Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность организационно-экономического механизма оптовой торговли




Организация оптовой торговли

Введение

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанной с реализацией производственной стоимости, но и выполнение сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.

Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы развития, существенно расширив «поле и правила игры» в экономике переходного периода. Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает работа по проведению оптовой торговли. Эта работа – основная форма выражения сущности коммерческо-посреднической деятельности, способствующая активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах и большими партиями товаров.

Понятие оптовой торговли и ее сущности на протяжении всего периода развития экономической теории является предметом влияния и изучения. Мнения по этому поводу у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям.

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, важность этой области деятельности предприятия не требует особых доказательств, поскольку роль и значимость оптовой торговли понятна любому предпринимателю. Следует подчеркнуть актуальность вопроса роли и назначения оптовой торговли, которые наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.

За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов.

В связи с этим представляет особый интерес сложившаяся динамика развития оптовой торговли в совершенных условиях и перспективы ее развития.

Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по новому и расширяет возможности деятельности предприятия как основного звена.

Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельностью предприятия. Знание экономических и хозяйственных основ функционирования предприятия позволит правильно построить систему управления. Видеть перспективы ее развития.

Возникает необходимость экономического анализа показателей деятельности предприятия: товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли. Из всех перечисленных показателей оптового товарооборота имеет особое значение и специфику. В условиях рынка специфика экономического анализа оптового предприятия обусловлено тем, что основное внимание в анализе переносится на оптовые предприятия.

Варианты экономического анализа оптового товарооборота предприятия достаточно разнообразны и требуют более подробного изучения.

Любое предприятие в условиях рыночных отношений постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Оптовое предприятие занимается прогнозированием величины основных показателей его деятельности – прибыли, продаж, издержек и другие. В связи с этим актуальным вопросом становится методология и подходы для расчета экономических показателей для деятельности оптового предприятия, особенности их анализа и планирования.

Как видно, спектр изучения вопросов организации, оптовой торговли достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес. Именно в этом заключается цель данной научной работы, то есть изучение теоретических, методологических, методических основ организации оптового предприятия, и практической работе предприятия по продаже товаров и другим аспектам коммерческой деятельности.

Объектом исследования является деятельность Общества с Ограниченной Ответственностью «Риал – плюс».

Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка:

— в теоретическом плане показать необходимость оптовой торговли на современном этапе, раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;

— в аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта, проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия, провести работу по экономическому анализу оптового товарооборота;

— в рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия, выявить основные резервы увеличения оптового товарооборота.

Сущность организационно-экономического механизма оптовой торговли

1.1. Роль и назначение оптовой торговли в распределении товаров

Исторический процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Понятие оптовой торговли и ее сущности на протяжении всего периода развития экономической теории является предметом исследования и изучения.

Так, одни исследователи предлагают разделять трактовку этого явления в широком и узком смысле.

Расширенное толкование означает, что покупатель приобретает товар не для собственного потребления, а для дальнейшей переработки или перепродажи с целью получения прибыли. Узкое трактование связывается с деятельностью специальных товарных предприятий внутренней торговли, при участии которых осуществляется акт обмена между продавцом и покупателем. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах, большими партиями товаров.

Другая часть ученых, в частности, профессор Зырянов А. В. предлагает рассматривать оптовую торговлю относительно макроэкономики и микроуровня экономики. Макроэкономический аспект организации оптовой торговли предполагает:

— исследование внутриотраслевого состава сферы обращения;

— анализ видового состава и структуры оптовых предприятий различных сфер экономики.

Микроэкономический анализ оптовой торговли охватывает изучение вопросов внутренней организации оптовых фирм и предприятий.

Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств, так как имеет ряд преимуществ для производителей:

а) поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам по перепродаже и крупным потребителям;

б) разгружает органы сбыта производителя, так как нет необходимости оформлять множеством накладных, счетов, бухгалтерских документов и писем и другую документацию;

в) снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества мелких розничных торговцев, поставки осуществляются в адрес небольшого перечня крупных оптовых торговцев.

Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Роль и назначение оптовой торговли, наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.

На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:

1. интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

2. оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

3. организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Микроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

— функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;

— функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

— функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

— функция сглаживания цен;

— функция хранения;

— функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

— функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

— функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка) и новые – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в РФ далеко не оптимальные. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в зарубежных странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения. Розничные предприятия, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освобождаются от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений магазинов, следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего раннее при магазинные склады.

Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:

— Подсортировка товаров, их комплектация;

— Дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.

Таким образом, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей.

Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Указанные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, то есть обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения раннее нетрадиционных для них задач, Возникающих под влиянием требований рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполняет так называемую информационную функцию. Оптовые предприятия, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способны в полном объеме обеспечить сбор, накопления, обработку коммерческой информацией, и обобщив и проанализировав ее, передать контрагенту.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие элементы: определение емкости рынка, характеристику рыночной ситуации, изучение возможности рынка, определение текущих и перспективных потребностей покупателя, и другие.

Важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.

Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функции оптовой торговли в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

Таким образом, среди основных задач, которые должна решать оптовая торговля, на первый план выступают следующие:

1) сбор и создание банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

2) размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;

3) своевременное, ритмичное, качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

4) формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

5) внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

6) широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;

7) получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Решая эти задачи развития оптовой торговли, ее проводники выполняют определенный комплекс взаимосвязанных функций, и прежде всего:

— Определяют возникновение потребности, спросы, заказы потребителей, то есть организуют и проводят большую работу по формированию портфеля заказов;

— Подготавливают, организуют и осуществляют комплекс рекламных, консультативных, логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;

— Осуществляют погрузо-разгрузочные работы с последующей транспортировкой товаров, их установкой, наладкой, сервисным послепродажным обслуживанием конечных покупателей;

— Разрабатывают и внедряют систему мер, направленную на наиболее радикальное, качественное, экономичное обслуживание потребителей, на каждом этапе сложного процесса оптовой торговли.

В настоящих условиях хозяйствования происходят существенные изменения в сфере оптовой торговли.

Несмотря на положительные явления в рыночной экономике, и прежде всего на ее коммерциализацию, демонополизацию и многочисленные возможности свободной конкуренции, современное состояние оптовой торговли нуждается и в решении ряда проблем, например такой проблемы как формирование элементов рыночной инфраструктуры.

Следовательно, актуальным вопросом является общая оценка деятельности оптовых предприятий РР на современном этапе развития экономики.

 

1.2. Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли

Оптовая торговля до начала 1994 года представляла собой центральное государственное снабжение продукцией и товарами с обязательным прикреплением к поставщикам.

С развитием рыночных отношений система бывших Госснабовских и внешнеторговых структур ликвидирована. Создались условия для формирования оптового рынка со свободным выбором хозяйственных связей. За последние годы произошло заметное изменение структуры оптового рынка. Для изучения изменений инфраструктуры оптового рынка Госкомстат России по состоянию на 1. 05. 95 года провел первую всероссийскую перепись предприятий оптовой торговли. Переписи подлежали предприятия торговли, включая малые, занимающиеся оптовой, оптово-посреднической, снабженческо-сбытовой деятельностью, состоящие на самостоятельном балансе, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. В ходе переписи впервые установлено количество юридических лиц, для которых оптовая торговля является основным видом деятельности.

По состоянию на 1. 05. 95 г. их в РФ насчитывалось 41, 6 тысяч. Основное число этих предприятий сосредоточено в Центральном, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском экономических районах. Распределение предприятий оптовой торговли по экономическим районам РФ приводится в таблице 1.1.

Таблица 1. 1

Структура распределения предприятий оптовой торговли по регионам

 

Экономические регионы Число предприятий, тыс. ед. В % к общему числу предприятий
Северный 1, 4 3, 4
Северо-Западный 2, 4 5, 7
Западный 10, 1 24, 3
Волго-Вятский 2, 6 6, 3
Центрально-Черноземный 1, 3 3, 2
Поволжский 4, 7 11, 3
Северо-Кавказский 4, 2 10, 1
Уральский 4, 8 11, 5
Западно-Сибирский 5, 8 13, 8
Восточно-Сибирский 1, 6 3, 8
Дальневосточный 2, 2 5, 3

В целом по РФ 95 % предприятий оптовой торговли находятся в негосударственном секторе, 5 % - в государственном.

Переписью установлено, что значительная часть учтенных предприятий оптовой торговли бездействовала. По состоянию на первое мая 1998 года таких предприятий в целом по России насчитывалось 12, 4 тысячи (30 % от общего числа предприятий) с численностью работников в них 40, 9 тысяч человек.

В настоящее время, 90 % предприятий оптовой торговли составляют малые, с численностью работников до 25 человек. Среди них 98 % находится на предприятиях негосударственного сектора. Наиболее активным периодом образования объектов оптовой торговли были 1992 – 1994 годы, за это время зарегистрировано 34, 7 тысячи предприятий или 83 % от общего количества. При этом, лишь 8, 4 % предприятий созданы путем приватизации, остальные – вновь образованные. Полученные сведения о распределении предприятий оптовой торговли по организационно-правовым формам и результатам их деятельности, позволяют сделать вывод, что наиболее распространенной организационно-правовой формой хозяйствования предприятий оптовой торговли является Общество с ограниченной ответственностью (ООО). На их долю приходится 52 % от общего числа предприятий; 18 % - составляют индивидуальные частные предприятия, 13 % - закрытые акционерные общества, 7 % - открытые акционерные общества, 10 % - предприятия других форм3.

Оценивая специализацию оптовых предприятий, следует отметить, что почти половину (47 %) от общего количества предприятий оптовой торговли составляют предприятия с преобладающим (более 50 %) удельным весом реализации отдельных товарных групп в оптовом товарообороте. Группировка таких предприятий приводится в таблице 1.2 4.

Общий объем реализации предприятий оптовой торговли, состоящих на самостоятельном балансе в 1995 г. – составлял –16 трлн. руб.

В структуре оптового товарооборота преобладающую долю занимают нефтепродукты (15 % от общего объема), автомобили грузовые (6 %), рыбопродукты (7 %).

Структура реализации в разрезе товарных групп и форм собственности представлена в таблице 1.3.

Данные Госкомстата позволили сопоставить результаты деятельности предприятий оптовой торговли. Группировка по их объему товарооборота показала, что более эффективно работают предприятия с объемом реализации свыше 200 млн. руб. в месяц (в 1997 г.). Более динамично развивались оптовые предприятия честного сектора. Уровень валовых доходов в предприятиях частной формы собственности составлял 19 % при уровне издержек обращения 17, 2 %, а в предприятиях государственной формы собственности соответственно 26, 5 % и 22 %, а нагрузка на одного работающего выше, чем на предприятиях государственной формы собственности в 1, 6 раза.

Таблица 1.2.

Группировка предприятий оптовой торговли по товарному признаку

 

Товарные группы

Число предприятий

Единиц В % к общему числу предприятий, состоящих на самостоятельном балансе
Мясо, мясопродукты 711 1, 7
Молоко, молокопродукты 675 1, 4
Рыба, рыбопродукты 676 1, 4
Мука, крупа, макаронные изделия 695 1, 4
Кондитерские товары 899 2, 6
Алкогольные напитки 750 2, 0
Овощи, фрукты 740 1, 8
Одежда, белье 692 1, 5
Обувь всех видов 430 1, 0
Электротовары 864 2, 1
Телерадиотовары 412 0, 9
Хоз. товары 1 070 2, 6
Строительные материалы 1 052 2, 3
Нефть, нефтепродукты 871 2, 1
Уголь 633 1, 3
Прокат черных, цветных металлов, метизы 694 1, 4
Станиц. оборудование 713 1, 7
Шины всех видов 258 0, 6
Деловая древесина 344 0, 8
Лекарственные средства, изделия медицинского назначения 1 265 3, 0

 

В настоящее время существуют следующие виды оптовой торговли.

В зависимости от положения оптовой торговли сбытовой цели выделяют следующие виды:

— торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов, других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы.

В данном случае необходимы постоянные наблюдения за изменением конъюнктуры рынка (биржи, аукционы) для снижения риска, связанного с колебанием цен;

— торговля по производственным связям. Она соединяет, как правило, две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;

— оптовая торговля сырьем, материалами для последующей реализации через розничную сеть.

По ассортименту реализованной продукции различают следующие виды оптовой торговли:

— оптовая торговля товарами широкого ассортимента, то есть в широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу;

— специализированная оптовая торговля, то есть формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной товарной группы и тем самым представляется богатый выбор для удовлетворения специальных пожеланий потребителя.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать некоторые выводы о состоянии и перспективах развития оптовой торговли:

1. произошло раздробление торговых посредников путем их коммерциализации и приватизации. Выбирая организационные формы торговли, следует на первое место поставить развитие функций посреднических коммерческих предприятий и объединений, которая предопределяет выполнение коммерческими предприятиями целого ряда новых, не свойственных ранее видов деятельности;

2. происходит трансформация характера функций форм, от снабженческого к сбытовому, сопровождаемое созданием служб маркетинга. Все более отчетливо проявляется тенденция внедрения фирм на смежные потребительские рынки соседних регионов;

3. наблюдается активизация фирм в сфере мелкооптовой торговли:

— наметилась тенденция перехода от узкоспециализированного ассортимента товаров к широкому, с постепенной универсализацией деятельности, в том числе продуктами питания. Сейчас явно видна тенденция взаимодействия торговой инфраструктуры с предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, лесной промышленностями и другими;

— произошло снижение загрузки складов до 45 %. Сокращение действительно лишних рабочих мест (на 25 %). Новым явлением для большинства бывших Госснабовских форм стала наметившаяся между ними конкуренция. Здесь следует остановиться на особенностях поведения оптовых фирм в рыночных условиях.

Рыночное поведение оптовых фирм условно можно разделить на:

— осознанно-рыночный тип поведения,

— пассивно-выжидательный,

— консервативный.

Каждому типу поведения присущи специфические черты. Так, осознанно-рыночный тип поведения оптовых предприятий ориентирован на:

— расширение сферы деятельности (смежные рынки, рыночная торговля, подсобное производство и другое);

— расширение географии торговых операций. Попытки заниматься не только снабженческой, но и сбытовой деятельностью;

— вытеснение с рынка потенциальных и реальных конкурентов;

— работа по привлечению новых клиентов;

— совершенствование внутренней организационной структуры;

— изменение форм оплаты труда и стимулирование.

Таблица 1.3

Структура товарной номенклатуры, реализуемой предприятиями оптовой торговли различных форм собственности

 

 

Товарные группы

Доля в оптовом товарообороте по предприятиям форм собственности, %

Государственной Негосударственной
Нефть, нефтепродукты 22, 6 14, 1
Уголь 9, 5 3, 9
Прокат черных, цветных металлов 1, 4 2, 8
Автомобили грузовые 0, 2 6, 6
Автомобили легковые 0, 1 2, 0
Рыба, рыбопродукты 1, 4 7, 8
Овощи, фрукты 2, 2 2, 4
Алкогольные напитки 0, 3 1, 3
Кондитерские изделия 0, 1 2, 4
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения 5, 4 2, 4

 

Предприятия оптовой торговли, занявшие пассивно-выжидательную и консервативные позиции не стремятся к новым формам и сферам деятельности.

Им присуща следующая рыночная ориентация:

— потеря доли рынка;

— сужение географии торговых операций;

— незаинтересованное отношение к клиентам;

— низкая заинтересованность в результатах труда из-за отсутствия мер по стимулированию.

Складывающиеся тенденции в экономике, а именно: падающая производительная и инвестиционная активность, высокий уровень инфляции, дают возможность предположить, что в среднесрочной перспективе роль оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения останется пассивной.

Ее деятельность не будет способствовать структурным преобразованиям России, а сама отрасль может утратить возможность для развития.

Оптовая торговля может получить широкое развитие при соблюдении оптовых принципов ее осуществления:

1. создание ресурсной основы для ее функционирования, то есть достижения сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей;

2. создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки;

3. формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности, направленные на удовлетворение потребностей покупателей и получение максимального дохода.

Поэтому очевидно, что для успешного дальнейшего функционирования оптовой торговли к числу функций, требующих развития следует отнести:

— изучение конъюнктуры товарных и региональных рынков;

— определение материально-финансовой сбалансированности;

— планирование годового обеспечения в объемах возможных продаж;

— организация информационных, коммерческих, транспортно-экспедиционных услуг;

— развитие других функций, соответствующих потребностям рыночной экономики.

 

1.3. Основные формы оптовой торговли

Способы закупки товаров, работа с партнерами, особенности преодоления пространства и времени, оформление ассортимента, технические и социальные изменения привели к появлению различных фирм оптовой торговли и видов предприятий-оптовиков. На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России, показана на рис. 1.1.

Как видно из рисунка 1. 1 оптовая торговля охватывает практически все виды продукции производственно-технического назначения и индивидуального потребления, реализуемые через рынок, и находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном как с производством, так и с потребителями. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

Рис. 1. 1 Общая структура оптовой торговли в России

 

 

В зависимости от положения оптовой торговли в сбытовой цепи выделяют следующие виды:

— торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур. Сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы;

— торговля по производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;

— оптовая торговля сырьем и материалами для последующей реализации через розничную сеть.

По ассортименту реализуемой продукции различают следующие виды оптовой торговли:

— оптовая торговля товарами широкого ассортимента;

— специализированная оптовая торговля, формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной торговой группы.

В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем объеме товарооборота торговых баз наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

Транзитный товарооборот подразделяется на:

— товарооборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением собственных средств);

— товарооборот без участия в расчетах (неоплаченный, но организуемый).

При транзите с участием в расчетах торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет оплате счета не оптовой фирме, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая фирма выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При ютом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз.

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:

— личная отборка товаров покупателями;

— подборка товаров в соответствии с заявками; заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу со стороны потребителей;

— привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов;

— посылочная форма торговли и торговля через автосклады.

Продажа товаров с личной отборкой покупателя практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (автомобили, мебель и другое), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка. Для удобства покупателей многие оптовые фирмы имеют выставочные залы для выкладки товарных образцов и их презентации.

Достаточно перспективной формой складской торговли является продажа товара через автобазы. С помощью автосклада можно наладить эффективное снабжение мелких и отдаленных магазинов с одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.

Посылочная торговля обеспечивает население в форме индивидуальной или рыночной торговли через магазины оптовой посылочной торговли.

Посылочная торговля имеет довольно широкую перспективу и прежде всего по обеспечению отдаленных населенных пунктов. Оптовые базы осуществляют и многочисленные формы розничной торговли через собственную сеть магазинов, павильонов и палаток.

Исследуя конкретные виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо учитывать, что в реальной рыночной среде имеется ряд руководителей предприятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...