Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКАМЬЯ – (санскр.), один из восьми видов сиддхи: абсолютная проницательность ума и чувств; удовлетворение любого желания. 1 страница




ПРАКАША – (санскр. ), внутреннее видение разума, которое, с точки зрения личности, является интуицией; астральное зрение. Пракаша – третий уровень разделения, или проявления, подразумевает познание без необходимости реального существования объекта.

 

ПРАКРИТИ – (санскр. детальная проработка, природа, материя), природная сила; душа природы; исполняющая или действующая сила.

Пракрити – это идея материальности, порождающая иллюзорную «материю», из которой состоит видимый мир. Олицетворениями пракрити служат богини Майя (вселенская иллюзия) и Шакти (божественная женская энергия). Пракрити и пуруша – женский и мужской принципы. Пракрити есть проявляющийся аспект, в отличие от покоящегося непроявленного – пуруши, чистого сознания.

В шактизме пракрити – активный принцип, персонифицируется как Богиня и часто изображается в пуранах как божественная Мать, нежно заботящаяся обо всех существах. В шиваистской космологии пракрити является 24-й из 36 таттв, потенциальностью физического космоса, грубой энергией, из которой формируются все низшие таттвы. Её три качества называются саттва, раджас и тамас, они порождают все человеческие страсти и эмоции.

В философии раджа-йоги термином пракрити обозначают также личное эго человека, в отличие от его высшего и внеличностного «Я» – пуруши или брахмана (смотри Атман, Брахман). Считается, что энергия пракрити привязывает человека к земле и не позволяет ему освободиться от иллюзорного бытия и слиться с брахманом; на этом тезисе основана вся практика йогического духовного тренинга. Интересно, что тантристы, использующие, в общем, те же самые йогические приемы, придерживаются диаметрально противоположного взгляда на диалектику пуруши и пракрити. По их мнению, именно пракрити, то есть энергия, является просветленным началом, сила кото­рого преобразует пурушу (сознание). Слияние пракрити и пуруши (Шивы и Шакти) восстанавливает изначальное единство нашей личной Вселенной и делает человека равным богам.

 

ПРАКРИТИКА ПРАЛАЙЯ – (санскр. ), пралайя, следующая за веком Брахмы, когда все, что существует, растворяется в своей предвечной сущности (или пракрити).

 

ПРАКРИТИЛАЙЯ – (санскр. бестелесное состояние), класс развоплощенных существ, описываемых как поглощенные, растворенные в природе. Они пребывают в приостановленном состоянии, но, в отличие от видех, заинтересованы в наслаждении стихиями, элементами, природными субстанциями воздуха, воды и так далее., то есть не ментальной, а материальной стороной природы. Это может происходить с людьми, развившими значительные способности медитации и созерцания и стремящимися к постоянству стихии земли, текучести стихии воды, расширяемости стихии воздуха или излучению стихии огня. Их мысли склонны к этим объективным совершенствам; считается, что склонности и удовольствия, присущие их восприятию, на длительное время повергают их в состояние наслаждения стихиями. Учеников обычно призывают избегать видехи и пракритилайя и следовать путем веры в себя и веры в Бога.

 

ПРАЛАБДХА – (санскр. букв, судьба), вид кармы, в результате которой человек оказывается в своем насто­ящем теле и должен погасить её (карму) в этой жизни.

 

ПРАЛАЙЯ – (санскр. растворение, поглощение, уничтожение, смерть), период «сна» Вселенной. Период, который начинается после коллапсирования Вселенной в точку и продолжается до начала нового «Большого взрыва» и образования новой Вселенной. Этот период может длиться разное время. Пралайя подразделяются на четыре вида: наймиттику – когда Брахма дремлет; пракритику – частичную пралайю; атьянтику – когда происходит отождествление человека с единым, абсолютным (нирваной); нитью – состояние глубокого сна без сновидений (то есть когда степень проявленности «света» монады наименьшая).

В шиваизме пралайя является одной из пяти функций Шивы, а также названием частичного уничтожения (растворения) Космоса в конце каждого временного цикла. Есть три вида периодов растворения:

лайя – в конце маха-юги, когда уничтожается физический мир;

Пралайя – в конце кальпы, когда уничтожаются физический и тонкий миры;

махапралайя – в конце махакальпы, когда все три мира (физический, тонкий и причинный) поглощаются Шивой.

Синонимы: Пралая, Самхара.

Смотри также Космический цикл.

 

ПРАЛАЯ – (санскр. растворение, поглощение, уничтожение, смерть), период «сна» Вселенной. Период, который начинается после коллапсирования Вселенной в точку и продолжается до начала нового «Большого взрыва» и образования новой Вселенной. Этот период может длиться разное время. Пралаи подразделяются на четыре вида: наймиттику – когда Брахма дремлет; пракритику – частичную пралаю; атьянтику – когда происходит отождествление человека с единым, абсолютным (нирваной); нитью – состояние глубокого сна без сновидений (то есть когда степень проявленности «света» монады наименьшая).

В шиваизме пралая является одной из пяти функций Шивы, а также названием частичного уничтожения (растворения) Космоса в конце каждого временного цикла. Есть три вида периодов растворения:

лайя – в конце маха-юги, когда уничтожается физический мир;

 

Пралайя – в конце кальпы, когда уничтожаются физический и тонкий миры;

махапралайя – в конце махакальпы, когда все три мира (физический, тонкий и причинный) поглощаются Шивой.

Синонимы: Пралайя, Самхара.

Смотри также Космический цикл.

 

ПРАМАНА – (санскр. ), те мысли и идеи (вритти) разума, которые настолько поддерживаются восприятием, рассуждениями или опытной проверкой, что человек считает их абсолютно справедливыми во всех практических вопросах.

 

ПРАМАРА – (санскр. ), правильные мысли, идеи.

Смотри также Вритти.

 

ПРАНА – (от санскр. пран – дышать, жизненный ток, ветер).

1. Жизненная энергия, не тождественная физической силе, тонкая энергия Вселенной, источник всех сил, движения и даже мышления. Это общее название разновидностей жизненной энергии, таких как: вьяна, удана, самана, вайрамбха, мукья, антарьяма, прабханджана, кумара, шьена, кришна, швета, нага. Некоторые философы отождествляют прану с пракрити и Атманом, подчеркивая тем самым, что она является основной движущей силой материального мира.

2. Пять проводников жизненной силы: собственно прана, апана, вьяна, самана, удана. Собственно прана – энергия, действующая в верхней части тела и являющаяся восходящим дыханием жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему, апана – ток, ведущий вниз, к выходу из кишечника; вьяна – токи, рассредоточенные по телу между праной и апаной; удана – ток, направленный вверх и концентрирующийся в горле; самана – токи, собирающиеся в области пупка и способствующие пищеварению.

3. На практике словом прана обычно обозначается энергия дыхания; но следует помнить, что дыхание задействует только одну из форм пран.

4. Чакра, находящаяся в районе сердца. Она видна на ауре в ореоле желто-оранжевого свечения, которое приобретает красноватый оттенок у тех, кто имеет пороки, такие, как, например, сильное половое желание или чревоугодие.

5. В радиобиофизической концепции Е. И. Баханова – электромагнитное поле, сформированное импульсами с частотой 5 ГГц, образованное энергозависимым переносом иона водорода в мембране митохондрий, а в Космосе – «радиолинией» ионизированного водорода.

 

ПРАНА ВИДЬЯ – (санскр. ), древняя эзотерическая дисциплина, изучающая практическое использование жизненной силы – праны. Её адепты изучают различные техники сжатия, расширения, локализации и передачи на расстояние праны. Нарушения распределения праны в организме считаются причиной всех болезней.

 

ПРАНАВА – (санскр. жужжание), мантра аум, Бог как первичный звук. Медитирующего учат слышать этот звук как звук собственной нервной системы и трансформировать его во внутренний свет, который освещает мысли, и греться под этими лучами блаженного сознания. Пранава также известна как звук наади-шакти.

 

ПРАНАКОША – (санскр. ), вторая коша. Пранакоша – это тело праны, оно содержит в себе ум и тело вместе или линга-шарира. Пранакоша также известно как праническое тело, эфирное тело или эфирный дубль. Существует внутри физического тела как его источник жизни, дыхания и жизнестойкости и соединяет его с астральным телом. Прана движется в пранакоше в виде пяти первичных токов или вайю, жизненных воздухов или ветров. Пранакоша распадается при смерти вместе с физическим телом.

Синоним – Пранамайякоша.

 

ПРАНАМАЙЯКОША – (санскр. оболочка из праны), вторая коша. Пранамайякоша – это тело праны, оно содержит в себе ум и тело вместе или линга-шарира. Пранамайякоша также известно как праническое тело, эфирное тело или эфирный дубль. Существует внутри физического тела как его источник жизни, дыхания и жизнестойкости и соединяет его с астральным телом. Прана движется в пранамайякоше в виде пяти первичных токов или вайю, жизненных воздухов или ветров. Пранамайякоша распадается при смерти вместе с физическим телом.

Синоним – Пранакоша.

 

ПРАНАЯМА – (санскр. ), йогическая система дыхательных упражнений, позволяющих регулировать движение тонких энергий организма (смотри Прана) и подчинять его волевому контролю. Пранаяма очищает нервные каналы (нади) и стимулирует тонкие центры (чакры). Но её главная цель – стимуляция мозгового центра паранормального сознания, ведущая к пробуждению энергии кундалини. Это приводит адепта к овладению сверхъестественными способностями и «сжиганию» предыдущей кармы.

В йогической пранаяме дыхание делится натри фазы: вдох (пурака), задержка дыхания (кумбхака, то есть «сосуд») и выдох (речака). Во время вдоха йог поглощает жизненные энергии Брахмы, во время задержки дыхания – извлекает из воздуха жизненную силу и рассеивает её по всему организму, во время выдоха все недуги покидают тело и возвращаются в землю для очищения. Контроль за дыхательным ритмом подразумевает оптимальное соотношение между этими тремя фазами: 1/4/2. Такое соотношение называют «целебным дыханием».

 

ПРАНИЧЕСКИЙ ЭФИР – в эзотерической доктрине теософов – пятый из семи слоев первого (физического) плана семеричного строения человека. Является вторым эфирным слоем, или жизненным эфиром. Пранический эфир – источник жизни для всех форм материального плана, а вне тел – представляет то безграничное «море праны», или «океан энергии», из которого, как из космического резервуара, очищенные постом и святостью йоги умеют черпать необходимую энергию.

 

ПРАНОТЕРАПЕВТ – экстрасенс, использующий нетрадиционные методы лечения людей (пранотерапию), основанные на управлении биополем.

 

ПРАНОТТХАНА – (санскр. ), высвобождение праны из муладхары через пингалу нади. Сопровождается ощущением покалывания и мурашками.

 

ПРАПАТТИ – (санскр. отбрасывание себя), тотальное, безусловное подчинение Богу, часто в сочетании с позицией личной беспомощности, стушевания и смирения. Термин особенно широко используется в вишнуизме для обозначения одной из центральных концепций всех индуистских школ. В шайва-сиддханте прапатти имеет крайне важное значение для развития и духовного созревания души.

Синоним – Бхакти.

 

ПРАПТИ – (от санскр. прап – достичь), один из восьми видов сиддхи (сил) раджа йоги. Способность мгновенно переноситься из одного места в другое с помощью одной лишь силы воли; способность предсказания, исцеления и прорицания (полное знание о прошлом, настоящем и будущем), а также йогическая сила.

 

ПРАРАБДХА – (санскр. ), созревающая часть кармы человека; карма, которая уже активна в области объективного существования и которую невозможно отвратить.

 

ПРАСАДА – (санскр. ясность, яркость, милость).

1. Добродетель безмятежности и снисходительности.

2. Пища, предложенная божеству или гуру, а также благословенные остатки этой пищи.

3. Любое примирительное, благосклонное предложение.

 

ПРАСАДАНА – (санскр. ), четкость разума.

 

ПРАСРАБДХИ – (санскр. спокойствие), смотри Бодхьянга.

 

ПРАТИМА – (санскр. отраженный образ), смотри Икона, Мурти.

 

ПРАТИМОКША – (санскр. ), моральные принципы, положенные в основу нравственного образа жизни. Главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых касаются тела, четыре – речи и три – мыслей:

убийство – преднамеренное лишение жизни живого существа: человека, животного или насекомого;

воровство – присвоение чужой собственности без согласия владельца;

сексуальный проступок – совершение распутных действий;

ложь – обман других словом или действием;

злословие – раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные – разошлись во мнениях ещё больше;

грубая речь – словесное оскорбление других людей;

 

Пустословие – разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и тому подобное;

алчность – желание обладать тем, что принадлежит другому;

злонамеренность – желание повредить другому, неважно, сильно оно или нет;

ложное воззрение – вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия или три драгоценности, не существует.

 

ПРАТИШТХАКАЛА – (санскр. сфера отдыха, покоя), четвертый уровень калы (сферы сознания) в ашуддха-майе.

Смотри Кала.

 

ПРАТЬЕКАБУДДА – (санскр. ), «Будда для самого себя»; в буддийских представлениях – тот, кто достиг нирваны, но не проповедует дхарму, не имеет последователей. Он безразличен к страданиям других людей. Рядом с каждым «настоящим» Буддой существует огромное множество пратьекабудд.

 

ПРАТЬЯБХИДЖНЯ-УПАЙЯ – (санскр. ), смотри Упая.

 

ПРАТЬЯКША – (санскр. ), прямое непосредственное восприятие. Это чрезвычайно важная способность, достигаемая йогом, так как он не должен слишком полагаться на свои рассуждения и вмешательства разума.

Смотри также Прамана.

 

ПРАТЬЯХАРА – (санскр. отрешенность, отведение).

1. Йогическая техника контроля над собственными мыслями, отвлеченность ума от объектов чувственных восприятий, режим работы разума при подготовке к практике концентрации и медитации. Эту способность можно развить до уровня волевого контроля путем намеренного отсутствия любопытства. Такую отрешенность можно упражнять, к примеру, прислушиваясь сначала к тиканью часов, а затем умышленно переводя фокус умственного внимания к другой теме. Тогда вскоре можно заметить, что тиканье часов уже не слышно.

2. Притягивание сил.

3. То же, что Пралайя.

 

ПРАХАМИЯМ – (санскр. ), один из восьми видов сиддхи (сил), способность осуществлять все свои желания; совершенная проницательность ума и чувств.

 

ПРАШАСТАР – (санскр. наставляющий), в ведическом ритуале – первый помощник главного жреца.

 

ПРЕДВИДЕНИЕ – узнавание будущих мыслей другого лица или будущих событий, которые не могут быть определены с помощью обычных средств.

Смотри Проскопия.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – в православном храме – четырехугольный стол, накрытый покрывалом, стоящий у стены слева от престола в северо-восточной части алтаря На нем совершается проскомидия, стоят священные сосуды, и он сам считается священным местом.

Синоним – Жертвенник.

6 17 3 24

 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ – согласно некоторым мистическим теориям, в мире нет ничего случайного. Все события, включая и человеческие поступки, предопределены заранее – либо рядом предшествующих поступков и обстоятельств, либо всеобъемлющей волей Всевышнего. Такая крайняя форма учения о предопределении называется детерминизмом, или фатализмом. В чистом виде она существует только в исламе: другие мистические школы Средиземноморья и Ближнего Востока также согласны с тем, что все обстоятельства человеческой жизни определены заранее; но они утверждают, что в рамках этих предопределенных обстоятельств человек сам выбирает свою линию поведения. Он не может изменить своей участи; но он может совершить подвиг или подлость, остаться праведным или согрешить, и от этого будет зависеть его посмертная судьба. Таким образом, Бог (или, в античной версии, всемогущий рок) оставляет человеку право «нравственного выбора». Эта идея в той или иной форме разделяется всеми школами иудаизма и оказывает определенное влияние на христианское учение о предопределении.

Представление о том, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, лежит в основе всей христианской теологии; однако многие новозаветные тексты утверждают, что человеческая судьба и спасение человека от греха предопределены. Попытки согласовать эти тексты с утверждением о свободе воли привели к формированию трех доктрин о предопределенном спасении. Согласно наиболее древней доктрине, Бог заранее знает, каковы будут вера и заслуги человека, и на основании своего знания предопределяет его будущую судьбу. Полной противоположностью этой теории служит доктрина о двойном предопределении; её автором считают Ж. Кальвина. Бог от века предопределил, кого он спасет, а кого проклянет, независимо от веры, любви и заслуг. Третья теория предопределения была выдвинута блаженным Августином и Лютером и нашла подтверждение в теологии св. Фомы Аквинского. Спасение является незаслуженной благодатью Божьей; однако, несмотря на такое предопределение, Бог судит человека за его грехи.

 

ПРЕДРАССУДОК – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

То же, что Предубеждение.

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ – модель будущего состояния объекта или явления, основанная на логической аппроксимации существующих тенденций.

Синоним – Прогноз.

 

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

 

ПРЕДЧУВСТВИЕ – состояние внезапного побуждения к какому-либо незапланированному действию, беспричинно охватывающее человека в обычной обстановке или удерживающее его от предстоящих запланированных действий, парализуя волю и тело, мешая, тормозя их выполнение. Чаще всего связано с какой-либо опасностью для себя или близкого человека. Выделяют несколько важных характерных моментов этого явления:

Появление директивной немотивированной эмоции порой весьма незначительно упреждающей реализацию опасности. Чаще это упреждение исчисляется несколькими секундами, порой несколькими минутами, реже часами;

иногда наблюдается связь между интенсивностью директивной эмоции и приближением (во времени и пространстве) к ещё не реализовавшейся опасности. Отмечается также зависимость между «властностью» эмоции и «градиентом опасности»;

иногда достаточно переместиться в точку, удаленную от вызывающей директивную эмоцию зоны на несколько метров, как эта эмоция исчезает или замещается удовлетворенностью, успокоением, безразличием, а опасность проходит стороной;

директивная эмоция проявляется, как правило, в состоянии активного бодрствования, когда окружающие условия дают номинальную эмоциональную нагрузку организму, а директивная эмоция, развиваясь на её «фоне», перекрывает её по интенсивности и «пробивается» сквозь нее.

Смотри также Ясновидение, Ясночувствование.

 

ПРЕЖДЕНЕБЕСНОЕ и ПОСЛЕНЕБЕСНОЕ – (кит. сянь-тянь и хоу-тянь), категории даосской метафизики, приблизительно соответствующие непроявленному и проявленному, нерожденному и рожденному, вечному и бренному, абсолютному и относительному. В русскоязычной литературе используется несколько вариантов перевода этих терминов; наиболее распространенные из них: «пренатальное и постнатальное» и «изначальное и временное».

Даосы утверждают, что всякое вещество, известное в материальном мире, существует в прежденебесном и посленебесном виде. Применительно к человеку это означает, что три сокровища его жизни – семя, энергия и дух (смотри Цзин, Ци и Шэнь) – существуют ещё до его рождения в виде абстрактных и непроявленных качеств и входят в оплодотворенное яйцо в момент зачатия; они лишены формы и неразрывно едины. С момента рождения, когда пуповина перерезана и младенец вдохнул первый глоток воздуха, три сокровища разделяются и начинают развиваться в посленебесных формах, которые подвержены истощению и разрушению. Небольшое количество прежденебесных веществ сохраняется в организме в виде резерва, используемого в чрезвычайных ситуациях (например, при размножении). Чем меньше этот запас, тем меньше у человека силы, здоровья и ума; при полном его истощении человек обречен на более или менее скорую гибель.

Система психофизического тренинга, разработанная даосским мудрецами (так называемая «даосская йога»), направлена на то, чтобы, во-первых, приостановить расход прежденебесных веществ (с помощью правильного питания, дыхательных упражнений и контроля над семяизвержением) и, во-вторых, научиться пополнять их запас, черпая прежденебесные вещества из пищи и воздуха. Более сложная техника «внутренней алхимии» (смотри Нэй-гун) учит преобразовывать посленебесные вещества собственного организма, возвращая их в исходное прежденебесное состояние. Считается, что при настойчивых занятиях данной техникой все элементы человеческого тела (включая тонкие энергии и дух) обретают прежденебесную форму и не подвергаются тлению; таким образом, человек становится бессмертным.

 

ПРЕКОГНИЦИЯ – (от лат. prae – наперед и cognitio – познание), смотри Проскопия.

 

ПРЕЛЕСТЬ – ключевое понятие в православном аскетическом учении о духовном обольщении стяжателей Духа Святого. Существует две основные формы прелести. Первая и наиболее эффективная связана с тем, что человек стремится к высокому духовному состоянию или к духовным видениям, не очистив сердце от страстей и полагаясь лишь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие «видения» или другие «дары» в виде способности пророчествовать и тому подобное. Более распространена другая форма духовного обольщения – экзальтация религиозного чувства, которая достигается без покаяния, без самоотвержения, без распятия плоти со страстями и похотями. Как пишут многие отцы церкви: «Демоны иногда творят чудеса для того, чтобы возбудить гордыню в человеке, чтобы тот воображал, что в нем самом есть дар чудотворения, а это ступень к дальнейшему падению... ».

Епископ Игнатий пишет: «Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести».

 

ПРЕМА ЙОГА – (санскр. ), йога любви.

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ – метаморфоза, имеющая восходящее направление к высшему духовному качеству; уход от обода движущегося Колеса Превращений по радиальному пути к «неподвижному перводвигателю» – внепространственному и вневременному.

В христианстве – видимая форма божественной природы Христа. У индийцев – явление Кришны Арджуне. В шаманизме – знак сверхъестественных сил.

 

ПРЕСТАВИТЬСЯ – (слав. ), умереть, отправляя свою душу в небесное плавание с целью приставиться к своей звезде. Полагали, что если тело сжечь, то душа, освобождаясь, быстрее поднимется в небо.

 

ПРЕСТОЛ – главная принадлежность православного храма: четырехугольный стол, накрытый покрывалом, стоящий посередине алтарного возвышения. На престол помещают антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительницу. Возле престола совершается причащение, и проводятся богослужения. Престолы православных храмов освящаются в честь какого-либо святого или события, от чего храм получает свое название. Часто в храмах бывает несколько престолов в отдельных приделах, освященных в честь разных святых, но весь храм называется по имени главного, центрального престола.

 

ПРЕСТОЛЫ – ангельский чин первого разряда. Престолы сообщают нам божественную правду. Иногда их называют колесами, а в еврейской каббале – колесницами, или меркабах. Псевдо-Дионисий Ареопагит отмечает, что наименование высочайших престолов означает «совершенную свободу от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно они стремятся к горнему, всеми силами неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему, принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повеления».

 

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ – догмат православной и католической церквей, по которому вино и хлеб, употребляемые при святом причащении, на литургии, непостижимым для человеческого ума образом пресуществляются (переменяют свою сущность) в истинное тело Христово и в истинную кровь Христову.

 

ПРЕТА – (санскр. ).

1. Дух усопшего, которому с помощью обряда экоддишта необходимо придать новое тело, дабы он мог присоединиться к сонму блаженствующих в царстве Ямы божественных «отцов» (питри). В случае, если экоддишта не совершалась, прета оставался бесприютным, бестелесным духом, мог стать бхутом или присоединиться к питарам.

2. Враждебный людям дух или бес, родственный бхутам, пишачам и ракшасам и странствующий по земле.

3. Душа грешника, претерпевающая мучения в том или ином из многочисленных адов.

4. В буддийской мифологии – духи, не способные удовлетворить своих желаний. В частности, они не могут насытиться, ибо при огромном чреве имеют крохотные рты. Прета становятся те люди, которые в прежней жизни отличались скупостью, жестокостью и ненасытностью.

 

ПРЕТАЛОКА – (санскр. мир усопших), подвластный богу Яме подземный «мир претов» – злых духов, связанных со смертью и опасных для человека. Область душ, привязанных к Земле. Этот низший регион Бхуварлоки является астральным двойником физического мира.

 

ПРЕТЕРИОЛОГИЯ – ветвь психотроники, которая занимается исследованиями и научной проверкой древних книг, посвященных герметизму и таким его разделам, как алхимия, магия, астрология, нумерология и другим. Предметом интересов претериологии является также различная литература по телеологии, мифологии и этнографии. Сторонники претериологии надеются с помощью изучения знаний наших предков вдохновить современную науку и практику на новые открытия. Некоторые утверждают, например, что такие открытия можно сделать, раскрыв тайны пирамиды Хеопса (пирамидология) или через изучение свидетельств, содержащихся в Библии. Разделом претериологии является также палеоастронавтика.

 

ПРЕТУ ВЕЛЬЮ – (браз. ), духи негритянских рабов, которые возвращаются на землю, чтобы помогать человечеству.

Смотри также Кабоклу.

 

ПРИВИДЕНИЕ – физически локализованная реальность, некая энергоинформационная сущность, обладающая, в той или иной степени, самосознанием и некоторыми другими элементами психики. Привидение появляется в образе человека или иного объекта, имеющих вид туманного свечения, расплывчатого очертания, дымки или более плотного образования вплоть до полной материализации. Привидение – своеобразный род призраков; представляют собой души умерших или живых (фантом), которые могут являться живым в течение очень длительного времени. Различают три основных категории привидений: кризисные, привязанные к месту, коллективно воспринимаемые. Иногда добавляют ещё две: информативные и посмертные.

По другой классификации, привидений различают по степени материализованности, или «телесности»: галлюцинаторные и фантомные – от едва наметившегося образа до полной, завершенной материализации. Галлюцинаторные привидение не оставляют никаких физических следов пребывания в этом мире, кроме памяти очевидцев. Фантомные привидения способны вести себя как живые люди, совершают нормальные обычные действия – звонят, входят, здороваются, беседуют, прощаются, уходят и, главное, оставляют физические следы своего пребывания – записки, передвинутые с места на место предметы домашнего обихода, открытые или, наоборот, закрытые двери, отпечатки ног на полу и тому подобное.

 

ПРИВИДЕНИЯ ИНФОРМАТИВНЫЕ – категория привидений, сообщающих очевидцу неизвестные ему сведения, которые он (очевидец) не может получить никаким другим способом.

 

ПРИВИДЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫЕ – средневековые маги пускались на всевозможные ухищрения, чтобы вступить в контакт с душами умерших. Многие французские алхимики, к примеру, пытались «выделить» привидения из человеческой крови. Для этого они проводили эксперименты, нагревая кровь на угольных жаровнях, вроде атанора. По свидетельству некоторых источников, в клубах пара над сосудом с кровью появлялись некие призрачные силуэты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...