Речевой вариант пробы Хеда. Ритмы. Исследование сукцессивных функций. |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Речевой вариант пробы Хеда 1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают. 2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Критерии оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнена только простая ориентировка; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией. Ритмы. Исследование сукцессивных функций Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются: Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают. Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||. Сложные ритмы —1|| 11, 11| ||, 11|| |, || |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Для детей старше 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга. Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений. Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей. Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе). Сукцессивные функции — последовательные функции. Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием. ЛИТЕРАТУРА 1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М., 1974.
2. Безруких М. В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. 3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. М., 1999. 4. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987. 5. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3. 6. Горбунов Г. Д., Горшкова А. Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996. 7. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4. 8. Еремеева В. Д. Типы латеральное™ у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. № 6. 9. Ермаков /Т. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.
10. Иванова Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4. 11. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. 12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979. 13. Матыцин В. П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993. 14. Озерецкий Н. И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923. 15. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998. 16. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999. 17. Стамбулова Н. Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.
18. Фроленкова Т. В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус, 2000. № 7. 19. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Пальчиковые упражнения для малышей Психогимнастические упражнения для дошкольников Народные потешки Подготовка руки дошкольника к письму Развитие интеллекта старших дошкольников
методами кинезиологии Развивающая кинезиологическая программа Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия Краткий словарь терминов Литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|