Что могут означать различия в результатах нейропсихологического тестирования и томограмм головного мозга?
Взаимоотношения между нейроповеденческими методиками и техниками нейротомогра-фии значительно изменились за последние 25 лет в связи с эволюцией нейрорадиологиче-ских технологий. Более того, по мере развития функциональной томографии, появляется все больше возможностей для понимания взаимоотношений изменений головного мозга и поведения. Например, исследования с использованием ЯМРТ и нейропсихологического тестирования дали новые знания о локализации высших нервных функций в головном мозге, но эти же исследования показали, насколько сложно сделать общие заключения о локализации функций для конкретного больного. Клиническая оценка все еще опирается на структурные томограммы, и у некоторых больных обнаруживаются значительные несоответствия между результатами нейропсихологиче-ских методов и томографией. Эти различия могут состоять в направленности (больший уровень повреждений обнаруживается на томограмме, чем в поведении и наоборот). Причины включают: 1. Возможное существование продолжительного, иногда врожденного дефекта головного 2. Физиологические изменения, связанные с повреждением головного мозга, определяе 3. Индивидуальные различия в строении головного мозга могут быть весьма велики и на 4. Результаты нейропсихологического исследования неправильно интерпретируются, на
52 II. Диагностические мероприятия
По мере все большего внедрения в практику функциональной томографии, различия между результатами нейропсихологических методик и томограмм могут уменьшаться. Использование томографии уже расширяет наши знания о взаимосвязи строения головного мозга и поведения. ЛИТЕРАТУРА 1.Bigler ED: Frontal lobe damage and neuropsychological assessment. Arch Clin Neuropsychol 3:279—297, 1988. 2.Bigler ED, Yeo RA, Turkheimer E (eds): Neuropsychological Function and Brain Imaging. New York, Plenum Press, 1989. 3. Grant I, Adams KM (eds): Neuropsychological Assessment of Neuropsychiatric Disorders. New York, Oxford Press, 1996. 4. Heinrichs RW, Zakzanis K.K: Neurocognitive deficit in schizophrenia: A quantitative review of the evidence. Neuropsychology 12:426-445, 1998. 5. Hill CD, Stoudemire A, Morris R, Matino-Saltzman D, Markwalter HR: Similarities and differences in memory deficits in patients with primary dementia and depression-related cognitive dysfunction. J Neuropsychiatry Clin Neurosci 5:277-282, 1993. 6.Lezak MD: Neuropsychological Assessment, 3rd ed. New York, Oxford University Press, 1995. 7.Newman PJ, Sweet JJ: Depressive disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsycho-logical Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992. 8. Orsillo SM, McCaffrey RJ: Anxiety disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsychological Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992. 9. Reitan RM, Wolfson D: The Halstead-Reitan Neuropsychological Battery: Theory and Interpretation, 2nd ed. Tucson, AZ, Neuropsychology Press, 1993. 10. Sweet JJ, Newman P, Bell B: Significance of depression in clinical neuropsychological assessment. Clin PsycholRev 12:21-45, 1992. 11. Walker E, Lucas M, Lewine R: Schizophrenic disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsychological Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.
Garry Welch, Ph.D.
Существует множество возможностей их использования в клинических и исследовательских целях, хотя интерпретация шкал и профилей часто требует значительного опыта. Эти тесты могут полезны в следующих случаях: • Сбор анамнеза и формулировка клинических гипотез. • Скрининг и диагностика клинических проблем и психических расстройств.
• Определение необходимых направлений к дополнительным специалистам и/или на • Мониторинг изменений и реакций на проводимое лечение. • Проведение исследований факторов, связанных с заболеваниями. • Оценка клинических служб в ревизорских целях. Что такое надежность? Надежность показывает, являются ли результаты измерений воспроизводимыми и по-вторимыми и насколько точно они отражают состояние пациента и насколько подвержены незначительному влиянию со стороны посторонних внешних факторов. Например, если тест предназначен для оценки уровня тревоги на момент исследования, и если он надежен, то измеряет именно тревогу на настоящий момент и не принимает в расчет другие факторы, такие как воспоминания человека о вопросах, которые ему задавались на предыдущем тестировании, и не включает неясные вопросы или плохо сформулированные инструкции. Глава 7. Самозаполняемые опросники 53
Надежность измерения важна, так как устанавливает верхний уровень валидности или клинической полезности, которую тест, вероятно, будет иметь, если его использовать у различных больных и в разных условиях. Ненадежные измерения не могут быть высоко валидными и результаты, полученные при их использовании, могут не отражать реального состояния больного, влияя негативным образом на его клиническую оценку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|