Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система источников римского права. Обычаи и законы. Стадии принятия и состав республиканского закона. Конституции принцепсов.




Институции Гая дают такое перечисление отдельных источников права: законы, сентусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. А также обычное право.

 

Источник права – это способ, с помощью которого правило поведения становится нормой права. В римском праве они были особенные. Система источников РЧП включала 4 источника:

  • Обычное право, или юридический обычай;
  • Законы (сегодня это нормативные правовые акты);
  • Эдикты магистратов (или магистратное право);
  • Деятельность юристов, или юриспруденция (в России такого нет).

 

Юридический обычай, или обычное право как источник права Древнего Рима

Обычаи делятся на простые и юридические. Простой обычай – это правило поведения, вошедшее в привычку людей в результате его многократного повторения на практике. Простой обычай не обеспечивается юридическими нормами, а только общественным мнением. Юридический обычай – это санкционированный государством простой обычай. Обычай, соблюдение которого обеспечивается принуждением.

Основной источник обычая – Закон 12 таблиц, это кодифицированный обычай в области гражданского права и гражданского процесса. Были написаны на 12 глиняных таблицах. Был принят 450 г. до н.э., то есть в архаическом праве. Это главный пример юридического обычая в Риме.

Значение юридического обычая, как он соотносился с законом? Сила юридического обычая зависела от периода развития РЧП. В доклассическом – имел приоритет над законами народного собрания. В эпоху принципата (ограниченная монархия) существует принципс. Де-юре законы принимает сенат, а вносит принципс.

В эпоху принципата действует теория юриста Юлиана, согласно которому юридический обычай имеет равную силу с законом, принятым сенатом.

В постклассическую эпоху обычай действует только в части, не противоречащей конституции. То есть роль обычая снижается. Это правило было введено в 319 году нашей эры.

 

Законы

Закон – это нормативный правовой акт, принятый государственным органом Древнего Рима.

В Республиканском Риме в доклассический период единственными законодательными органами являлись народные собрания – комиции. Принятие республиканского закона проходило в несколько стадий:

1. Компетентный магистрат, консул или трибун разрабатывал законопроект и вносил его в народное собрание.

2. Народное собрание могло принять или отвергнуть законопроект, не имея права его обсуждать.

3. Если народное собрание утверждало законопроект, то на 3-ей стадии закон одобрялся Сенатом.

 

Республиканский закон состоял из следующих частей:

1. Прескрипция (надпись) – указывалось название закона, дата его принятия и обстоятельства принятия.

2. Номинация – указывалось имя магистрата, который вносил законопроект.

3. Гипотеза – содержалось указание на условия применения закона.

4. Диспозиция – содержалось указание на права и обязанности участников регулируемых отношений.

5. Санкция – указывались последствия нарушения закона.

 

Существовало 2 классификации законов: по субъекту, принимающему закон, и по внутренней структуре закона.

По субъекту, принимающему закон, они делились на 3 вида:

  • Lex – закон, принятый народным собранием. Он требовал одобрения Сената, но вносился в народное собрание. Голосуется за – далее одобряется или отклоняется. Lex имел две разновидности: Plebescitum, плебисцитум (закон, принятый плебейским народным собранием, с участием только плебеев) и Populiscitum, популисцитум (закон, принятый и патрициями, и плебеями). Но юридическая сила от этого не зависела. Это период республики.
  • Senatos consultus. Законопроект, внесенный в сенат высшим должностным лицом – принципсом. Отсюда – монархия эпохи принципата. На практике сенат обычно подчинялся воле принципса, и обычно голосовал «за».
  • Constitutio.Конституции. Эпоха домината. Это законы, принятые императором. В зависимости от вопроса, по которым принималась, различалось 4 вида конституций: эдикты (но не магистратов – это другой вид источника, другой вид закона) – распоряжение императора по общим вопросам; рескрипт – распоряжение императора по частным вопросам (например, эдикт касался всего населения Рима, а рескрит – отдельных лиц); мандаты (инструкции императора, на основе которой действовали чиновники – прежде всего мандатом оформлялись права провинциальных руководителей) и декреты (решения императора по судебным делам в качестве высшей инстанции). Обжаловать декрет императора было невозможно.

 

Вторая классификация законов – по внутренней структуре.

Внутренняя структура закона включала в себя 3 элемента: прескрипцио (prescriptio), рогацио (rogatio) и санкцио (sanctio).

Прескрипцио – вводная часть закона. Она включала в себя название закона (лекс, сенатус консультус либо конституция) и наименование органа, который его издал.

Рогацио – сами правила поведения, установленные законом.

Санкцио – неблагоприятные последствия нарушения закона.

 

Современные законы в принципе имеют ту же структуру.

С точки зрения внутренней структуры, различалось 4 вида законов:

Несовершенный закон – закон, в структуре которого отсутствовала санкция, он вообще не имел санкции. То есть правило устанавливалось, но неблагоприятных последствий не было. Пример – закон Цинция. Он ограничивал размер, устанавливал предельную сумму договора дарения, но санкции за нарушение не содержались. Естественно, для закона не совсем нормально отсутствие санкций, т.к. это провоцирует нарушение закона. Такие законы встречаются и сегодня. Иногда бывает и сегодня в административном праве – не разговаривать по мобильному (долгое время).

Менее совершенный закон – имеет все 3 элемента, но санкция этого закона предусматривает, что сам противозаконный акт, совершенный лицом, сохраняет юридическую силу. Но за совершение этого акта к лицу применяются иные неблагоприятные последствия. Например, в Риме был менее совершенный закон, запрещавший вдове вступать в новый брак после смерти супруга в течение «траурного года», который считался равным 10 месяцев. Это было сделано, чтобы не возникал спор об отцовстве ребенка. Если вдова этот брак нарушала, сам брак силу сохранял, однако женщину можно было объявить бесчестной.

Совершенный закон – присутствуют все 3 элемента, но здесь все наоборот – санкция сводится к тому, что противозаконный акт объявляется недействительным, но само лицо дополнительно не наказывается, дополнительных санкций не предусмотрено. Это, например, закон, запрещавший давать обет вечного безбрачия. Если его давали, он признавался недействительным, но дополнительных санкций не было.

Более совершенный закон – есть 3 элемента, и санкция включает в себя все последствия: и акт объявляется недействительным, и наступают неблагоприятные последствия для нарушителя. Например, в Риме это закон, запрещавший ростовщические сделки. В Риме законодательно ограничивался размер процента по договору займа – для обычных граждан это было 6%, под более высоким – это было ростовщичеством. Предпринимателями – под 8% и 12% (морской займ). И если этот закон нарушался и сама сделка займа была недействительна, и к кредитору применялось дополнительное наказание – штраф.

 

 

Сенатусконсульты.

Дополнительным источником писаного права являлись акты Сената. По словам Гая «постановления Сената – то, что Сенат повелел и решил, имеет силу закона, но мы об этом спорим». В республиканский период акты Сената сами по себе не имели правоприменительного значения. С началом эпохи принципата, когда народные собрания более не созывались, акты Сената приобретают силу закона, но к концу I в. н. э. вытесняются Конституциями принципсов.

 

Конституции принципсов – «установление». Это акт единоличного и оперативного нормотворчества главы государства. Существовали разные формы конституций.

 

Эдикт – распоряжение принципса по любым вопросам правового регулирования (в сфере и публичного, и частного права).

 

Декрет – судебное решение принципса, которое он принимал единолично либо в качестве суда первой инстанции, поскольку считался «высшим магистратом, либо в порядке апелляции, пересматривая решения присяжных судей. С момента оглашения декрет принимал силу закона и был обязательным для всех нижестоящих судебных инстанций.

 

Мандат – mandat - «уполномочие». Представлял собой, по сути, инструкцию, в силу которой принципс мог делегировать свои полномочия на рассмотрение конкретных судебных дел любому чиновнику. Как правило, в ней предопределялось будущее судебное решение. Поэтому мандат и имел силу закона и являлся общеобязательным.

 

Рескрипт – rescript – консультация, содержащая ответы по вопросам правоприменения на запросы как должностных, так и частных лиц. Имел силу закона.

 

В постклассический период последние 3 формы утрачивают свое значение, и основной формой императорского законотворчества становятся эдикты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...