Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева




Введение

Русская литература 19 века щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила с выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит самому загадочному, на мой взгляд, поэту Фёдору Ивановичу Тютчеву. Современники знали и ценили его как умного, прекрасно образованного человека, интересовавшегося политикой и историей, блестящего собеседника, автора публицистических статей. О его творчестве можно сказать словами И.С. Тургенева: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

С детских лет нас сопровождают стихи Ф.И. Тютчева. Для меня первым стало произведение «Люблю грозу в начале мая…». Это одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи о пленительной русской природе, которая у поэта всегда одухотворена.

Многие строки Фёдора Ивановича вспоминаем, когда хотим выразить самые сокровенные чувства:

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Неоднозначным, правда, было отношение поэта к России. Он одновременно и воспевает её красоту, и обличает все пороки страны тех времён, предвещая, впрочем, и будущее. В конце жизни поэт написал следующие стихи, которые стали своебразным символом России и даже служили (и сейчас служат) эпиграфом ко многим аналитическим передачам на телевизионных каналах:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

 

Мотивный комплекс Ф.И. Тютчева достаточно разнообразен. И, тем не менее, в историю русской культуры поэт вошел именно как автор философской лирики.

Целью нашего исследования станет попытка разобраться в том, насколько масштабным явилось проникновение философских составляющих в мотивный комплекс лирики поэта. Другими словами, следует ли разделять философскую лирику и, например, любовную, пейзажную? А может быть, это одно неделимое целое?

Исходя из целеполагания ставлю перед собой задачи:

) Рассмотреть мотивы как значимые единицы художественного мира Ф.И. Тютчева.

) Определить философскую составляющую в каждом звене поэтической системы.

 

 


Можно ли считать оксюмороном понятие «философская лирика»?

тютчев поэзия философская лирика

Если вспомнить определение термина «оксюморон», то кратко это понятие можно обозначить так - «сочетание несочетаемого». Неужели слово «лирика» вступает в противоречие со словом «философская»? Обратимся к толковому словарю.

Философия - это наука о законах жизни, бытия. Лирика - не наука, не публицистика, а искусство. Она призвана выражать чувства, вызывать у читателя переживания. В этом её прямое назначение. Но лирическое стихотворение может будить мысль, вести к вопросам и рассуждениям, в том числе и философским.

Можно подойти к понятию «философия» и с другой стороны. В переводе с греческого оно означает «любовь к мудрости». Иными словами, предметом изображения в стихотворении становится мысль или размышление лирического героя о вечных вопросах жизни человека.

Но и это положение требует уточнения. В теоретическом высказывании человека мысль облекается в форму логического суждения. В поэзии философское суждение облекается в форму художественного образа (метафоры, символы). Поэт не просто воспроизводит суждение (мысль), но и изображает переживания, чувства, эмоции, вызванные мыслью о Боге, о жизни и смерти, вечном и бесконечном, человеке и природе, красоте и безобразии. У поэта-философа мысль обычно вплетается в образ переживания. Чувство вызывает размышление, мысль в свою очередь переживается лирическим героем.

Ф.И. Тютчев сделал мысль достоянием поэзии: он «пропустил» её через сердце. Стихи поэта не учёное суждение, а органическое образное изображение субъективного чувственного переживания или впечатления, вызванного напряжёнными и сосредоточенными раздумьями о смысле бытия человека. Таким образом, Ф.И. Тютчев сумел отобразить красоту философской мысли, красоту человеческого мышления в поэтической мысли. Значит, сочетал несочетаемое, сделал «невозможное возможным». Примеры этого слияния вы сможете увидеть далее в работе. Но прежде хотелось бы обратиться к художественному своеобразию всей поэзии Ф.И.Тютчева целиком.

 

Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева

 

Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Ф.И.Тютчева.

Философская мысль играет такую же роль, как пейзаж или жизненный факт. Это материал творчества. Центром поэтического мира, созданным поэтом, является «образ мыслителя», по определению литературоведа В.В.Кожинова. Философские идеи, «духовные жесты» мыслителя помогают нам создать впечатление о мировосприятии и мирочувствовании лирического героя. Идеи в тютчевских стихах играют такую же роль, как поступки, действия в других художественных мирах. Хотя и эти формы воплощения лирического героя в той или иной степени присутствуют.

Лирический герой Ф.И. Тютчева погружен в размышления и живёт ими. Мысль может прийти как озарение или явиться плодом долгих раздумий и поразить воображение. Здесь особенно уместно выражение французского философа 17 века Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этим также объясняется появление основной жанровой формы тютчевской лирики - фрагмента (отрывка). Фёдор Иванович разрушает жанровые стереотипы. Поэт отказывается следовать какому-либо жанровому канону. Его стихи напоминают реплику в диалоге, произнесённую по поводу сказанного или, напротив, неожиданно для слушающих. Она может быть результатом-озарением напряженных душевных переживаний и скрытой от других умственной деятельности.

Ориентация на фрагментарность обусловливает и особенную поэтику тютчевского стиха: неожиданное начало, открытый финал, двучастная композиция, динамичность лирического сюжета, символизация основной идеи-мысли, обыденность разговорной лексики.

С другой стороны, фрагмент как бы изначально предполагает наличие художественного целого (незавершённость всё-таки тянется к завершённости). Он воспринимается как часть целостности. Тютчевский парадокс и заключается в том, что при очевидной отрывочности отдельных стихотворений между ними возникают тончайшие связи и ассоциации, создающие единство его поэтического мира. И это единство основывается на сквозных, вариативно развивающихся мотивах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...