Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философский характер мотивного комплекса лирики поэта




 

Человек и Вселенная

В поэзии Ф.И. Тютчев воплотил мироощущение земного и «вселенского» человека. Он взглянул на земной шар из космоса и увидел, что человек всего лишь маленькая частичка мироздания, песчинка в космическом пространстве. Недаром поэт К.Бальмонт сказал: «Тютчев возник на русской земле под веяньем небесных пространств, разорванных ночной грозой с перекличкой зарниц». Я согласен с высказыванием и считаю, что тютчевский герой ощущает свою слиянность с высшим миром, с Вселенной:

 

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи,

Глядит на сонный мир земной,-

Но днём, когда, сокрытые, как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.

Лирический герой постигает Космос. Он видит землю в космическом пространстве, понимает её малость и хрупкость, удивляется величию и гармонии жизни, стремится постичь великую тайну творения человека:

 

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой.

(«Сны», 1830г.)

 

Вместе с тем герой Тютчева, земной человек, ощущает своё единство с людьми и с ними переживает ощущение вселенского одиночества и страха перед стихиями мироздания. Поэтому в его душе ощущается уже «двойное бытиё»:

 

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Так ты - жилица двух миров,

Твой день - болезненный и страстный.

Твой сон - пророчески-неясный,

Как откровение духов…

(1855г.)

 

В земной жизни лирический герой остро переживает одиночество человека:

 

…И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу перед пропастию тёмной…

(«Светлая ночь на небосклон взошла…»,1850г.)

 

Тема космического одиночества соотносится в поэзии Ф.И.Тютчева с мотивом странника. Странничество воспринимается в философском контексте как духовный путь человека:

 

Угоден Зевсу бедный странник,

Над ним святой его покров!..

Домашних очагов изгнанник,

Он гостем стал благих богов!..

(«Странник», 1830г.)

 

Тютчевский герой-мыслитель понимает мир и человека как Божье творение, а земной путь человека видится ему изначально определённым Божьим Промыслом.

Определяя характер мотива «Человек и Вселенная», можно смело говорить о философской направленности этих стихов. Во-первых, интерес представляет слово «Вселенная» - непременный атрибут размышлений о бытие. Во-вторых, поэт ищет ответы на вопросы: «Что есть Человек?», «Каково его место во Вселенной?», «Какой видится Земля из Космоса?», «Двойное бытие Человека», «Кому принадлежит заслуга в личной судьбе каждого?». Философичный характер этих выражений, я думаю, не нуждаются в комментарии.

Человек и Бог

Биограф Ф.И. Тютчева, И.С. Аксаков писал: «… он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Вера…не владела им всецело, не управляла волей, недостаточно освещала жизнь, а потому не вносила в неё ни гармонии, ни единства…». Разлад между сердцем и разумом, между духом и плотью поэт считает трагическим уделом человека. Он может привести к богоотступничеству. Богоотступничество современников поэт переживал в стихотворении «Наш век» (1851г.), в котором главную болезнь века видит в растлении духа, а её причину - в безверии.

Однако неверие Фёдор Иванович не отождествляет с дерзостью человека, осознающего ограниченность своих возможностей, роковую предопределённость судьбы и устремляющегося ввысь, к новым горизонтам, к новым открытиям. Для подтверждения этой мысли достаточно обратиться к стихотворению «Фонтан» (1836г.). Фёдор Иванович создаёт его с традиционной для него двучастной композицией, используя приём параллелизма. Первая строфа - самостоятельная зарисовка, в которой выражены такие чувства, как восхищение, радость, удивление:

 

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

 

Эти строки создают у читателя светлое, оптимистическое настроение. Философский смысл, заложенный, как в зерне, в первой части, раскрывается во второй:

 

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

(1836)

Человек ограничен в возможностях познавать мир, это определено свыше, но с мыслью человек неизменно устремляется ввысь, пытаясь проникнуть в тайны мироздания.

Лирический сюжет развивается в стихотворении также традиционно для Ф.И.Тютчева: от частного - к общему, от конкретного - к обобщению.

Дерзкий человек симпатичен поэту, но в то же время он живёт с ощущением божественной, «незримо-роковой» предопределённости человеческой судьбы:

 

Когда на то нет Божьего согласья,

Как ни страдай она, любя,-

Душа, увы, не выстрадает счастья,

Но может выстрадать себя…

 

Человек должен смириться с вечным божественным законом жизни и проявить смирение, которое открывает ему путь к спасению:

 

Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,

Но одежд не имею, да вниду в него.

(1872г.)

 

Только осознав свою греховность, через смирение и покаяние человек духовно спасается:

 

…Но скудны все земные силы:

Рассвирепеет жизни зло -

И нам, как на краю могилы,

Вдруг станет страшно-тяжело.

Вот в эти-то часы с любовью

О книге сей ты вспомяни -

И всей душой, как к изголовью,

К ней припади и отдохни.

(«При посылке Нового Завета», 1861г.)

 

С темой «Человек и Бог» связана и тема Родины. Какой же видит Россию Фёдор Иванович? Как решается этот философский вопрос в творчестве поэта? В таких стихотворениях, как «Давно ль, давно ль, о Юг блаженный…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Эти бедные селенья…» Ф.И.Тютчев видит Россию православной. В этом заключается его проникновение в национальный дух, характер, сознание и самосознание.

Человек и Природа

В творчестве Ф.И. Тютчева нет «чисто» пейзажных стихов. Поэт запечатлевает не природу, а вызванные ей наблюдения и размышления. Пейзажная картина становится средством проникновения в сущность бытия, познания всеобщих законов Вселенной. Именно поэтому лирику Фёдора Ивановича называют натурфилософской (натурфилософия - философия природы).

Так, в стихотворении «О чём ты воешь, ветр ночной?» (1830г.) первая строфа имеет конкретный и «моментальный» портрет природы:

 

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо-жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь, и взрываешь в нём

Порой неистовые звуки!..


Вторая строфа придаёт образу ветра символический и философский смысл. Образ ветра воспринимается символом космоса вселенского хаоса, природной стихии, с которой «жаждет слиться» и которой страшится душа человека.

 

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвётся он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О! бурь заснувших не буди -

Под ними хаос шевелится!..

 

Для Ф.И. Тютчева одна из самых великих загадок Вселенной - противостояние человека и природы и в то же время их неразделимость. Эта мысль раскрывается в таких стихах, как «Бессонница», «Вечер мглистый и ненастный…», «Летний вечер». Человек живёт с трагическим ощущением бренности своего индивидуального бытия и с осознанием того, что природа вечна. Конечную цель своего бытия человек видит в слиянии с природой, но приближение к ней - это наступление физической смерти. В этом «ночная» (тёмная, трагическая) сторона человеческой жизни.

Чем является ночь в философском мировоззрении поэта? Образ ночи символизирует стихийное начало жизни, хаос. Ночь лишена логики и разума. Она таинственна и «инстинктивна», способна разрушить гармонию мира.

Образ ночи соотносится с мотивом смерти, небытия. Лирический герой страшится ночного хаоса, преклоняется перед таинственной беспредельностью ночи. День - это воплощение разума, веселья и гармонии. Такие образные оппозиции, встречающиеся в стихах «Странник», «Летний полдень», «Весенняя гроза», «Весенние воды», основаны «вселенском» контрасте. Он отражает неразрешимые противоречия человеческого бытия: жизнь и смерть, вечность и мгновение, любовь и ненависть.

Какое время года вызывает наибольший интерес поэта? Лирический герой особенно переживает осень. Это время года завораживает своей таинственностью и умиляет:

 

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест…

(«Осенний вечер» 1830г.)

 

Чувства лирического героя выражены словосочетанием «умильная… прелесть»! Прелесть осенних вечеров умиляет героя, трогает нравственно, возбуждает нежные чувства, любовь, жалость. Состояние умиления предполагает также чувства смирения, сокрушения, радушного участия, доброжелательства. Слово «умиление» (если обратиться к словарю В.И. Даля) синонимично понятию «Христова любовь». Зная это, мы понимаем неожиданную метафору Ф.И.Тютчева: «кроткая улыбка увяданья». Таким образом, душевное состояние, обозначенное словом «умильная», переживает и лирический герой, и увядающая природа.

Поэт не только одушевляет природу, но и показывает слиянность человека и природы, способных одинаково чувствовать.

Природа - основная стихия мира, создавшая человека. Поэтому человеку свойственно стремление к соединению с природой. Эта мысль ярко прослеживается в стихотворении «Тени сизые смесились» (1836):

 

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!

 

В этом стихотворении незавершённость, тревожность, зыбкость ощущений в одинаковой степени свойственны состоянию природы («тени сизые смесились», «цвет поблекнул», «звук уснул») и состоянию внутреннего мира лирического героя, его субъективным переживаниям и впечатлениям («Всё во мне, и я во всём!», «С миром дремлющим смешай!»).

Такие взгляды, в соответствии с которыми Бог и мир одно и то же (Бог растворился в природе), называют пантеизмом.

Именно так решался вопрос о месте природы и человека в философском воззрении поэта.

Человек и Слово

Человек в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева так же величественен, безбрежен и таинственен, как космос: «Всё во мне, и я во всём». Могут ли «космические миры» понимать друг друга? Одна из центральных проблем, волновавших поэта, - проблема понимания и непонимания. Отсюда возникает вопрос о словесном выражении человеком мыслей и чувств.

В стихотворении «Silentium!» тема «человек и слово» решается Фёдором Ивановичем однозначно. Человек обречён на непонимание, потому что невозможно полно и точно выразить содержание своего внутреннего мира:

 

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,

Внимай их пенью - и молчи!..


В результате такого «общения» люди обречены на одиночество. Отсюда - тютчевский пессимизм, чувство безысходности и ощущение беспощадности судьбы, обрекшей людей на разобщённость. Что же даётся свыше Человеку взамен на непонимание? Даруется высшее - «сочувствие» и «благодать»:

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

(1869г.)

 

Какой смысл вкладывает поэт в слово «со-чувствие»? Люди, дети природы, способны интуитивно понимать друг друга, сопереживать и соучаствовать в судьбе друг друга. Но и в любом случае человеку «даётся благодать», т.е. помощь, ниспосланная свыше, любовь, милость Божия. Люди духовно едины.

Проблема понимания и непонимания «спровоцировала» в поэзии Ф.И.Тютчева комплекс мотивов: одиночества, молчания и умолчания, интуитивного прозрения. Проблема «невыразимого» имеет ещё одну грань: человек и поэтическое слово.

Поэт всесилен в своём слове, которое дано Богом. Слово поэта наделяется Божественной силой:

 

Ты зрел его в кругу большого света -

То своенравно-весел, то угрюм,

Рассеян, дик иль полон тайных дум,

Таков поэт - и ты прозрел поэта!

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог,-

Настала ночь - и, светозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей!

(1830г.)

 

Поэт, по мнению Ф.И. Тютчева, должен завещать миру «души высокий строй» как свой лучший подвиг.

Человек и История

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева считается и историософской. Основным содержанием её являются размышления о прошлом и настоящем, о законах и тенденциях исторического процесса, о его предопределённости и роли случая в развитии событий, о месте и назначении человека в истории.

Примером такой лирики может служить, например, стихотворение «Цицерон». Двучастная стиховая композиция, обычная для тютчевских произведений, характерна и для данного. Первая часть стихотворения - миниатюрный философский диспут или «мнимый» спор между оратором и лирическим героем:

 

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал - и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

 

Вторая часть - обобщение-вывод, вытекающий из диалога между Цицероном и лирическим героем:

 

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

 

В этих строках заключена важнейшая мысль о том, что основой человеческого бытия является напряжённейшая, активная жизнь каждого человека, осознающего свою причастность к естественному ходу истории и испытывающего наслаждение в преодолении противоречий, в борьбе. Ощущая себя творцом истории, человек может испытать счастье-блаженство. Состояние счастья здесь, конечно, предмет философского осмысления. Однако интонация стиха такова, что у читателя возникает ощущение, будто лирический герой сам пережил подобное счастливое состояние. Отсюда приподнятая и взволнованная интонация стихотворения.

Одна из постоянных в поэзии Ф.И.Тютчева - категория вечности. Она вполне естественна для поэта, ощущающего себя человеком Вселенной. Он всегда соотносит вечность и мгновение: «И жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита». Чувство вечности, которою заполнен миг, проявляется в сознании неумолимости времён, рокового хода истории:

 

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы - лишь грёзою природы.

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

(«От жизни той, что бушевала здесь…», 1871г.)

Человек и общество


Предметом пристрастного изучения писателей-реалистов 2 половины 19 столетия явился конкретный человек и его социальный статус. Но Фёдора Ивановича Тютчева этот вопрос не интересует. Внимание поэта приковано к человеку вообще, человеку как «родовому явлению». Поэтому в стихах Ф.Тютчева человек никогда не является «социальным типом». Принадлежность к определённой социальной группе, зависимость от обстоятельств и условий жизни не важны для поэта.

Любая социальная проблема воспринимается лирическим субъектом в философском контексте. Так, например, тема стихотворения «Русской женщине» при первичном прочтении определяется как судьба женщины, зависящая от её социального положения:

 

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…

 

Однако далее мы понимаем, что социальная проблема положения женщины в обществе осмыслена лирическим героем на ином уровне - философско-нравственном:

 

И жизнь пройдёт незрима,

В краю безлюдном, безымянном,

На незамеченной земле, -

Как исчезает облак дыма

На небе тусклом и туманном,

В осенней беспредельной мгле…

«Переведение» проблемы на другой уровень происходит за счёт образно-метафорического обобщения конкретных реалий жизни. Так, в первой строфе даётся общая характеристика жизни русской женщины. На это указывает слово «вдали». Затем рисуются внешние события жизни - своего рода хронология. Ф. Тютчев поэтически воспроизводит ощущение роковой предопределённости судьбы женщины и мысль о закономерности и всеобщности такой судьбы. Всепоглощающим становится чувство, неопределённости, неразрешимости социальной ситуации. Отсюда образные параллели: судьба - дым, жизнь - мгла, туман.

Раскрывая философский смысл мотива «Человек и общество», нельзя не сказать и о политических стихах Фёдора Ивановича. Поэт создавал их в 1830 - 1850 годы. К ним относятся такие произведения, как «14 декабря 1825г.», «Как дочь родную на закланье», «Море и утёс». Однако высокая политическая активность Тютчева пришлась на 1865 - 1873 годы. Именно в это время поэт создал около пятидесяти произведений, среди которых «Веленью высшему покорны…», «Мужайтесь, о други, боритесь прилежно…», «Наполеон», «Славянам» и другие.

К политическим стихам Ф.Тютчева сохраняется неоднозначное отношение. Большинство литературоведов склонны рассматривать такие произведения как художественно слабые. Мотивируют исследователи это тем, что некоторые из них неоправданно объёмны. Возникает ощущение некой растянутости. Другие напоминают «лозунги», а третьи представляют собой «рифмованные аналогии» политических статей. Но это и понятно. Фёдор Иванович хотел высказаться по политическим вопросам, актуальным, сегодняшним, не терпящим, как ему казалось, отлагательства. Его волнует положение России в Европе, политические события, «роковые минуты» современной истории (восстание декабристов, польское восстание, Крымская война, реформы), взаимоотношения русских и других славян.

В политических стихах Ф.И. Тютчев также стремится к философскому осмыслению. Он ставит проблему утраты человеком и человечеством сокровенных идеалов, передаёт ощущение разлада между человеком и окружающим миром, чувство раздвоенности личности. Такие стихи по своей эмоциональной окраске экспрессивны и выразительны, например, «Море и утёс»:

 

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?..

 

В стихотворении «Море и утёс» поставлена важнейшая для поэта проблема - Россия и революция. Революция видится лирическому герою стихией, сметающей всё на своём пути. Это плод нигилизма, безверия, сомнения и отрицания. Революции противостоит «утёс могучий», «неподвижный, неизменный», «великан». Образ утёса - символическое воплощение России, которая только и может, полагал Ф.И. Тютчев, противоборствовать революции в силу православного сознания русского народа.

В 1857 году Фёдор Иванович писал с глубокой верой в народ, в Россию, в жизненность христианства и в преобразующую, спасительную, возрождающую силу христианских идеалов:

 

Над этой тёмной толпой

Непробуждённого народа

Взойдёшь ли ты когда, Свобода,

Блеснёт ли луч твой золотой?..

Блеснёт твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы…

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа..

 

Вера в Россию выражена и в знаменитом тютчевском четверостишии 1866 года:

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

 

Человек и любовь

Бездна, неопределённость и непредугаданность окружают человека не только в природном мироздании, но и между ему подобными. Это бездна непонимания. Она может развернуться даже между самыми близкими, дорогими друг другу людьми.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» о трагизме любви. И это обозначено сразу, в первых строчках стихотворения - как формулировка Закона:

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Это сгусток мысли, «формула жизни», умозаключение, постулат. Но одновременно (а для читателя - в первую очередь!) вопль боли, мучения, живого человеческого отчаяния при виде роковой противоречивости бытия. Общее, универсальное «мы» дальше сменяется историей любви между «ты» и «она»:

 

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

 

Понятно, что «ты» здесь риторическое, это обращение поэта к самому себе. «Мы» разделилось на героя и героиню забра, мужчину и женщину. Для поэта это важно - любовь их различна.

Женщина у Ф.И. Тютчева - «героиня любви», её чувство цельно. Герой же оказывается невольным виновником того, что её всепоглощающая любовь оборачивается для неё «судьбы ужасным приговором», незаслуженным позором, отвержением «толпы».

За этим сюжетом просматривается реальная любовь поэта к Е.А. Денисьевой, принесшая ей и порицание в обществе, и мучительное одиночество, наконец - чахотку и смерть. Но поэтическая сила этого стихотворения связана не с достоверностью переживания, которая выражена им. Невыносимую боль, душевное страдание героя мы ощущаем уже в том, что он не рассказывает нам о произошедших событиях, их причинах, а забрасывает самого себя бесконечными, казнящими вопросами, на которые не найти ответа. Стихотворение это создано из восклицаний и вопросов. Здесь нет места рассказу, как нет ему места в душе человека, переживающего самые страшные минуты в жизни. Возможность и желание повествовать требует, как минимум, успокоения. В такой ситуации его быть не может.

Ощущение безвыходности создаётся во многом благодаря композиции стихотворения. Идя от «общего» к «частному» и не найдя в этом «частном» выхода, объяснения, поэт возвращается в финале к тому, с чего начал. Поэтическая мысль, возвращаясь на круги своя, создаёт ощущение безысходности и бесконечности страдания.

Чувство интимного, единственного переживания, любви также выводит тютчевского Человека в философскую сферу, к мировоззренческим общим представлениям. Любовь оказывается своего рода стихией, такой же мощной, как и природные. В ней есть своя бездонность, своё роковое начало. И в других стихотворениях любовного цикла поэт приходит к трагическому выводу о близости любви и самоубийства («Близнецы»). Переживание любви заставляет лирического героя задуматься над ещё одной вечной философской темой. Человек ничтожен в мироздании, но он мыслит и чувствует и в этом велик. Любовь вызывает острое переживание вселенского одиночества, ощущение катастрофизма бытия человека. С любовным чувством связаны раздумья о роке и судьбе, вечности и миге в человеческой жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...