Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевой вариант пробы  Хеда. Ритмы. Исследование сукцессивных функций. |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания.




Речевой вариант пробы  Хеда

1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо,  правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.  Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.

Ритмы. Исследование сукцессивных функций

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:

Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.

Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||.

Сложные ритмы —1|| 11, 11| ||, 11|| |, ||

|. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Для детей старше 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений.

Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.

Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции — последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М.,  1974.

2. Безруких М. В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. М., 1999.

4. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

5. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.

6. Горбунов Г. Д., Горшкова А. Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.

7. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.

8. Еремеева В. Д. Типы латеральное™ у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. № 6.

9. Ермаков /Т. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.

 

10. Иванова Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4.

11. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

13. Матыцин В. П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.

14. Озерецкий Н. И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.

15. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

16. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

17. Стамбулова Н. Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.

 

18. Фроленкова Т. В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус, 2000.  № 7.

19. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.  СПб., 1996.

Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Пальчиковые упражнения для малышей

Психогимнастические упражнения

для дошкольников

Народные потешки

Подготовка руки дошкольника к письму

Развитие интеллекта старших дошкольников

методами кинезиологии

Развивающая кинезиологическая программа

Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия

Краткий словарь терминов

Литература

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...