Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валеология в системе образования Эстонии.




NARVA, 1999.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение.

2. Роль курса «Валеология» в воспитании ребенка.

3. Валеология в системе образования Эстонии.

4. Методические разработки уроков.

5. Пищевой рацион в школе и дома с учетом принципов рационального

6. питания.

7. Заключение.

8. Список литературы.

 

Естественный отбор – процесс выживания

и воспроизведения организмов, наиболее

приспособленных к условиям среды, и гибели

в ходе эволюции неприспособленных.

(Советский энциклопедический словарь).

 

1. Введение.

… В основе естественного отбора лежит совместное и неразрывное действие изменчивости (приводящей к появлению у организмов изменений, соответственных воздействию изменившихся условий жизни), наследственности (сохраняющей приобретаемые организмом изменения и накопляющей их) и выживаемости (определяемой всем комплексом взаимоотношений организма с окружающими его условиями). (…) Естественный отбор нередко бывает связан с массовым устранением, гибелью тех организмов, которые не смогли измениться в новых условиях или оказались недостаточно хорошо приспособленными к ним. (Большая советская энциклопедия. Том 15.)

 

Если Вы ждете подробного разбора теории естественного отбора Чарльза Дарвина, вынужден Вас разочаровать. Данная работа касается несколько иной тематики, а именно: изучение и преподавание валеологии (учение о человеке) в школе. Несмотря на это, подобное вступление кажется мне целесообразным. Поясню свою точку зрения.

Человек – homo sapiens – является частью животного мира планеты Земля. Таким образом, к нему применимы законы, действительные и для других живых существ ее населяющих. В том числе и закон естественного отбора. Большинство из нас, людей «разумных», не осознает этого, но это так.

 Простой пример: человек злоупотребляющий алкоголем (или никотином, или наркотиками) меняет состояние своего здоровья далеко не в лучшую сторону, что приводит к определенным результатам – снижению жизнеспособности подобных представителей рода человеческого и, как следствие, более высокой смертности в их рядах. Казалось бы, как это ни цинично звучит, ничего страшного – отодвигается проблема перенаселенности планеты. Но нет, т.к. болезни приобретают, зачастую, хронический характер и приводят к изменению генокода подобных «особей». Вследствие этого, потомство их имеет меньше шансов для выживания (рождаются же дети с врожденным пороком сердца). Вот мы и получили три основные проявления естественного отбора: изменчивость, наследственность и выживаемость.

Естественно, что перспектива ранней смерти (как собственной, так и своих детей) особенно людей не прельщает. Следствием этого является возросший интерес к ведению здорового образа жизни.

Роль курса «валеология» в воспитании ребенка.

Здоровый образ жизни необходимо формировать именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения. Чем раньше начнется эта работа, тем лучше будут ее результаты. Хорошо, если она начнется еще в дошкольном учреждении, а еще лучше в семье (хотя многие родители сами не обучены этому). Идеал вкусной и полезной еды основной массы детей в начальной школе – гамбургер и бутылка кока-колы. Один из самых привлекательных пунктов школьной экскурсии (организованной учителем) – посещение «Макдональдса». И это считается нормальным. Что ж, дорогие взрослые, ваше будущее в ваших руках.

 

Приобщить человека к ведению здорового образа жизни легче всего в раннем возрасте. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Не последняя роль в решении этого вопроса отводится школе, а точнее новому школьному курсу «Валеология». Он призван сформировать мышление, направленное на здоровый образ жизни, восстановить авторитет семьи, как основного социального института, формирующего здоровье каждой личности и ее самобытный характер, возродить нравственные ориентиры. Курс поможет человеку осознать себя, как частицу целого мира, несущую определенную функцию в природе, в теле современного ему общества, поможет сформировать чувство ответственности за себя и свою деятельность в Ноосфере.

 

Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности и доброты к самому себе. Весь курс предполагает формирование философии здоровья, осознания ребенком своего «Я», правильное его отношение к миру, окружающим людям.

Приобщение к науке о формировании здоровья позволяет развивать и творческие возможности самого ребенка. Проведение уроков валеологии исключает «академический» стиль, назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, это попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями.

 

Серьезное подспорье в обучении могут оказать различные научно-популярные издания, как то: «Главное чудо света» Г. Юдина, универсальная энциклопедия школьника «Биология и анатомия» и др..

 

Валеология в системе образования Эстонии.

 Для решения подобных задач в Государственной программе обучения Эстонской Республики предусмотрен курс «Учение о человеке и граждановедении».

Целью и задачей данного курса является:

· Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном, здоровом состоянии;

· Оказать помощь мальчикам и девочкам в социализации своей половой индивидуальности как будущего семьянина: жены и мужа, матери и отца, мужчины и женщины;

· Помочь детям сформировать половое самосознание как основу культуры полового поведения;

· Дать детям знания по основам личной гигиены и охране своего здоровья.

 

В рамках курса «Учение о человеке …» программой обучения 1-3 классов в разделе «Человек и здоровье» предусмотрено изучение следующих тем:

Представление о своем «Я». Самосознание. Ценность здоровья. Здоровье и болезни. Здоровый образ жизни. Личная гигиена. Рост и развитие. Правильная осанка. Предотвращение несчастий. Безопасность движения. Первая помощь. Питание и здоровье. Вредные привычки. Движение и здоровье.

 

Для меня наибольший интерес представляет тема «Питание и здоровье». Поясню причину. По теории Маслоу у человека существует 7 основных потребностей, и первая из них – удовлетворение инстинктивных физиологических потребностей, в число которых входит и потребность в питании. (Последней, седьмой, ступенью является самореализация). Да, голодному человеку сложно думать о становлении собственного духа. Но многие чересчур рьяно берутся за удовлетворение этой потребности, что приводит к зашлаковке организма, ожирению и прочим неприятным моментам. Потому питание играет не последнюю роль в формированию здорового образа жизни ребенка.

Правильно питаться – это целое искусство, которому и надо обучить ребенка. Ведь во многом именно от этого фактора зависит функционирование систем организма, а в частности центральной нервной системы (т.е. умственное развитие ребенка).

 

Итак, какие же знания должен получить учащийся первого класса о рациональном питании? Ребенок должен различать качество пищи по ее внешнему виду, запаху и объяснять, какая пища способствует здоровью, какая – нет. Он знает роль животной и растительной пищи в организме как источника энергии для обеспечения работы и игры, поясняет свои индивидуальные реакции на пищу и свое личностное предпочтение в еде. Он должен знать и объяснить роль режима в приеме пищи, знать три основных составляющих пищи (углеводы, белки, жиры).

В последующем (2-4 класс) учащиеся получают более подробные, научные сведения по уже знакомой для них теме.

 

4. Методические разработки.

Конспект урока «Учения о человеке» во 2 классе.

(При составлении конспекта урока использовались методические разработки валеолога валеологической экспериментальной школы с углубленным изучением иностранного языка №192 Санкт-Петербурга Н.Б. Захаревич).

 

Тема урока: Из чего состоит наша пища?

Цели и задачи урока:

1. Дать краткие сведения о процессе усвоения пищи.

2. Дать первую научную информацию о сбалансированном питании

3. Дать понятие о роли белков, жиров, углеводов.

4. Развивать умение слушать и выделять основную мысль высказывания.

5. Развивать мышление учащихся.

 

Ход урока:

Вводная беседа. В ходе вводной беседы активизируются уже имеющиеся у учащихся знания. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

Из чего состоит наш организм? Сколько клеток в нашем организме? Каким образом организм кормит сто триллионов клеток? Каким образом усваивается пища? Все ли клетки употребляют одинаковую пищу?

 

Ввод нового материала:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами снова встретимся с нашими давними знакомыми (папа и сын из книги Г.Юдина). Послушаем, о чем они разговаривают сегодня(магнитофонная запись):

· Кто же двигает пищу по длинному узкому тоннелю со множеством изгибов и поворотов? Пища медленно движется вперед без всяких официантов, тележек, поворотов. Кто же тогда ее двигает?

· Те самые… котлетопроталкивательные мышцы. Они по очереди сжимают тоннель позади кусочка еды, как, например, наши пальцы сжимают тюбик с пастой. Конвейер этот не очень длинный, как, например, на автомобильном заводе. В нем всего 6-7 метров. А работает он наоборот.

· Как это наоборот!?

· Если на автомобильном конвейере машину постепенно собирают из тысяч больших и маленьких деталей, то на нашем пищеварительном конвейере пищу постепенно разделяют на части.

· Неужели в ней тоже тысячи разных деталей?

· Нет, деталей совсем мало. Вся еда, какая бы она сложная не была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем с гарниром из соленых грибов, печень молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей…

(учитель: Кто знает эти три главные части?)

· А зачем такую вкуснятину разбирать на части? Разве нельзя так есть?

· А как, по-твоему, можно протолкнуть крошечный кусочек колбасы в самый толстый волосок?

· Конечно, нельзя!

· И в невидимую клетку тоже нельзя. Но даже если бы удалось каким-то чудом это сделать, клетка на смогла бы эту колбасу съесть. Ведь она не жует, не глотает, а впитывает еду! Поэтому пища должна быть не твердой, а …

· Жидкой?!

· Молодец! Правильно! Но это не все. Эти клетки такие разборчивые, что кроме своих любимых трех блюд ничего есть не хотят.

· (беседа с учащимися: О каких трех блюдах сказал мальчику папа? Что необходимо, чтобы пища стала жидкой?)

· Всю жизнь одно и то же! Как им не надоест?

· Не надоедает же паровозу есть один уголь. Ему совсем не важно, вкусный этот уголь или нет! Важно, что от его сгорания появляется энергия, которая толкает паровоз вперед… Так и в нашей клетке, важно, чтобы в ее топке горела не бумага, а уголь. И таким углем для нее будут…

 

Учитель: какой же уголь нужен организму, чтобы вырабатывать энергию? (ответы ребят)

- Углеводы. На нашем пищеварительном конвейере их получают из сахара, различных круп, хлеба, овощей, варенья. Но для того,. Чтобы переваривать пищу в питательные соки,. Расщеплять ее необходимы еще и особые вещества – ферменты, которые способствуют химическому изменению пищи.

Но необходимы и белки. Зачем они нужны?

- Белки – своеобразные кирпичи, строительный материал. Вспомните, из чего строится цыпленок в яйце? Цыпленок в яйце строится из белка! Человеческие клетки тоже состоят из белка, и благодаря этому человек растет. Есть продукты в которых очень много белка, есть – с меньшим количеством.

Мне кажется,. Что вы можете назвать продукты, богатые белками? (ответы детей)

- Правильно. Белка очень много в мясе, рыбе, орехах, сыре, твороге, бобах. Белки, действительно, своеобразные кирпичи. Но, чтобы построить дом, человеку нужен цемент – кальций. Иначе все клетки рассыплются, как кирпичи без цемента.

Как вы думаете, какие еще нужны компоненты. Чтобы наш организм был здоровым? (ответы детей)

- Правильно. Нужны многие вещества. Это вещества, имеющиеся в природе: железо, медь, цинк, сера, марганец, свинец и еще йод. Все они могут попасть в организм только с разнообразной пищей. Очень богатой витаминами пищей. В человеке очень мало железа и других металлов, но и они необходимы для жизни.

Но есть еще и третье блюдо, которое питает наши клетки. Что это? (ответы)

Верно. Это жиры. Но они но такие, как мы привыкли видеть в масленке или кусочке колбасы. (Отрывок из книги Г.Юдина).

· Теперь слушай про третье блюдо наших клеток –жиры. Почему худые люди в воде мерзнут, а толстые – нет?

· Потому что у них в животе много горячего чая умещается.

· Нет, греет их не чай, а жир. Все люди, особенно толстые, одеты в костюм из жира. Но жир не только наша печка, он еще и амортизатор.

· Что это?

· Пружина, что ли, еще проще, мягкая подушка. Две такие маленькие подушечки это наши пятки, на которых удобно и не больно стоять.

· А на двух больших нам удобно и не больно сидеть, да?!

· Да,. Но главное не это. Жир – это продовольственный и топливный склад на черный день.

· На черный день? Это, что, на ночь?

· Нет, на случай болезни или голода. Когда начальник начинает голодать, желудок в панике телефонирует своему начальнику – Мозгу: «Караул, помогите! Еды нет. Что делать? И вот тогда Мозг приказывает. Ешьте сами себя! И вот тогда из всех амбаров и складов и погребов начинают поступать запасы продовольствия и топлива. Тянуться длинные обозы с мешками запасов – углеводов и особенно жиров. Пустеют склады, худеет человек, да так, что остаются одни кожа да кости. И нет уже сил двигаться и даже говорить. Только самые главные Мозг и Сердце, не падают духом. Пока есть хоть капелька топлива, мужественно работают до конца.

 

Учитель: Ребята, помните мы с вами рисовали как должна выглядеть наша тарелка? Мы делили ее на три части и потом «раскладывали» на ней различные продукты. Давайте сейчас нарисуем такую же тарелку, но для наших клеток. Итак, на сколько частей мы разделим эту тарелку? Что на нее положим? (Ученики вместе с учителем делят «тарелку» на 4 части (для белков, жиров, углеводов и витаминов) и на каждой ее части рисуют изображение продукта богатого той или иной составляющей. У учителя заранее заготовлены изображения продуктов на картоне, которые он прикрепляет к своей «тарелке» на доске).

 

Подведение итогов урока: Итак, теперь вы знаете, что все наши сто триллионов клеток очень разборчивы и ничего не желают есть кроме …. (ответы детей).

Совершенно верно: белков, жиров, углеводов. Но это еще и витамины, минеральные соли, которые необходимы, чтобы расщеплять белки, жиры и углеводы, делая их съедобными для клеток. Только при таком питании может быть обеспечено нормальное развитие нашего организма.

Мы уже говорили, что в одних продуктах больше белков, в других жиров, в-третьих – углеводов. Чтобы наш организм получил все в достаточном количестве, пища должна быть разнообразной. Это называется сбалансированное питание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...