Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка или отбор средств обучения.




Выполнена студентом

Курса дневного отделения

Сорокиным А.В.

Научный руководитель

Огородников Е.В.

Москва 2004


Введение.

Тема исследования: Межпредметная интеграция экологических знаний учащихся в рамках ролевой игры по экологии транспорта.

Объект исследования: процесс интеграции экологических знаний школьников.

Предмет исследования: интеграция экологических знаний учащихся на межпредметной основе в рамках ролевой игры по экологии транспорта.

Актуальность исследования: Актуальность исследования обусловлена тем, что экологические проблемы носят комплексный характер, включая и вопросы личностного отношения. Поэтому школа испытывает потребность в таких формах межпредметной интеграции, которые бы не только учитывали комплексный характер экологических проблем, но и создавали возможность формировать правильное отношение школьников к этим проблемам. Одной из наиболее эффективных форм являются ролевые игры, посвященные отдельным актуальным экологическим проблемам. В частности в городских школах целесообразна ролевая игра, посвященная экологическим проблемам транспорта, в которой бы использовались информационные технологии. Однако методика такой игры в настоящее время не разработана. Названное противоречие обусловливает актуальность нашего исследования.

Проблема состоит в противоречии между необходимостью проработанной методики проведения ролевой игры по экологическим проблемам транспорта с использованием ИТ и отсутствием специального исследования по этой теме.

Гипотеза: если проводить интеграцию экологических знаний школьников в виде ролевой игры с использованием информационных технологий, сценарий которой будет базироваться на модели реальной ситуации, то: повысится качество экологической подготовки школьников; которое выразится в большей прочности знаний; в сформированности правильного отношения школьников к этой проблеме; в активизируется деятельность учащихся на уроке и других полезных педагогических эффектах.

Цель исследования: создание методики подготовки и проведения ролевой игры для межпредметной интеграции экологических знаний учащихся по теме "Экологические проблемы транспорта".

Задачи:

1. Разработка и определение ролей и сценария

2. Подготовка материалов для учащихся

3. Подготовка методических рекомендаций для учителя

4. Разработка методики оценивания результатов учащихся

Методология исследования: работы профессора Захлебного А.Н. по межпредметной интеграции экологических знаний учащихся.

Методы исследования:

1. методы теоретического исследования: анализ, синтез.

2. методы эмпирического исследования: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

Этапы исследования:

1. анализ научной, педагогической, методической литературы;

2. построение модели ролевой игры по экологии транспорта;

3. разработка методики проведения ролевой игры по экологии транспорта;

4. экспериментальная обработка;

5. оформление.

Новизна исследования:

1. сформулированы основные подходы к созданию методики проведения ролевой игры по экологии транспорта.

2. разработана методика проведения ролевой игры по экологии транспорта

3. разработан сценарий проведения ролевой игры по экологии транспорта.

Практическая значимость исследования:

1. данные разработки могут быть использованы учителями информатики и экологии в своей профессиональной деятельности.

2. разработанная ролевая игра может быть использована при проведении открытых интегрированных уроков

3. созданы основы для практического использования результата.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее удачной формой межпредметной интеграции является ролевая игра, в которой решаются экологические проблемы транспорта.

2. Данная методика характерна тем, что в ходе игры участники отвечают, решают проблемную задачу, выбирают наиболее убедительные факты и явления.

3. Методика показала себя эффективной в ходе апробации и педагогического эксперимента.


Основное содержание работы Глава 1 § 1 Научно – методические основы межпредметной интеграции экологических знаний учащихся в рамках ролевой игры по экологии транспорта.

    § 1.1 Общие вопросы межпредметной интеграции

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей не находят отражения современные проблемы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподавания различных учебных дисциплин.

Проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г. И. Беленький, И. Д. Зверев, Д. М. Кирюшкин, П. Г. Кулагин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, Т. Ф. Федорец, В. Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.

Проблема интеграции является актуальной для современной школы. Существуют разные подходы к решению данного вопроса. Ряд авторов предлагает специально разработанные интегрированные курсы для старшего, среднего и младшего школьного возраста. В таком случае возникает проблема подготовки учителя, владеющего знаниями по данным курсам, и создания учебно-методических комплектов. Иной подход - объединение отдельных учебных тем на межпредметной основе, который исключает систему в интегрированном обучении.

Проанализировав существующую литературу по проблеме исследования, можно пришли к следующим выводам.

1. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

2. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.

3. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.

4. Многогранное раскрытие явлений и процессов способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.

    § 1.2 Общие вопросы ролевых игр

В свою очередь ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Действия в свою очередь – основа первоначальных знаний. С психической точки зрения содержанием ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек – предмет, а человек – человек. Главное для участника игры – освоить роль, вжиться в нее, свободно ее сыграть.

Занятия, включающие ролевые игры, занимают обычно не больше двух академических часов и проводятся в виде нескольких упражнений, поскольку много задач подряд иногда легче решить, чем только одну.

Подготовка группы к ролевой игре начинается с домашних заготовок – мизансцен или упражнений, необходимых для «разминки».

Преподаватель также нуждается в определенной психологической преднастройке.

Ролевая игра может проходить в форме дискуссии и бывает, похожа на заседание. В основе темы такой игры обычно стоят реальные или возможные конфликтные ситуации, в которых должно быть задействовано столько лиц, сколько участников в группе. Это может быть педсовет, заседание деканата, какая либо комиссия и т.д.

Подготовка ролевой игры сводится к выбору темы, сюжета и распределению ролей между членами группы, определению характера заседания, собрания и т.д. § 2 Частные вопросы в различных исследованиях

Вопросами межпредметной интеграции занимался ряд исследователей, в частности:

Захлебный А.Н. - руководитель проекта: «Экологическое образование в столичном мегаполисе: (региональный компонент)», заведующий лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор

Винокурова Н.Ф. – « Интеграция экологических знаний». Представлены результаты научно-исследовательской работы автора в лаборатории экологического образования НГПУ по актуальным проблемам экологического образования, связанным с видами, этапами, способами интеграции экологических знаний.

Ягодин Г.А. -  Руководитель проекта «Экологическое образование», действительный член Российской академии образования, доктор химических наук, профессор.

Герцвольф Ю.Р. Тингусов А.Б. Исаев О.И. (составители) - Экоигротека

Методические рекомендации по экологическому образованию детей и подростков Новосибирск, 1997, 32 с.

 

 
Глава 2 Методика организации и проведения межпредметного урока по экологии транспорта. § 1 Содержание обучения.

Для проведения ролевой игры учащимся предложено создать 4 лаборатории, которые будут работать по следующим направлениям:

1. Повышение эффективности работы двигателя

2. Экологически чистое топливо

3. Разработка мер защиты от влияния автотранспорта на окружающую среду

4. Контроль или экологический мониторинг автотранспорта

1. Повышение эффективности работы двигателя.Деятельность данной лаборатории курирует учитель физики. Учащимся даётся задание найти материал по данной теме, которое состоит из следующих элементов:a) Принцип работы двигателей. Рассматриваются конструкция бензинового, дизельного, водородного, электрического двигателей, а также двигатель с газобаллонной установкой.b) Преимущества каждого двигателя. Рассматривается КПД, экономичность.c) Недостатки каждого из двигателей.d) Экологичность. Рассматривается степень загрязнения каждым двигателем окружающей среды.e) Сравнение двигателей.f) Основные направления по усовершенствованию двигателей.2. Экологически чистое топливоДеятельность данной лаборатории курирует учитель химии. Учащимся даётся задание найти материал по данной теме, которое состоит из следующих элементов:a) Химический состав топлива.b) Достоинства каждого вида топлива.c) Недостатки каждого вида топлива.d) Перспективы использования каждого вида топлива.e) Сравнение видов топлива по выбросам нормируемых загрязняющих веществ.

3. Разработка мер защиты от влияния автотранспорта на окружающую среду

Деятельность данной лаборатории курирует учитель экологии. Учащимся даётся задание найти материал по данной теме, которое состоит из следующих элементов:a) Виды загрязнений атмосферы: i. Антропогенные загрязнения атмосферы ii. Природные загрязнения атмосферы.b) Нормы содержания вредных веществ: i. Предельно допустимые концентрации (ПДК) ii. Предельно допустимые выбросы (ПДВ)c) Выявление источников загрязнения воздушного бассейна.d) Разработка устройств повышающих Экологичность работы транспорта: i. Каталитические фильтры. ii. Нейтрализаторы отработавших газов. e) Знакомство с альтернативными средствами передвижения.

4. Контроль или экологический мониторинг автотранспорта

Деятельность данной лаборатории курирует учитель экологии. Учащимся даётся задание найти материал по данной теме, которое состоит из следующих элементов:a) Экологический мониторинг.b) Система государственного контроля за автотранспортом.c) Применение методик по контролю за автотранспортом: i. Учет транспортных средств. ii. Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.d) Прогнозирование изменений состояния природной среды.e) Приборы для контроля загрязнений окружающей среды.Весь материал, собранный по всем темам, по мере накопления помещается на сайт http://ecoinf.narod.ru который в последствии могут использовать все желающие.Сайт имеет 3 больших раздела. В первом рассказывается о самом уроке, он будет полезен учителям. Во втором разделе собраны материалы необходимые для проведения урока. Третий раздел посвящён общению, там находится гостевая книга и информация об авторе. § 2 Формы, методы, средства, способы контроля.

Наиболее удачной формой межпредметной интеграции знаний учащихся являются ролевая игра, в которой решается экологическая проблема транспорта.

Методика проведения игры:

Игра называется "Выставка: Экологически чистый автомобиль".

Список ролей:

1. Председатель экологического сообщества – ведущий выставки.

2. Представители «ЮНЕСКО» (учителя)

3. Экологические исследовательские лаборатории (4 в нашем случае).

4. Журналисты.

Учащимся предлагается разделиться на 4 лаборатории (направления лабораторий могут быть различными). Затем им предлагается подготовить материалы по соответствующей тематике. Ученики выступают в роли экспертов в определённой области. У каждой лаборатории имеется руководитель, который назначает докладчиков.

Учащиеся готовят свое выступление на выставке, защищают свой проект (в нашем случае это презентации). После чего каждой лаборатории предлагается обсудить и представить на суд зрителям свой вариант экологически чистого автомобиля исходя из материалов представленных на выставке. Для озвучивания своих мыслей от каждой лаборатории выходит по одному человеку.

Для более наглядного представления своих проектов ученикам предложено создать буклеты, в которых помещается информация о презентации. Ходом выставки руководит ведущий - глава Экологического сообщества. В конце выставки мы получаем 4 варианта экологически чистого автомобиля - результат работы различных лабораторий. После чего учащимся предлагается совместно выработать идею экологически чистого автомобиля исходя из предложенных 4-х (по числу лабораторий) вариантов.

При подведении итогов работы выставки определяется лаборатория - победитель, которую выбирает представители «ЮНЕСКО». Критерием выбора для них является аргументированность своих выводов и предложений, а также яркость представления своего проекта. Участники выставки также выбирают лабораторию - победителя, критериями оценки является целесообразность содержания, экологическая актуальность, систематизация материала

Таким образом, появляется 2 победителя: по версии учителей, и по версии учеников.

Роль журналистов является отдельной и необязательной. В зависимости от времени отведенного на выставку они могут задавать вопросы участникам выставки, представителям «ЮНЕСКО». Заданием для журналистов будет составление отчета о прошедшей выставке, для последующей публикации. Возможно, это будет школьная стенгазета, школьное радио, школьный сайт.

Методы обучения:

· Словесные: рассказ, беседа.

· Наглядные: схемы, фотографии, инструктивные карточки, буклеты

· Практические: практическая работа, наблюдение.

Методические приёмы создания проблемной ситуации:

· Предлагается рассмотреть проблему с различных позиций (в 4-х лабораториях, применение элементов игры)

· Побуждение к сопоставлению фактов

· Предложение учащимся найти способ решения проблемы

Разработка или отбор средств обучения.

На уроке, а также в процессе его подготовки, целесообразно использовать следующие средства обучения:

· Печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники, периодические издания.

· Записи на доске, плакаты.

· Компьютеры

· Проектор, экран.

· Internet.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...