условные сокращения и аббревиатуры 19 страница
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АКУСТИКА — раздел физиологии, изучающий вопросы восприятия и воспроизведения звука живыми организмами. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ — см. Дислалия физиологическая. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — то же, что классификация антропофоническая. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА — высшая нервная деятельность как основа психики. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА — раздел оптики, исследующий процесс зрения (строение глаза, работу зрительного анализатора в коре головного мозга, восприятие света и цвета) с позиций физиологии и психологии. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ — соответствующий уклад речевых органов для произнесения нужного звука. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКОЙ — состояние организма, при котором энергетические расходы, связанные с распадом веществ, полностью покрываются восстановлением этих веществ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — изучение психики путем проведения экспериментов с помощью различных приборов; в основном рассматривает физиологию высшей нервной деятельности и органов чувств и связанные с ней закономерности ощущений. ФИЗИОЛОГИЯ [греч. physis природа + -логия] — наука о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ — раздел физиологии, изучающий функции организма в индивидуальном развитии (онтогенезе). ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ — раздел фонетики, изучающий звуки речи с точки зрения их образования. ФИЗИОЛОГИЯ НОРМАЛЬНАЯ — физиология, изучающая процессы жизнедеятельности, происходящие в здоровом организме. ФИЗИОЛОГИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ — раздел физиологии, изучающий процессы жизнедеятельности, происходящие в больном организме или больном органе.
ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — см. Эмбриология. ФИЗИОТЕРАПИЯ [физио- + терапия] — раздел медицины, изучающий действие на организм различных физических факторов (свет, тепло) и использование этих факторов с лечебными и профилактическими целями. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры общества, включающая систему физического воспитания, а также совокупность научных знаний и материальных средств, необходимых для его осуществления. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА — степень интенсивности и продолжительность мышечной работы; определяется величиной энергетических затрат, развиваемой мощности или произведенной работы. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА — качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость и др. ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — специфичные для двигательной деятельности способности, напр., способность бегать, прыгать, плавать, преодолевать препятствия и т. д. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — часть общего воспитания, представляющая собой организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей, выработку важных для жизненной практики двигательных навыков человека. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО — исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества. ФИЗКУЛЬТУРА — см. Физическая культура. ФИЗКУЛЬТУРА ЛЕЧЕБНАЯ — 1) метод лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанный на использовании физических упражнений и других средств физической культуры; 2) раздел клинической медицины, изучающий механизмы терапевтического действия физических упражнений, а также других средств физической культуры и разрабатывающий методы их применения с лечебно-профилактической и реабилитационной целью.
ФИКСИРОВАТЬ — закреплять в определенном положении что-либо; сосредоточивать, устремлять (взгляд, внимание). ФИКСИРОВАННОЕ УДАРЕНИЕ — то же, что неподвижное ударение. -ФИЛ [греч. philos друг, любящий] — составная часть сложных слов, обозначающая: любящий что-либо, расположенный к чему-либо. -ФИЛИЯ [греч. philia любовь, дружба] — вторая составная часть сложных слов, обозначающая расположение, склонность к чему-либо. ФИЛОГЕНЕЗ [греч. phyle племя, род, вид + генез] — биологическое историческое развитие организмов, или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов (порядков), семейств, родов и видов. ФИЛОГЕНЕТИКА [греч. phyle племя, род, вид + генетика] — наука, изучающая закономерности исторического развития разных групп организмов, их филогенез. ФИЛОГЕНИЯ [греч. phyle племя, род, вид + греч. genea рождение, происхождение] — см. Филогенез. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — см. Филогенез. ФИЛОЛОГИЯ [греч. philio люблю + logos слово] — совокупность наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать язык и литературу того или иного народа. ФИЛОСОФИЯ [греч. philosophia, от phileo люблю + sophia мудрость] — наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА — отрасль языкознания, изучающая общефилософскую основу языка и речи. ФИНАЛЬ — конечный звук слога. ФИНАЛЬНЫЙ — конечный, заключительный. ФИСТУЛА [лат. fistula дудка] — 1) искусственное или возникшее в результате заболевания соединение полости внутреннего органа или протока железы животного организма с наружной средой; 2) см. Голоса регистр фальцет. ФЛЕГМА [греч. phlegma слизь, мокрота] — 1) невозмутимость, граничащая с безразличием, равнодушием; 2) см. Флегматик. ФЛЕГМАТИК — человек, отличающийся (по своему темпераменту) медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств; см. Темперамент флегматический. ФЛЕГМАТИЧНЫЙ — вялый. ФЛЕКСИЯ [лат. flexuo сгибание, изгиб] — 1) в физиологии — сгибание, напр., конечности, туловища; 2) в лингвистике — окончание, последняя часть слова, изменяющаяся при склонении, спряжении.
ФЛЕКСИЯ ВНУТРЕННЯЯ — чередование фонем в корне слова, служащее для образования грамматических форм. ФЛЕКСИЯ ОСНОВЫ — морфонологическое изменение основы. ФЛУКТУИРУЮЩИЙ [лат. fluctuari колебаться] — колеблющийся, изменчивый. ФЛУКТУИРУЮЩЕЕ ВНИМАНИЕ [лат. fluctuari колебаться] — скользящее внимание, быстро переходящее с объекта на объект. ФЛЮОРОГРАФИЯ [лат. fluor поток + греч. grapho пишу] — метод рентгенологического исследования, заключающийся в фотографировании рентгеновского изображения органов человеческого тела с флюоресцирующего экрана на пленку небольших размеров. -ФОБ [греч. phobos страх] — вторая составная часть сложных слов, обозначающая: «ненавистник», «противник» кого-, чего-либо. ФОБИЯ [греч. phobos страх, боязнь] — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, ситуаций; вторая составная часть сложных слов, обозначающая: «нетерпимость», «боязнь» чего-либо. ФОКУС ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ [лат. focus очаг] — место образования звука речи в речевом аппарате. ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни). ФОЛЬКЛОРИСТИКА — наука, изучающая фольклор. ФОН [греч. phone звук] — единица уровня громкости звука, для чистого тона совпадает с децибелом. ФОН- [греч. phone звук, голос] — составная часть сложных слов, обозначающая «относящийся к звуку, к голосу». ФОНАСТЕНИЯ [греч. phone голос + asthenes слабый] — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; при Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание («осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении, разговоре (царапанье, жжение). ФОНАТОРНАЯ ПОЗИЦИЯ — позиция, которая характеризуется сближением голосовых складок до контакта в средней линии гортани. ФОНАЦИОННО-АУДИОЦИОННЫЙ — то же, что произносительно-слуховой.
ФОНАЦИЯ [фр. phonation от греч. phone звук] — см. Голосообразование. ФОНЕМА [греч. phonema звук] — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. ФОНЕМА АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ — фонема, воспроизведенная в речи в одном из своих вариантов. ФОНЕМАТИКА — обширная область знаний, включающая кроме фонетики и фонологии физический, физиологический и психологический аспекты речеобразования. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — относящийся к фонеме, к фонемному составу языка. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. ФОНЕМИКА — раздел фонологии, изучающий фоны и их объединение в фонемы как единицы сегментного (линейного) ряда. ФОНЕМИЧЕСКИЙ — см. Фонематический. ФОНЕМОЛОГИЯ — см. Фонематика. ФОНЕТИКА — раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи. ФОНЕТИКА АКУСТИЧЕСКАЯ — раздел экспериментальной фонетики, изучающий особенности речевого звукообразования в аспекте возникающих при этом звуковых волн. ФОНЕТИКА ОБЩАЯ — раздел языкознания, изучающий звуковые возможности речевого аппарата и разнообразные способы их использования в различных языках. ФОНЕТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — то же, что словообразование морфологическое; см. Словообразование. ФОНЕТИЧЕСКАЯ АКУСТИКА — раздел акустики, изучающий физическое состояние тонов и шумов при фонации. ФОНИАТРИЯ [греч. phone звук, голос + iatreia лечение] — раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека. ФОНИЗМ — возникновение слуховых ощущений при зрительных, и др. ощущениях; см. Синестезия. ФОНИЧЕСКАЯ ОРТОПЕДИЯ — см. Фонопедия. ФОНИЧЕСКИЙ — звуковой. ФОНО - см. Фон-. ФОНОГРАММА [фоно- + греч. gramma письменный знак, черта, линия] — запись звука (речи, музыки или условного сигнала), сделанная на грампластинке, магнитофонной ленте, кинопленке. ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ — обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой звукового общения. ФОНОГРАФ [фоно- + греч. grapho пишу] — первый прибор для механической записи и воспроизведения звука. ФОНОГРАФИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ — то же, что алфавит буквенно- звуковой. ФОНОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО [фоно- + греч. grapho пишу] — звуковое письмо, письмо при помощи знаков, означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги ). ФОНОГРАФИЯ [фоно- + греч. grapho писать, изображать] в медицине — графическая регистрация звуковых колебаний, возникающих в результате деятельности внутренних органов.
ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ — см. Фонематический. ФОНОЛОГИЯ [фоно- + -логия] — раздел лингвистики, исследующий фонемы и различительные признаки фонем. ФОНОЛОГИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — см. Интонация. ФОНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ — совокупность «правил переписывания», раскрывающих внутренние закономерности функционирования фонологических средств данного языка путем последовательного разъяснения присущих ему фономорфологических моделей. ФОНОМЕТР [фоно- + -метр] — прибор для измерения уровня громкости или шума. ФОНОМЕТРИЯ — попытка определять фонемы путем статистического вычисления некой средней величины (или «нормы»), извлекаемой из аллофонов, фиксируемых экспериментальной фонетикой. ФОНОМОРФОЛОГИЯ — раздел языкознания, изучающий связи фонологии и морфологии, исследующий особенности использования фонологических противопоставлений для выражения морфологических различий, имеющий своим предметом фонологию. ФОНОПЕДИЯ [фоно- + греч. paideia воспитание, обучение] — раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой. ФОНОПСИЯ [фон- + греч. opsis зрение], слух цветной — вид синестезии: окрашенность каждого звукового образа в определенный цвет. ФОНОСТИЛИСТИКА — раздел стилистики, изучающий экспрессивные свойства произносительных вариантов слов и словосочетаний. ФОНОСКОП [фоно- + греч. skoped смотрю] — прибор для изучения фонетических особенностей речи и производимых при ней движений губ и мускулов лица. ФОНОТАКТИКА — правила, ограничивающие сочетаемость фонем в различных позициях в составе слова или морфемы. ФОНОТЕКА [фоно- + греч. theke хранилище, ящик] — собрание, архив фонограмм, звукозаписей. ФОНОРЕЦЕПТОРЫ [фоно- + рецепторы] — рецепторы, воспринимающие звуковые раздражения. ФОНОФОБИЯ [фоно- + фобия] — см. Акустикофобия. ФОРМА — средство выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений. ФОРМА СЛОВА — способность слова распадаться на основную и формальную части. ФОРМАЛИЗМ — свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. ФОРМАЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ — такое усвоение знаний, когда человек не может применить полученные знания на практике. ФОРМАЛЬНЫЙ — относящийся к форме, присущий ей. ФОРМАНТЫ [лат. formans (formantis) образующий] — то же, что тон характерный. ФОРМАНТЫ РЕЧЕВОГО ЗВУКА — составляющие (обертоны) колебаний сложного звука, соответствующие фонеме. ФОРМАТИВ — см. Морфема. ФОРМАЦИЯ РЕТИКУЛЯРНАЯ [лат. formatio образование, вид + reticulum сеть] — расположенная в области промежуточного и среднего мозга густая сеть волокон и нервных клеток, преимущественно моторного типа. ФОРМУЛА [лат. formula форма, правило] — общее название для устойчивого выражения, модели построения, фразы-клише. ФОРМУЛИРОВАТЬ [лат. formula правило] — кратко и точно выражать к. -л. мысль, решение. ФОРМУЛИРОВКА — точное определение понятия. ФОСФЕН [греч. phos свет + phaino показываю] — зрительное ощущение цвета, возникающее без воздействия света на глаз; связано с механическим, химическим или электрическим раздражением сетчатки глаза или зрительных участков коры головного мозга. ФОТАРИЙ [греч. phos (photos) свет] — светолечебный кабинет для проведения групповых облучений ультрафиолетовыми и тепловыми лучами с профилактическими и лечебными целями. ФОТАЛИЗМ — вид инфантилизма, задержка развития, соответствующая состоянию новорожденного. ФОТО - [греч. phos (photos) свет] — первая составная часть сложных слов со значением: происходящий или действующий под действием света, световых лучей, напр.: фототерапия. ФОТОН [греч. phos (photos) свет] — частица света, квант электромагнитного поля. ФОТОПСИЯ — элементарные неоформленные зрительные галлюцинации — видение света, искр. ФОТОРЕЦЕПТОРЫ [фото- + рецепторы] — световоспринимающие образования (молекулы светочувствительных пигментов, спец. клетки, органы], способные поглощать свет и вызывать фотобиологические процессы в организмах (зрение). ФОТОСТИМУЛЯТОР — прибор, генерирующий световые сигналы с заданными параметрами (интенсивностью, длительностью, частотой и т. п. ) для воздействия на зрительный анализатор. ФОТОСТРЕСС [фото- + стресс] — световой удар, эффект воздействия на глаз интенсивного светового раздражителя, t характеризующийся временным более или менее значительным понижением функций зрения (остроты зрения, цветоощущения). ФОТОТЕРАПИЯ [фото- + терапия] — светолечение, применение в лечебных или профилактических целях инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей от искусственных источников. ФОТОФОБИЯ [фото- + греч. phobos страх, боязнь] — светобоязнь. ФРАГМЕНТ — отрывок, напр., уцелевший остаток какого-либо произведения искусства (живописи, архитектуры, скульптуры), отрывок текста. ФРАГМЕНТНЫЙ — являющийся фрагментом, отрывочный, неполный. ФРАЗА [греч. phrasis выражение, оборот речи] — законченный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения. ФРАЗЕОЛОГИЗМ — устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей; см. также Фразеология. ФРАЗЕОЛОГИЯ [греч. phrasis выражение, оборот речи + -логия] — 1) раздел лингвистики, изучающий устойчивые обороты речи; 2) совокупность устойчивых оборотов речи. ФРАЗНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение, выделяющее и внутренне объединяющее фразу. ФРЕЙДИЗМ — учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1865—1939), сводившее явления культуры, социальную жизнь, поведение людей к формам проявления первичных, бессознательных жизненных влечений (особенно половых), умалявшее значение разумной деятельности и игнорировавшее решающую роль социальных условий жизни людей. ФРЕНАЛЬГИЯ — см. Меланхолия. ФРЕНОЛОГИЯ [греч. phren ум, разум + -логия] — теория о связи между формой черепа и умственными способностями и моральными качествами человека. ФРИКАТИВНЫЙ ЗВУК [лат. fricare терпеть] — щелевой согласный звук, образуемый трением воздуха в узком проходе между сближенными органами речи (напр., [с], [з], [ф], [х] ). ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ [лат. fundamentum основа] — основной, главный. ФУНКЦИЯ [лат. functio исполнение] — 1) специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток; 2) значение какой-либо языковой формы, ее роль в системе языка, определяемая соотношением с другими формами. ФУНКЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ — то же, что предикативная функция речи. ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ К ДЕЙСТВИЮ — основная функция речи, выражающаяся в том, что в процессе речи человек воздействует на других людей (неразрывно связана с функцией сообщения).
Х
ХАМЕОЦЕФАЛИЯ [греч. chamai низко + kephale голова] — уплощенная форма черепа. ХАНДРА [греч. hypochondrion подреберье] — подавленное настроение, тоска, уныние. ХАРАКТЕР [греч. charakter черта, особеннос. ть] — совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности. ХАРАКТЕР НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ — характер, отличающийся отсутствием или слабой выраженностью доминирующих черт. ХАРАКТЕР ОПРЕДЕЛЁННЫЙ — характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ — характер, которому свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей- и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений. ХАРАКТЕР ЦЕЛЬНЫЙ — характер, отличающийся отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. ХАРАКТЕРА АКЦЕНТУАЦИЯ — см. Акцентуация характера. ХАРАКТЕРА ВИДЫ — см. Характер неопределенный, Характер определенный, Характер противоречивый, Характер цельный. ХАРАКТЕРА ЧЕРТЫ — см. Черты характера. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ [англ. characteristic показатель] — документ, отражающий поведение ребенка, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность и нравственные черты. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ [англ. characteristic показатель] — описание индивидуальных психологических черт ребенка, особенностей его поведения, деятельности, личности. ХАРАКТЕРОПАТИЯ [характер + греч. pathos страдание, болезнь] — дисгармония личности с заострением отдельных черт характера. ХЕЙЛО- [греч. cheilos губа] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к губам». ХЕЙЛОГНАТОПАЛАТОСХИЗИС [хейло- + греч. gnathos челюсть + лат. palatum небо + греч. schisis расщепление] — аномалия развития: расщелина губы и неба. ХЕЙЛОПЛАСТИКА [хейло- + пластика] — общее название пластических операций для устранения дефектов или деформаций губ. ХЕЙЛОСХИЗИС [хейло- + греч. schisis расщепление, расщелина] — см. Расщелина губы. ХЕЙЛОФАГИЯ [хейло- + греч. phagein есть] — навязчивое действие в форме постоянного прикусывания губ. ХЕЙМОПЛАСТИКА — см. Хейлопластика. ХЕЙРО- [греч. cheir рука] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к рукам», «выполняемый с помощью рук». ХЕЙРОЛОГИЯ [хейро- + греч. logos слово, наука] — способ общения, передачи мыслей посредством специфических выразительных жестов, мимики. ХЕЙРОМЕГАЛИЯ [хейро- + греч. megas, megalu большой] — аномалия развития: чрезмерная длина верхних конечностей. ХЕЙРОСКОП [хейро- + греч. skopeo смотреть] — прибор для тренировочных упражнений с целью закрепления центральной фиксации амблиопического глаза и выработки нормального бинокулярного зрения. ХЕЙРОФОБИЯ [хейро- + фобия] — патологическая боязнь письма. ХЁННЕРА СИМПТОМ [К. Неппег, чехосл. невропатолог] — нарастающее отклонение тела назад при ходьбе, приводящее больного к падению; признак поражения коры лобных долей больших полушарий мозга. ХИЛОВА ОТОПЛАСТИКА [К. Л. Хилов, оториноларинголог] — костнопластическая операция при заращении костного отдела наружного слухового прохода, заключающаяся в рассечении его задней стенки с последующим закрытием костной раны. ХИНОАНИЗМ — картавость с затруднением произношения звука [р]. ХИРУРГ [греч. cheir рука + ergon работа) — врач-специалист, получивший подготовку по методам диагностики и хирургического лечения болезней и травм. ХИРУРГИЯ [греч. cheir рука + ergon работа] — область клинической медицины, изучающая заболевания, лечение которых проводится преимущественно с помощью оперативных вмешательств, а также методы и технику этих вмешательств. ХИТИЗМ [«хи» — греч. название буквы «X»] — недостаток произношения фонем [х] и [х']. ХОАНЫ [греч. choane воронка, воронкообразное отверстие] — внутренние овальные задние отверстия полости носа, ведущие в носоглотку. ХОДЬБА ДОЗИРОВАННАЯ — дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования. ХОЛЕРИК [от греч. chole желчь] — один из типов темперамента; человек быстрый, порывистый; но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; см. Темперамент холерический. ХОЛОДЕНКО СИМПТОМ [М. И. Холоденко, невропатолог] — менингеальный симптом: непроизвольное сгибание ног в коленных суставах при попытке исследующего поднять больного за предплечья из положения лежа со сложенными на груди руками. ХОРЕОФРАЗИЯ [греч. choreia пляска + phrasis оборот речи] — бессмысленное повторение психически больным частей слов или отрывков фраз. ХОРЕЯ [греч. choreia пляска] — заболевание нервной системы; основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях и исчезающие во сне. ХОРИО- [лат. plexus chorioideus сосудистое сплетение] составная часть сложных слов, означающая «относящийся к сосудистым сплетениям головного мозга». ХОРИОИДИТ [лат. choriodea сосудистая оболочка] — воспаление собственно сосудистой оболочки глаза. ХОРИОМЕНИНГИТ [хорио- + менингит] — воспаление мозговых оболочек, в которое вовлечены сосудистые сплетения головного мозга. ХОРИОРЕТИНИТ [хорио- + ретинит] — сочетанное воспаление сетчатки и собственно сосудистой оболочки глаза. ХОРИОЭНЦЕФАЛИТ [хорио- + энцефалит] — сочетанное воспаление вещества головного мозга и его сосудистых сплетений, обычно вирусной этиологии. ХРОМАТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ [греч. khroma окраска, мелодическое качество] — музыкальное ударение или тон. ХРОНИЧЕСКИЙ [греч. chronicos долговременный] — затяжной или периодически возобновляющийся, долго длящийся, постоянный. ХРОНО- [греч. chronos время] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся ко времени», «временной». ХРОНОМИОРЕФЛЕКСОМЕТР [хроно- + греч. myos мышца + лат. reflexus повернутый назад, отраженный + греч. metereo мерю] — прибор для измерения временных характеристик двигательных и речевых реакций человека. ХРЯЩ — анатомическое образование, состоящее из хрящевой ткани и выполняющее опорную функцию. ХРЯЩИ ГОРТАНИ — щитовидный, перстневидный, надгортанник, два черпаловидных хряща. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — такое соотношение между сигнальными системами, когда наблюдается относительное преобладание первой сигнальной системы над второй; человек такого типа характеризуется яркостью впечатлений, образностью памяти, богатством представлений и т. д. Ц ЦВЕТНОЙ СЛУХ — явление цветоощущения, сопровождающее слуховое ощущение, наблюдается у некоторых людей. ЦЁКАНЬЕ — произношение мягкой аффрикаты [ц'] вместо мягкого [т']. ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие; от содержания цели, ее значимости и ясности и т. д. зависит характер волевых действий человека. ЦЕНЕСТЕЗИЯ [греч. aisthesis ощущение, чувство] — проявление деперсонализации: утрата чувства собственного «я». ЦЕНТР [лат. centrum, греч. kentron острие, средоточие] — 1) группа нервных клеток, регулирующих к. -л. функцию организма; 2) средняя часть чего-либо, середина. ЦЕНТР БРОКА — см. Брока центр. ЦЕНТР ВЕРНИКЕ — см. Вернике центр. ЦЕНТР НЕРВНЫЙ — система нервных образований на -разных уровнях Центральной нервной системы, осуществляющая регуляцию специализированной функции организма, напр., регуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр. ЦЕНТР УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — вторая сигнальная система, расположена в широких слоях серого вещества коры головного мозга, обеспечивает большую приспособляемость организма к внешней среде; основным ее импульсом для деятельности является слово. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЛУХОТА — невозможность воспринимать звуки из-за поражения центрального отдела слухового аппарата, при сохранности воспринимающего и передающего аппаратов (уха и слухового нерва).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|