Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Два полушария головного мозга. Женщинам — логика, мужчинам — эмоция




ДВА ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

Левое полушарие Правое полушарие
Вербальное: речь, слова (зона языка у 96% людей:  — у 98% правшей и 70% левшей) «научное» время Логическое рациональное («голова») аналитическое: видит «одно дерево» Немое: образы, формы, цвета «художественное» пространство аналогическое, интуитивное эмоциональное («сердце») синтетическое (видит «весь лес»)
Содержание речи письменное и устное изложение в прозе — арифметика и устный счет организованное и сознательное мышление припоминание имен припоминание названий предметов Интонация голоса (тембр, модуляции) поэзия, живопись, музыка высшая математика сновидения и «фрейдовское» бессознательное припоминание лиц (целостный Гештальт) — припоминание формы и способа применения
«Я в мире» количественное музыкальный ритм и временные отрезки «Мир во мне» качественное тембр и музыкальная мелодия

 

 

Левое полушарие Правое полушарие
Не способно отличать мужской голос от женского не умеет ни рисовать, ни петь алфавитное письмо текст линейный (картезианский) подход восприятие новых оригинальных и сложных элементов Креативность и исследовательская деятельность Не способно выразить эмоцию в словах Не умеет ни говорить, ни считать китайские идеограммы, египетские иероглифы — контекст системный подход восприятие знакомого, обыденного, стереотипного контекста, ориентирование в ранее известном неразработанная творческая интуиция  
«женское» полушарие филогенез: потребность в вербальной коммуникации («женщина у очага», заботящаяся о детях) социальный, радостный, оптимистический оттенок «мужское» полушарие (тестостерон) филогенез: потребность в ориентации (пространство и формы), необходимой на охоте и войне эмоционально-мрачный, пессимистический оттенок
Вербальные виды психотерапии (психоанализ) Психотелесные и эмоциональные виды терапии (Гештальт)

 

Serge Ginger, 1986

 

Так, например, тактильные ощущения от обеих рук воспринимаются и правым и левым полушариями головного мозга, и только скорость ответа позволяет определить, с какой стороны обрабатывалась информация. И спортсмены-левши часто лидируют в скоростных соревнованиях высокого ранга (фехтование, настольный теннис, большой теннис (К примеру, на последних Олимпийских играх 8 из 15 фехтовальщиков, и 3 из 4 теннисистов были левшами) и т. д. ), так как у них и обработка визуального восприятия пространства, и управление моторикой левой руки осуществляются в одном и том же полушарии, что дает ценный выигрыш в несколько сотых секунды.

Что касается центра языка, то он расположен слева у 96% людей (а именно у 98% правшей, и кроме того, в противоположность распространенному мнению, этот центр располагается в левом полушарии и у 2/3 левшей).

 

Женщинам — логика, мужчинам — эмоция

 

Особо многочисленны межполушарные связи у женщин (Как и у всех японцев обоих полов)(отсюда более тесная связь между рациональным, вербальным и эмоциональным аспектами поведения). У мужчин диссимметрия выражается сильнее (с наступлением половой зрелости) при несколько большем развитии правого полушария.

Известно, что мужчины, как правило, добиваются большего успеха в задачах с пространственной доминантой (например в механике), а женщины чувствуют себя свободней в вербальных видах деятельности, которыми руководит левое полушарие.

Некоторые авторы предполагают, что здесь речь идет о филогенетическом наследии; ведь первобытным мужчинам-охотникам пришлось развивать в себе ощущение пространства, чутье и способность к ориентации, в то время как женщины, занятые воспитанием детей, испытывали потребность в расширении вербальной коммуникации.

Уже, наверное, стало понятно, что в противоположность стойким предрассудкам, женский мозг сильнее связан не только со словом, но и с логикой, анализом, научным подходом, а мужской мозг — более склонный к синтезу, а также к художественному творчеству — тесно связан с эмоциями.

Конечно же, многие врожденные неврологические предпосылки могут изменяться под воздействием образования и культуры.

Часто приходится слышать утверждения о том, что креативность — одна из функций, находящихся под контролем правого полушария, однако эта точка зрения опровергается современными исследованиями (Гарднер, Боген, Зайдель и др. ). Стало выясняться, что правое полушарие, наоборот, специализируется на восприятии банальной, стереотипной, бытовой информации из повседневной жизни, а левое обрабатывает новые, оригинальные или сложные данные, возбуждая таким образом творческую активность. Но настоящее творчество, вероятнее всего, подразумевает слаженную работу обоих полушарий (и в особенности фронтальных долей) при их энергетизации со стороны лимбического мозга, то есть значительную мобилизацию всего головного мозга.

Из имеющих конкретное терапевтическое значение результатов последних исследований отметим еще тот факт, что одно полушарие головного мозга подавляет другое: так, например, если левое полушарие неактивно, то усиливается восприятие образов и эмоций. Точно так же при гипервентиляции легких, приводящей через гиперацидоз к «опьянению» кортикальных зон, происходит высвобождение деятельности подкорковых областей — гипоталамуса и лимбического отдела, что благоприятствует возникновению образов и эмоций (этой технике отдается особое предпочтение в реберсинге и биоэнергетике), и наоборот: если неактивно правое полушарие, то облегчается вербализация.

Напомним, что Школой Пало Альто (Paul Watzlvik The Language of Change. Elements of Therapeutic Communication. Basic Books Inc., N. Y., 1978) были разработаны многочисленные техники блокады левого полушария и освобождения правого: релаксация, визуализация, глушение левого полушария быстрым бессвязным потоком слов, упражнения в логолалии (В них предлагается говорить на языке, состоящем из выдуманных слов, пытаясь объясняться через интонацию и т. д. ) Активизация правого полушария (что особо поощряется в Гештальте калифорнийского стиля) ведет к мобилизации эмоций и изменению отношения к проблемам.

Отмечалось, что деятельность правой доли носила мрачный и даже пессимистический эмоциональный оттенок, в то время как деятельность более вербального, более коммуникативного, а значит, сильнее нацеленного на общение левого полушария вызывала более радостное и оптимистичное настроение. ... Потому-то женщина — словно солнышко для мужчины!

Результаты последних исследований мозга тех, кто страдает дислексией (Гешвинд и Галабурда из Гарвардского университета в Бостоне (США), 1984) показывают, что крайние случаи дислексии скорее связаны с внутриутробными аномалиями развития мозга, чем с условиями, в которых проходило обучение чтению, или с внутрисемейными аффективными отношениями, которые представляются всего лишь способствующими дислексии факторами.

Статистика показала, что дислексия значительно преобладает у мальчиков (в четыре раза чаще, чем у девочек), левшей, детей со способностями к музыке, к визуальным видам искусств, математике (В противоположность распространенному мнению, математика (высшая) связана с правой долей, так как здесь речь идет о синтетическом видении, а не о стереотипном логическом анализе. И наоборот, вычислительные операции обрабатываются преимущественно в левой доле головного мозга) и спорту, а кроме того, у блондинов и аллергиков.

Такие особенности, по всей видимости, связаны с неким нарушением перемещения нейронов в течение внутриутробной жизни, которое с легкостью обнаруживается при наблюдениях микроструктур мозга дислексичных детей. Вероятно, это нарушение вызывается избыточным выделением тестостерона (мужского гормона) у матери во время беременности, что приводит к чрезмерному развитию правого полушария!.. (Что было искусственно воспроизведено на крысах и обезьянах, которым вводился тестостерон, но только в особо чувствительный период второй половины беременности и перед родами).

А это значит, что внутриутробная сверхчувствительность плода к мужским гормонам или к их избыточному выделению в период его созревания усиливает скрытую предрасположенность не только к дислексии, математике, искусству и спорту, но и... к Гештальту.

Но только бы эти исследования не попались в руки к какому-нибудь директору расистского института, который, получив их, тут же поспешит составить портрет-робот идеального малыша-гештальтиста: «Субъект мужского пола, блондин, левша, спортсмен и художник, чувствителен, аллергик, страдает дислексией, но одарен в математике! »... что сразу же, освободило бы нас от всех щекотливых процедур приема на дидактический курс Парижской школы Гештальта

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...