Понимание обновленческого обучения
Для лучшего понимания инновационных процессов нужно иностранные слова заменять русскими, например «новшество», «новизна», «обновление». Это позволит глубже понять функциональные связи между процессами учебно-познавательной деятельности, научных исследований, рационализации и изобретательства. В связи с этим словосочетание «обновленческое обучение» гораздо понятнее и конкретнее выражения «инновационное обучение»: уж не скажешь «обновленческий менеджмент», а придется выражаться «обновленческое управление». Во всех понятиях обновленческое обозначает обновление не только в самом обучении или управлении, а всего того, что прямо или косвенно касается процессов обучения или управления. Причем это русское слово имеет смысл цикла. В книге [9] отмечается только инновационная ориентированность. Но тогда любое обновление можно принять за инновационный процесс. Один человек по телевидению заявил, что он купил финский телефон, поэтому занимается модернизацией. Этот пример редукции области применения новшеств на себя. Такое понимание происходит потому, что даже в теории учебно-познавательной деятельности школьника и студента обновление понимается только на уровне новизны для самого обучающегося. А учителя и преподаватели в педагогике рассматриваются как обновленцы самого себя в новых знаниях, умениях и навыков. В итоге существует сильнейший разрыв между учебным процессом и научно-техническими изысканиями для производства и потребления. Неудивительно в такой ситуации, что школьников и студентов пичкают громадными объемами прошлой многовековой информации без добычи принципиально новых знаний на уровне изобретений.
Так проще: студент делает вид, что учится, а преподаватель делает вид, что учит. Оба довольны и каждый занимается в годы учебно-познавательной деятельности своими делами. А российская машина вузовского образования непрерывно работает, исправно выдавая дипломы за экстенсивные объемы знаний. Они, как правило, становятся ненужным грузом на любом рабочем месте, без достаточных умений и навыков самостоятельного научно-технического творчества, потому на любом рабочем месте нужны конкретные знания, умения и навыки. Некоторые сдвиги в мышлении методологов по поводу отличительных признаков учебно-познавательной деятельности происходят, но без попыток коренного переворота самой системы образования. Все же понемногу и в Россию приходит понимание того, что учеба – это процесс именно по Аристотелю, а не по классным занятиям схоластики средних веков. Поэтому учить нужно то, что нужно в данный период времени в виде технических решений себе, семье, окружающим близким, товарищам по работе и бизнесу, персоналу, населению, народу и человечеству. Учась, нужно изобретать, то есть искать и оформлять в виде патентов принципиально новые на мировом уровне изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Зачем стараться школьнику или студенту запоминать всё и вся, когда во всемирной паутине есть обо всём подробно? Нужно научиться и запоминать методики и методы поиска информации. Затем освоить методы научно-технического творчества, чтобы экономить время для организации процессов озарения замыслами, идеями, технических решениями и подавать заявки на изобретения. Распространенная ошибка уже в том, когда говорят и пишут: вуз, завод, фирма, корпорация, министерство, правительство, государство или другое изобретает и творит. Но изобретает и творит только личность. Замыслы, озарения, идеи приходят в мозг только одного из двух друзей (а дружат, как правило, разные люди – генератор, аналитик, критик). Друг может только поучаствовать, после озарения и последующего осмысления, на последующих процедурах сотворчества, соавторства.
Поэтому в практике изобретательства со студентами можно применять такую схему. Если студент первым преподавателю высказывает идею, пусть даже очень сырую, то он становится первым в списке авторов в заявке на предполагаемое изобретение. Но чаще всего, когда преподаватель уже сформировал заранее, до встречи с новым студентом и развил функциональный каркас будущей материальной ткани. Он уже внедрил некоторые идеи через кандидатскую и докторскую диссертации) технических решений, из которых некоторые уже получили патенты на изобретения. Но функциональный каркас у преподавателя постоянно развивается и растет, и он ищет новых студентов-исполнителей, давая им темы НИРС по тем научным идеям, которые могут стать в будущем техническими решениями на уровне изобретений. Поэтому преподаватель морально становится лидером и генератором идей перед молодым студентом. Одаренные студенты дают новые узлы в каркасе. Высшая российская школа за 150 лет претерпела революционные пертурбации, а не шла по эволюционному пути. Чего стоит только реформа 20-х годов ХХ века, когда, из-за недостатка в кадрах массово были приняты в вузы бывшие выпускники ФЗУ, а отсутствия преподавателей принимали всех, кто хотел учить других. Саму педагогическую и научную элиту выслали за рубеж страны. Ошибка частая заключается в понимании, что рыночная экономика обеспечит прогресс высшего образования. Однако рынок сам является самоуправляющим детищем научно-технического прогресса, а не каким-то волшебным регулировщиком. Новые научно-технические достижения, появляющиеся в соотношении 60: 10: 2: 1 (где 60 технических решений, больше всего на уровне изобретений, 10 проектно-конструкторских документаций, 2 опытных промышленных образца и 1 результат на серийный выпуск после технологической адаптации), сами возбуждают спрос как активное принципиально новое предложение с высокой эффективностью по сравнению с аналогами и прототипами на местном, региональном, государственно и даже мировом рынках.
Рассуждения об абстрактных новшествах бессмысленны, разве что для себя лично, поэтому нужна конкретная ориентация только на изобретения мировой новизны, причем не только по патентам России. Но без коренного изменения духа и души (ментальности) технических университетов на мировую новизну невозможно будет наладить научно-учебные процессы, тем более нельзя будет осуществить формирование рационализаторских и изобретательских процессов. Уже с младших классов нужно учить, больше всего, избирательности информации, отборе нужной информации. А затем школьник должен научиться преобразованию известных знаний в принципиально новые знания, на уровне изобретений мировой новизны. Только такая молодёжная политика, с ориентацией на мировую новизну, будет способной вывести, через два-три поколения, страну на инновационные рельсы социально-экономического развития. Изобретать нужно не то, что сейчас нужно, а то, что должно быть. Цельность науки, учебно-познавательной деятельности и технического творчества для выработке и наращивания личной интеллектуальной собственности в виде патентов на изобретения позволят любому выпускнику найти спрос на себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|