Самоорганизация своего труда студентом
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Из обзора [116] были сделаны выводы о сложности самоорганизации. Проведенные психологами исследования показали, что, попав в невыносимые условия, любой индивидуум начинает проявлять чудеса самоорганизации и совершать трудовые подвиги. В трети случаев причиной активной самоорганизации становятся глобальные перемены в личной жизни, в частности, поступление или отчисление из вуза. Литературы по этому поводу мало. Немногочисленные материалы касаются в основном управления временем. Но это только часть огромной темы самоорганизации. На самом деле в это широкое понятие входит и правильная планировка рабочего места, и делегирование полномочий, и умение управлять разговорами, и прогнозирование, и многое другое. Недостаточно одного желания учиться, интереса к учебе, понимания того, что без нее нельзя приобрести знания, овладеть профессией, материально обеспечить себя, свою семью, развить свои способности, талант и в итоге самореализоваться как личность. Необходимо еще иметь определенные навыки, знать приемы, позволяющие наиболее продуктивно учиться. В другой публикации [120] указывается связь с компетенциями. В данном пособии понятие «компетенция» не рассматриваем. Один из научных выводов из публикации [26] следующий. С первый по пятый курс обучения у студентов наблюдается последовательное снижение уровня самоорганизации. Это снижение наблюдается в таких компонентах самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование и волевые усилия. Уровень развития компонентов, относящихся к контрольно-коррекционной части процесса самоорганизации, при этом возрастает. В публикации [26] признаки самоорганизации учебы рассмотрены как элементы и приемы процесса труда, а труда как подсистемы жизнедеятельности, причем они рассматриваются системным образом лучше.
Мы выше разделили эти три понятия (см. п. 6.1). Они перекрестны, имеют общие области понимания, но не сходны. Управление – это изменение ситуаций. Поэтому ситуации могут быть при управлении по независимым от управляющего обстоятельствам или же управление с изменением самих обстоятельств и даже формированием среды своего обитания дома и на работе. Даже животные и растения изменяют пространство своего обитания, создавая микроклимат и своеобразный уют в своих норах, гнездах и местах произрастания. Самоуправление человека относится к личности, бригаде, коллективу или персоналу и также характеризуется двумя крайними случаями: по обстоятельствам или самоуправление обстоятельствами, в том числе и изменением самого себя как развивающейся личности. Самоорганизация представляет собой рационализацию и оптимизацию своей деятельности с целью экономии времени, средств и усилий. Целью и одновременно вектором самоорганизации является именно принцип экономии энергии, присущий всему живому и всей природе. Саморегуляция – это процесс снижения или устранения недостатков в самоорганизации или в самоуправлении. По своей сути это «текущий ремонт» всей системно-функциональной структуры (функционального каркаса) и всей предметно-вещной структуры (материальной ткани функциональной структуры) как самого человека (саморегуляция здоровья), так и поведения с использованием технических средств. Во всех наших определениях мы далеко выходим за пределы психологии, потому что знаем теорему Гёделя: чтобы понять систему, надо выйти в понятийном аппарате за её пределы. Затяжка с реформами в образовании только усугубила противоречия в системе ценностей и мотиваций в стремлениях к самостоятельности. Если принять термин Л.Н. Гумилева «пассионарная энерегия», то тридцать лет в нашей стране давление жизни (по В.И. Вернадскому) идет на конъюнктурные специальности типа «финансы и кредит», хотя все знают и видят потуги власти об улучшении дел с техническими направлениями. Значит - народ для власти не тот, или же власть у народа не та.
Известно из мировой практики, что реформы в образовании происходят за 5-7 лет до реформ в экономике. Поэтому создать быстро российскую инновационную экономику можно только за счет привлеченных зарубежных специалистов. А российская система образования так и не станет изменяться в корне, не будет массово готовить отечественных изобретателей, фундаментально подготовленных к сложным научным исследованиям и выработке плодотворных для технологической адаптации в мировую экономику научно-технических идей, защищенных патентами на изобретения и за рубежом. Тогда Россия не станет готовой практически к циклическим преобразованиям технологической основы и будет не инновационной даже через 30-50 лет отечественной сырьевой и крепостнической в режимах труда и творчества экономики.
Социальная энергетика Вопросы социальной энергетики подробно изложены в пособии [61]. Единство материального и духовного мира. Образование видимого и невидимого мира происходит непрерывно, ежесекундно меняя Вселенную, Солнечную систему, нашу планету и каждого человека в отдельности. Микромир личности человека столь же безграничен, как и физическая Вселенная. Поэтому образование человека как личности предполагает единство материального и духовного. Исторически разделение цельности бытия на материальное и духовное начало произошло, конечно же, черезобразовательную деятельность. Расширяющаяся дифференциация образовательных процессов привела людей к большему обособлению от природы, от трудностей естественной (животной) жизни, к созданию искусственной окружающей среды городов и населенных пунктов. Современные концепции естествознания. Многие концепции современного естествознания изложены в учебниках и пособиях, наилучшим из которых, по нашему мнению, является [35]. Все учебники построены по индуктивному подходу, когда из разных отраслей науки восприняты те или иные отдельные оригинальные концепции, а затем они упорядоченно изложены для студентов гуманитарных специальностей. Здесь отсутствует дедуктивный подход, поэтому содержание этих книг выглядит фрагментарным.
Нам представляется, что нет необходимости пересказывать отдельные достижения физики, химии, биологии и других наук. Они очень хорошо и подробно изложены в специальной технической литературе. Предпосылки единой концепции. Следует создавать общую биотехническую концепцию современного естествознания, подбирая для объяснения те или иные характерные научные факты (так, например, удачнее выглядит учебник по экологии [35]). Факты нужно расставить органично в «единую ткань» общей функциональной структуры процесса понимания природы, реконструируя прошлую ПриРоду и безоговорочно принимая каноны о божественной ПРИРОДЕ. Философ Кант призвал мыслителей познать человека для того, чтобы через него познать и мир. Однако такой подход является линейным во времени, поэтому самопознание внутри общества, без учета внешней силы, не дает плодотворных результатов (нарушается принцип Гёделя). Поэтому следовать Канту в инженерной экологии, природообустройстве и рациональном природопользовании практически невозможно. Но будущее время эволюции человека во многом будет зависеть от деяний самого человека о себе и окружающей среде вплоть до Вселенной. Как биологический вид человек способен изменить самого себя и осознанно улучшать ранее испорченную им самим природу. В этом смысле будущее всей природы предсказуемо через познание человека. Поэтому в экологическом прогнозировании природопользования нужно следовать философу Канту. Таким образом, направления изучения физической Вселенной вне человека, а через микрокосм человека изучение невидимого мира, по Канту, вполне согласуются между собой. Объединение этих двух направлений позволило бы открыть завесы тайн существования человека, цель бытия которого заключается в соединении видимого и невидимого мира и тем самым познание природой самого себя с помощью человека.
Простейшая структура природы. Рассмотрим структуру природы через указанные две координаты (рис. 6.2).
Схема на рис. 6.2а показывает систему координат, в которой осью абсцисс является время, а ось ординат представляет собой стремление к Богу через духовное возвышение и обожение. Уважаемый читатель сам может оценить свое условное место на вертикальной оси: от пассивного атеизма (на оси абсцисс) до благочестивой святости жизни на Земле. По схеме на рис. 6.2б природа состоит из трех основных царств как общих форм существования физического бытия, которые образовались в ходе эволюции Вселенной и планеты Земля: минералы, растения и животные. Без минералов растения, а значит и животные, не живут. Здесь нужно оговориться, что австралийские эксперименты с искусственным биотопом показали, что между минералами и растениями находятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.). однако такое дополнение не умаляет приведенной на рисунке 6.2 схемы. Состояние энергии проявляется через три различающиеся по сути содержания: тело (вещество), душа и дух. По Эйнштейну, вещество является сгущенной энергией. А слово «энергия» означает, как и слово «функция», - способность к действию. Известно [129, с.189], что в первом издании Британской энциклопедии, вышедшем в 1771 году, вся статья под заголовком «энергия» имела следующий вид: «Энергия, слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего-либо…». Действенность чего-либо очень хорошо подходит к энергетическому описанию духа, души и тела (совместно, попарно или раздельно). При этом понятие энергетического импульса, который был применен нами при описании процессов образования технических средств человека [61], в общем случае применим и к любым телам. Энергетические уровни. На рисунке 6.3 приведена схема устремления объектов природы к высшей (божественной) энергии.
Как и при переходе электрона в атоме с одного энергетического уровня на другой, так и здесь стремление к высшим силам зависит от самого объекта (субъекта). Это относится, прежде всего, к представителям царств живого, то есть к растениям и животным. Поэтому между отдельными вертикальными уровнями существуют энергетические пороги, показанные схематически в виде разрывов.
Преодоление этого порога зависит от энергетического состояния на каждом из уровней: тела, души и духа. Высшие представители царств. В каждом из трех царств существуют высшие представители: высшие минералы – это кристаллы, высшие растения – наземные, а из них деревья, а высшие животные – люди. По схеме на рисунке 6.3 в каждом царстве происходит горизонтальное совершенствование форм на одном энергетическом уровне. В царстве животных людям, как высшим животным, была дана возможность самоорганизации своей воли, суждено было самим развивать в ходе эволюции все три уровня – тело, душу и дух. Но человек развивал быстрее тело, возрастая по численности и создавая технические средства как дополнение конечностям и мозгу (радио, телевидение, компьютеры). Энергетические связи между царствами природы. Все три царства существуют ныне совместно на Земле. Причем царства живого вещества (микроорганизмы, растения и животные, а из последних люди) постоянно конкурируют за места обитания. При этом количество живого вещества постоянно за всё время существования планеты Земля (по В.И. Вернадскому). Люди уменьшают площади под растительностью, то есть происходит растущая эрозия растительного покрова Земли, а через это и сокращение животного мира. На планете человек становится доминирующим видом, исключающим среды обитания других животных и растений. При этом появились такие виды технических средств, например автомобили и дороги, которые давно уже ведут себя как популяции обезумевших хищных зверей. Оказалось, что в природе нормальные по психике хищники пасут свои жертвы обдуманно, сознательно и на долгое будущее. Дороги уничтожают растительность, разрывая и сокращая биоценозы и популяции животных, находящихся в ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|