Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация оптовой торговли на предприятии и ее анализ




2. 1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия

Объектом исследования данной работы является коммерческая деятельность малого предприятия «Риал – плюс».

Полное официальное наименование предприятия – Общество с Ограниченной ответственностью «Риал – плюс».

Правовое положение предприятия определяется Гражданским Кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ 21. 10. 94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 98 г.

ООО «Риал – плюс» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты его регистрации, которая состоялась в 1996 году. Общество имеет самостоятельный баланс, печать со своими наименованиями, расчетный счет в рублях, а также иные реквизиты.

Учредительными документами ООО «Риал – плюс» являются Учредительный договор и Устав. В соответствии с Уставом, целями Общества являются: получение прибыли путем насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

Предметом деятельности Общества является:

— производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в том числе через собственную торговую сеть;

— выполнение товарно-закупочных, торговых, посреднических, бартерных и иных операций, открытие коммерческо-комиссионных магазинов других торговых предприятий;

— товарно-посреднические услуги по продвижению товаров на экспорт и проведение импортных закупок, инновационная деятельность;

— оказание посреднических торговых, информационных и бытовых услуг;

— строительно-монтажные, эксплуатационные, проектные, наладочные работы, изготовление столярных изделий, мебели;

— проведение работ в сфере маркетинга, рекламы, организации внешнеэкономической деятельности, экспортно-импортных операций;

— создание самостоятельных торговых предприятий, пунктов общественного питания;

— рекламная деятельность, в том числе изготовление и распространение рекламы;

— организация и проведение оптовой и розничной торговли;

— осуществление комплекса мер по переработке, хранению и повышению качества реализуемой сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия;

— другие виды деятельности в соответствии с Уставом.

В настоящее время предприятие осуществляет продажу продовольственных товаров оптовым покупателям. Предприятие функционирует на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия практически два года. ООО «Риал – плюс» занимается оптовыми поставками продовольственной продукции в северные регионы Хабаровского края и другие районы Дальневосточного региона.

Предприятие планирует участие в организации и проведении конкурсов по поставкам продовольствия для государственных нужд.

ООО «Риал – плюс» предлагает достаточно широкий ассортимент продовольственной продукции, преимущественно отечественных производителей, поскольку предприятие создано в целях развития и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в интересах товаропроизводителей, эффективного удовлетворения спроса населения на продовольствие и промышленности на сельскохозяйственное сырье.

Основными товарными группами, предлагаемые крупными предприятиями являются:

— крупа,

— мука,

— сахар, кондитерские изделия,

— масло животное, маргариновая продукция,

— масло растительное,

— плодово-овощная продукция,

— рыбопродукция,

— мясные изделия,

— прочая продукция.

На рис. 2.1. представлена организационная структура управления ООО «Риал – плюс». Из рис. 2.1. видно, что высшим органом управления предприятия является Собрание участников, к исключительной компетенции которого относится:

— определение основных направлений деятельности предприятия;

— изменение устава, в том числе изменение уставного капитала Общества;

— внесение изменений в учредительный договор, другое.

Исполнительным органом ООО «Риал – плюс» является генеральный директор. Генеральный директор решает все вопросы деятельности, в том числе без доверенности действует от имени Общества, издает приказы на назначение на должности работников предприятия.

Работу отдела закупок товаров координирует менеджер по закупкам. Менеджер по закупкам отвечает за эффективность процесса закупок, намечает основные источники материального обеспечения, координирует деятельность сотрудников отдела.

 

Рис. 2. 1 Организационная структура управления ООО «Риал – плюс»

 

Специалистами отдела закупок являются коммерческие агенты по закупкам, товаровед, заведующий товарным складом. Коммерческая деятельность агентов по закупке включает следующие направления:

— анализ и оценка рынка продовольственных товаров;

— организация хозяйственных связей с поставщиками;

— оценка расчетов с поставщиками.

Товаровед определяет требования к товарам, закупаемым агентами, их соответствие стандартам, ТУ и договорным обязательствам.

Заведующий товарным складом организует приемку поступающих товаров от коммерческих агентов. Следит за наличием товаров на складе, ведет оперативный учет поступления товаров; осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров.

Сбытовая деятельность ООО «Риал – плюс» направлена на развитие существующего рынка и поиск новых рынков, повышение конкурентоспособности предприятия.

Коммерческий директор координирует работу отдела сбыта. Он осуществляет организацию продаж товаров в соответствии с договорными обязательствами. Обеспечивает участие отдела в выполнении работ по изучению спроса на предлагаемые товары, получении заказов, согласовании условий и заключении договоров на поставку, расчетных нормативов запасов товаров.

В структуру отдела сбыта входят:

— коммерческие агенты, которые занимаются поиском потребителей, заключением с ними договоров, осуществляют работы по организации сервиса послепродажного обслуживания,

— главный специалист отдела сбыта – выполняет обязанности юриста отдела сбыта, в обязанности которого входит подготовка и отработка нормативно-правовой документации, рассмотрение поступающих на предприятие претензий потребителя и подготовка ответа на заявленные иски,

— экономист по сбыту – выполняет работу по обеспечению заказами на продукцию; разрабатывает нормативы товарных запасов и контролирует их фактический уровень установленным нормам.

Финансовая служба предприятия включает финансовый отдел и бухгалтерию. Специалист финансового отдела осуществляет финансовое планирование, разрабатывает и обеспечивает процессы анализа финансового положения предприятия, оценки потенциала важнейших проектов по инвестированию; выполняет другие функции в рамках своей компетенции.

В обязанности главного бухгалтера входит: ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений.

Представляет интерес проанализировать квалификационный состав персонала предприятия. В таблице 2. 1 представлена классификация персонала по должностям. Данные таблицы 2. 1 показывают, что в 1997 г. наибольший удельный вес в общей численности персонала предприятия занимают специалисты, коммерческие агенты отдела закупок и сбыта (23, 5%).

В 1998 г. удельный вес специалистов уменьшился на 1, 3% при сохранении их абсолютной численности (4 человека). Отделом сбыта было увеличено число коммерческих агентов до 5 человек, в результате чего, их доля в общей численности персонала составила 27, 8%. Уменьшается доля менеджеров предприятия с 17, 6% (в 1997 г.) до 16, 7% (в 1998 г.).

Общее количество работников предприятия увеличилось на 5, 9% и составило 18 человек. Данные таблицы 2. 3 показывают, что персонал предприятия достаточно опытный; наибольший удельный вес в общей численности персонала занимают работники со стажем работы от 1 года до 3 лет (35, 3% - 1997 г.; 38, 9% - 1998 г.). Однако работники с большим стажем работы в сфере торговли (до 10 лет и выше) также занимают достаточно большую долю в общей численности персонала предприятия (53% - 1997 г. и 50% - 1998 г.). Тем не менее руководству предприятия следует уделить внимание повышению квалификации своих работников. В таблице 2. 3 представлены данные для анализа показателей по труду.

Таблица 2. 1.

Классификация персонала предприятия по должностям в динамике (численность – человек, удельный вес - %)

 

Должность работника

1997 г.

1998 г.

Отклонения

 

Темп роста

Числен ность Уд. вес Числен ность Уд. вес Числен ность Уд. вес
1. Менеджер 2. Специалисты 3. Коммерческие агенты (отдел закупок) 4. Коммерческие агенты (отдел сбыта) 5. Завскладом 6. Техперсонал 3 4 4     4     1 1 17, 6 23, 5 23, 5     23, 5     5, 0 6, 0 3 4 4     5     1 1 16, 7 21, 2 21, 2     27, 8     5, 6 5, 6   - - -     +1     - -   -0, 9 -1, 3 -1, 3     4, 3     -0, 3 -0, 4 100, 0 100, 0 100, 0     125, 0     100, 0 100, 0
Итого 17, 0 100, 0 18, 0 100, 0 1 - 105, 9

 

 

Общее количество работников предприятия увеличилось на 5, 9% и составило 18 человек. Данные таблицы 2. 3 показывают, что персонал предприятия достаточно опытный; наибольший удельный вес в общей численности персонала занимают работники со стажем работы от 1 года до 3 лет (35, 3% - 1997 г.; 38, 9% - 1998 г.). Однако работники с большим стажем работы в сфере торговли (до 10 лет и выше) также занимают достаточно большую долю в общей численности персонала предприятия (53% - 1997 г. и 50% - 1998 г.). Тем не менее руководству предприятия следует уделить внимание повышению квалификации своих работников. В таблице 2. 3 представлены данные для анализа показателей по труду.

 

Таблица 2. 2

Классификация персонала предприятия по стажу работы в торговле в динамике (численность – человек, удельный вес - %)

 

Категория работников по стажу

1997

1998

Отклонения ±

Темп роста, %

Числ-ть Уд. Вес Числ-ть Уд. вес Числ-ть Уд. вес
1. до 1 года 2 11, 7 2 11, 1 - 0, 6 100, 0
2. от 1 года до 3 лет 6 35. 3 7 38, 9 1 3, 6 116, 7
3. от 3 лет до 10 лет 6 35, 3 6 33, 3 - -2, 0 100, 0
4. свыше 10 лет 3 17, 7 3 16, 7 - 9, 0 100, 0
Итого 17. 0 100, 0 18, 0 100, 0 1 - 105, 9

 

Таблица 2. 3

Характеристика показателей по труду и заработной плате

 

Показатели Ед. изм. 1997 г. 1998 г. Отклонения ± Темп роста, %
1. Товарооборот Тыс. руб. 45 733, 0 40 359, 0 -5 374, 0 88, 2
2. Среднестатистическая численность работников, всего Чел. 17, 0 18, 0 1, 0 105, 9
В т. ч.: продавцов (агентов) Чел. 4, 0 5, 0 1, 0125, 0  
3. Выработка одного работника Тыс. руб. 2 690, 0 2 242, 2 -447, 8 83, 4
4. выработка одного продавца (агента) Тыс. руб. 11 433, 3 8 071, 8 -3 361, 5 70, 6
5. Фонд оплаты труда Тыс. руб. 685, 9 686, 1 0, 2 100, 1
6. Срезка зарплаты на одного работника Тыс. руб. 40, 3 38, 1 -2, 2 94, 5
7. Уровень расходов по зарплате, % к товарообороту % 1, 5 1, 7 0, 2 113, 3

 

Данные таблицы 2.3. свидетельствуют, что трудовые ресурсы предприятия используются не достаточно эффективно. Снижается выработка работников предприятия, на 16, 6 %, в том числе на 29, 4 % - выработка наилучших агентов отдела сбыта. Это негативная тенденция вызвана рядом внешних факторов, таких как ухудшение экономической ситуации в стране, инфляционные процессы, снижение платежеспособности покупателей, и как следствие уменьшение спроса на товары.

Фонд оплаты труда в отчетном году практически не изменился и составил 676, 1 тыс. руб. В связи с ростом численности персонала предприятия на 5, 9 %, средняя заработная плата работника сокращается на 5, 5 % и составляет в 1998 г. – 38, 1 тыс. руб.

О неэффективном использовании трудовых резервов свидетельствует также повышение уровня расходов по заработной плате. По сравнению с 1997 г. он увеличился на 13, 3 % и составил 1, 7 %, что, конечно, является негативной тенденцией, при условии снижения выработки на 16, 6 % в отчетном году.

Необходимо провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия, представленных в таблице 2.4. Основными финансово-экономическими показателями оптового предприятия являются: товарооборот, валовой доход, издержки обращения, балансовая прибыль. Данные таблицы 2.4. свидетельствуют о негативной тенденции изменения показателей деятельности ООО «Риал-плюс».

На 11, 8 % в отчетном (1998 г.) снижается величина товарооборота, что в абсолютном измерении составляет 5 374, 0 тыс. руб. Это снижение вызвано уменьшением спроса со стороны предприятий – покупателей, в следствии ухудшения их финансового положения. Аналогичная ситуация наблюдается по валовому доходу. В 1997 г. его величина составила 7 911, 8 тыс. руб., в 1998 г. – 6 618, 9 тыс. руб., что на 16, 3 % меньше, чем в прошлом году. Валовой доход снижается как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это снижение вызвано уменьшением уровня торговой наценки на реализуемые товары. Наблюдается негативная динамика изменения уровня издержек обращения, в связи с ростом цен на услуги транспортных организаций. В 1998 г. уровень издержек обращения увеличился на 0, 4 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 14, 6 %.

Таблица 2. 4

Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике (сумма – тыс. руб., уровень – в % к обороту)

 

Показатели 1997 г. 1998 г. Отклонения ± Темп роста, %
1. Товарооборот 45 733, 0 40 359, 0 -5 374, 0 88, 2
2. Валовой доход: - сумма - уровень   7 911, 8 17, 3   6 618, 9 16, 4   -1 292, 9 -0, 9   83, 7 94, 8
3. Издержки обращения: - сумма - уровень   6 494, 1 14, 2   5 892, 4 14, 6   -601, 7 0, 4   90, 7 102, 8
4. Прибыль от реализации товаров, сумма 1 417, 7 726, 5 -691, 2 51, 2
5. Уровень рентабельности 3, 1 1, 8 -1, 3 58, 1
6. Доходы от прочих видов деятельности 102, 4 223, 7 121, 3 218, 5
7. Внереализационные доходы 234, 1 330, 5 96, 4 141, 2
8. Внереализационные расходы 197, 7 104, 8 -92, 9 53, 0
9. Балансовая (долевая прибыль) 1 556, 5 1 175, 9 -380, 6 75, 6
10. Уровень рентабельности, общий 3, 4 2, 9 -0, 5 85, 3

 

Одновременное снижение товарооборота и повышение уровня издержек обращения отрицательно повлияло на финансовые показатели деятельности предприятия и привело к снижению прибыли от реализации по итогам отчетного года. Величина прибыли в 1997 г. составила 1 417, 7 тыс. руб., в 1998 г. она уменьшилась на 48, 8 %. В рассматриваемом периоде сложилась негативная динамика показателей деятельности.

Увеличение внереализационных доходов в 1998 г. оказало позитивное влияние на формирование балансовой прибыли. Рост расходов, связанных с уплатой штрафных санкций по актам проверок, с возмещением потерь от чрезвычайных ситуаций, уплатой налогов по результатам деятельности, снизил положительное влияние роста доходов. Данные табл. 2. 4 доказывают, что в отчетном периоде предприятие работало не эффективно.

Величина балансовой прибыли, снизилась на 24, 4 % и составила 1 175, 9 тыс. руб. Негативным фактором повлиявшим на ухудшение финансового показателя деятельности предприятия явилось снижение прибыли от реализации товаров, в следствии роста уровня затрат и снижения объема продаж.

Особый интерес для анализа представляет сложившаяся динамика показателя рентабельности продаж. На каждый рубль реализованных товаров предприятие в отчетном году получило прибыли на 0, 5 коп. меньше, чем в предыдущем. Рентабельность продаж составила в 1998 г. – 2, 9 %.

Рентабельность полученного дохода также имеет тенденцию к снижению. Если в 1997 г. данный показатель составлял 0, 18, то в 1998 г. – 0, 11, то есть величина прибыли от реализации, приходящаяся на рубль валового дохода уменьшается на 7 %.

Проведенная оценка организационно-экономического положения предприятия позволяет сделать следующие выводы и замечания:

— В организационной структуре управления ООО «Риал – плюс» отсутствует отдел маркетинга, нет специалиста, выполняющего данные функции;

— Не проводится работа по изучению рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

— Трудовые ресурсы предприятия используются не эффективно, о чем свидетельствует снижение выработки работников предприятия, в том числе коммерческих агентов по сбыту продовольственных товаров, и рост уровня затрат на оплату труда.

— Объем товарооборота в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к снижению. В 1998 г. абсолютное снижение объема продаж составило 5 374, 0 тыс. руб.. Это снижение происходит в результате снижения спроса потребителей на отдельные виды товаров; наличие сильных конкурентов на рынке продовольствия, отсутствие свободных денежных средств.

— Одновременное сокращение товарооборота и повышение уровня затрат негативно повлияло на финансовые результаты деятельности ООО «Риал – плюс».

В 1998 г. балансовая прибыль уменьшилась на 245,0 % по сравнению с прошлым годом. Это в свою очередь отразилось на рентабельности продаж и привело к снижению данного показателя в отчетном периоде на 0, 5 %.

Из числа показателей, характеризующих деятельность оптового предприятия, показатель оптового товарооборота имеет особое значение и специфику. В связи с этим анализ оптового товарооборота ООО «Риал – плюс» представляет интерес в экономическом и аналитическом плане.

 

2. 2 Экономический анализ оптового товарооборота

Важным показателем деятельности оптового предприятия «Риал – плюс» является оптовый товарооборот. Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночных условиях должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж, кому продаются товары, какова товарная структура оборота, в какие регионы реализуются товары, каково состояние складских и транзитных продаж, каково состояние товарных запасов и оборачиваемость, кто является поставщиками предприятия и каковы объемы поставок.

Анализ оптового оборота производится по следующим направлениям:

— Анализ объема и структуры оборота;

— Анализ поступления товаров;

— Анализ товарных запасов.

В табл. 2.5. приведены данные для анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с показателями за прошлый период. Данные табл. 2.5. свидетельствуют о том, что в отчетном периоде план оптового товарооборота был выполнен только на 93,9 %, при этом в поквартальном разрезе выполнен план продаж в четвертом квартале, по остальным кварталам – недовыполнение плана. В сравнении с прошлым годом объем продаж сократился на 11, 8 % и составил в абсолютном выражении 40 359, 0 тыс. руб. На величину оптового товарооборота предприятия оказали влияние ряд негативных внешних и внутренних факторов. При чем большее влияние оказали внешние, независящие от предприятия факторы. А именно – сохраняются негативные тенденции в изменении экономической ситуации: продолжающаяся инфляция, снижение платежеспособности населения и предприятий, снижение рентабельности производства и др. Наличие конкурентов на рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья также оказало влияние на падение товарооборота в отчетном периоде. Колебания спроса покупателей, его снижения на некоторые виды продукции, предлагаемых ООО «Риал – плюс» - в определенной степени способствовало невыполнению плана оптового товарооборота в отчетном периоде. Колебания потребительского спроса повлияли на изменение структуры оптового товарооборота. Анализ данных, представленных в табл. 2. 6 позволяет сделать следующие выводы. В рассматриваемом периоде происходят колебания структуры оптового товарооборота.

В 1997 г. наибольший удельный вес в общем объеме продаж занимает продажа муки (18,4 %). Объем продаж муки в 1997 г. в стоимостном выражении составил 8 414, 9 тыс. руб. В 1998 г. доля продаж данного товара сократилась на 0, 9 % и составила 17, 5 % в общем товарообороте. Сокращение продажи муки вызвано ростом в отчетном периоде дебиторской задолженности основных покупателей АО «Амурхлебопродукт», АО «Хабаровский Хлебокомбинат».

Таблица 2. 5

Выполнение плана оптового товарооборота за 1998 год (сумма – тыс. руб., удельный вес - %)

Квар-талы

Фактичес-ки за прошлый год (1997 г.)

Отчетный год

% выполне-

ния плана

Отчетный год в % к прошлому году

План

фактически

Сумма Удельный вес Сумма Удельный вес
I II III IV 10 500,0 11 347,0 12 469,0 11 417,0 10 750,0 11 825,0 12 212,0 8 213   25, 0 27,5 28,4 19,1 10 105,0 10 156,0 10 180,0 9 918,0 25, 0 25,2 25,2 24,6 94, 0 85,9 83,4 120,8 96, 2 89,5 81,6 86,7  
Итого   45 733, 0 43 000,0 100,0 40 359,0 100,0 93,9 88,2

 

Следует отметить сложившуюся динамику снижения продаж по основным видам товаров так, в отчетном периоде сократились продажи сахара, мясопродуктов, плодово-овощной продукции, консервов молочных и мясных. Это связано с сокращением поставок в Республику Саха – Якутия, так как якутские предприятия – покупатели зарекомендовали себя ненадежными партнерами по оплате.

Благоприятное воздействие на величину оптового товарооборота оказал рост объема продаж масла животного (темп роста составил – 109, 7 %), масла растительного (темп роста - 104, 9 %), рыбопродукции (темп роста - 105, 2 %).

Для анализа выполнения плана реализации по ассортименту используются данные табл. 2.7.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...