный, Харак­тер определенный, Характер противоречивый, Характер цельный.

ХАРАКТЕРА  ЧЕРТЫ — см. Черты характера.

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ [англ. characteristic по­казатель] — документ, отражающий поведение ребенка, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность и нравственные черты.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ [англ. characteristic показатель] — описание индивидуальных психологических черт ребенка, особенностей его поведения, деятельности, личнос­ти.

ХАРАКТЕРОПАТИЯ [характер + греч. pathos страдание, бо­лезнь] — дисгармония личности с заострением отдельных черт характера.

ХЕЙЛО- [греч. cheilos губа] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к губам».

ХЕЙЛОГНАТОПАЛАТОСХИЗИС [хейло- + греч. gnathos челюсть + лат. palatum небо + греч. schisis расщепление] — аномалия развития: расщелина губы и неба.

ХЕЙЛОПЛАСТИКА [хейло- + пластика] — общее название пластических операций для устранения дефектов или дефор­маций губ.

ХЕЙЛОСХИЗИС [хейло- + греч. schisis расщепление, расще­лина] — см. Расщелина губы.

ХЕЙЛОФАГИЯ [хейло- + греч. phagein есть] — навязчивое действие в форме постоянного прикусывания губ.

ХЕЙМОПЛАСТИКА — см. Хейлопластика.

ХЕЙРО- [греч. cheir рука] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к рукам», «выполняемый с помо­щью рук».

ХЕЙРОЛОГИЯ [хейро- + греч. logos слово, наука] — способ общения, передачи мыслей посредством специфических вы­разительных жестов, мимики.

ХЕЙРОМЕГАЛИЯ [хейро- + греч. megas, megalu большой] — аномалия развития: чрезмерная длина верхних конечностей.

ХЕЙРОСКОП [хейро- + греч. skopeo смотреть] — прибор для тренировочных упражнений с целью закрепления централь­ной фиксации амблиопического глаза и выработки нормаль­ного бинокулярного зрения.

ХЕЙРОФОБИЯ [хейро- + фобия] — патологическая боязнь письма.

ХЁННЕРА СИМПТОМ [К. Неппег, чехосл. невропатолог] — нарастающее отклонение тела назад при ходьбе, приводящее больного к падению; признак поражения коры лобных долей больших полушарий мозга.

ХИЛОВА  ОТОПЛАСТИКА [К. Л. Хилов, оториноларинголог] — костнопластическая операция при заращении костного отдела наружного слухового прохода, заключающаяся в рассечении его задней стенки с последующим закрытием костной раны.

ХИНОАНИЗМ — картавость с затруднением произношения звука [р].

ХИРУРГ [греч. cheir рука + ergon работа) — врач-специа­лист, получивший подготовку по методам диагностики и хи­рургического лечения болезней и травм.

ХИРУРГИЯ [греч. cheir рука + ergon работа] — область кли­нической медицины, изучающая заболевания, лечение кото­рых проводится преимущественно с помощью оперативных вмешательств, а также методы и технику этих вмешательств.

ХИТИЗМ [«хи» — греч. название буквы «X»] — недостаток произношения фонем [х] и [х'].

ХОАНЫ [греч. choane воронка, воронкообразное отверстие] — внутренние овальные задние отверстия полости носа, веду­щие в носоглотку.

ХОДЬБА ДОЗИРОВАННАЯ — дозированная физическая на­грузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжитель­ности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования.

ХОЛЕРИК [от греч. chole желчь] — один из типов темпера­мента; человек быстрый, порывистый; но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сме­нам настроения; см. Темперамент холерический.

ХОЛОДЕНКО СИМПТОМ [М. И. Холоденко, невропатолог] — менингеальный симптом: непроизвольное сгибание ног в ко­ленных суставах при попытке исследующего поднять больно­го за предплечья из положения лежа со сложенными на груди руками.

ХОРЕОФРАЗИЯ [греч. choreia пляска + phrasis оборот речи] — бессмысленное повторение психически больным частей слов или отрывков фраз.

ХОРЕЯ [греч. choreia пляска] — заболевание нервной систе­мы; основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях и исчезающие во сне.

ХОРИО- [лат. plexus chorioideus сосудистое сплетение] составная часть сложных слов, означающая «относящийся к сосудистым сплетениям головного мозга».

ХОРИОИДИТ [лат. choriodea сосудистая оболочка] — воспаление собственно сосудистой оболочки глаза.

ХОРИОМЕНИНГИТ [хорио- + менингит] — воспаление мозго­вых оболочек, в которое вовлечены сосудистые сплетения го­ловного мозга.

ХОРИОРЕТИНИТ [хорио- + ретинит] — сочетанное воспаление сетчатки и собственно сосудистой оболочки глаза.

ХОРИОЭНЦЕФАЛИТ [хорио- + энцефалит] — сочетанное вос­паление вещества головного мозга и его сосудистых сплете­ний, обычно вирусной этиологии.

ХРОМАТИЧЕСКОЕ  УДАРЕНИЕ [греч. khroma окраска, мело­дическое качество] — музыкальное ударение или тон.

ХРОНИЧЕСКИЙ [греч. chronicos долговременный] — затяж­ной или периодически возобновляющийся, долго длящийся, постоянный.

ХРОНО- [греч. chronos время] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся ко времени», «временной».

ХРОНОМИОРЕФЛЕКСОМЕТР [хроно- + греч. myos мышца + лат. reflexus повернутый назад, отраженный + греч. metereo мерю] — прибор для измерения временных характеристик дви­гательных и речевых реакций человека.

ХРЯЩ — анатомическое образование, состоящее из хряще­вой ткани и выполняющее опорную функцию.

ХРЯЩИ ГОРТАНИ — щитовидный, перстневидный, надгор­танник, два черпаловидных хряща.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ   ТИП   НЕРВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — такое соотношение между сигнальными системами, когда наблюда­ется относительное преобладание первой сигнальной систе­мы над второй; человек такого типа характеризуется яркостью впечатлений, образностью памяти, богатством представлений и т. д.

              Ц

ЦВЕТНОЙ СЛУХ — явление цветоощущения, сопровождаю­щее слуховое ощущение, наблюдается у некоторых людей.

ЦЁКАНЬЕ — произношение мягкой аффрикаты [ц'] вместо мягкого [т'].

ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие; от содержания цели, ее значимости и ясности и т. д. зависит характер воле­вых действий человека.

ЦЕНЕСТЕЗИЯ [греч. aisthesis ощущение, чувство] — прояв­ление деперсонализации: утрата чувства собственного «я».

ЦЕНТР [лат. centrum, греч. kentron острие, средоточие] — 1) группа нервных клеток, регулирующих к. -л. функцию орга­низма; 2) средняя часть чего-либо, середина.

ЦЕНТР  БРОКА — см. Брока центр.

ЦЕНТР ВЕРНИКЕ — см. Вернике центр.

ЦЕНТР  НЕРВНЫЙ — система нервных образований на -раз­ных уровнях Центральной нервной системы, осуществляющая регуляцию специализированной функции организма, напр., ре­гуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр.

ЦЕНТР  УСЛОВНЫХ  РЕФЛЕКСОВ — вторая сигнальная систе­ма, расположена в широких слоях серого вещества коры го­ловного мозга, обеспечивает большую приспособляемость орга­низма к внешней среде; основным ее импульсом для деятель­ности является слово.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ  ГЛУХОТА — невозможность воспринимать звуки из-за поражения центрального отдела слухового аппа­рата, при сохранности воспринимающего и передающего ап­паратов (уха и слухового нерва).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...