Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мир науки и изобретений человечества




Д.И. Менделеев

 

Самоорганизация в творческой деятельности

 

Активное творчество в любой сфере человеческой деятельности подразумевает высокую организацию и ответственность за свой труд.

 

Основные термины и определения

Самоорганизация – это самостоятельная организация, или организовать самостоятельно, причем организация понимается не как объект, а как процесс деятельности. В словарях смысл и варианты содержания укороченного словосочетания «самоорганизация» не объясняется.

Организация, –и; ж. [от франц.organisation]. 1. Организовать (кроме 3 зн.). 2. Разг. Подчиненность определенному плану, порядку. Порядок и о. в тылу. 3. Общественное объединение лиц или государств. Состоять в какой-л. организации. 4. Государственное учреждение, предприятие (обычно непроизводственного характера). 5. Характер строения, устройства, структуры чего-л. Научная о. труда. 6. Физическое или психическое строение существа. Тонкая душевная о. < Организационный, -ая, -ое (к 1 зн.) [125, с.459].

Если организацию понимать, применительно к научно-техническому творчеству, как организовать свою деятельность, то из шести вариантов смысловых ответов из толкового словаря современного русского языка следует, что наиболее подходит разговорный стиль. Самоорганизация всегда понимается как организовать себя к каким-то действиям или же в каких-то действиях, подчиненным определенному плану, порядку.

В обучении этот порядок линейный, даже чересчур прямолинейный, а в реальном творчестве - явно нелинейный и происходит с большим множеством вариаций входов в виде импульсных озарений и выходов в виде идей (организованных совокупностей мыслей).

Из различных публикаций нашли следующие определения:

«самоорганизация» - самостоятельная организация и оптимизация процессов и актов деятельности в конкретном виде активной жизнедеятельности, в том числе в процедурах, этапах и стадиях научно-технического творчества, в неком физическом пространстве и времени;

«самоуправление» - слежение (мониторинг) и осознанная своевременная реакция спроектированными средствами и методически завершенными действиями за изменениями во времени параметров конкретной деятельности (скорость, периодичность, результат и пр.); анализ достигнутого, прогнозирование и оценка интеллектуальной собственности и результатов, а также качества собственной жизни и своей семьи, на основе реализации интеллектуальных результатов в материальную собственность, её технологическую и/или социальную адаптацию;

«саморегуляция» - подключение новых научно-технических или иных возможностей, методов и средств, а также роста круга лиц для расширения деятельности, активизации и интенсификации научно-технического творчества на основе анализа прошлых своих и чужих ошибок, достижений и результатов, будущих ожиданий и успехов.

 

Пространственная самоорганизация людей

Из анализа отличительных признаков из источников [3, 24, 26, 27, 36, 42, 97, 98, 116, 120, 121, 139] стало понятным, что любой человек самостоятельно организуется по вполне конкретным физическим параметрам бытия. Тогда вначале нужно рассмотреть пространственно-временную самоорганизацию человека в своей жизнедеятельности, причем в любом возрасте и при любом социальном статусе.

На первом месте, как у животных и растений, находится территориальный принцип.

Он определяется потребностями любого человека владеть как можно большей территорией, причем лучшей по факторам качества жизни: воздуху, воде, тепле, почве, растительности, животному миру, ископаемым богатствам (нефть, газ, руда и пр.), защите от катастроф и др.

В публикации [3] пространственная самоорганизация рассмотрена для пенсионеров, как наиболее мудрых в знаниях, опытных в умениях и мастеров в конкретных навыках людей.

Анализ позволил выделить традиционные направления, на которых концентрируется внимание и решаются задачи разработки тематических геоинформационных приложений.

Первое направление – рассматривается территория, взаимодействие территориальных общественных и природных элементов, идет раскрытие пространственной организации, выделяется ее своеобразие и создается образ территории на географической модели пространства.

Второе направление – рассматриваются три составляющие экологической системы: гео-, био- и социо. В экологический анализ включаются задачи приспособления человека, адаптации и его влияния на каждую из этих подсистем и на всю экосистему в целом. Экологическое картографирование посвящено пространственной характеристике процессов взаимодействия в деятельности людей с окружающей средой.

Третье направление – при рассмотрении городской территории используются планы городов с административными границами, планировочной структуры муниципальных районов, микрорайонов и кварталов жилой застройки. Оценки эколого-градостроительной ситуации основываются на анализе соблюдения природоохранных норм и нормативов застройки городских микрорайонов.

Постановка же аналитических задач географии человека основывается на постулате: человек существо свободное, он волен поступать так, как считает нужным. Восприятие пространства индивидуально, в процессе адаптации человека происходит самоорганизация его жизненного пространства. У горожанина формируется понятие индивидуальной городской местности. Эти положения, в частности, обуславливают необходимость в учебных курсах уже при рассказе об основах геоинформатики (во вводной части) при рассмотрении классических пространств географического исследования (физическое, биологическое, социально-экономическое) дополнительно учитывать ментальный мир, или мир восприятия пространства человеком.

 

Мир науки и изобретений человечества

Вначале концептуально и кратко разберемся с иерархической классификацией мира известных изобретений (но только не МПК), затем с отображением прототипов. Предлагаемая методология не останавливается только на аналогах и прототипах.

Закономерности изобретений. Изобретатель-исследователь осознанно применяет устойчивые математические законы. При их идентификации по чужим и своим экспериментальным данным появляется фундаментальная и мощная возможность выработки управляемым озарением (инсайтом) коррелятивных вариаций частных графов. Они в виде собственных идей (организованных совокупностей мыслей) и технических решений (устройства, вещества, способы) появляются в мозгу не только на основе аналогов и прототипов, то есть изобретенных в прошлом новшеств. Дополнительно к этому, на основе выявленных особенностей в биотехнических закономерностях объекта исследования, в подсознании изобретателя появляются подграфы новых и оригинальных идей, значимо повышающих генотипическое расстояние нового технического решения от прототипа.

Может даже оказаться, что совмещение математической идентификации с технологической адаптацией методами прототипов даст пионерные технические решения. Влияние эвристических приемов как бы изменяют ракурсы анализа и синтеза отмеченных графов, дают новые векторы (конусы) поиска и преодолевают векторы инерции мышления.

Эвристические приемы [105] сами по себе не дают идей, то есть не связывают разнородные мысли из разных стадий и этапов научно-технического творчества в виде коррелятивных вариаций графов (решений), но дают мыслительную возможность появления озарений в виде существенных преобразований представлений изобретателя. Инсайт происходит в виде неосознаваемого графа (полного или редуцированного) из стадий, этапов и процедур научно-технического творчества.

Как и что изобретать?. А дальше, как говорится, дело техники (у автора этих строк 230 изобретений, из них более 50 получены за 15 лет на способы, а изобретать устройства и вещества стало не выгодно). Такой синтез двух методологий удалось сделать потому, что методология изобретательства была создана ранее в виде двух методов поискового проектирования и конструирования (способов и устройств) [61].

Если изобретательство рассматривать в ракурсе социально-экономического кризиса, то почти 30 лет в нашей стране изобретать устройства стало даже бессмысленно, потому что гражданское машиностроение в целом все еще лежит на боку и задыхается от удушья зарубежного серийного выпуска с более высоким качеством изготовления.

Противоречие заключается в том, что изобретения на способы сложнее по функциональной структуре в десятки раз по сравнению с устройствами, которых можно изобрести и получить несколько патентов на один запатентованный способ. С другой стороны, экономика России вообще пока не может осваивать устройства мировой новизны, поэтому смысл термина «внедрение – проникание в сопротивляющуюся среду» теряет смысл из-за того, что внедрять-то просто некуда.

Нет также денег и средств и на патентование за рубежом.

В итоге мы сознательно вынуждены были прекратить изобретать сложные и материально емкие в конструкции устройства или же в кандидатских диссертациях перейти на малюсенькие инструменты, дабы можно было их изготовлять самим в виде опытных образцов. Не бывает худа без добра – эту пословицу мы почувствовали где-то на 20-30-м патенте на различные способы. Тем более дидактикой обучения методам изобретательства вполне овладели на десятках студентов (с ними более 170 изобретений) и нескольких аспирантах. Кроме того, апостериорная информация, получаемая в процессе моделирования идентификацией нашего биотехнического закона, сформулированного на основе нескольких десятков тысяч примеров статистических данных и результатов измерений, позволила нам осознанно готовить заявки с формулами изобретений, включающими не только отличительные признаки функциональных связей, но и математические конструкты.

Таких патентов у нас уже несколько десятков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...