Философская почва и эстетические принципы натурализма.
Натурализм как литературное направление возник в 60-70-х гг. 19 века. Первым термин «натурализм» использовал для обозначения собственного творчества Эмиль Золя — автор теоретических работ «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и «Натурализм в театре» (1881). Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Ч. Дарвина, философский позитивизм О. Конта, эстетические построения Ипполита Тэна. Последний выдвинул натуралистическую триаду: раса, среда, момент. Натурализм рождается на почве объективизма и аполитичности. Автор не должен проявлять своих симпатий и антипатий. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.
Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов — беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Натуралистическое начало в литературе зачастую подвергалось критике за недостаток художественности. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер, в котором французские критики на первых порах видели чуть ли не идейного предводителя новой школы. В своеобразную школу за пределами Франции натурализм сложился только в Италии (веризм) и в США. Американские писатели-натуралисты — Теодор Драйзер, Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Джек Лондон — беспощадно фиксировали реалии повседневной жизни на задворках общества, на полях боя и в городских трущобах (там, где селились прибывавшие в Америку иммигранты). В целом их произведения ещё более пессимистичны, чем романы Золя. И ещё раз кратко признаки: Предельная объективность Позитивистский и детерминистский подход к объяснению мира и человека (натуралистическая триада) Воображению противопоставляется наблюдение, авторской позиции – научная беспристрастность, анализу – регистрация явлений действительности, типизации и обобщению – факто- и фотографичность
Привнесение в литературу методов естественных наук.
Творческий путь Эмиля Золя. Замысел эпического цикла «Ругон-Маккары». Творческий путь Золя. Эмиль Золя (1840 - 1902) — французский писатель, один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения. Является автором работ по теории натурализма: «Романисты-натуралисты», «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре». Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в работе — «Экспериментальный роман». Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. Свою литературную деятельность Золя начал как журналист. Многие из его первых романов — типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны», 1867). На всем последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой. Эти выступления осуществляют активное участие художника в политической жизни его времени (в том числе и знаменитое открытое письмо президенту Франции «J’accuse» («Я обвиняю»), стоившее писателю изгнания в Англию (1898). Первые романы Золя – «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера». Эпопея «Ругон-Маккары» (1868-1893) Центральный узел своей творческой деятельности писателя — двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» (полностью «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи»). Задачи Золя: Изучить II Империю, дать в типах представителей общества, его героев и злодеев Изучить историю одной семьи в вопросах наследственности и среды Быть предельно объективным, не вводить в роман свое «я». Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки ее проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы. Автор доказывает, что преступность – следствие дурной наследственности.
Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления — вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя. Больше того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание Образы серии романов «Ругон-Маккары» Аделаида Фук
Во многих романах цикла Золя акцентирует внимание на описании мещанском быте. Мелкий буржуа, переживающий свой закат, получает полное и законченное выражение. Он переживает драму хозяйственной катастрофы, распад мещанского благополучия, которые интерпретируются как трагедия, имеющая монументальный характер. Как наиболее последовательная форма психологии мелкой буржуазии в романах Золя даются многочисленные правдоискатели. Все они куда-то стремятся, охвачены какими-то надеждами. Но сразу же выясняется, что надежды их тщетны, а стремления слепы. Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не мещанские Иовы, не страдальцы, не тщетные искатели, а хищники. Им всё удается. Они всего достигают. Аристид Саккар — гениальный проходимец в романе «Деньги», Октав Муре — капиталистический предприниматель высокого полета, хозяин магазина «Дамское счастье», бюрократический хищник Эжен Ругон в романе «Его превосходителъство Эжен Ругон» (1876) — вот новые образы. Два романа о рабочем классе — «Западня» (L’assomoir, 1877) и «Жерминаль» (Germinal, 1885) — представляются характерными произведениями в том смысле, что здесь в мелкобуржуазном мировосприятии преломляется проблема пролетариата. Эти романы можно назвать романами о «классовом соседстве».
Бытие этой социальной группы в произведениях Золя полно величайшего трагизма. Все здесь охвачено смятением, все стоит под знаком неотвратимости рока. Пессимизм романов Золя находит выражение в их своеобразном, «катастрофическом» строении. Всегда противоречие разрешается так, что трагическая гибель является необходимостью. Это трагическое осознание действительности очень специфично для Золя — здесь лежит характерная особенность его стиля. Вместе с этим возникает отношение к мещанскому миру, которое можно назвать сентиментализирующим.
Ругон. Законная связь. Потомки богатеют, занимают высокое положение в обществе
Маккар, контрабандист, алкоголик Потомки алкоголики, убийцы, преступники
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|