Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов)




Пользуясь правами поэта, Ломоносов обращается к Елизавете от имени бога:

Правители, судьи, внушите,

Услыши вся словесна плоть,

Народы с трепетом внемлите:

Сне глаголет вам господь

Святым своим в пророках духом;

Впери всяк ум и вникни слухом...

Приняв на себя обличье пророка—этого требовали интересы идеи мира, за которую, не щадя сил, боролся Ломоносов,—он передает заповеди бога: хранить праведные заслуги, миловать вдов и сирот, быть другом нелживым сердцам, покровом бедным, отворять дверь просящим

Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Он был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» поэт гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:

...Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Но, по словам поэта, «властители и судии»:

Не внемлют! – видят и не знают!

 

 

Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

Что же заставило городничего принять «фитюльку» Хлестакова за лицо значительное? Прежде всего, случайное совпадение (письмо Чмыхова и приезд Хлестакова) Но случайна ли ошибка городничего и чиновников? Ведь некоторым деталям сообщения Добчинского и Бобчинского городничий сначала не верит: «Что вы, господь с вами! Это не он». Но городские сплетники приводят «неопровержимые» доказательства: «Он! и денег не платит, и не едет... Такой наблюдательный: все обсмотрел... он и в тарелки к нам заглянул...» Это для городничего уже серьезный довод (очевидно, так вели себя те ревизоры, с которыми приходилось иметь дело городничему). В душе Сквозник-Дмухановского поднимается панический страх, в панике и нетерпении он спешит в гостиницу, желая сам удостовериться в опасной догадке. Что же окончательно убеждает Сквозник-Дмухановского в том, что Хлестаков — ревизор?
Брюзжание и отчаянные выкрики Хлестакова в трактире городничий в страхе принимает за разнос. Неопределенность облика и характера Хлестакова («без царя в голове») способствует тому, что чиновники (в их числе городничий) принимают его за ревизора. Страх подсказывает им, что тайный ревизор не будет похож на обычного — самоуверенного, «видного».
Почему же городничий не опомнился? Ведь Хлестаков беспрестанно оговаривается, дает повод усомниться в том, что он лицо значительное (его слова о лестнице, квартире на четвертом этаже, представление о которой никак не вяжется с высоким титулом, приписываемым себе Хлестаковым). Во-первых, взятка, принятая Хлестаковым, заставляет городничего не сомневаться в том, что перед ним ревизор: раз берет, значит, имеет право! Во-вторых, Сквозник-Дмухановский невероятно самодоволен. Одержанная победа, устраненная опасность льстят ему, и он не в силах отказаться от торжества, от самовосхваления,которые мешают ему понять реальное положение вещей.
Кроме того, сближение с Хлестаковым, который обещает все новые и новые блага, разбудило в городничем тщеславие.

Таким образом, городничий обманулся по тем же причинам, которые заставили Хлестакова лгать: страх и стремление возвыситься в условиях николаевской России. Хлестаков сумел обмануть городничего потому, что «хлестаковщина» типична для всего чиновничества, его манера себя вести и стимулы его поведения — общие для всех чиновников.

 

 

Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

Ломоносов, как истинный гуманист, посвятил свою литературную деятельность гражданскому воспитанию общества, и художественные принципы классицизма вполне соответствовали его цели. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеалы, поэтому основным его жанром стала торжественная ода. В созданных поэтом одах возникает образ идеального монарха, который трудится на благо России и может быть примером для всех граждан. Величие монарха является для М.В. Ломоносова символом - величия страны. Потому в этой оде в лице дочери Петра 1 прославляется русская государственность. Вдохновенные строки оды посвящены бескрайним просторам России, её природным богатствам, восхваляется талантливый русский народ, утверждается, что будущее страны - в развитии науки и просвещения.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...