Вопрос 6. Понятие и элементы административно-правового статуса предприятий, учреждения, организаций и объединений
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 При подготовке шестого вопроса, в первую очередь следует установить виды предприятий, учреждения, организаций, затем порядок их создания, ликвидации и государственной регистрации юридических лиц. Для этого необходимо изучить Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г., «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г., а также другие нормативные правовые акты. Далее, в целях рассмотрения общего и специального порядка лицензирования деятельности организаций, рекомендуется проанализировать Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года.
Нормативные правовые акты
1.О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473; 2002. № 12. Ст. 1093; № 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5031; 2006. № 3. Ст. 282; № 6. Ст. 636, № 45. Ст. 4627; 2007. № 1 (ч. I). Ст. 37, Ст. 39, № 10. Ст. 1151, № 22. Ст. 2563, № 27. Ст. 3213; 2008, № 30. Ст.3616; 2009. № 29. Ст. 3607; 2010. № 19. Ст. 2291; 2011. № 30 (ч. I) Ст. 4590; № 45. Ст. 6321; № 47. Ст. 6607; 2012. № 31. Ст. 4323. 2.О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. № 26. Ст. 2565; № 50. Ст. 4855; № 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 27. Ст. 2722; 2007. № 7. Ст. 834; № 30. Ст. 3754; № 49. Ст. 6079; 2008. № 30. Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 20, 23; № 52. Ст. 6428; 2010. № 31. Ст. 4196; № 49. Ст. 6409; Российская газета. 2011. № 159, № 278; СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 1553; № 31. Ст. 4322. 3.О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; 2003. № 50. Ст. 4855; 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5497, 2007. № 31. Ст. 4009; № 49. Ст. 6079; 2010. № 27. Ст. 3436; 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4568; № 30 (ч. I). Ст. 4594; № 45. Ст. 6321; № 49 (ч. I). Ст. 7040.
4.О лицензировании отдельных видов деятельности: ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716; № 30. Ст.4590; № 43. Ст. 5971.
Вопрос 7. Общественные объединения, как субъекты административного права: основы правового регулирования, принципы создания и деятельности, виды, гарантии деятельности, права и обязанности в сфере государственного управления
Подготовку к данному вопросу следует начать с изучения Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. Студент должен хорошо знать, в каких организационно-правовых формах могут создаваться общественные объединения, их особенности, права и обязанности. Следует также обратить внимание на порядок создания и ликвидации общественных объединений. Также рекомендуется ознакомиться с положениями федеральных законов «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года. В связи с динамичным развитием инициатив молодёжи и активным привлечением к управлению делами государства молодёжных объединений, представляется необходимым проанализировать закреплённые в действующем законодательстве формы самоорганизации молодёжи. Нормативные правовые акты 1.Об общественных объединениях: ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; № 45. Ст. 4377; 2006. № 3. Ст. 282; № 6. Ст. 636; 2008. № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2010. № 21. Ст. 2526; № 30. Ст. 3995; 2011. № 27. Ст. 3880. 2.О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: ФЗ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; Ст. 3033; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2005. № 19. Ст. 1752; 2008. № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 17; 2010. № 27. Ст. 3430; 2011. № 1. Ст.16. 3. О национально-культурной автономии: ФЗ от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 49. Ст. 5124; 2007. № 49. Ст. 6070; № 7. Ст. 779, 782.
Вопрос 8. Административно-правовой статус религиозных объединений (религиозных организаций и религиозных групп)
Подготовку к вопросу необходимо осуществлять прежде всего на основе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. При подготовке к семинарскому занятию необходимо установить выделяемые виды религиозных объединений (религиозные организации и религиозные группы, местные и централизованные религиозные организации) и их признаки. Далее следует проанализировать порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности религиозных объединений, их государственной регистрации, права и обязанности религиозных объединений. Также необходимо рассмотреть особенности административного правового статуса в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Нормативные правовые акты 1.О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 29. Ст. 3122; 2008. № 9. Ст. 813; № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2010 № 49. Ст. 6424; 2011. № 27. Ст. 3880. Тема 2. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении (4 часа) План 1. Понятие и содержание законности и дисциплины в государственном управлении. 2. Сущность и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 3. Государственный контроль и его виды: а) президентский контроль; б) контроль органов законодательной власти; в) контроль органов государственной исполнительной власти РФ (административный контроль); г) судебный контроль за соблюдением законности в сфере государственного управления. 4. Государственный надзор. Административный надзор: понятие, основания, виды, формы, цели и задачи. 5. Общий надзор органов прокуратуры. 6. Общественный контроль за законностью и дисциплиной в государственном управлении. Субъекты, правовые формы, юридическое значение. Методические указания
Подготовку к первому вопросу следует начать с уяснения понятия «законность» и понятия «дисциплина» в государственном управлении и раскрыть содержание этих терминов.
Необходимо обратить внимание на принципы, действующие во всех сферах и отраслях государственного управления, которые раскрывают содержание законности и дисциплины. К таковым можно отнести следующие основные принципы: а) принцип верховенства закона; б) принцип единства законности; в) принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности; г) принцип реальности законности; д) принцип гласности законности; е) принцип взаимной ответственности. При подготовке ко второму вопросу особое внимание следует уделить двум основным способам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении – контролю и надзору. Следует раскрыть содержание контроля и надзора, показать их особенности и соотношение друг с другом. Изучение третьего вопроса темы необходимо начать с уяснения понятия государственного контроля и характеристики его сущности как одной из функций органов государственного управления. В основе деятельности по осуществлению контроля и надзора лежит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольно-надзорной деятельности в целом: 1) независимость; 2) гласность; 3) законность; 4) объективность; 5) ответственность; 6) сбалансированность; 7) системность. Государственный контроль классифицируется по разным основаниям. Далее следует произвести классификацию государственного контроля и надзора на виды по имеющимся в литературе основаниям. Студенту необходимо дать развёрнутую характеристику каждого вида с обязательным приведением примеров. По уровням функционирования субъектов контроля государственный контроль подразделяется: – на государственный контроль федерального уровня; – государственный контроль на уровне субъектов Российской Федерации. В зависимости от содержания государственный контроль бывает общим и специальным. В зависимости от субъекта, осуществляющего государственный контроль, и объекта контроля выделяется контроль внешний и внутренний.
В зависимости от объёма и характера полномочий государственных органов различается: – контроль Президента РФ; – контроль, осуществляемый органами представительной власти (Федеральным собранием РФ, законодательными органами субъектов РФ); – контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти (Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ), так называемый административный контроль; – судебный контроль, осуществляемый в первую очередь Конституционным Судом РФ, а также иными судами, входящими в судебную систему РФ. По времени осуществления контроль бывает: – предварительный (превентивный); – текущий (повседневный, осуществляемый каждый день в процессе деятельности); – последующий. Контроль также подразделяется на ведомственный – контроль вышестоящих органов и должностных лиц за нижестоящими, непосредственно подчинёнными субъекту контроля, органами и должностными лицами; надведомственный – контроль федеральных министерств, федеральных служб, комитетов (в субъектах РФ) и т.д. В государственном управлении существуют разные организационные формы контроля, среди которых различаются: а) общий контроль, который подразделяется: – на контроль Президента РФ; – контроль Правительства РФ; – контроль правительств (администраций) субъектов РФ; б) ведомственный контроль, осуществляемый: – федеральными органами исполнительной власти; – органами исполнительной власти субъектов РФ; в) внутриведомственный контроль; г) межотраслевой (надведомственный) контроль. Президентский контроль может осуществляться как непосредственно Президентом РФ, так и через соответствующие президентские структуры, к которым относятся: администрация Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. Основные задачи и права полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах следует рассматривать на основании Положения о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе от 13 мая 2000 года. Контроль органов законодательной власти подразделяется на два вида: – федеральный парламентский контроль; – парламентский контроль в субъектах РФ. Рассматривая федеральный парламентский контроль, необходимо дать характеристику контрольных полномочий Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ. Затем следует рассмотреть полномочия Счётной палаты Российской Федерации.
Следует учесть, что конституции и уставы субъектов РФ также содержат положения о парламентском контроле за государственными органами исполнительной власти, поэтому при рассмотрении данного вопроса необходимо использовать конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регламентирующие контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ. Под административным контролемпредлагается понимать часть государственного контроля, представляющую собой деятельность государственных и негосударственных органов с использованием специфических организационно-правовых форм и методов, за соблюдением законности и установлением целесообразности действий в сфере государственного управления в целях эффективного социально-экономического развития РФ и государственных и муниципальных образований. С юридической точки зрения административный контроль представляет собой финансово-правовой институт, который включает в себя нормы, регулирующие правовые отношения по поводу осуществления административного контроля в ходе организационно-управленческой деятельности государства и муниципальных образований. Характеристику судебного контроля предлагается производить по следующим видам: – контроль Конституционного Суда РФ; – контроль конституционных (уставных) судов субъектов РФ; – контроль федеральных судов; – контроль мировых судей. Опираясь на знания, полученные при изучении курса конституционного права, необходимо изучить контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти на основе анализа положений ст. 125 Конституции РФ, а также Федерального конституционного закона «О конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 года. При изучении контрольных полномочий судов общей юрисдикции необходимо обратить внимание на то, что Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Необходимо уяснить формы судебного контроля и правовые формы судебного реагирования при обнаружении нарушения законности, определить содержание прямого и косвенного судебного контроля судов общей юрисдикции. Далее необходимо обратить внимание на компетенцию арбитражных судов при разрешении ими споров, вытекающих из административных правоотношений, изучить компетенцию в сфере контроля конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей. Завершить рассмотрение третьего вопроса необходимо анализом актов государственного контроля. При подготовке к четвёртому вопросу, производя характеристику административного надзора, следует раскрыть его сущность и особенности. Затем необходимо назвать органы, осуществляющие административный надзор, и охарактеризовать их полномочия, формы и методы их деятельности, произвести развернутую характеристику выделяемых в литературе общего, специального и персонифицированного видов надзора. Следует уяснить различия между предписаниями, постановлениями и представлениями органов административного надзора, их юридическое значение. Общий надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием правовых актов управления действующему законодательству включает надзор за исполнением законов субъектами права и проверку правовых актов управления. Раскрывая данный вопрос, необходимо определить цели и задачи прокурорского надзора, на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. подробно рассмотреть предмет прокурорского надзора и надзорные полномочия прокурора. Затем необходимо остановиться на рассмотрении правовых форм прокурорского реагирования на нарушение законности и юридических последствий их игнорирования. При подготовке к шестому вопросу следует дать общую характеристику субъектов общественного контроля, а также указать правовые формы общественного контроля и его юридическое значение. При подготовке к этому вопросу анализу подлежат регулирующие данную сферу общественных отношений нормативные правовые акты, указанные в библиографическом списке к теме семинарского занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|