Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романы В.Скотта «шотландского» («Уэверли») и «английского» («Айвенго») циклов.




Вальтер Скотт (1771 - 1832) вошел в историю литературы как создатель жанра исторического романа.

Произведения на исторические темы писались, конечно, и раньше, но историю понимали крайне упрощенно: одна эпоха отличалась от другой лишь сменой королей и династий, а творцами истории выступали сильные личности, находящиеся у власти. Вальтер Скотт же увидел и показал борьбу общественных сил, воздействие народных масс на ход исторических событий. Этот писатель оказал заметное влияние не только на развитие исторического жанра в европейской литературе, но и на развитие самой исторической науки.

Вальтер Скотт родился в Эдинбурге и провел всю жизнь в Шотландии, где еще существовали пережитки родового кланового строя. Воспитанный в духе уважения к национальным традициям, он рано почувствовал интерес к старине и народному творчеству. Коллекционируя старинные рукописи и собирая шотландский фольклор, он не ограничился в своих книгах воссозданием подробностей жизни и быта минувших эпох. В его романах изображены во взаимодействии все социальные группы населения - землепашцы и пастухи наряду с феодалами и королями. Действие романов В. Скотта развертывается в кризисные эпохи - революций, гражданских войн, завоеваний, крестовых походов.

Глубокое знание мельчайших исторических фактов сочеталось в творчестве В. Скотта с богатой художественной фантазией и умением оживлять сухие документальные источники. Каждая его книга отличается тщательно продуманной архитектоникой, где любой эпизод входит органически в сложную композицию и даже второстепенные действующие лица необходимы для развития сюжета.

В. Скотт был свидетелем больших исторических перемен, вызванных к жизни такими великими событиями, как промышленный переворот в Англии, французская революция и наполеоновские войны. На его глазах рушились старые общественные отношения и уходили в прошлое милые его сердцу патриархальные клановые устои. Несмотря на свой шотландский патриотизм, он сознавал необходимость объединения страны: на определенном этапе истории королевская власть, подавившая феодалов, нужна была всей нации. Но буржуазная действительность внушала писателю отвращение, хотя он был достаточно проницателен, чтобы понять ее неизбежность и даже в какой-то мере принять ее. Все это прямо или косвенно отразилось в его творчестве.

 

 

Циклы романов Скотта

 

За семнадцать лет В. Скотт написал двадцать пять больших романов, посвященных временам рыцарства, эпохе абсолютизма и английской буржуазной революции. Народные движения в защиту национальной независимости Шотландии, её взаимоотношения с Англией, восстания пуритан и якобитов, разрушение патриархально-клановых порядков и обычаев, противоречия между шотландскими горцами и населением нижней Шотландии, уже приспособившимся к новым веяниям,- таковы основные темы и события, положенные в основу шотландского цикла романов.

Первый роман «Уэверли» (1814), принесший писателю огромный успех, был выпущен анонимно, а все последующие романы подписывались прозрачным псевдонимом «автор Уэверли». В романе рассказывается о трудных взаимоотношениях между Англией и Шотландией. В 1745 г. произошло последние восстание шотландцев против англичан. Во главе первых – «младший претендент» Карл Стюарт. У каждого своя правда: шотландцы хотят сохранить национальную независимость, а англичане – государственное единство. Главный герой выступает в роли примирителя.

Роман «Айвенго» (1820) отличается глубоким проникновением в сложную историческую обстановку Англии конца XII века. При написании романа у Скотта было мало исторических документов, отсюда тяготение к romance (приключенческий готический роман).

В центре произведения – формирование единой нации из англосаксов и норманнов. Конфликт между патриархальностью и современность, местным и государственным. Айвенго – герой примиритель.

«Айвенго» — первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I. В изображении Скотта интересы народа и короля совпадают, автор создал идеализированный образ Ричарда, который на самом деле не отличался особым патриотизмом. Здесь Скотт следует принципам эпоса (черты многих исторических личностей объединены в одном человеке). Ричард – собирательный образ.

Средние века показаны как страшное и жестокое время.

Сюжет (крепитесь)))

Предыстория: По завершении третьего крестового похода многие рыцари возвращаются в Европу. Король Ричард Львиное Сердце в плену у австрийского герцога Леопольда. Принц Джон сеет смуту в стране между норманнами и саксами и ведет интриги против короля, надеясь заполучить власть. Седрик Ротервудский, богатый землевладелец, в надежде возродить былое могущество саксов намеревается поставить во главе их сэра Ательстана, потомка короля Альфреда. Апатичный Ательстан не вызывает ни у кого доверия, и Седрик, дабы придать ещё большего веса его фигуре, мечтает женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене. Но на пути к заветной мечте старого тана встал его сын Уилфред Айвенго, полюбивший Ровену. Седрик, верный своему идеалу, изгнал его из отчего дома и лишил наследства.

Собственно, действие: Двое слуг Седрика, свинопас Гурт и шут Вамба, встречают прелата Эймера и рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, направляющегося со свитой на рыцарский турнир. Застигнутые в дороге непогодой, рыцарь и приор являются к Седрику. Приют в доме гостеприимного тана получают также пилигрим, возвращающийся из святой земли, и еврей Исаак. За столом идет беседа о крестовых походах и турнире, где саксы победили норманнов благодаря Айвенго. Бриана де Буагильбера обещает в следующий раз сокрушить его. Пилигрим сообщает, что Айвенго движется в Англию через, но когда он прибудет неизвестно.

Утром пилигрим поднимает Исаака и сообщает ему, что вечером он слышал, как храмовник Бриан де Буагильбер приказал схватить еврея и заточить его в замок. Пилигрим с Исааком покидают поместье Седрика. Достигнув Ашби, благодарный Исаак сообщает пилигриму, что увидел у него рыцарские шпоры и предлагает ему занять боевого коня, оружие и рыцарские доспехи для предстоящего турнира у одного из его друзей.

Начинается турнир в Ашби. На турнир съехалась вся знать Англии, в том числе и принц Джон с приближёнными. Принц публично показывает свою дерзость и неприязнь к саксам. Пятеро рыцарей-зачинщиков вызывают всех на бой. Все соглашаются биться только тупым оружием, Бриана де Буагильбера никто не решается вызвать. Появляется некий рыцарь Лишённый Наследства, как он сам себя назвал. Он побеждает всех зачинщиков одного за другим и провозглашается победителем первого дня состязаний, ему выпадает честь выбрать среди знатных дам Царицу любви и красоты. Победитель выбирает леди Ровену.

Вечером к палатке победителя являются слуги побежденных вместе с конями и доспехами хозяев, которые по правилам турнира переходят победителю. Воин отказался принимать доспехи Бриана де Буагильбера, а за вооружение и лошадей других рыцарей взял лишь половину суммы. Затем он отправил своего оруженосца Гурта в дом еврея Исаака отдать деньги за свои доспехи. Еврей принял деньги, но когда Гурт уходил, во дворе его остановила дочь еврея Ребекка и отдала ему мешок с большими деньгами, объясняя это тем, что её отец Исаак в большем долгу перед рыцарем.

На второй день турнира происходит массовая битва. Отряд под предводительством Бриана де Буагильбера сразился с отрядом рыцаря Лишённого Наследства. В ходе сражения стороны большинство воинов выбыло, и в конце рыцарь Лишённый Наследства остался сражаться один с Буагильбером, Ательстаном и Фрон де Бефом. В последний момент ему на помощь подоспел рыцарь в чёрных доспехах, который до этого принимал пассивное участие в битве, за что зрители прозвали его Чёрным Лентяем. Он выбил из сёдел Фрон де Бефа и Ательстана, и в результате победил отряд рыцаря Лишённого Наследства. Принц Джон признал героем дня Чёрного Лентяя, но он куда-то исчез с ристалища. Тогда принцу пришлось опять признать победителем рыцаря Лишённого Наследства.

Победитель встал на колени перед леди Ровеной, чтобы получить от неё почётный венец. Когда рыцарь снял шлем, Ровена узнала в рыцаре своего возлюбленного Айвенго, но он был ранен в бок и, потеряв силы, упал перед её ногами. В ходе возникшей сумятицы еврей и его дочь Ребекка, имеющая навыки врачевания, подобрали рыцаря на носилки и отвезли в свой дом в Ашби. На следующий день должны были пройти соревнования для простонародья, но принц Джон получил письмо от французского короля, сообщавшего, что король Ричард возвращается из плена. Вечером Седрик и Ательстан побывали на пиру у Принца Джона, на котором присутствовали и другие знатные норманны. Леди Ровена не пошла на пир. Принц Джон и собравшиеся норманны оскорбили саксов, те в гневе покинули пир.

Де Браси, вожак наёмников на службе принца, вместе с храмовником и Фрон де Бефом напал на процессию Седрика и захватил в плен Седрика, Ательстана, Ровену, Исаака с дочерью и Айвенго, которого они несли в носилках. В это время Ательстан и Седрик согласились заплатить выкуп за освобождение, де Браси не смог преуспеть перед Ровеной, храмовник потерпел неудачу с Ребеккой, хоть мужество девушки пришлось ему по душе. Исаак отказался платить Фрон де Бефу, узнав, что дочь находится у храмовника.

Норманны получают вызов от йоменов, но их гордость не даёт им отпустить пленников, хоть у них лишь кучка людей для защиты замка. Шут Седрика Вамба под видом монаха пробирается в замок и подменяет собой хозяина. Йомены идут на штурм, Фрон де Беф, защищая палисад, получает смертельную рану от руки Чёрного рыцаря. Он и Седрик рубят входные ворота, замок поджигают, раненный Фрон де Беф сгорает заживо. Храмовник собрав остатки людей и, сразив Ательстана, прорывается из замка.

Йомены делят добычу, де Браси возвращается к принцу и сообщает, что Ричард вернулся, это и есть Чёрный рыцарь, принц приказывает Фиц-Урсу устроить на него засаду. Ричард едва не погибает, но ему на помощь приходит Локсли. Седрик,

В это время в прецепторию храмовников, где укрылся Буагильбер, является гроссмейстер ордена, грозный Лука Бомануар. Узнав от Исаака, что храмовник привёз Ребекку, Бомануар решает, что она его околдовала и устраивает суд. Чтобы выгородить Буагильбера, остальные подтверждают эту версию. Ребекка требует божьего суда и бросает перчатку. Защищать орден должен Буагильбер, на защиту Ребекки является измождённый Айвенго на усталом коне. Однако на поединке Буагильбер умирает от собственных страстей. Ребекка освобождена и уезжает с отцом в Гранаду. Выясняется, что Ательстан на самом деле выжил, но на все уговоры Седрика жениться на Ровене он отвечает отказом. В итоге Седрик скрепя сердце соглашается на брак Ровены с Айвенго. Айвенго венчают с Ровеной.

Романы «Монастырь» (1820) и «Кенилворт» (1821) переносят читателей в годы царствования королевы Елизаветы (вторая половина XVI в.); в романе «Вудсток» (1826] обрисованы революционные события 1649 года. В некоторых романах действие развертывается за пределами Англии и Шотландии. «Талисман» (1825) и «Граф Роберт Парижский» (1832) воспроизводят события и обстановку крестовых походов X]-Х1Г веков; «Квентин Дорвард» (1823) переносит читателей во Францию времен Людовика XI (вторая половина XV в.).

Шотландский цикл ( XIV-XVIII века)

«Пуритане», «Гай Мэннеринг», «Роб Рой», «Уэверли», «Антикварий», «Эдинбургская темница», «Ламмермурская невеста» и т.д.

 

Английский цикл

«Айвенго», «Аббат», «Монастырь», «Вудсток, или Кавалер» и т.д.

 

Париж и др. страны

«Сент-Романские воды», посвященный современности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...