Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что могут означать различия в результатах нейропсихологического тестирования и томограмм головного мозга?




Взаимоотношения между нейроповеденческими методиками и техниками нейротомогра-фии значительно изменились за последние 25 лет в связи с эволюцией нейрорадиологиче-ских технологий. Более того, по мере развития функциональной томографии, появляется все больше возможностей для понимания взаимоотношений изменений головного мозга и пове­дения. Например, исследования с использованием ЯМРТ и нейропсихологического тестиро­вания дали новые знания о локализации высших нервных функций в головном мозге, но эти же исследования показали, насколько сложно сделать общие заключения о локализации функций для конкретного больного.

Клиническая оценка все еще опирается на структурные томограммы, и у некоторых боль­ных обнаруживаются значительные несоответствия между результатами нейропсихологиче-ских методов и томографией. Эти различия могут состоять в направленности (больший уро­вень повреждений обнаруживается на томограмме, чем в поведении и наоборот). Причины включают:

1. Возможное существование продолжительного, иногда врожденного дефекта головного
мозга, при котором пациент показывает относительно нормальные результаты, поскольку
функции головного мозга уже организовались в соответствии с этим дефектом.

2. Физиологические изменения, связанные с повреждением головного мозга, определяе­
мом на КТ или ЯМРТ, могут превышать границы структурной аномалии.

3. Индивидуальные различия в строении головного мозга могут быть весьма велики и на
сегодняшний день не до конца исследованы.

4. Результаты нейропсихологического исследования неправильно интерпретируются, на­
пример, ошибки, связанные с нарушением периферической нервной системы, принимают­
ся за поражение ЦНС.


52 II. Диагностические мероприятия

5. Изменения нервной ткани на микроскопическом уровне могут не регистрироваться на томограммах, но отражаться в поведении.

По мере все большего внедрения в практику функциональной томографии, различия между результатами нейропсихологических методик и томограмм могут уменьшаться. Ис­пользование томографии уже расширяет наши знания о взаимосвязи строения головного мозга и поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Bigler ED: Frontal lobe damage and neuropsychological assessment. Arch Clin Neuropsychol 3:279—297, 1988.

2.Bigler ED, Yeo RA, Turkheimer E (eds): Neuropsychological Function and Brain Imaging. New York, Plenum Press,

1989.

3. Grant I, Adams KM (eds): Neuropsychological Assessment of Neuropsychiatric Disorders. New York, Oxford Press,

1996.

4. Heinrichs RW, Zakzanis K.K: Neurocognitive deficit in schizophrenia: A quantitative review of the evidence.

Neuropsychology 12:426-445, 1998.

5. Hill CD, Stoudemire A, Morris R, Matino-Saltzman D, Markwalter HR: Similarities and differences in memory

deficits in patients with primary dementia and depression-related cognitive dysfunction. J Neuropsychiatry Clin Neurosci 5:277-282, 1993.

6.Lezak MD: Neuropsychological Assessment, 3rd ed. New York, Oxford University Press, 1995.

7.Newman PJ, Sweet JJ: Depressive disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsycho-logical

Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.

8. Orsillo SM, McCaffrey RJ: Anxiety disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsychological

Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.

9. Reitan RM, Wolfson D: The Halstead-Reitan Neuropsychological Battery: Theory and Interpretation, 2nd ed.

Tucson, AZ, Neuropsychology Press, 1993.

10. Sweet JJ, Newman P, Bell B: Significance of depression in clinical neuropsychological assessment. Clin PsycholRev

12:21-45, 1992.

11. Walker E, Lucas M, Lewine R: Schizophrenic disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of

Neuropsychological Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.

Глава 7. САМОЗАПОЛНЯЕМЫЕ ОПРОСНИКИ

Garry Welch, Ph.D.

1. Какова область применения самозаполняемых психиатрических и личностных опросников?

Существует множество возможностей их использования в клинических и исследователь­ских целях, хотя интерпретация шкал и профилей часто требует значительного опыта. Эти те­сты могут полезны в следующих случаях:

• Сбор анамнеза и формулировка клинических гипотез.

• Скрининг и диагностика клинических проблем и психических расстройств.

• Определение необходимых направлений к дополнительным специалистам и/или на
определенные исследования.

• Мониторинг изменений и реакций на проводимое лечение.

• Проведение исследований факторов, связанных с заболеваниями.

• Оценка клинических служб в ревизорских целях.

Что такое надежность?

Надежность показывает, являются ли результаты измерений воспроизводимыми и по-вторимыми и насколько точно они отражают состояние пациента и насколько подверже­ны незначительному влиянию со стороны посторонних внешних факторов. Например, ес­ли тест предназначен для оценки уровня тревоги на момент исследования, и если он наде­жен, то измеряет именно тревогу на настоящий момент и не принимает в расчет другие факторы, такие как воспоминания человека о вопросах, которые ему задавались на преды­дущем тестировании, и не включает неясные вопросы или плохо сформулированные ин­струкции.


Глава 7. Самозаполняемые опросники 53

3. Какое значение имеет надежность в психиатрических и личностных тестах?

Надежность измерения важна, так как устанавливает верхний уровень валидности или клинической полезности, которую тест, вероятно, будет иметь, если его использовать у раз­личных больных и в разных условиях. Ненадежные измерения не могут быть высоко валид­ными и результаты, полученные при их использовании, могут не отражать реального состоя­ния больного, влияя негативным образом на его клиническую оценку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...