Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 6. Понятие и элементы административно-правового статуса предприятий, учреждения, организаций и объединений




При подготовке шестого вопроса, в первую очередь следует установить виды предприятий, учреждения, организаций, затем порядок их создания, ликвидации и государственной регистрации юридических лиц. Для этого необходимо изучить Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г., «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г., а также другие нормативные правовые акты. Далее, в целях рассмотрения общего и специального порядка лицензирования деятельности организаций, рекомендуется проанализировать Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года.

 

Нормативные правовые акты

 

1.О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473; 2002. № 12. Ст. 1093; № 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5031; 2006. № 3. Ст. 282; № 6. Ст. 636, № 45. Ст. 4627; 2007. № 1 (ч. I). Ст. 37, Ст. 39, № 10. Ст. 1151, № 22. Ст. 2563, № 27. Ст. 3213; 2008, № 30. Ст.3616; 2009. № 29. Ст. 3607; 2010. № 19. Ст. 2291; 2011. № 30 (ч. I) Ст. 4590; № 45. Ст. 6321; № 47. Ст. 6607; 2012. № 31. Ст. 4323.

2.О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. № 26. Ст. 2565; № 50. Ст. 4855; № 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 27. Ст. 2722; 2007. № 7. Ст. 834; № 30. Ст. 3754; № 49. Ст. 6079; 2008. № 30. Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 20, 23; № 52. Ст. 6428; 2010. № 31. Ст. 4196; № 49. Ст. 6409; Российская газета. 2011. № 159, № 278; СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 1553; № 31. Ст. 4322.

3.О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; 2003. № 50. Ст. 4855; 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5497, 2007. № 31. Ст. 4009; № 49. Ст. 6079; 2010. № 27. Ст. 3436; 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4568; № 30 (ч. I). Ст. 4594; № 45. Ст. 6321; № 49 (ч. I). Ст. 7040.

4.О лицензировании отдельных видов деятельности: ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716; № 30. Ст.4590; № 43. Ст. 5971.

 

Вопрос 7. Общественные объединения, как субъекты административного права: основы правового регулирования, принципы создания и деятельности, виды, гарантии деятельности, права и обязанности в сфере государственного управления

 

Подготовку к данному вопросу следует начать с изучения Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. Студент должен хорошо знать, в каких организационно-правовых формах могут создаваться общественные объединения, их особенности, права и обязанности. Следует также обратить внимание на порядок создания и ликвидации общественных объединений. Также рекомендуется ознакомиться с положениями федеральных законов «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года.

В связи с динамичным развитием инициатив молодёжи и активным привлечением к управлению делами государства молодёжных объединений, представляется необходимым проанализировать закреплённые в действующем законодательстве формы самоорганизации молодёжи.

Нормативные правовые акты

1.Об общественных объединениях: ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; № 45. Ст. 4377; 2006. № 3. Ст. 282; № 6. Ст. 636; 2008. № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2010. № 21. Ст. 2526; № 30. Ст. 3995; 2011. № 27. Ст. 3880.

2.О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: ФЗ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; Ст. 3033; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2005. № 19. Ст. 1752; 2008. № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 17; 2010. № 27. Ст. 3430; 2011. № 1. Ст.16.

3. О национально-культурной автономии: ФЗ от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 49. Ст. 5124; 2007. № 49. Ст. 6070; № 7. Ст. 779, 782.

 

Вопрос 8. Административно-правовой статус религиозных объединений (религиозных организаций и религиозных групп)

 

Подготовку к вопросу необходимо осуществлять прежде всего на основе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. При подготовке к семинарскому занятию необходимо установить выделяемые виды религиозных объединений (религиозные организации и религиозные группы, местные и централизованные религиозные организации) и их признаки.

Далее следует проанализировать порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности религиозных объединений, их государственной регистрации, права и обязанности религиозных объединений.

Также необходимо рассмотреть особенности административного правового статуса в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций.

Нормативные правовые акты

1.О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 29. Ст. 3122; 2008. № 9. Ст. 813; № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2010 № 49. Ст. 6424; 2011. № 27. Ст. 3880.

Тема 2. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении

(4 часа)

План

1. Понятие и содержание законности и дисциплины в государственном управлении.

2. Сущность и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

3. Государственный контроль и его виды:

а) президентский контроль;

б) контроль органов законодательной власти;

в) контроль органов государственной исполнительной власти РФ (административный контроль);

г) судебный контроль за соблюдением законности в сфере государственного управления.

4. Государственный надзор. Административный надзор: понятие, основания, виды, формы, цели и задачи.

5. Общий надзор органов прокуратуры.

6. Общественный контроль за законностью и дисциплиной в государственном управлении. Субъекты, правовые формы, юридическое значение.

Методические указания

 

Подготовку к первому вопросу следует начать с уяснения понятия «законность» и понятия «дисциплина» в государственном управлении и раскрыть содержание этих терминов.

Необходимо обратить внимание на принципы, действующие во всех сферах и отраслях государственного управления, которые раскрывают содержание законности и дисциплины. К таковым можно отнести следующие основные принципы:

а) принцип верховенства закона;

б) принцип единства законности;

в) принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности;

г) принцип реальности законности;

д) принцип гласности законности;

е) принцип взаимной ответственности.

При подготовке ко второму вопросу особое внимание следует уделить двум основным способам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении – контролю и надзору. Следует раскрыть содержание контроля и надзора, показать их особенности и соотношение друг с другом.

Изучение третьего вопроса темы необходимо начать с уяснения понятия государственного контроля и характеристики его сущности как одной из функций органов государственного управления.

В основе деятельности по осуществлению контроля и надзора лежит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольно-надзорной деятельности в целом:

1) независимость;

2) гласность;

3) законность;

4) объективность;

5) ответственность;

6) сбалансированность;

7) системность.

Государственный контроль классифицируется по разным основаниям. Далее следует произвести классификацию государственного контроля и надзора на виды по имеющимся в литературе основаниям. Студенту необходимо дать развёрнутую характеристику каждого вида с обязательным приведением примеров.

По уровням функционирования субъектов контроля государственный контроль подразделяется:

– на государственный контроль федерального уровня;

– государственный контроль на уровне субъектов Российской Федерации.

В зависимости от содержания государственный контроль бывает общим и специальным.

В зависимости от субъекта, осуществляющего государственный контроль, и объекта контроля выделяется контроль внешний и внутренний.

В зависимости от объёма и характера полномочий государственных органов различается:

– контроль Президента РФ;

– контроль, осуществляемый органами представительной власти (Федеральным собранием РФ, законодательными органами субъектов РФ);

– контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти (Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ), так называемый административный контроль;

– судебный контроль, осуществляемый в первую очередь Конституционным Судом РФ, а также иными судами, входящими в судебную систему РФ.

По времени осуществления контроль бывает:

– предварительный (превентивный);

– текущий (повседневный, осуществляемый каждый день в процессе деятельности);

– последующий.

Контроль также подразделяется на ведомственный – контроль вышестоящих органов и должностных лиц за нижестоящими, непосредственно подчинёнными субъекту контроля, органами и должностными лицами; надведомственный – контроль федеральных министерств, федеральных служб, комитетов (в субъектах РФ) и т.д.

В государственном управлении существуют разные организационные формы контроля, среди которых различаются:

а) общий контроль, который подразделяется:

– на контроль Президента РФ;

– контроль Правительства РФ;

– контроль правительств (администраций) субъектов РФ;

б) ведомственный контроль, осуществляемый:

– федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) внутриведомственный контроль;

г) межотраслевой (надведомственный) контроль.

Президентский контроль может осуществляться как непосредственно Президентом РФ, так и через соответствующие президентские структуры, к которым относятся: администрация Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Основные задачи и права полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах следует рассматривать на основании Положения о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе от 13 мая 2000 года.

Контроль органов законодательной власти подразделяется на два вида:

– федеральный парламентский контроль;

– парламентский контроль в субъектах РФ.

Рассматривая федеральный парламентский контроль, необходимо дать характеристику контрольных полномочий Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ. Затем следует рассмотреть полномочия Счётной палаты Российской Федерации.

Следует учесть, что конституции и уставы субъектов РФ также содержат положения о парламентском контроле за государственными органами исполнительной власти, поэтому при рассмотрении данного вопроса необходимо использовать конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регламентирующие контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ.

Под административным контролемпредлагается понимать часть государственного контроля, представляющую собой деятельность государственных и негосударственных органов с использованием специфических организационно-правовых форм и методов, за соблюдением законности и установлением целесообразности действий в сфере государственного управления в целях эффективного социально-экономического развития РФ и государственных и муниципальных образований.

С юридической точки зрения административный контроль представляет собой финансово-правовой институт, который включает в себя нормы, регулирующие правовые отношения по поводу осуществления административного контроля в ходе организационно-управленческой деятельности государства и муниципальных образований.

Характеристику судебного контроля предлагается производить по следующим видам:

– контроль Конституционного Суда РФ;

– контроль конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

– контроль федеральных судов;

– контроль мировых судей.

Опираясь на знания, полученные при изучении курса конституционного права, необходимо изучить контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти на основе анализа положений ст. 125 Конституции РФ, а также Федерального конституционного закона «О конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 года.

При изучении контрольных полномочий судов общей юрисдикции необходимо обратить внимание на то, что Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Необходимо уяснить формы судебного контроля и правовые формы судебного реагирования при обнаружении нарушения законности, определить содержание прямого и косвенного судебного контроля судов общей юрисдикции.

Далее необходимо обратить внимание на компетенцию арбитражных судов при разрешении ими споров, вытекающих из административных правоотношений, изучить компетенцию в сфере контроля конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей.

Завершить рассмотрение третьего вопроса необходимо анализом актов государственного контроля.

При подготовке к четвёртому вопросу, производя характеристику административного надзора, следует раскрыть его сущность и особенности.

Затем необходимо назвать органы, осуществляющие административный надзор, и охарактеризовать их полномочия, формы и методы их деятельности, произвести развернутую характеристику выделяемых в литературе общего, специального и персонифицированного видов надзора. Следует уяснить различия между предписаниями, постановлениями и представлениями органов административного надзора, их юридическое значение.

Общий надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием правовых актов управления действующему законодательству включает надзор за исполнением законов субъектами права и проверку правовых актов управления.

Раскрывая данный вопрос, необходимо определить цели и задачи прокурорского надзора, на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. подробно рассмотреть предмет прокурорского надзора и надзорные полномочия прокурора.

Затем необходимо остановиться на рассмотрении правовых форм прокурорского реагирования на нарушение законности и юридических последствий их игнорирования.

При подготовке к шестому вопросу следует дать общую характеристику субъектов общественного контроля, а также указать правовые формы общественного контроля и его юридическое значение. При подготовке к этому вопросу анализу подлежат регулирующие данную сферу общественных отношений нормативные правовые акты, указанные в библиографическом списке к теме семинарского занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...