Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подавление действия. Три этажа головного мозга. Асимметрия полушарий головного мозга




Подавление действия

 

В отличие от кратких, подготовленных обрывов, спонтанные длительные и в особенности повторяющиеся обрывы актуального действия со временем способны повлечь за собой патологические последствия. Здесь речь идет о функционирующей в хроническом режиме системе подавления действия. Эта система вступает в игру только в самых крайних случаях, когда нормальные защитные реакции организма (бегство или борьба) невозможны или неуместны (когда субъект, проявляя их, неоднократно получал негативный опыт). Пример: отсутствие ответа на выговоры начальника.

 


ТРИ ЭТАЖА ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

Рептильный мозг Лимбический мозг Неокортекс
палеэнцефал   рептилии архэнцефол
гипоталамус: аппетит, сексуальность ретикулярная формация: пробуждение + гипофиз: эндокринная регуляция гиппокамп: память амигдальное ядро: эмоции (связь с лобными долями) сенситивные области двигательные области ассоциативные области лобные доли (принятие решения)
жизненная энергия (импульсы) врожденные автоматизмы эмоциональный субъективный опыт память и эмоция творческое воображение мышление
функции жизненные (инстинкт) и/или вегетативные, голод, жажда, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, термо - и эндокринная регуляция. Поддержание внутреннего гомеостаза. приобретенные навыки: условные рефлексы и автоматизмы, приобретенные благодаря аффективно окрашенному поведению (поощрения и наказания, удовольствие и боль, страх или привязанность) разумное и автономное поведение, адаптированное к оригинальной ситуации данного момента, а также воображение, способствующее проспективному видению будущего
врожденные рефлексы привычки волевые реакции
интеграция настоящего (благодаря биохимической саморегуляции) интеграция прошлого (благодаря эмоционально окрашенным запомнившимся событиям) строительство будущего (благодаря рефлексирующему сознанию)
«низший» мозг (функционирует у новорожденных и во время комы) «центральный» мозг «высший» мозг
Подкорковые структуры центрэнцефал

Кортикальные структуры кора

белое вещество (продолжение нейроноп: Аксоны и дендриты)

серое вещество (клеточные тела нейронов)

сердце

голова

ограниченный гомсостаз (постоянство состава внутренней среды)

общий гомеостаз (адаптация всего организма в целом к окружающей среде)

(врожденные) \\ стереотипные \\ (приобретенные) способы поведения

свободное поведение

(импульсы) \\ бессознательное \\ (автоматизмы)

сознание

Serge Ginger, 1986

 

Отметим, что Лабори выделяет четыре основных типа поведения:

· два врожденных — «потребление» (питье, еда, совокупление), «защита» (бегство или борьба);

· два приобретенных — адекватное действие, подавление действия.

Как и всякая система торможения, механизм подавления является в организме всего лишь системой неотложной помощи, действие которой рассчитанно на кратковременные периоды. Но если долго жать на тормоза, то машина начинает нагреваться, и избыточное выделение нерасщепленных нейромедиаторов повлечет за собой самые разнообразные заболевания: неврозы, психозы, психосоматические заболевания (язву желудка, гипертонию, некоторые виды рака... ).

Для биолога Анри Лабори подавление действия, по всей вероятности, лежит в основе всех болезней — так же, как для Фрица Перлза обрыв Гештальтов или незакрытые Гештальты — в основе всех неврозов.

 

Асимметрия полушарий головного мозга

 

Давно известно, что человеческий мозг характеризуется выраженной диссимметрией как в анатомическом, так и в функциональном планах, и я уже подчеркивал, что это является очевидным признаком эволюции.

Так, если среди обезьян столько же левшей, сколько и правшей (То есть 50% обезьян — правши), то среди людей правши составляют 92% населения (в их мозге левое полушарие, так сказать, доминирует).

Сейчас стало известно, что такое неравномерное развитие обоих полушарий начинается еще до рождения и находится в тесной связи с выделением половых гормонов.

Отмечалось, что когда работает по преимуществу одно полушарие, то глаза непроизвольно поворачиваются в противоположную сторону. Если только что появившихся на свет новорожденных класть на спину, то 95% из них повернут голову направо. Здесь видимо, речь идет о генетическом программировании вида, о «биограмматике» (де Шато), определяющей синтаксис отношений «мать—ребенок», способствующей привязанности, «которая образуется в первые минуты после рождения и продолжается потом месяцы и годы, проявляясь в необыкновенном богатстве отношений, возникающих между малышом и его матерью»(Vincent J. D. Biologic des passions. Paris. Seuil, 1986).

Таким образом, можно проследить «весь репертуар интеракций, запрограммированных в мозге матери и мозге ее ребенка [... ] которые проявятся с неизбежностью судьбы, сыгранной за несколько часов [... ] Чем сильнее контакт в первые 45 минут, тем крепче будет привязанность». В 80% случаев у правшей (и в 78% случаев у левшей) мать спонтанно держит ребенка с левой стороны своей груди (со стороны сердца). «Мать, лишенная своего младенца в первые сутки после его рождения, скорее всего, будет держать его справа. И «правому ребенку» впоследствии потребуется медицинской помощи в два раза больше, чем «левому ребенку»! (Там же).

Напомним, что левое полушарие — вербальное, логико-аналитическое и «научное», в то время как правое полушарие — «немое», пространственное, аналогическое, синтетическое и «художественное». Оно более связано с ориентацией, ощущением телесной схемы, узнаванием лиц, образов, с музыкой (среди музыкантов правшей в два раза больше, чем среди представителей других профессий), эмоциями и сновидениями. Поэтому можно сказать, «что человек думает левым полушарием своего головного мозга, а видит сны — правым».

Добавим, что левое полушарие управляет ориентацией во времени, то есть линейной однонаправленной последовательностью событий, их соединением: оно способствует операции соединения. А правое полушарие управляет ориентацией в пространстве, то есть разнонаправленным рассеянием, и способствует операции разложения.

Мы видели, что правое полушарие задействовано в Гештальте, в то время как левое — преимущественно в вербальных видах терапии.

На уровне мозга существует тесная связь между телесной мобилизацией, эмоцией и выработкой образов, поэтому можно считать, что все телесно или эмоционально ориентированные виды психотерапии, — это «психотерапии правого полушария мозга».

То, о чем здесь шла речь, уже принято всеми исследователями и известно большинству терапевтов. Но мне хотелось бы добавить несколько фактов, о которых упоминается намного реже.

Прежде всего, никогда не следует терять из виду, что оба наших полушария находятся в постоянном тесном взаимодействии, осуществляемом через посредство 200 миллионов волокон мозолистого тела (Исключая период фазы «парадоксального сна» (сновидения), когда активность мозолистой спайки значительно падает (домофон на ночь выключается! ))

Итак, оба наших мозга работают в постоянном сотрудничестве: сначала вся информация, приходящая из внешнего мира, достигает одновременно обоих полушарий. Каждое извлекает то, что ему нужно, и обрабатывает это в зависимости от своей специализации. Затем оба полушария начинают постепенно сообщать друг другу результаты обработки информации. Каждая часть мозга обладает своей собственной памятью и «архивом» необработанных сенсорных данных, и в соседнее полушарие передаются только особо значимые выводы.

Можно сказать, что работает сплоченная команда (не чуждая духу соревнования), как это бывает в редакции газеты: каждый ответственный за рубрику берет касающиеся его сообщения, сортирует и кратко их обобщает, а затем все сотрудники редакции, просмотрев отредактированную газету, могут в свою очередь сделать замечания по работе коллег.

Важные сведения складываются в центральном архиве, а каждый сотрудник оставляет при себе собственные черновые записи.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...