Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расскажите о Модели пяти факторов.




Эта модель является большим достижением в области оценки личности. Помогает ин­тегрировать точки зрения очень разных и исторически конфликтующих школ (например, бихевиоризма, гуманизма, социального обучения, когнитивного развития и психоанали­за). Дает основу для организации большого спектра существующих личностных тестов. Важность Модели пяти факторов состоит в обеспечении широкой концептуальной под­держки для нескольких сотен специфических личностных факторов, описанных в современных учебниках, и эмпирической поддержки проведения кросс-культурального обобщения.

Критики Модели пяти факторов отмечают, что некоторые важные концепции (такие как импульсивность) не включены в эту модель и что она скорее имеет атеоретический и описа­тельный характер и мало что объясняет.

Использование этой модели привело к пересмотру варианта личностного опросника NEO в применении его на исследованиях общей популяции. Однако широкое использование этой модели встречается в психиатрии для проведения многомерной оценки личности и для дополнения знакомой категории «больной/не больной» или в диагностическом подходе к оценке личностных расстройств. Модель пяти факторов также находит применение в пове­денческой терапии и индустриальной психологии.

* Суперфакторы переработанного вопросника NEO—PI—R (Costa and McCrae, 1992): эмоциональная стабильность—невротизм, интраверсия—экстраверсия, закрытость—открытость новому опыту, антаго­низм—доброжелательность к другим людям, несобранность—сознательность в деятельности. — Примеч. ред.


58 II. Диагностические мероприятия

22. Какие имеются более специфичные методы оценки личности?

Существует широкий спектр специфических методов оценки личности согласно концеп­циям, имеющим более мозаичный и не столь завершенный характер, как Модель пяти фак­торов. Наиболее распространенные включают: личностный опросник Айзенка, 16PF, Кали­форнийский личностный опросник и Миннесотский многопрофильный личностный опрос­ник (MMPI). Эти методы помогают в создании полезных клинических гипотез, но в целом не очень хороши как диагностические инструменты в психиатрии. Обычно подсчитываются ре­зультаты и проводится интерпретация по отдельным шкалам и всему профилю пациента, а дополнительные индивидуальные шкалы остаются неоцененными. Например, было пред­ложено множество клинически полезных профилей при использовании MMPI в виде допол­нительных шкал, и тысячи исследований было проведено с помощью MMPI на различных клинических популяциях.

Еще один метод, Форма исследования личности (Personality Resazch Form), — ценный ис­следовательский инструмент, и его 22 измерения соответствуют Модели пяти факторов.

Какие имеются хорошие опросники для оценки расстройств пищевого поведения?

Два метода оценки симптомов нервной анорексии и булимии доступны для целей скри­нинга клинических и субклинических форм расстройств пищевого поведения, для описания присутствующих симптомов и для определения характера их изменений с течением времени. Они также широко используются в исследовательских целях для улучшения понимания при­роды этих расстройств и тестирования новых методов лечения. Этими методами являются Опросник расстройств пищевого поведения-2 (Eating Disorder Inventory, EDI-2) и пересмот­ренный тест на булимию (Bulimia Test Revised, BULIT-Revised). Это не диагностические ме­тодики, но они служат весомым дополнением к клинической оценке и в диагностическом процессе.

Опишите EDI-2.

EDI-2 содержит 91 вопрос, которые обращаются к широкому спектру форм поведения, чувств и симптомов, наблюдаемых при расстройствах пищевого поведения. Тест имеет 3 кли­нических шкалы, связанных с процессом еды, массой тела и представлениями о форме тела, и 8 шкал, дающих общую информацию о проблемах, часто присутствующих у пациентов с та­кого рода расстройствами. Шкалы «желание похудеть», «булимия» и «неудовлетворенность своим телом» наиболее важны в клиническом плане. Шкала «желание похудеть» имеет поро­говое значение 14 для точного определения потенциального расстройства пищевого поведе­ния. Результаты по всем 11 шкалам представляются в индивидуальном профиле, и общую его форму сравнивают с нормативными данными, приведенными в руководстве по тесту. Шка­лы EDI-2 следующие:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...