Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации хоз. жизни в экономических системах (натуральное и товарное производство)




Натуральное хозяйство — исторически первый тип хозяйственной деятельности людей, возникший в глубокой древности, в период становления первобыт­нообщинного строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство.

Натуральное хозяйство существовало у первобыт­ных народов, не знавших общественного разделения труда, обмена и частной собственности.

Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют то­варно-денежные отношения. Проявлением натурали­зации хозяйства является стремление некоторых предприятий, регионов, стран к самообеспечению.

Натуральное хозяйство преобладает во многих развивающихся странах. В натуральном и полунату­ральном хозяйстве этих стран занято более половины населения. По прогнозам специалистов, натуральное хозяйство еще долгое время будет занимать значи­тельное место в их экономике.

Главный недостаток натурального хозяйства в том, что оно не позволяет добиться высокой произво­дительности труда и обеспечивает лишь минималь­ные условия для выживания. Поэтому натуральное хозяйство как самая первая форма организации эко­номической жизни была разрушена таким могущес­твенным экономическим механизмом человеческой цивилизации, как товарное производство.

Товарное производство определяют как тип орга­низации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляют­ся через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.

Основными признаками товарного производства являются:

· общественное разделение труда;

· экономическое обособление хозяйствующих субъ­ектов;

· производство продукта на продажу, а не для соб­ственного потребления;

· обмен товарами;

· эквивалентность обмена.

Основное условие возникновения и су­ществования товарного производства — общественное разделение труда, т.е. обособление различных видов трудовой деятельности, способствовавшее повыше­нию производительности труда и созданию материальных предпосылок для регулярного обмена

Причиной возникнове­ния товарного производства является экономическое обособление производителей, которое, применитель­но к товарному хозяйству, предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяй­ствующего субъекта (физического или юридического лица), свободы выбора им хозяйственной деятельнос­ти, собственности на произведенный продукт, опреде­ленных обязательств перед обществом, государством и партнерами.

Истории общества известны два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое то­варное производство — это хозяйства крестьян и ре­месленников, основанные на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде.

 

13. Товарное производство. Товар, его свойства. Теории стоимости (трудовая теория стоимости, товарное производство)

Товарное производство – это такая форма общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей посредством обмена в форме купли-продажи.

Виды:

Простое Всеобщее

Товар и его свойства:

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность и предназначенный для обмена в форме купли-продажи.

Свойства товара:

Потребительская стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. В основе потребительской стоимости – естественное свойство продукта. Именно эти свойства определяют способность вещи появиться в сфере обмена. Полезность является необходимой предпосылкой совершения купли-продажи. При этом потребительская стоимость может непосредственно удовлетворять личные потребности человека или служить средством производства материальных благ. Потребительские стоимости многообразны и составляют вещественное содержание богатства. Не всякая вещь становится товаром, а только та, которая предназначена для обмена.

Меновая стоимость – это пропорция, в которой товар одного вида обменивается на товар другого вида. Соотношение, или пропорция, в которой осуществляется обмен различных по своим потребительским свойствам продуктов труда скрывает и одновременно обнаруживает общее свойство всех товаров, единое основание для их обмена. Экономическая мысль обнаружила за меновой стоимостью, видимой количественной стороной обмена, универсальное свойство всех товаров – стоимость.

Теории стоимости:

Стоимость – это скрытое свойство товаров, определяющее пропорцию обмена, универсальное свойство обмениваемости.

Теория стоимости марксистской школы (трудовая теория стоимости) опира­лась на воззрения классиков, но была существенно до­полнена. К. Маркс показал, что труд товаропроизводи­теля носит двойственный характер. С одной стороны, он может быть рассмотрен как конкретный труд, соз­дающий полезность товара, придающий ему специфические характеристики; с другой — этот же труд может быть рассмотрен вне его специфики, как затраты рабо­чего времени, физической и творческой энергии. С этой точки зрения труд любых товаропроизводителей имеет общие черты, может быть сравним. И именно этим, аб­страктным трудом, К. Маркс и все его последователи объясняли происхождение стоимости товаров. При этом К. Маркс отмечал, что величина стоимости может быть выражена не индивидуальным рабочим временем отдельных работников, а только таким рабочим време­нем, которое можно признать общественно необходи­мым для производства данного товара.

Теория субъективной стоимости (предельной полезности) была разрабо­тана У. Джевонсом (Англия) и представителями авст­рийской школы политэкономии К. Менгером, Э. Бём-Баверком. Они предложили искать источник стоимос­ти не в производстве, а в потреблении. С этих позиций стоимость выступала как субъективное суждение лю­дей о ценности того или иного блага, а сама эта цен­ность определялась как предельная полезность этого блага для конкретных потребителей. Сторонники дан­ной теории связывали стоимость с интенсивностью удовлетворяемой потребности. Стакан воды может иметь высокую ценность для человека, находящегося в пустыне, но не имеет особой ценности для человека, живущего у воды. Степень напряженности потребнос­ти в каждом из этих случаев различна, поэтому раз­лична и предельная полезность одинакового количе­ства одного и того же блага для разных потребителей.

 

14 Рынок как экономическая категория: определения, условия возникновения, функции

рынок – совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате которых формируется спрос, предложение и цена товара.

Существуют определенные ус­ловия и причины складывания системы рыночных от­ношений. Важнейшими из них являются разделение труда и обмен деятельностью. Разделение труда озна­чает дифференциацию производителей, их закрепле­ние относительно определенных видов деятельности.

Таким образом, можно ска­зать, что в основе появления разделения труда лежат естественные и экономические факторы.

Естественное разделение труда подготовило почву для возникновения общественного разделения труда.

Общественное разделение труда по своему содержа­нию начинает ассоциироваться с экономическими факторами производства, дают о себе знать редкость ресурсов, их ограниченность.

Ограниченность экономических ресурсов — объ­ективный закон, заставляющий людей вести произ­водство на основе определенных норм расходования природных благ и правил ведения экономики. Огра­ниченность ресурсов заставила людей уже на заре раз­вития человеческой истории понять, что в основе эф­фективного выполнения любых работ лежит разделе­ние труда, а стремление к преодолению ограниченнос­ти ресурсов приводило к постоянному углублению его общественного разделения. На этой основе развивалась специализация производства, обусловившая появле­ние обособленности производителей друг от друга.

Обособленность производителей — это независи­мое от других ведение производства, это хозяйствова­ние за свой счет и на свой страх и риск

Однако дифференциация произво­дителей шла быстрее обобществления, что обусловило появление особой формы налаживания экономичес­ких связей между обособленными звеньями специа­лизированного производства — обмена.

Обмен — это форма экономических связей между производителями. Первоначально он происходил в натуральной форме. В стремлении преодолеть ограни­ченность ресурсов и расширить производственные возможности люди специализировали производство, усиливая тем самым свою зависимость от других производителей, ибо удовлетворить свои расширяющие­ся потребности они могли, только потребляя блага, производимые другими производителями. Обмен пос­лужил средством сведения разнообразных произ­водств в единое целое. Можно даже сказать, что обмен создал экономику как единство народнохозяйствен­ных структур и звеньев. Если бы не появился обмен, каждому человеку приходилось бы выполнять мно­жество работ для удовлетворения своих запросов. Многие из них выполнялись бы неэффективно, с вы­сокими издержками, при низком качестве труда.

Функции рынка: Регулирующая. Если спрос на товар растёт, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться. Таким образом, рынок воздействует на темпы пропорции, а также на обновление производства.

· Стимулирующая. По средствам цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг.

· Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

· Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от качества и количества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

· Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, необходимой всем его субъектам. Наличие информации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Но информация ещё более важна потенциальным участникам рыночных отношений.

· Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должна найти друг друга и обменяться результатами своего труда.

· Санирующая. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

· Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, устанавливает значительное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкротами.

· Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей.

· Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...