Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКАМЬЯ – (санскр.), один из восьми видов сиддхи: абсолютная проницательность ума и чувств; удовлетворение любого желания. 7 страница




 

CАЙ – (араб, бег между холмами), один из важнейших ритуалов мусульманского хаджа. Сай совершается сразу после первого поклонения Черному камню, когда паломники выходят из мечети, ступая с левой ноги, поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с мольбой о милости и с просьбой защитить их от несчастий. Затем они спускаются до столба, установленного у подножия холма, от которого бегут до другого столба у холма Марва, после чего поднимаются на этот холм. Там они так же произносят молитву и возвращаются к холму Сафа. Бег между холмами совершается семь раз. Сай считается важным элементом паломничества, однако его невыполнение не делает паломничества недействительным, достаточно лишь принести искупительную жертву.

Преданий о происхождении сая несколько. Согласно одному из них, названные холмы были местом отдыха Адама и Хеввы (Евы), изгнанных из рая, в память о чем и совершается сай. Согласно другому, Ибрагим совершал обряд поклонения Аллаху, но на пути его вставал Иблис, и Ибрагим вынужден был бежать. Наибольшее распространение получило предание о страданиях Хаджар (Агари), которая вместе со своим сыном Исмаилом бегала между этими холмами в поисках воды, пока ангел не указал ей колодец Замзам.

 

CАЙЕНТИЗМ – (от англ. science – наука), концепция, согласно которой во всех областях исследований, включая философию, гуманитарные и общественные науки, следует применять методы естественных наук.

 

CАЙЕНТОЛОГИЯ – научно-религиозное учение, созданное в 1950-х гг. американцем Л. Роном Хаббардом (1911–86). Предшественницей сайентологии была дианетика – разновидность психотерапии, разработанная Хаббардом и позднее включенная в сайентологию. В 1950 г. Хаббард опубликовал свой бестселлер «Дианетика: Современная наука психического здоровья».

Церковь сайентологии была официально зарегистрирована в 1954 г. в Соединенных Штатах, а затем в Великобритании и других странах. Известно, что её члены выступали против использования наркотиков в психотерапевтических целях. В 1960-х гг. движение подверглось гонениям; сайентологов обвинили в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов, финансовых махинациях и заговоре против правительства. Некоторые бывшие лидеры Церкви утверждали, что основной целью Хаббарда было создание процветающей бизнес-империи.

Смотри также Дианетика.

 

CАЙТАН – у казахов – вариант произнесения слова шайтан.

 

CАЙТАН ИЛИГЁН – (казах. ), одержимый, поверженный чертом.

 

CАК БЕ – (майя белая дорога).

1. Название прямых дорог, которые строили майя классического и постклассического периода.

2. Млечный Путь, путь ушедших душ.

Смотри также Экве.

 

CАКАКИ – (япон. ), священное дерево рода камелиевых, вечнозеленое растение. Ветви сакаки часто служат приношением божествам в синтоистских святилищах. Согласно японской мифологии, склоны небесной горы Кагуяма, обиталища богов, покрыты зарослями сакаки.

 

CАККОС – ритуальное одеяние православных епископов и митрополитов: представляет собой относительно короткую прямую верхнюю рубаху с длинными рукавами, которая надевается через голову. Как правило, саккос шьют из парчи и украшают золотым шитьем.

 

CАКРАЛЬНОЕ – (от лат. sacrum – святыня), священное. В теологии под сакральным подразумевается подчинение божественному, безусловное следование какой-либо традиции познания Бога через умаление собственных желаний.

 

CАКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – место встречи и общения Неба и Земли; космический центр. Такова символика храмов, церквей, ритуальных вигвамов, лож и тому подобного.

 

CАКРИСТИЯ – (от лат. sacrum – святыня), ризница, особое помещение в католическом храме, где хранятся принадлежности культа.

 

CАКУАЛА – система двух или нескольких разноматериальных слоев, тесно связанных между собою структурно и метаисторически. Термин Д. Андреева.

 

CАКШИ – (санскр. свидетель), индивидуальное сознание, восприятие, знание; свидетель восприятия, «внутренний глаз души». Способность души чувствовать, видеть или знать и осознавать это знание. Когда осознание «затягивается вовнутрь», могут иметь место различные состояния самадхи.

Синоним – Сакшин.

Смотри также Чит.

 

CАКШИН – (санскр. ), индивидуальное сознание, восприятие, знание; свидетель восприятия, «внутренний глаз души». Способность души чувствовать, видеть или знать и осознавать это знание. Когда осознание «затягивается вовнутрь», могут иметь место различные состояния самадхи.

Синоним – Сакши.

Смотри также Чит.

 

CАЛАМА – (якут. ), пучки конских волос и ленточки, принесенные в жертву духам. Для избежания гнева духов и снискания их благосклонности якуты приносили им различные жертвы. Чтобы благополучно перейти через горный перевал, духу-хозяину этого перевала дарили пучки волос от лошадиной гривы, лоскутки, оторванные от платья, медные монеты и пр.

 

CАЛАМАНДРА – элементал огня. Это группа стихийных духов огня, живущих в огненной разновидности эфира. Существует множество семейств саламандр, различающихся по форме, размеру и знатности. Иногда саламандры видны как небольшие световые шары (актиничи) или как огненные шары, бегущие над полями или проникающие в дом. Наиболее общая форма саламандры – ящерица, около фута длиной, извивающаяся посреди огня. Имя саламандра почти идентично на всех языках. Так, на греческом, латинском, французском, испанском, итальянском и других языках – это саламандра, на персидском – саламандел, на санскрите – саламандала. Саламандры – самые сильные и мощные из всех стихийных духов и имеют повелителя духа по имени Джинн, ужасного с виду. Для людей контакты с саламандрами опасны: выгоды, полученные от их изучения, не идут ни в какое сравнение с той ценой, которую надо платить за это.

 

CАЛОКЬЯ – (санскр. ), пребывание с Богом. Для указания ступеней на пути к Богу используются четыре понятийные градации:

Cамипья – близость;

Cарупья – сходство;

Cалокья – совместное пребывание;

Cаюджа – соединение. Последняя ступень соответствует освобождению.

 

CАЛЫГАР – (якут. ), вихри, поднимающие столбы крутящейся пыли. Происходят от дьявольской пляски.

 

CАЛЬВАНЕЛЛИ – (итал. ), лесные духи, существа добродушные и проказливые. Они пасут овечьи отары, заплетают лошадям гривы и хвосты в косички и никогда не упускают случая украсть молоко у соседей. Кроме того, сальванелли, подобно многим другим духам, обожают сбивать с дороги путников. Принимая человеческий облик, они бегают по лесным тропам и вдруг исчезают с громким хохотом, а путник обнаруживает, что стоит на краю обрыва. Те, кто по невнимательности наступит на следы сальванелли, заплутают сами, и единственный способ найти дорогу – пойти задом наперед. Сальванелли крадут детей (в основном, двух-трехлетних девочек), но не по злобе, а потому, что им нравится с ними играть. Похищенных девочек они заботливо воспитывают в своих лесных пещерах. Ростом сальванелли около трех футов, одеваются в красное. Кожа у них красноватая, покрытая шерстью, они сами очень худые. Происходят от браков сальванов и агуане.

 

CАЛЬВАНЫ – (итал. ), косматые лесные существа, мужья агуане. Они заботятся о деревьях в лесу. Сальваны встречаются гораздо реже, чем агуане. Они настолько робки, что предпочитают не выходить из леса даже зимой и ютятся в хижинах из снега и льда. Ростом сальваны с человека, у них длинные ногти на руках, они носят одежды из медвежьих или коровьих шкур. Сальваны почти всегда голодны.

 

CАЛЬВАТЕРРА – условное обозначение вершины и сердца Шаданакара, наивысшей из его сакуал, состоящей из трех миров: обители Планетарного Логоса, обители Богоматери и обители Звенты-Свентаны. Термин Д. Андреева.

Синоним – Мировая Сальватерра.

 

CАЛЯТ – (араб. ), один из «столпов» Шариата, практика очищения сердца с помощью обязательных молитв, которые необходимо совершать пять раз в день:

утренняя молитва (салят ас-субх), совершаемая в период от утренней зари до восхода Солнца, включает в себя два раката (цикла молитвенных поз и движений, сопровождаемого произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке);

полуденная молитва (салят аз-зухр) – в период от положения Солнца в зените до того момента, когда длина теней предметов достигнет их высоты; включает в себя четыре раката;

предвечерняя молитва (салят аль-аср) – от момента равенства длины теней предметов их высоте до заката Солнца, содержит четыре раката;

молитва на закате (салят аль-магриб) – от заката Солнца до момента, когда погаснет вечерняя заря; содержит три раката;

молитвы с наступлением ночи (салят аль-инша) – в период между вечерней и утренней зарей; содержит четыре раката.

Cогласно предписаниям Корана, салят нельзя совершать точно в полдень, в момент восхода и заката Солнца. В первых двух ракатах следует читать суру Фатиху (Открывающую, первую суру Корана) и какие-либо другие суры и аяты из Корана, в остальных – только суру Фатиху. Салят может совершаться индивидуально, но коллективное моление всегда предпочтительнее индивидуального. При коллективном молении обычно имам встает впереди всех, спиной к остальным, и руководит молением. Мусульманская молитва предваряется обязательным омовением (смотри Талара).

Синоним – Намаз.

 

CАМАВАРТАНА – (санскр. возвращение домой), формальное окончание религиозного ученичества.

Смотри Самскары детства.

 

CАМАВЕДА – (санскр. ), смотри Веды.

 

CАМАДХАНА – (санскр. ), качество; одно из шести шатсампатти – способность концентрировать свои силы и энергию разума на высшей цели. Человек, обладающий этим качеством, не отвлекается на посторонние вещи. Он уверенно следует по пути, ведущему к освобождению от перевоплощений.

 

CАМАДХИ – (санскр. погружение, сложение, соединение, сочетание), состояние непосредственного восприятия Божества и слияния с ним. Существует несколько близких значений самадхи.

1. Психическое сосредоточение; йогический транс, в котором ментал обретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования активности (деятельности) в более высокие и свободные состояния сознания. Йоги различают несколько степеней самадхи, которые отличаются по степени сохранения сознания. На низшей ступени сознание человека сохраняется полностью, и он может выйти из самадхи в здравом уме; тот же, кто достиг высшей ступени (так называемая махасамадхи), как правило, «не возвращается» оттуда. Такой йог впадает в экстаз, который длится 21 день и завершается смертью. Вот почему самадхи считается очень опасным состоянием и, как правило, не рекомендуется и не пропагандируется на низших ступенях йоги.

2. В Гати – спокойная, лишенная желаний и огорчений неподвижность буддхи в самоуравновешенности и самопознании, состояние тождества или единства со своими корнями или первопричиной.

3. Вид знания, которое приходит к человеку вместе с просветлением.

Смотри также Бодхьнга.

4. В тантре – остановка сознания, или сосредоточение мысли на определенном объекте. Самадхи бывает двух видов: первый называется сампраджнята-самадхи (савикальпа-самадхи), во время которого ищущий сосредотачивается на определенном объекте и воспринимает только этот объект; второй вид самадхи – это асампраджнята-самадхи (нирвикальпа-самадхи), при котором ищущий теряет ощущение объекта созерцания. Объект в процессе созерцания теряет свой облик и форму, ищущий автоматически постигает шунью. После «пробуждения» он не может ничего рассказать об объекте созерцания, это отчасти похоже на глубокий сон без сновидений.

 

CАМАДХИ ЙОГА – (санскр. ), часть раджа йоги, целью которой является достижение самадхи, управление силами и качеством экстатических состояний.

 

CАМАЙЯ – (санскр. ), одна из сект шактизма. Последователи самайи не совершают внешних ритуалов и занимаются внутренним поклонением, медитацией и кундалини йогой. Концентрация на личной мантре, полученной от гуру, и определенной янтре совершается на внутреннем уровне, «внутри тела». Учение школы основано на пяти текстах «Шубхагама-паньчака». Иногда самайю делят на два крыла: саманья («обычное») и вишишта («особое»). Известно, что некоторые самаины участвуют во внешнем поклонении и даже употребляют вино.

 

CАМАНА – (санскр. ), одна из пяти вайю (пран): сила, расположенная в центре тела (пупочный центр, манипура) и регулирующая чередование собственно праны и апаны в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи, пищеварении.

 

CАМАНТАБХАРДА – (санскр. ), первичный Будда, представляющий собой абсолютную первичную чистоту природы ума.

Синоним – Кунтузангпо.

 

CАМАРАСА – (санскр. ), в сиддха-сиддханте – состояние, достигаемое йогом, во время которого он осознает мир и повседневную жизнь, не забывая при этом, что Бог, душа и мир – едины.

 

CАМАТВА – (санскр. ), уравновешенность разума; состояние спокойствия темперамента, ясность ума и полное отсутствие раздражения, недоброжелательности или беспокойства. В состоянии саматвы человек способен беспристрастно относиться к происходящему.

 

CАМАТВА ЙОГА – (санскр. ), практика выработки глубинного спокойствия и невозмутимости при всех жизненных обстоятельствах.

 

CАМАЭЛЬ – (евр. ), каббалистический титул князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков; ангел смерти.

 

CАМАЯНА – (санскр. ), состояние сознания, которое характеризуется пустотой, умственным покоем, безмятежностью, невозмутимостью и ограниченностью потребностей; индусские мистики считают его обязательным условием для занятий любыми духовными упражнениями.

 

CАМБХОГАКАЯ – (санскр. ), тело полного блаженства. Это тот аспект Будды, который служит мостом между абстрактной дхармакаей и конкретной нирманакаей. Самбхогакая Будды ради спасения живых существ сансары трансформируется в виде пяти дхьянибудд (бестелесная радуга): вайрочана, амитабха, акшобхья, ратнасамбхава и амогхасиддхи. Они являются нирманакаями самбхогакая, пятью мудростями, в которые превращаются пять скандх в процессе духовного просветления адепта.

Смотри также Будда.

 

CАМВАРТТА – (санскр. ), меньшая кальпа. Период в творении, после которого происходит частичное уничтожен не мира.

 

CАМВАРТТА КАЛЬПА – (санскр. ), период разрушения. Каждая коренная раса и подраса подвержены подобным разрушениям; пятая коренная раса проходит через 64 подобных катаклизма, следующие через определенные промежутки времени: 56 – от огня, 7 – от воды и одну небольшую самвартта кальпу от ветров или циклонов.

Смотри также Кальпа, Пралайя.

 

CАМВИТ – (санскр. ), смотри Сварупа-шакти.

 

CАМЕРЛЭНД – название, данное американскими спиритуалистами и феноменалистами стране или области, где живут духи после смерти. Она расположена, как заявляет Эндрю Джексон Дэвис, либо внутри, либо за Млечным Путем. В её описании фигурируют города и прекрасные строения, Дворец Конгрессов, музеи и библиотеки для наставления подрастающих поколений молодых духов.

 

CАМИПЬЯ – (санскр. ), близость к Богу. Для указания ступеней на пути к Богу используются четыре понятийные градации:

Cамипья – близость;

Cарупья – сходство;

Cалокья – совместное пребывание;

Cаюджа – соединение. Последняя ступень соответ­ствует освобождению.

 

CАМОВОЗГОРАНИЕ – спонтанное самовозгорание людей, биообъектов, предметов. По данным американского исследователя Ливингстона Герхардта существует связь между самовозгоранием человека и геомагнитными возмущениями. По гипотезе В. Черноброва спонтанное возгорание возникает в момент локального изменения скорости течения времени, которое может быть инициировано сознательно, либо неосознанно самим человеком. Такие хрональные эффекты могут приводить не только к самовозгоранию, но и к быстрому старению – превращению ребенка за несколько лет в дряхлого старика. Некоторые восточные единоборства вырабатывают специальные методы управления временем посредством человеческого сознания. Во время схватки секунды растягиваются, и противник превращается в застывший манекен.

Смотри также Возгорание людей, Термоаномалии.

Синонимы: Пирокинез, Пирогения.

 

CАМПРАДАЯ – (санскр. традиционное учение), живой поток религиозно-философской традиции в индуизме, поддерживаемый устным обучением и инициацией. Сампрадая – понятие более широкое, чем парампара. Каждая сампрадая часто представлена многими парампарами.

 

CАМПРАДЖНЯТА – (санскр. ), одна из форм самадхи, в которой в процессе созерцания происходит познание объекта или предмета умственного внимания. Сампраджнята разделяется на два типа:

первый связан с распознаванием, проверкой (витарка) или освидетельствованием. Это происходит, когда произнесено слово и возникает желание понять его значение. После размышления о слове и его значении в разуме наступает проявление знания. Это первичное состояние есть ментальный тамас, оно подобно темной комнате или неосвещенному объекту. Затем начинается процесс рассмотрения и вопросов: этот процесс представляет собой ментальный раджас. Затем прекращается рассмотрение и приходит понимание, которое является ментальной саттвой. Это последнее состояние называется непроверочным (нирвитарка) и представляет собой самадхи, обладающее зерном (нирбиджа), то есть смыслом информации; это означает, что самадхи завершается там же, где началось, но с определенным просветлением разума по отношению к объекту или предмету рассмотрения, над которым работал разум (манас), и с определенным очищением или исправлением образа этого объекта в уме (читта), который получал все результаты и сохранял их (читтасанскара);

второй тип сампраджняты связан с исследованием нового (вичара) и имеет более тонкое содержание. Когда принято решение о том, что собой представляет объект, и разум смолкает, возможно достижение самадхи на этом объекте. После этого в следующих упражнениях по отношению к объекту может возникнуть другая, исследовательская форма запроса (вичара). Она относится к тому, что называют тонкой (сукшма) природой объекта. Однако такой умственный процесс неизбежно остановится перед неопределимым (алинга), так как это процесс размышления о чем-либо, оперирующий только определяемыми понятиями. Созерцание этого понимания есть нераспознающее (нирвичара) самадхи, и в нем заключается высший свет, которого способен достичь разум в материальном мире. Такое созерцание обладает зерном сабиджа, так как возвращает разум обратно к объекту, от которого он отталкивался.

Смотри также Асампраджнята.

 

CАМСАРА – (санскр. ), процесс многократного возвращения человека на Землю в циклах рождений и смертей.

Синонимы: Сангсара, Сансара.

 

CАМСКАРА – (санскр. ).

1. В индийской философии этот термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в подсознательном уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем – даже в следующем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих джанмах, или перевоплощениях.

2. Таинство или ритуал, отмечающий переход из одной стадии жизни в другую. Эти таинства оставляют глубокие и позитивные впечатления в уме человека и обеспечивают благословение из внутреннего мира. Выделяют самскары рождения, самскары детства, самскары взрослой жизни и самскары зрелого возраста.

3. Процедура духовного очищения.

4. Метафизический термин, который в экзотерических философиях определяется по-разному, например:

на Шри-Ланке (Цейлон) – как пристрастие;

в Непале –как иллюзия;

в Тибете – представление (дудьед);

в Индии – очищение, благоприятная карма;

в Китае – действие, карма.

 

CАМСКАРЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ – (санскр. ), ритуалы (таинства), проводимые от вступления во взрослую жизнь до свадьбы:

ритукала (должное время) – с появлением первых менструаций девушек благословляют в домашней обстановке;

кешанта – отмечает первое бритье бороды у юношей, примерно в 16 лет.

Эти две первые церемонии домашние; молодым людям напоминают о брахмачарье, дают новые одежды и ювелирные украшения и радостно принимают их в сообщество взрослых;

нишчитартха (установление цели), иначе называется вагдана (обещание) – формальная церемония помолвки, во время которой молодая пара обещает себя друг другу, обмениваясь кольцами и другими подарками;

виваха (свадьба) – торжественная и тщательно разработанная церемония, выполняемая в присутствии Бога и богов, у огня хомы. В завершение этой церемонии молодые делают семь шагов на северо-восток, при этом жених произносит: «Один шаг для силы, два шага – для жизнестойкости, три шага – для процветания, четыре шага – для счастья, пять шагов – для скота, шесть шагов – для времен года, семь шагов – для дружбы. Будь мне преданной! ».

 

CАМСКАРЫ ДЕТСТВА – (санскр. ), ритуалы (таинства), производимые от наречения имени до окончания религиозного обучения:

намакарана (имянаречение и формальное вступление в ту или иную секту индуизма) – происходит на 11–41 день после рождения ребенка. Имя выбирается в соответствии с рекомендациями астролога, обычно это одно из имен Бога или Богини. В это же время назначаются дэвы-хранители, чтобы присматривать за ребенком в его жизни. Тот, кто обращается в индуизм в зрелом возрасте, также проходит через это таинство;

аннапрашана (кормление) – церемония, отмечающая первый прием твердой пищи и проводящаяся примерно в шестимесячном возрасте. После этого кормление грудью обычно продолжается;

карнаведха (прокалывание ушей) – и у мальчиков, и у девочек прокалываются оба уха и вставляются серьги. Это происходит на первом, третьем или пятом году жизни;

чудакарана (обритие головы) – и у мальчиков, и у девочек обривают голову между 31-м днем и четырьмя годами;

видьярамбха (формальное начало образования) – ребенок в торжественной обстановке пишет свою первую букву алфавита на подносе с сырым рисом;

упанаяна – проводится над мальчиками примерно 12-ти лет и отмечает начало периода брахмачарьи и изучения писаний и священного закона обычно под руководством ачарьи или гуру;

Cамавартана – формальное окончание религиозного ученичества.

 

CАМСКАРЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА – (санскр. ), ритуалы, (церемонии) переходов определенных возрастных периодов:

ванапрастха-ашрама-врата – переход за 48-летний рубеж знаменует вступление в возраст старейшины наставника и отмечается в некоторых общинах особой церемонией;

Cаннъяса-ашрама-врата – ритуал, перехода за 72-летний рубеж и вступления в возраст отхода от социальных обязанностей. Этот ритуал не посвящение в саньясу (санньяса-дикша), а просто возрастная самскара;

антьешти – различные погребальные ритуалы, цель которых – помочь душе перейти к внутренним мирам: приготовление тела, кремация, собирание костей, разбрасывание пепла, очищение дома.

 

CАМСКАРЫ РОЖДЕНИЯ – (санскр. ), ритуалы (таинства) посвящений, производимые от зачатия до благословления ребенка:

габхадхана (помещение в утробу) – ритуал зачатия, когда осуществляется физический союз с целью при­вести к физическому рождению продвинутую душу;

пумсавана (мужской ритуал; призывание мужского пола) – ритуал, выполняемый на третьем месяце беременности и состоящий из молитв о сыне и о благополучии матери и ребенка. Обычай просить Бога или богов о рождении сына встречается во всех обществах и связан с тем, что мужчины особенно нужны для защиты страны, ведения семейного бизнеса и поддержки родителей в старости, а также с тем, что женщины обычно переживают мужчин и покидают родную семью, чтобы войти в семью мужа;

Cимантоннаяна (разделение волос) – церемония, которая проводится между четвертым и седьмым месяцами беременности. Муж расчесывает волосы жене и выражает ей свою любовь и поддержку;

джатакарма (ритуал рождения) – отец приветствует и благословляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус меда.

 

CАМУДАЙЯ – (санскр. ), смотри Арьясатьяни.

 

CАМХАРА – (санскр. растворение, уничтожение), период «сна» Вселенной. Период, который начинается после коллапсирования Вселенной в точку и продолжается до начала нового «Большого взрыва» и образования новой Вселенной. Этот период может длиться разное время. Самхары подразделяются на четыре вида: наймиттику – когда Брахма дремлет; пракритику – частичную самхару; атьянтику – когда происходит отождествление человека с единым, абсолютным (нирваной); нитью – состояние глубокого сна без сновидений (то есть когда степень проявленности «света» монады наименьшая).

В шиваизме самхара является одной из пяти функций Шивы, а также названием частичного уничтожения (растворения) Космоса в конце каждого временного цикла. Есть три вида периодов растворения:

лайя – в конце маха-юги, когда уничтожается физический мир;

пралайя – в конце кальпы, когда уничтожаются физический и тонкий миры;

махапралайя – в конце махакальпы, когда все три мира (физический, тонкий и причинный) поглощаются Шивой.

Синонимы: Пралая, Пралайя.

Смотри также Космический цикл.

 

CАМХАТА – (санскр. отброшенный), третий астральный нижний мир.

Смотри также Сутала

.

 

CАМХИТЫ – (санскр. сборники, своды).

1. Сборники ведических гимнов, исполняемых во время жертвоприношений и других религиозных ритуалов.

2. Священные тексты вишнуизма, построенные в виде диалога богов (чаще всего Шивы и Шакти). Авторитет таких самхит считается равным авторитету Вед.

 

CАНАТА ДХАРМА – (санскр. вечная религия), то же, что Индуизм, древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр философий – от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм – это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями являются вишнуизм, шиваизм, шактизм (иначе тантризм) и смартизм. Они придерживаются настолько разных верований, что по праву считаются отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют общее наследие культуры и веры – концепции кармы, дхармы, реинкарнации, всепроникающего Божества; храмовое богослужение, возрастные ритуалы, традицию гуру-шишъя; все они полагаются на Веды как на авторитетное писание. На богатой почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди них – джайнизм, буддизм и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали совершенно отдельными религиями, потерявшими всякую связь с индуизмом, хотя они до сих пор разделяют многие философские положения и культурные ценности со своей материнской религией.

 

CАНАТАНА – (санскр. ), учение Падмы Самбхавы о третьей стадии на пути к просветлению, когда практикующий видит свет. Различные ограничения и запреты, которые предписывались ученику на первых двух стадиях уже становятся ненужными, так как он уже достиг состояния Будды, или сиддхи. Учение Падмы Самбхавы является старым в том смысле, что содержащаяся в нем истина предшествовала всем вещам и всегда существовала. Поэтому его школа ещё называется ади или «первая».

Синоним – Ади йога.

 

CАНГСАРА – (санскр. ), вращение, блуждание, странствование из жизни в жизнь; одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, животного, Бога); осуществляется по закону кармы. Цепь новых воплощений души в физическом теле называют также колесом сансары. Областей сангсары насчитывают множество, среди них есть и более, и менее счастливые, чем обитель людей. Основных областей три (трайлокья): камадхату, рупадхату и арупадхату. Сангсара циклична во времени: мир конечного периодически разрушается и созидается вновь. Бытие в сангсаре представляет собой пелену иллюзии, которая скрывает от нас подлинную Высшую Реальность. Все мистические учения Индии направлены на преодоление сангсары и проникновение в реальность. Но если для индусов реальностью является сущность того или иного божества (чаще всего Шивы и Шакти), то сторонники буддизма считают единственной реальностью великую пустоту и абсолютное небытие (смотри Нирвана). В отличие от традиционных индусских и буддийских школ, тантры проповедуют так называемый «прямой», или «короткий», путь, позволяющий преодолеть иллюзию сангсары и достигнуть реальности уже в этой жизни, освободившись от бремени кармы и выйдя за пределы понятий о добродетели и грехе. Освобождение от сангсары (или, при возвышенном метафизическом понимании, осознание того, что на деле сангсары нет, это лишь наваждение) – предельная экзистенциальная цель в индуизме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...