Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Классификация общественных зданий




7. 2. Классификация общественных зданий

 

Общественные здания в зависимости от их функционального назначения и особенностей эксплуатации делятся на специализированные и универсальные. Специализированные общественные здания имеют определённое функциональное назначение, не изменяющееся в течение всего периода их эксплуатации. К ним, например, относятся здания детских учреждений, школ-гимназий, средних специальных и высших учебных заведений, больниц и поликлиник, театров и др.

К универсальным общественным зданиям относятся здания многоцелевого назначения и здания, основные помещения которых за короткий срок могут быть трансформированы для использования по другому назначению (например, киноконцертные комплексы, дворцы спорта и др. ).

По функциональному назначению общественные здания делят на следующие группы:

1) здания учреждений здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (больницы, поликлиники, родильные дома, санатории, дома отдыха, спортивные здания и сооружения и др. );

2) здания учреждений просвещения (детские учреждения, школы-гимназии, средние специальные и высшие учебные заведения, профессионально-технические училища и др. );

3) здания учреждений культуры (библиотеки, музеи, выставки, дворцы и дома культуры, клубы и др. );

4) здания учреждений искусства (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы, студии-мастерские и др. );

5) здания учреждений и организаций науки (научно-исследовательские институты и лаборатории, проектные институты, конструкторские бюро и др. );

6) здания организаций и учреждений управления (административные здания разных уровней, в том числе министерств и ведомств, суды, прокуратура, нотариальные конторы, юридические консультации и др. );

7) здания общественных организаций, (здания профсоюзных, партийных, молодёжных и других аналогичных организаций);

8) здания предприятий бытового обслуживания населения (дома быта, комбинаты бытового обслуживания, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани, прачечные и др. );

9) здания учреждений торговли и общественного питания (торговые центры, универмаги и магазины, крытые рынки, аптеки, фабрики-кухни, рестораны, столовые, кафе и др. );

10) здания учреждений транспорта и связи (гаражи, авто- и аэровокзалы, железнодорожные, речные и морские вокзалы, радио- и телецентры, отделения почты и телеграфа и др. ).

В зависимости от назначения и района (территории) обслуживания населения общественные здания делятся на:

· здания обслуживания общественных центров местного значения;

· здания обслуживания населения жилого района и города;

· общественные здания городских центров.

Общественные здания бывают массового и не массового строительства. Общественные здания массового строительства (детские учреждения, школы, магазины и др. ) обычно строят по типовым проектам в комплексе с жилыми домами и их конструктивные решения незначительно отличаются от решений жилых домов. Общественные здания не массового строительства (театры, цирки, универмаги, крытые рынки и др. ), как правило, строят по индивидуально разработанным проектам (рис. 7. 1).

 

Рис. 7. 1. Здание Гидропроекта в г. Москве (Россия)

 

 

7. 3. Физико-технические основы проектирования общественных зданий

 

Исходя из того, что общественные здания предназначены для выполнения функциональных процессов по обслуживанию людей, т. е. в них продолжительное время в течение суток может находиться большое количество людей, то помещения этих зданий должны отвечать соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям. Для выполнения этих требований условия в помещениях общественных зданий должны соответствовать определённым параметрам по размерам и форме, состоянию воздушной среды (микроклимату), звуковому и световому режимам и условиям видимости и зрительного восприятия.

Размер и форма общественного здания и его помещений зависят от особенностей функционального процесса, для которого предназначены здание и помещения, и от количества людей, которые будут там находиться (с учётом норм по площади и объёму на одного человека).

Требования к состоянию воздушной среды (температуре, влажности, степени чистоты воздуха и скорости его движения) в помещениях общественных зданий зависят от функционального назначения помещений и, как правило, обеспечиваются наружными ограждающими конструкциями и центральными системами отопления и искусственной приточно-вытяжной вентиляцией или системами кондиционирования воздуха. Кроме искусственной приточно-вытяжной вентиляции воздухообмен в некоторых помещениях общественных зданий может выполняться только за счёт естественного проветривания через окна.

Усиленную приточно-вытяжную вентиляцию устраивают в помещениях с выделением избыточной влаги, вредностей или тепла, а в зальных помещениях, где может находиться большое количество людей, применяют самостоятельные системы приточно-вытяжной вентиляции или системы кондиционирования воздуха, не связанные с системами других помещений.

Требуемый звуковой режим в помещениях общественных зданий характеризуется условиями слышимости в помещении, отвечающими его функциональному назначению и характеру деятельности людей, т. е. помещения должны быть надёжно защищены как от внешних, так и от внутренних звуков (шумов), мешающих выполнению функционального процесса.

Звуковой режим в общественных зданиях и их помещениях обеспечивается наружными ограждающими конструкциями, имеющими хорошую звукоизоляцию от внешних шумов, снижением уровня внутренних шумов, т. е. с использованием звукопоглощающих, звукоотражающих и звукоизолирующих материалов и конструкций, а также применением специальных акустических устройств и приёмов.

Кроме конструктивных приёмов обеспечения в общественных зданиях и их помещениях требуемого звукового режима применяют и приёмы объёмно-планировочных решений для обеспечения звукового режима. Так, например, в учебных заведениях классные комнаты, аудитории размещают изолированно или в отдельных блоках от шумных помещений (столовых, актовых залов, мастерских, спортивных залов и др. ), а для звукоизоляции зданий от внешних шумов их можно удалять, например, от автомагистралей или отделять зелёными насаждениями.

Требуемый световой режим в помещениях общественных зданий характеризуется условиями работы органов зрения, соответствующими функциональному назначению помещения. Помещения общественных зданий, предназначенные для длительного пребывания людей, должны обеспечиваться естественным освещением. Требуемый уровень естественного освещения помещений зависит от их назначения, особенностей выполняемого в них функционального процесса, а также характера и точности проводимых в помещении работ и обеспечивается размерами оконных проёмов и световых фонарей, их ориентацией по сторонам горизонта, изготовлением стен из прозрачного бетона. В тёмное время суток применяют искусственное освещение. Оно допустимо только в тех помещениях, где естественный свет не нужен, а пребывание людей кратковременно (кинотеатры, театры, цирки, концертные залы и др. ).

Требования по инсоляции помещений общественных зданий зависят от их функционального назначения, контингента людей, находящихся в помещении, и климатических условий. Ориентация окон по сторонам горизонта, их размеры и солнцезащитные устройства должны обеспечивать требуемое (или допустимое) время инсоляции помещений. Например, для основных помещений детских и лечебно-профилактических учреждений выполнение инсоляционного режима обязательно в полном объёме, т. е. их окна желательно ориентировать на юг, а для школьных классов, аудиторий, кабинетов черчения и рисования и других аналогичных помещений на инсоляцию вводятся определённые ограничения.

В районах с длительным жарким периодом необходима защита помещений общественных зданий от перегрева и слепящего действия прямых солнечных лучей, для чего применяют специальные солнцезащитные устройства.

Видимость и зрительное восприятие в помещениях общественных зданий обусловлены необходимостью видеть плоские или объёмные предметы, и обеспечиваются за счёт светового режима и взаимного расположения зрителя и воспринимаемого им объекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...