Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда




Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

Организация института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда производится в соответствие с «Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», утвержденными постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 года № 30.

Цель создания Института уполномоченных: организация общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда. В то же время уполномоченные также контролируют выполнение работниками обязанностей в этой сфере.

Основными задачами уполномоченных являются:

· содействие созданию на предприятии (в подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

· осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в подразделении) и за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда.

· представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с вопросами охраны труда;

· консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

2. Основные принципы государственной политики в области охраны труда.

Наиболее общей правовой основой решения вопроса о возмещении вреда являются положения ГК РФ. Обязательства вследствие причинения вреда и общий порядок возмещения вреда определены в гл. 59 части второй ГК РФ. В соответствии со ст. 1064 лицо, причинившее вред, обязано возместить его в полном объеме. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В определенных случаях обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Так, работодатель (юридическое либо физическое лицо) обязан возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК РФ).

Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею, деятельности и др. ), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Очень важным является положение п. 2 ст. 1083 ГК РФ о том, что при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Это означает, что пострадавший на производстве вследствие выполнения своих трудовых обязанностей работник всегда должен получить то или иное возмещение вреда, причиненное его здоровью.

Рассматривая вред, причиненный здоровью человека, необходимо понимать, что такой вред, например, как травма, в большинстве случаев может лишить человека способности своим трудом (на самого себя или по найму) прокормить себя и своих близких, которые сами прокормиться не в состоянии (это маленькие дети, старики, больные – их нередко называют иждивенцами). Вот почему вред, нанесенный здоровью, всегда соотносится с размером материального вреда, так или иначе полученного вследствие повреждения здоровья. Если размер вреда значителен, то общепризнанным в условиях рыночной экономики способом возмещения вреда является страхование.

Идея страхования проста, удобна, эффективна и применима к относительно редким событиям, носящим случайный характер, касающимся многих потенциальных причинителей вреда или пострадавших. Именно такими событиями являются производственные травмы и профессиональные заболевания.

В страховании участвуют как минимум две стороны: страховщик и страхователь.

Страховщиком называют субъекта права (обычно организацию), который проводит страхование и принимает на себя обязательство возместить страхователю или другим лицам, участвующим в страховании, ущерб либо выплатить страховую сумму. При этом страховщик организует создание и расходование средств фонда страхования. Возмещение ущерба происходит только при страховом случае.

Страхователь – это субъект права, который страхует какой-либо и чей-либо (необязательно свой) риск какого- то события, называемого страховым случаем. При этом страхователь выплачивает страховщику страховые взносы. Если страхователь страхует риск в пользу какого-то третьего лица, то такое лицо в общем случае называется выгодоприобретателем, а в случае физического лица может еще называться застрахованным.

Страхование рисков выгодно застрахованному, страхователю и страховщику. При этом страхователь стремится понизить страховые взносы, страховщик – сделать их реальными и соответствующими реальному риску у данного страхователя, а застрахованному гарантирована выплата достойной компенсации полученного вреда.

Отношения в области страхования между страховщиками (страховыми организациями) и страхователями (гражданами и организациями), а также отношения страховых организаций между собой регулируются Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 " Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 27 ноября 2007 г. ), другими актами законодательства, принимаемыми на его основе. Закон устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. В ст. 2 указанного Закона страхование определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Важнейшим из всех видов имущественного и личного страхования является социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую и социальную помощь работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков. Как правовая, организационная и финансовая система социальное страхование, впервые оформившееся в конце 1890-х гг. в Германии, продемонстрировало

свою высокую результативность и впоследствии получило широкое распространение в Западной Европе, а затем и в большинстве других стран мира, включая Россию.

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательное страхование осуществляется в силу закона. В настоящее время данный вид страхования регулируется Федеральным законом от 15 июля 1999 г. № 165-ФЗ " Об основах обязательного социального страхования".

Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой служит осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения их материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

К числу основных принципов обязательного социального страхования в нашей стране относятся:

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Особый вид обязательного социального страхования представляет собой обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, часто называемое страхованием профессиональных рисков. Данный вид страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан:

· осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

· возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...